Фомина Олеся Витальевна
РЕАЛИЗАЦИЯ КОНЦЕПЦИИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ ОБЩЕСТВЕННЫХ ДИСЦИПЛИН
Аннотация. В статье представлена реализация концепции патриотического воспитания детей и молодежи средствами общественных дисциплин Донецкой Народной Республики. Показано, что патриотическое воспитание – процесс формирования отношения к Отечеству как национальной ценности, развитие таких качеств личности, как любовь к Отечеству, преданность Родине, внимание к истории ДНР, духовная связь с народом. Определены сущностные характеристики патриотического воспитания, его формы, методы и средства. Выделены ценностные доминанты патриотического воспитания: Родина, природа, культура, родной язык, труд. Подчеркивается роль педагога в патриотическом воспитании. Установлено, что основы патриотического воспитания делают его полноценным и значимым для учащихся.
Ключевые слова: патриотическое воспитание, гражданственность, любовь к Родине, воспитательная система, общественные молодежные движения, патриотизм.
«Как нет человека без самолюбия,− так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека...»
К.Д.Ушинский
Проблема развития воспитания, несомненно заслуживает самого пристального внимания, так как, по сути, речь идет о завтрашнем дне Родины, ценностных ориентирах нашего общества, а по большому счету – о национальной безопасности страны, корни которой кроются в воспитании [1, с. 55], гражданском становлении подрастающего поколения, формировании у него готовности к достойному служению Отечеству.
Система образования призвана создавать условия для становления личности нового типа, воспитывать гражданина Молодой Республики, общества. Существовавшая ранее в учебных заведениях общественно-государственная система воспитания, в основном, была ликвидирована, поскольку не отвечала новым условиям. В настоящее время все еще не сложилась модель личности человека нового типа, соответствующего тенденциям мировой информационной цивилизации и жизнеспособного в новых условиях действительности.
Актуальность патриотического воспитания подрастающего поколения во все времена неизменно находилась в центре внимания общества и государства. Реалии постсоветского времени привели к ситуации, когда система общего среднего образования, ранее обладавшая существенным влиянием на процесс становлення школьника как патриота и гражданина, в значительной мере утратила свои позиции в этом направлении. Во многом именно поэтому последнее время ознаменовалось такими негативными процессами, как депатриотизация духовной и социальной жизни молодежи, размывание ценностно-мотивационного ядра национального самосознания юношества. Отечественная история, ее героические события, выдающиеся деятели утратили силу нравственного идеала для молодых людей. Между тем необходимость в духовности и патриотизме особенно велика для Донецкой Народной Республики. Успешный ход реформ невозможен, если система воспитания подрастающего поколения лишена духовно-нравственных основ, любви к своему Отечеству.
Идея патриотизма может и должна стать тем стержнем, вокруг которого сформируется сознательно избираемая, активная, деятельная патриотическая позиция молодежи, обеспечивающая ее готовность и способность к активным действиям во благо Родины. Необходимость формирования такой позиции декларируется во многих нормативных документах, программах, публикациях, посвященных проблеме патриотического воспитания подрастающего поколения.
Концепция патриотического воспитания детей и учащейся молодежи Донецкой Народной Республики – документ, отражающий совокупность официально принятых взглядов на государственную политику в области патриотического воспитания [3, с. 1].
Цель статьи – реализация Концепции патриотического воспитания детей и молодежи средствами общественных дисциплин.
Достижение общей стратегической цели – формирование патриотической позиции у молодежи, сопряжено с решением множества частных задач, одной из которых является использование воспитательного потенциала различных учебных предметов, в том числе и общественных дисциплин, в патриотическом воспитании старшеклассников. Современная практика патриотического воспитания школьников свидетельствует о том, что их базовые патриотические ориентации и установки культивируются, прежде всего, в младших и средних классах. При этом в силу возрастных особенностей у младших школьников и подростков это достигается в основном на эмоционально-чувственном уровне, в то время как старший школьный возраст имеет все внутренние возможности для формирования сознательной, активной и целостной патриотической позиции.
Школа является важнейшей социокультурной средой формирования личности, обладает огромным потенциалом в патриотическом воспитании подрастающего поколения.
Использование с этой целью воспитательных возможностей процесса обучения конкретным учебным дисциплинам вызывает необходимость научного поиска педагогических условий, обеспечивающих их эффективную реализацию. Анализ воспитательного потенциала общественных дисциплин в средней школе (работы А.М. Водянского, Е.И. Жильцовой, И.В. Метлика и др.) говорит об их приоритетности в решении задачи патриотического воспитания старшеклассников. В связи с этим сегодня существенно возрастает значение совершенствования теории и практики патриотического воспитания старшеклассников в процессе обучения общественным дисциплинам и, прежде всего, теоретического обоснования проблемы формирования их патриотической позиции [1, с. 56].
В исследованиях В.А. Сухомлинского, самая главная идея, хранимая и почитаемая народом, может быть сформулирована следующим образом: бесценное наше сокровище есть Отечество − земля наших предков, дающая нам хлеб насущный. Именно эту идею должен прочувствовать каждый ученик, который приведет к формированию патриотической сердцевины человека. Как бы продолжая развивать идеи И.А. Ильина, В.А. Сухомлинский оценивает патриотическое воспитание как духовное сосредоточение всей воспитательной работы, а понятие «Родины» раскрывает через такие составляющие, как человек, смысл жизни, труд, любовь, красота, родное слово, семья [6, с. 242 ] .
За последнее время все большее распространение в рамках данного направления приобретает взгляд на патриотизм как на важнейшую ценность, интегрирующую не только социальный, но и духовный, нравственный, культурный, исторический и другие компоненты. Обобщая можно дать такое определение:
«Патриотизм - одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущих всем сферам жизни общества и государства, является важнейшим духовным достоянием личности, характеризует высший уровень ее развития и проявляется в ее активно-деятельностной самореализации на благо Отечества»[4, с. 24] .
«Патриотическое воспитание в современных условиях – это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей, а также укрепления ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха. Гражданско-патриотическое воспитание способствует становлению и развитию личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны»[2, с. 278] .
В «Толковом словаре русского языка» С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой патриотизм определяется как «преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу». В «Словаре живого великорусского языка» В. Даля написано: Патриот – «любитель отечества, ревнитель о благе его…»; Патриотизм – это ревностное, деятельное отношение к родине, стремление что-то сделать для ее блага, для ее процветания [5, с. 236] .
Попробуем расставить акценты в процессе патриотического воспитания средствами общественных дисциплин, определить точки опоры этого феномена, его ценностные доминанты. Главный ориентир патриотического воспитания − Родина. Обращаясь к этому понятию, мы сразу можем отметить выходящее из глубины души: родимый край, милая сердцу Республика; то, что дорого и близко каждому человеку. Еще один параметр − природа. Природа – единственный источник биологического и культурного существования и человечества и каждого из нас. При таком отношении к природе, которое и следует называть ценностным, имплицитно человек ощущает импульс поступка, духовную мотивацию, патриотизм. Только в такой ситуации (а не гносеологической) появляется у человека свобода выбора целей и средств деятельности, особая ценностная позиция субъекта, экологические ценности.
Один из важнейших аспектов, своего рода фундамент воспитания − это великая и многогранная культура Донецкой Народной Республики. Мы уверенно полагаем, что в патриотическом воспитании принципиально важно опираться на сокровищницу, созданную разумом, душой и руками человека, существующую в виде духовных ценностей, социальных традиций, разнообразных способов организации человеческой жизнедеятельности; совокупности достижений в области наук, искусств, морали, воспитания, а также предметов труда и творчества. Красота и искусство, по мнению В.Ванслова, взаимосвязаны по нескольким линиям: прекрасное может бать объектом изображения искусства; красота всегда одухотворена и вдохновляет искусство; искусство − это эстетический идеал, т.е. олицетворение красоты; искусство учит людей воспринимать прекрасное и создавать его [1, с. 58 ]. Осознавая значимость искусства в развитии красоты как ценностного ориентира деятельности человека, следует широко использовать возможности внедрения культурологии в патриотическое воспитания учащихся.
Бесспорно, необходимым ориентиром патриотического воспитания является родной язык. Язык − это народ, это непреходящая ценность, в которой заложен особый дух и аромат русской жизни, характер и поведение русского человека, его взгляды на мир и место в нем. Русский язык − это и оберегатель духовной жизни народа. Глубина мысли, художественность звуков, сердечность отношения к слову, патриотизм воплощения идеи через символы речи ведут в храм национальной духовной культуры. Естественно, что в качестве основы патриотического воспитания рассматривается труд. Деятельность школьников в любой сфере, приносящая пользу и дающая возможность реализации творческих замыслов − обязательное условие становлення патриота. При этом выполнение любой работы (интеллектуальной, художественной, физической, спортивной и т.д.) должно быть наполнено радостью, наслаждением, красотой, пониманием значимости происходящего.
Патриотическое воспитание будет полноценным, если в воспитательном процессе возникнет гармония когнитивной, эмотивной и деятельностной подсистем: когнитивная подсистема представляет собой знания учащихся о том, что такое патриотизм, Родина, Отечество, гражданственность, представления о предметах, явлениях, процессах в этой сфере; эта подсистема актуально влияет на развитие мировоззрения ученика, представление о своей жизни.
Патриотическое воспитание подразумевает многообразие форм, методов и средств воспитательного процесса. Среди учебных предметов как три столпа образования выделяются русский язык, история и русская литература. Основою их восприятия является духовность. Причем, русский язык должен преподаваться широко, с любовью к живому русскому слову; история должна быть проникнута любовью и бережным отношением к прошлому своего Отечества; русская литература должна быть преподнесена с позиции ее национальных духовных ценностей и идеалов.
Быть полезным для всего общества, быть добрым, щедрым для людей, быть коллективистом –это то главное, что необходимо воспитать в детях.
В условиях многонациональной и поликонфессиональной Республики осознание важности формирования патриотического сознания у подрастающего поколения на государственном уровне имеет особую значимость.
Обеспечение гражданско-патриотического и духовно-нравственного развития гражданина Донецкой Народной Республики является ключевой задачей современной государственной политики. Законопослушность, правопорядок, доверие, развитие экономики и социальной сферы, качество труда и общественных отношений – всё это непосредственно зависит от принятия гражданином национальных и общечеловеческих ценностей и следования им в личной и общественной жизни.
Актуальность курса «Уроки гражданственности Донбасса» обусловлена:
необходимостью организации патриотического воспитания детей и учащейся молодежи в целях формирования социальной ответственности, высокой мотивации к защите Отечества;
поиском идеи, которая могла бы помочь преодолеть духовный кризис, дискредитировавший понятия общего блага и социальной справедливости, обусловивший упадок общественной морали, и консолидировать общество;
необходимостью подготовки нового поколения к созиданию своей Республики, жизни в новых послевоенных условиях;
потребностью в обеспечении активного участия граждан Республики в поддержании ее безопасности от внешних и внутренних угроз в условиях борьбы с международным терроризмом.
Всё это свидетельствует о необходимости работы, направленной на решение целого комплекса проблем воспитания и развития гражданина Донецкой Народной Республики, как человека достойного жить в своей стране, решать её современные проблемы и строить будущее [7, с. 3].
Огромная роль в патриотическом воспитании отводится внеклассной воспитательной работе. В образовательных учреждениях сложилась система разнообразных дел с ориентацией учащихся на высочайшие идеалы тысячелетней русской культуры, идеалы преображения души на службе Отечеству.
В последнее время стало возрождаться патриотическое движение в детских и молодежных объединениях. Представляется, что курс на приобщение учащихся – членов детских общественных объединений к традиционным ценностям русской культуры, взятый в системе образования Донецкой Народной Республики − это ориентир, имеющий перспективы,позволяющий надеяться на действенность нравственности против аморализма в социокультурной сфере.
Гуманитаризация образования, включающего патриотический компонент, может реализовываться в развитии системы элективных учебных курсов (национального регионального компонента и компонента образовательного учреждения) и дополнительного образования по выбору, позволяет учитывать возрастные особенности; личностные потребности учащихся, удовлетворять образовательные запросы отдельных социальных, этнических и конфессиональных групп.
Таким образом, делая выводы, дисциплины гуманитарного цикла, преподаваемые в общеобразовательной школе, обладают значительным потенциалом для патриотического воспитания учащихся. Задача заключается в том, чтобы в Молодой Республике были созданы все необходимые условия для реализации этого потенциала с учетом немалых возможностей не только социально-гуманитарных, но и других учебных дисциплин. В этом случае образовательная сфера может действительно стать основным институтом воспитания, в том числе патриотического, сделать очень важный шаг на пути к достижению своего главного предназначения в возрождении величия и создании достойного будущего Донецкой Народной Республики.
Именно поэтому существует необходимость в разработке новых школьных курсов воспитательной направленности, которые сочетают в себе информативность, научность, активно-деятельностный подход, метапредметность, в доступной форме объясняют молодому поколению необходимость помнить «кто мы и какого рода», чтить свои корни, родителей, родную землю.
Список литературы:
Водянский, A.M. Историческое и обществоведческое образование: стратегия развития // ПИШ. 1995. − № 3. − С. 55−59.
Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. // В.И. Даль; предисл. А.М. Бабкина М.: Русский язык, 1978. − Т. 3. − С. 24.
Концепция патриотического воспитания детей и учащейся молодежи Донецкой Народной Республики.
Ожегов, С.И. Словарь русского языка. // С.И. Ожегов; под ред. Н.Ю. Шведовой. 18-е изд., стер. − М.: Русский язык, 1986. − 400 с.
Словарь современного русского литературного языка: В 20 т. // Под ред. Ф.П. Филин М. - Л.: АН СССР, 1959. − Т. 9. – 296 с.
Сухомлинский В.А. О воспитании/ Сост. С. Соловейчик. М.: Политиздат,1973.− 272 с.
Уроки гражданственности Донбасса. : Программа образовательно-воспитательного курса 5−11 классы / Под ред. ДРИППО. – Донецк : Истоки, 2016. – 127 с.