Дегтярева Кристина Николаевна,
КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж №1
им. М .Горького», студент 3-го курса, отделения ПНК
СПОСОБЫ ИЗУЧЕНИЯ УСТАРЕВШЕЙ ЛЕКСИКИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ИНТЕРЕСА У ОБУЧАЮЩИХСЯ
Аннотация: статья посвящена рассмотрению способов изучения устаревшей лексики. Она раскрывает содержание понятия «устаревшая лексика», важность длительного, расширенного осмысления вышедших из активного употребления слов и выражений, уточнение их статуса в современной литературной речи. Статья дает представление о системности обновления словарного состава, о динамичности и историчности процесса выхода слов и устойчивых выражений из активного состава языка. Необходимость обратить внимание на разную степень устаревания лексики.
Ключевые слова: устаревшая лексика; толковые словари; исторические словари; словари редких и устаревших слов; историзмы; архаизмы.
Цель: раскрыть понятие «устаревшая лексика», выявить важность осмысления вышедших из активного употребления слов и выражений.
В соответствии с целью задачами данной статьи являются:
Проанализировать особенности изучения устаревшей лексики;
Раскрыть формы и виды устаревшей лексики;
Подобрать, изучить, проанализировать и систематизировать психолого-педагогическую, методическую литературу по теме;
Сделать вывод по проделанной работе.
Социальные, политические, технологические изменения в современном обществе ставят перед школой новые цели и задачи. В условиях информационного многообразия на первый план выходит необходимость не просто давать сумму знаний, а научить школьников работать с информацией, отбирать и анализировать ее. В новом стандарте первым и на мой взгляд самым важным является личностный результат по формированию у обучающихся основ российской гражданской идентичности, на мой взгляд именно изучение устаревших слов поможет обучающимся понять отражение и факт истории. Из сказанного вытекает необходимость совершенствования методики словарной работы с устаревшей лексикой на уроках русского языка. Кроме того, в соответствии с новыми требованиями ФГОС, одним из важнейших вопросов лингвистики в школе становится осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности.
Изучение лексики не должно быть узким, сугубо информативным, т. к. устаревшие слова отражают наше прошлое, быт, культуру народа, обладают огромным воспитательным потенциалом. В настоящее же время работа с устаревшими словами в начальной школе ведется в основном на практическом уровне. В учениках по литературному чтению и русскому языку устаревшие слова содержатся в большом количестве, справочный материал учебных книг содержит минимальное количество сносок, поясняющих значения таких слов. И поэтому часто младшие школьники не умеют их правильно прочесть. Очень важно правильно организовать комментирование устаревших слов, так как каждое слово – отражение и факт истории. Из сказанного вытекает необходимость совершенствования методики словарной работы с устаревшей лексикой на уроках русского языка.
Сегодня в период углубленного изучения различных уровней языка, назрела необходимость более длительного, расширенного осмысления вышедших из активного употребления слов и выражений, уточнение их статуса в современной литературной речи.
Новизна данной работы заключается в том, что в ней рассмотрены способы изучения устаревшей лексики в системе развивающего обучения Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова.
Устаревшая лексика — это слова современного русского языка, вышедшие из активного употребления, но сохранившиеся в пассивном словаре и в большинстве своем понятные носителям языка
При регулярной работе с устаревшими словами у ребенка появляются представления об разных исторических эпохах, о связи поколений. Он самостоятельно проводит культурно-исторические аналогии, которые помогает ему проследить за изменениями, происходящими в мире.
Работа по расширению словарного запаса учащихся осуществляется на разных этапах обучения. Но следует внимательно относится к отбору устаревшей лексики, так как она обязательно должна соответствовать уровню развития младшего школьника. Работа со словом, его лексическим значением, в том числе устаревшим, не теряет своей актуальности еще и потому, что школьники легче воспринимают смысл многих литературных произведений, написанных в прошлом, расширяется запас слов, используемых учащимися в той или иной языковой ситуации, возникает интерес к углублению знаний о родном языке.
Актуализация и закрепление знаний в области изучения данного пласта лексики происходили достаточно успешно в процессе изучения в втором классе устаревших слов, что и было зафиксировано в формирующем эксперименте; - финальный срез контрольного эксперимента, проведенный в конце второго года обучения, показал повышение уровня сформированности знаний и умений в области лексики.
В результате анализа программы и учебников по русскому языку для начальной школы по системе развивающего обучения Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова.» стало очевидно, что большое внимание в течение всех четырех лет уделяется словарной работе. Однако в основном используются лексические упражнения практического характера, выполнение которых обусловлено изучением грамматики, состава слова, орфографии и пр. По лексике, устаревшей в том числе, теоретических сведений детям практически не дается.
Устаревшие слова также достаточно редко включаются в дополнительный дидактический материал к урокам русского языка, поскольку большинством учителей это не рассматривается как необходимость, они полагают, что на уроках чтения работы с этими словами вполне достаточно.
С произведениями, которые содержат устаревшую лексику, дети начинают знакомиться уже во втором классе. Они изучают творчество А. Пушкина, в его произведениях часто имеет место устаревшая лексика.
Методическим аппаратом учебников по чтению для работы с устаревшими словами предлагаются объяснения в сносках. Однако количество объясняемых слов достаточно невелико. По своим функциям сноски достаточно близки к словарям. В них даются краткие пояснения значений малопонятных слов. Некоторые толкования являются до такой степени лаконичными, что всего содержания устаревших слов не раскрывают.
Устаревшие же слова — это слова хотя и вышедшие из активного употребления, а потому и относящиеся к пассивному словарю, но все же — современного русского языка, понятные большинству его носителей. Поэтому они включаются в словари современного русского языка, но с соответствующей пометой «устар». Григорьева А. Д. говорила о том, что выпадает из активного употребления ‒ архаизируется, а степень архаизации должна определяться временем и живым разговорным языком.
Перспективы дальнейшего исследования мы видим в разработке дидактических материалов для работы с устаревшими словами на уроках русского языка в начальной школе и написание исследовательской работы.
Подводя итоги сказанному, можно сделать вывод в ходе работы с устаревшей лексикой у учащихся формируется целостное представление о лексической системе русского языка, развивается умение различать названные группы слов, умение проводить аналогии между словами устаревшими и современными. Итак, знание устаревших слов позволяет глубже понять текст и даже зрительно воспринять текст, вникнуть в смысл каждого слова. От этого зависит очень многое в понимание произведения. Устаревшие слова обогащают наш словарный запас, расширяют кругозор, учат видеть в слове отблески истории народа.
В результате проведённой работы можно сделать следующие выводы.
При всем совершенстве ежедневная речь русского человека будет выглядеть скучной без старинных русских слов. Слова из русского прошлого добавляют в речь русского человека краски, эмоции, выразительность, осуществляя незримую связь человека со своими историческими корнями.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. / В. И. Даль. — М.: Русский язык, 1978. — 683 с.
Осипова, А. Д. Устаревшая лексика в русском современном языке (по материалам толковых словарей) / А. Д. Осипова. // Молодой ученый. — 2020. — № 7 (297). — С. 280-281. — URL: https://moluch.ru/archive/297/67363/ (дата обращения: 23.11.2022).
Устаревшая лексика как лингвокультурный феномен и ее роль в формировании интереса к родному языку / Т. Ф. Новикова; С. Е. Терехова / URL: https://cyberleninka.ru/
Словарь устаревших слов русского языка. Архаизмы и историзмы. https://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/slovar-ustarevshih-slov/
Бухалов А.В. Устаревшая лексика как лингвистическая составляющая этнокультуроведческого подхода в обучении русскому языку / А.В. Бухалов// Вестник Московского государственного гуманитарного университетаим. М.А. Шолохова. – М.: МГГУ, 2012. - № 1. – С. 74-83.
Донская Т.К. Слово о родном русском языке / Т.К. Донская, 2004.