СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Опыт применения Chat GPT в преподавании иностранного языка в системе СПО"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья посвящена исследованию опыта применения чат-бота системы искусственного интеллекта Chat GPT в преподавании дисциплины «Иностранный язык» в системе среднего профессионального образования.

Просмотр содержимого документа
«Статья "Опыт применения Chat GPT в преподавании иностранного языка в системе СПО"»

Комиссарова А.Н.


Опыт применения Chat GPT в преподавании иностранного языка в системе СПО


Аннотация. Статья посвящена исследованию опыта применения чат-бота системы искусственного интеллекта Chat GPT в преподавании дисциплины «Иностранный язык» в системе среднего профессионального образования. В условиях отсутствия примерного фонда оценочных средств учебной дисциплины «Иностранный язык в профессиональной деятельности», использование Chat GPT демонстрирует значительный потенциал в разработке учебно-оценочных материалов и поддержки обучения студентов СПО.

Ключевые слова: искусственный интеллект, Chat GPT, преподавание иностранного языка, инновационные методы обучения, образовательные технологии, мотивация студентов


В современном мире технологии искусственного интеллекта стремительно проникают во все сферы жизни человека. Образование также подвергается значительным изменениям. Одно из перспективных направлений в образовании является использование технологий искусственного интеллекта, в частности чат бота Chat GPT в преподавании иностранных языков [1]. Целью данной статьи является рассмотреть опыт применения Chat GPT в преподавании дисциплины «Иностранный язык в профессиональной деятельности» в системе среднего профессионального образования. Задачи исследования заключаются в анализе эффективности Chat GPT в разработке контрольно-оценочных средств, влияние на мотивацию студентов. Проблематика исследования заключается в отсутствии примерного фонда оценочных средств учебной дисциплины, что делает актуальным поиск инновационных методов обучения.

Применение Chat GPT в разработке контрольно-оценочных средств

В качестве преподавателя иностранного языка, столкнувшись с проблемой отсутствия примерного фонда оценочных средств для контроля усвоения дисциплины «Иностранный язык в профессиональной деятельности», я использовала Chat GPT для разработки контрольно-измерительных материалов, тестов и презентаций. Этот подход дал мне возможность адаптировать учебный материал под уровень владения иностранным языком для каждого студента. В процессе интеграции Chat GPT в разработку комплекта контрольно-измерительных материалов, я столкнулась с рядом преимуществ и ограничений, которые заслуживают внимания.

Образец контрольно-измерительных материалов текущего контроля при изучении темы «Физиология старения кожи и предупреждение старения кожи, составленного Chat GPT:

Письмо-инструкция “Профилактика старения кожи”

Imagine you are a skincare expert. Write a letter to a friend explaining how to prevent skin aging. Use the following points to guide your letter:

  1. Introduction: Greet your friend and explain why you're writing.

  2. Natural Aging: Describe what natural aging is and how it affects the skin.

  3. Sun Protection: Emphasize the importance of protecting skin from the sun.

  4. Healthy Habits: Suggest healthy habits that can slow down the aging process.

  5. Skincare Routine: Recommend a simple skincare routine to follow.

  6. Conclusion: End your letter with some encouraging words.

Отрывок из контрольно-измерительных материалов рубежного контроля при завершении изучении раздела “Предоставление услуг индустрии красоты”, составленного с помощью чат бота Chat GPT:

Продолжите предложения в тексте, используя слова service, trends, consult, comfortable, highlighting, colours, tools, complex, valued, changing, cuts, contouring

In the beauty industry, fashion and style are always 1 ___ . Stylists need to keep up with the latest 2 ___ . They 3 ___  clients, helping to choose the best look.

In makeup, 4 _____  and 5 _____  skills are important. Hairdressers create 6 ___  and 7 ___  that suit their clients. Nail technicians use 8 ____  for 9 ____  designs.

Success depends not only on skills but also on 10 ____ . It's important for clients to feel 11 ____  and 12 ___ .

Отрывок из контрольно-измерительных материалов для промежуточной аттестации по учебной дисциплине:

Часть 4- Письмо

Задание 1. 

You have received an email from your English-speaking pen-friend who writes:

"...In your last letter, you mentioned that you attended a beauty workshop. I'm curious about it because I'm really into beauty trends and self-care. Could you tell me more about this workshop? What did you learn there? Do you think beauty is important in our lives? Please share your thoughts..."

Write a letter to your friend in which you answer their questions. In your letter:

  • Explain what the beauty workshop was about.

  • Describe one or two things you learned from the workshop.

  • Express your opinion on the importance of beauty.

  • Ask your friend a question about their beauty routine.

Write 100-140 words. Remember the rules of letter writing.

Прежде всего следует отметить способность чат бота Chat GPT к генерации креативных, индивидуальных и разноуровневых контрольно-оценочных средств. Генерируемые системой задания можно адаптировать к индивидуальным способностям каждого студента, тем самым создавая ситуацию успеха и мотивируя студента. Chat GPT может предлагать задания разного уровня сложности, исходя из текущих успехов студента, что улучшает их академические показатели. Кроме того, Chat GPT значительно оптимизирует время преподавателя, затраченное на разработку контрольно-оценочных средств. Однако, несмотря на достоинства, в использовании Chat GPT имелись и некоторые недостатки. Основная проблема заключалась в том, что автоматически сгенерированный материал иногда не полностью соответствовал требованиям к усвоению лексического и грамматического содержания учебной дисциплины. То есть, для более корректного наполнения заданий лексико-грамматическим материалом, приходилось включать этот материал в задание для чат-бота. Хотя, Chat GPT предоставил значительную поддержку в разработке контрольно-оценочных средств, преподаватель должен четко следить за соответствием лексико-грамматического материала содержанию усвоения дисциплины.

Chat GPT представляет значительный интерес для преподавателей иностранных языков как инструмент в образовательном процессе. Этот чат-бот предлагает широкие образовательные возможности, которые могут способствовать улучшению качества обучения студентов. Chat GPT можно применять в преподавании иностранных языков для отбора изучаемой лексики и грамматических единиц и структур, для генерации уникальных текстов и индивидуальных заданий, для разработки заданий по ключевым темам и разделам, включая разноуровневые задания.

Таким образом, Chat GPT служит не только помощником в образовательном процессе, но и уникальным инструментом для улучшения процесса обучения иностранным языкам.

Исследование опыта применения Chat GPT в преподавании иностранного языка в системе СПО для разработки контрольно-оценочных средств демонстрируют огромный потенциал искусственного интеллекта в образовании. Выводы доказывают, что использование Chat GPT способствует эффективности обучения и успехов студентов. Перспектива дальнейшего исследования темы включает в себя изучение этого инновационного метода в обучении иностранным языкам и дальнейшая разработка подходов к использованию искусственного интеллекта в образовательном процессе.


Литература

  1. Ивахненко Е.Н. ChatGPT в высшем образовании и науке: угроза или ценный ресурс?/ Е.Н. Ивахненко, В.С. Никольский//Высшее образование в России.- 2023.- Т.32- № 4.- С.9-22. - Текст:непосредственный.

  2. Копылова О.А. Использование нейронных сетей в обучении иностраному языку// Современные проблемы науки и образования.-2020.- № 3.- С.23-28.

  3. Федорова Н.М. Возможности использования ChatGPT в обучении английскому языку// Язык и культура.- 2023- №6.-С 78-85.

  4. Петрова О.Ю. Использование чат-ботов в образовательном процессе: преимущества и риски // Информационные технологии в образовании. – 2023. – № 4. – С. 14–22.

  5. Гаркуша Н.С. Педагогические возможности ChatGPT для развития когнитивной активности студентов//Н.С. Гаркуша, Ю.С. Городова// Профессиональное образование и рынок труда.- 2023.- Т 11.- № 1 (52).- С. 6-23.- Текст: непосредственный.