ФОРМИРОВАНИЯ УВАЖИТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ НАРОДОВ РОССИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Степанова Татьяна Олеговна
КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж №1
им. М. Горького, студент 3-го курса, отделения «ПНК»
Аннотация: Данная статья раскрывает путь достижения формирования уважительного отношения к художественной культуре России, а также о важности культурного наследия для учащихся младших классов.
Ключевые слова: «фальклор», «проектная деятельность», «художественная культура».
В Федеральный государственный стандарт начального общего образования внесены изменения в личностные результаты. В разделе «Эстетическое воспитание» акцент сделан на «уважительное отношение к художественной культуре, восприимчивости к разным видам искусства… и творчеству своего и других народов.» В Примерной программе воспитания [3] одна из целей формулируется как «создание условий для социализации на основе духовно-нравственных ценностей, проявление бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации.»
В связи с этим, целью нашего исследования стало изучение путей формирования уважительного отношения младших школьников к художественной культуре разных народов нашего региона через проектную деятельность.
Роль художественной культуры определяется по ее функциям, самыми важными из которых являются воспитательная и познавательная. Воспитательная помогает создать модель культурного человека, развить его личность, а познавательная функция имеет основную задачу – познать мир при помощи средств выразительности.
Существует несколько видов (форм) художественной культуры. Одна из них – фольклор. «Фольклор - обширная и сложная масса разнообразных высказываний народа о всей своей внутренней и внешней жизни во всех её проявлениях.», считает У. Дж. Томс. [2, с. 11]
Роль фольклора в жизни школьников велика: произведения фольклора дают богатейшие возможности для умственного развития, и в особенности для эстетического и нравственного воспитания учащихся. Народное творчество вбирает в себя жизненный опыт, коллективную мудрость, пропагандируя высокие нравственные нормы и эстетические идеалы. Фольклор дает детям самые главные и простые понятия о жизни и о людях. Он отражает общее интересное и насущное, то, что затрагивает всех и каждого: труд человека, его взаимоотношения с природой, жизнь в коллективе. Детям импонирует свойственная народному творчеству поэтизация природы, удивление перед ее могуществом и красотой, восхищение силой рук и ума человека. Фольклор воспитывает у детей эстетическое отношение к природе, к труду, ко всей окружающей действительности, учит видеть прекрасное в человеческих отношениях. «Народная художественная культура может стать тем источником, что даст возможность возрождения и прогрессивного развития культуры в целом и искусства как ее центрального ядра. Ибо народная культура изначально таит в себе гармонию, чистоту и ясность, так как сформировалась она на выявлении основ мировоззрения, его законченности и цельности и обрабатывалась большим количеством людей, обкатывая форму, соответствующую ее содержанию.» [1, c.18]
Для формирования уважительных отношений к художественной культуре учащихся младших классов педагоги используют разные способы, в том числе и проекты. В проекте можно формировать уважительное отношение через ведущую деятельность проектов.
Ролево-игровая проектная деятельность позволяет учащимся примерить определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Творческие проекты развивают воображение, исследовательские - организуют деятельность участников проекта, помогают сформировать хорошо продуманную структуру проекта. Ознакомительно-ориентировочный проект обогащает знания благодаря сбору информации.
В МБОУ СОШ №6 г. Красноярска было проведено предпроектное исследование для определения направления и темы проектной деятельности младших школьников. Изучение документации школы показало, что коллектив активно сотрудничает с Домом дружбы народов Красноярского края, выбрав направление «казачья культура». В рабочей программе воспитания и Плане воспитательной работы на 2021-22 учебный год в данном направлении проводится не менее одного мероприятия в месяц. Существует программа «Развитие гражданственности и патриотизма, духовной казачьей культуры, возрождение истории казачества и его традиций», которая реализуется в сотрудничестве с КРОО «Союз казаков Енисея», краевым Домом офицеров под руководством педагога-организатора основ безопасности жизнедеятельности А.А. Князькова. Масштабными стали такие мероприятия как: Фестиваль казачьих традиций, Просковьин день, День памяти геноцида казачьего народа…
Таким образом, изучив нормативную документацию и теоретические основания для организации проектной деятельности, авторы проекта предполагают, что активная совместная проектная деятельность по изучению народной культуры и организации праздников будет способствовать формированию уважительного отношения к культуре народов, проживающих в нашем многонациональном крае.
Список литературы
Белик, И. С. Уроки искусства в начальной школе как средство формирования нравственно-эстетических качеств личности школьника / И. С. Белик. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). — Казань : Бук, 2014. — С. 146-149. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/143/6302/ (Дата обращения: 29.11.2022)
Махлина, С. Т. Теория и история народной художественной культуры : учебник и практикум для вузов / С. Т. Махлина. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 349 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-14881-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/484248 (Дата обращения: 29.11.2022)
Примерная рабочая программа воспитания для общеобразовательных организаций 2022г.https://xn--80adrabb4aegksdjbafk0u.xn--p1ai/programmy-vospitaniya/ooy/programma-vospitaniya/ (Дата обращения: 29.11.2022)
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 Года council.gov.ru›media/files/… (Дата обращения: 29.11.2022
Теоретические аспекты формирования социокультурной компетенции детей младшего школьного возраста. / Уральский государственный педагогический университет, 620017, г. Екатеринбург, пр. Космонавтов, 26. 2018 – с.69-80.
2