Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр дополнительного образования «Надежда»
муниципального образования «Мирнинский район»
Республики Саха (Якутия)
Авторский методический контент
«Организация проектной и исследовательской деятельности обучающихся в дополнительном образовании»
Автор: Овсяникова Ольга Викторовна, педагог дополнительного образования
Айхал, 2021г.
Одной из важнейших проблем перед педагогами в образовании - это существенное повышение качества и эффективности занятия. Снижение уровня знаний, обучающихся в значительной степени объясняется качеством занятия: однообразием, шаблоном, формализмом и скукой. Ш.А. Амонашвили говорил, - что, когда есть стандарт ведения урока «вся ответственность за такой урок лежит на невидимых плечах разработчиков стандарта». Никто не требует отмены традиционной формы обучения и воспитания обучающихся. Речь идет о придании тому или иному виду деятельности оригинальных, нестандартных приемов, активизировать обучающихся на занятиях физики, повышающих интерес к знаниям, развивающих детей с учетом их возраста и способностей. Существует много видов проведения занятий и внеклассных мероприятий. Из нетрадиционных форм проведения занятий чаще всего можно применять уроки-исследования.
Организация проектной и исследовательской деятельности обучающихся возможна в любой организации дополнительного образования. Задачи организации исследовательской деятельности под силу любому творческому педагогу или группе заинтересованных педагогов. Мы рассмотрим исследовательскую деятельность обучающихся.
Под исследовательской деятельностью понимается деятельность обучающихся, связанная с решением обучающимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением (в отличие от практикума, служащего для иллюстрации тех или иных законов природы) и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере, нормированную исходя из принятых в науке традиций: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, собственные выводы. Любое исследование, неважно, в какой области естественных или гуманитарных наук оно выполняется, имеет подобную структуру. Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения
Задачи привития интереса обучающихся к физике расширение и углубление их знаний и преставлений о связи физики с жизнью в учебно-исследовательской работе могут решаться по-разному. При большом разнообразии работы, деятельность обучающихся чаще всего строится либо на теоретической основе - подготовка докладов, составление рефератов, решение задач, либо практическое изготовление моделей, приборов, наглядных пособий или учебно-исследовательской работы.
Разумеется, определение этих заданий как исследовательских, имеет несколько условный характер, так как возможность школьного кабинета физики и уровень подготовленности обучающихся даже в старших классах делают задачу проведения физических исследований не выполнимой. Поэтому к исследовательским, творческим следует отнести те задания, в которых ученик может открыть новые, неизвестные для него закономерности или для решения, которых, он должен сделать какие - то изобретения. Такое самостоятельное открытие известного в физике закона или изобретение способа измерения физической величины не является простым повторением известного. Это открытие или изобретение, обладающее лишь субъективной новизной, для обучающегося является объективным доказательством его способности к самостоятельному творчеству, позволяет приобрести необходимую уверенность в своих силах и способностях. И все же можно решить эту задачу.
Для развития интереса, творческого и исследовательских способностей мной была разработана программа «Физика в анимации». Данная программа «Физика в анимации» дает возможность каждому ребенку получать дополнительное образование исходя из его интересов, склонностей и способностей, и образовательных потребностей, осуществляемых за пределами федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований.
Всем детям нравятся мультфильмы. Мультфильмы для них – это увлекательное погружение в волшебный мир, яркие впечатления. Но следя за приключениями анимированного героя никто, не задумывается о том, что для создания физически реалистичного движения героя аниматоры учитываются принципы физики в анимации. В настоящее время не существует практически ни одной области естественнонаучного или технического знания, где в той или иной степени не использовались бы достижения физики.
По своему функциональному назначению программа является общеразвивающей. Она раскрывает обучающимся достижения физики и анимации, осуществляет развитие и совершенствование метапредметных умений и навыков обучающихся: организационных, поисково-информационных, интеллектуальных и коммуникативных, которые позволят успешно овладевать новыми знаниями и умениями, определят их оперативность и действенность.
Направленность программы естественнонаучная, так как программа содержит теоретическое и практическое исследование вопросов физики и анимации посредством выполнения исследовательских работ физических явлений и принципов, заложенных в анимационных фильмах.
Актуальность и педагогическая целесообразность программы. Естественное требование к образованию - адекватность проблемам, стоящим сегодня перед человечеством. В условиях информационного взрыва, быстрой смены технологий, экологических проблем и т.д. необходима личность, обладающая прочными знаниями, развитыми критическим мышлением, творческими способностями, нравственной и эмоциональной сферами, имеющая устойчивую и действенную потребность в самообразовании и самосовершенствовании. Предлагаемая программа «Физика в анимации» способствует формированию научного мировоззрения, пониманию современной естественнонаучной картины мира, выводит на новый, более высокий уровень обобщения, систематизации, понимания методов исследования процессов и явлений, происходящих в окружающем мире. Обращаясь к собственному опыту, усвоенным ранее знаниям, учащиеся осознают их подлинный смысл и значение, рассматривая их как продукт человеческого творчества, общечеловеческой культуры. Таким образом, программа носит ярко выраженный мировоззренческий, методологический и рефлексивный характер. Данная программа обеспечивает развитие ОУУН, мышления и творческого потенциала, нравственной и эмоциональной сфер, исследовательских умений и навыков, творческих способностей личности учащегося, способствует формированию экологического сознания и осознанному выбору будущей профессии.
Программа разработана с учетом возрастных и психологических особенностей обучающихся.
Программа отличается от подобных программ, поскольку объединяет в себе несколько различных направлений; естественнонаучное (физика), художественное (прорисовка сюжетов для таумотропа, праксиноскопа), техническое (изготовление проксиноскопа, стробоскопа, тауматропов) связанных единой целью и общими задачами по обучению, развитию и воспитанию обучающихся.
Цель и основные задачи программы.
Цель программы: развитие у обучающихся познавательных интересов, интеллектуальных, ОУУН и творческих способностей, исследовательских навыков, проявляющих интерес к данным наукам.
Задачи обучения:
Развивающие:
1) развивать стойкую мотивацию обучающегося к познанию, творчеству,
самообразованию и самосовершенствованию;
2) развивать умения и навыки исследовательской деятельности;
Воспитательные:
1) выработка трудолюбия, самодисциплины, аккуратности, умения беречь время;
2) профессиональное самоопределение и творческая самореализация личности
обучающегося;
3) приобщение к общечеловеческим ценностям и духовное развитие личности
учащегося;
4) создание условий для созидательного сотрудничества с другими обучающимися и
педагогом.
Обучающие:
1) формировать знания о современной обобщенной (физика) научной
картине мира, о широких возможностях применения законов физики в анимации;
2) создать условия для усвоения обучающимися идей единства строения материи и
неисчерпаемости процесса ее познания, знаний методологии науки, понимания роли
практики в познании физических явлений и законов;
3) формировать умения самостоятельно приобретать и применять знания, потребности
наблюдать, исследовать, экспериментировать и объяснять физические явления.
Педагогические принципы, определяющие теоретические подходы к построению образовательного процесса.
Реализация программы «Физика в анимации» основывается на общедидактических принципах научности, последовательности, системности, связи теории с практикой, доступности.
Программа базируется на следующих принципах дополнительного образования и специфических принципах:
- завершенность курса: он охватывает материал всех основных разделов физики
- доступность и преемственность изучаемого материала: содержание программы выстроено от простого к сложному, от основ физики до доступного описания ее последних достижений.
- обучение деятельности: программа предполагает организацию деятельности, в процессе которой обучающиеся сами узнают новое путем решения доступных проблемных задач; формирование знаний осуществляется в единстве с выработкой умений;
- активизация обучения: используются разнообразные формы обучения (беседы, лекции, творческие задачи, мини проекты. работа в группе и индивидуальные занятия и др.)
- исследовательское обучение: содержание программы предполагает, как освоение обучающимися некоего объема информации, добытой путем специальных изысканий, так и познание последовательности получения нового знания на основе овладения способами его обнаружения. Обучающиеся осваивают в программе не только конечный продукт в виде некоего позитивного знания, но и знакомятся с эволюцией постижения истины, а также с путями и способами ее поиска;
- интегративность: программа включает в себя два взимопроникающих предмета физики и анимации. Программа предполагает включение в образовательно-воспитательный процесс знаний по математике, истории, литературе, медицине и т.д.;
- занимательность: проявляется в выборе конкретных приемов, заданий, техник, что является средством для лучшего запоминания трудного материала по физике и астрономии, являясь опорой эмоциональной памяти.
Возраст обучающихся по программе - 11 – 16 лет. Принцип набора в группы свободный. Программа не предъявляет требований к содержанию и объему стартовых знаний. Группы могут быть разновозрастными.
Форма обучения очная.
Срок реализации программы – 1 год.
Количество детей в группе не менее 10 - 12 человек.
Режим занятий. Предполагаемый объем учебного времени – 4 часа в неделю. Программа рассчитана на 144 часа в год.
Формы и методы обучения.
Ведущей формой организации обучения является групповая, но необходимой является, и индивидуальная работа с воспитанниками, особенно, при выполнении практических творческих работ, а также для детей, испытывающих затруднения или имеющих ограниченные возможности здоровья.
Формы проведения занятий:
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция, объяснение, инструктаж и т.д.);
наглядный (показ иллюстраций и кадров из мультфильмов, наблюдение, демонстрация фотографий, альбомов, схем, рисунков и презентаций.);
практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам, графические зарисовки, изготовление проксиноскопа, стробоскопа, тауматропов).
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
репродуктивный – обучающиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности, учащихся на занятиях:
фронтальный – одновременная работа со всеми обучающиеся;
групповой – организация работы в группах;
индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
Методы контроля: тестирование, контрольные вопросы после изучения
Формы подведения итогов:
защита творческой работы.
участие в олимпиадах, конкурсах.
Программа построена на следующих принципах:
доступности (с учетом возрастных и психологических особенностей),
сознательности (заинтересованность),
наглядности (мышление опирается на восприятие),
индивидуальности,
комплексности, системности и последовательности (образовательный процесс тесно связан с воспитательной работой),
овладение новыми знаниями, умениями и навыками возможно только на базе уже усвоенного материала,
доступности и тесной связи с жизнью.
Ожидаемые результаты и способы их проверки
К концу изучения курса учащиеся должны иметь первые представления о физических явлениях, быть знакомы с основами молекулярно-кинетической теории строения вещества.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения дополнительной
образовательной программы
Общими предметными результатами обучения при изучении данного курса физики являются:
1) феноменологические знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира и качественно объяснять причину их возникновения;
2) умения и навыки применять полученные знания для объяснения принципов действия и создания простых технических устройств (например, конструирование сторбоскопа, тауматропа, принцип работы проектора)
3) формирование убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений природы, в объективности научного знания, в высокой ценности науки в развитии материальной и духовной культуры людей;
4) развитие элементов теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, выделять главное в изучаемом явлении, выявлять причинно-следственные связи между величинами, которые его характеризуют, выдвигать гипотезы, формулировать выводы;
5) коммуникативные умения: докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации.
Частными предметными результатами обучения в пропедевтическом курсе физики,
на которых основываются общие результаты, являются:
1) умения приводить примеры и способность объяснять на качественном уровне физические явления: равномерное и неравномерное движения, колебания нитяного и пружинного маятников, расширение тел при нагревании, большую сжимаемость газов, малую сжимаемость жидкостей и твердых тел, виды теплопередачи, электризацию тел, нагревание проводников электрическим током, отражение и
преломление света;
2) владение экспериментальными методами исследования в процессе самостоятельного изучения зависимости пройденного пути от времени, удлинения пружины от приложенной силы, силы трения скольжения от веса тела, силы Архимеда от объема тела, периода колебаний маятника от его длины, угла отражения от угла падения света;
3) умение применять элементы молекулярно-кинетической и электронной теорий для объяснения явлений природы: расширение тел при нагревании, большую сжимаемость газов, малую сжимаемость жидкостей и твердых тел, электризацию тел;
4) умение использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни (быт, экология, охрана здоровья, охрана окружающей среды, техника безопасности
и др.).
Метапредметными результатами обучения при изучении пропедевтического курса физики являются:
1) овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;
2) овладение универсальными способами деятельности на примерах использования метода научного познания при изучении явлений природы;
3) формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, при помощи таблиц, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;
4) приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;
5) развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
6) освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;
7) формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.
Личностными результатами обучения при изучении пропедевтического курса физики являются:
1) сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся;
2) убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
3) самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
4) мотивация образовательной деятельности обучающихся на основе личностно ориентированного подхода;
5) формирование ценностных отношений друг к другу, к педагогу, к авторам открытий и изобретений, к результатам обучения;
6) приобретение положительного эмоционального отношения к окружающей природе и самому себе как части природы, желание познавать природные объекты и явления в соответствии с жизненными потребностями и интересами;
7) приобретение умения ставить перед собой познавательные цели, выдвигать гипотезы, конструировать высказывания естественнонаучного характера, доказывать собственную точку зрения по обсуждаемому вопросу.
Техническое обеспечение
1. Компьютер.
2. Проектор.
Учебно-тематический план
№ пп | Раздел, тема | Количество часов |
Всего | Теоретич. занятия | Практич. занятия |
1 | Вводное занятие. | 2 | 2 | |
2 | Тайминг, спейсинг и масштаб. | 14 | 7 | 7 |
2.1 | Механическое движение и его относительность Поступательное и вращательное движение твердого тела. Материальная точка. | 4 | 2 | 2 |
2.2 | Перемещение и путь. Траектория движения | 4 | 2 | 2 |
2.3 | Скорость и ускорение | 2 | 1 | 1 |
2.4 | Равномерное и равноускоренное движение. Закон равноускоренного движения | 4 | 2 | 2 |
3. | Основы динамики. | 20 | 10 | 10 |
3.1 | Закон инерции. Первый закон Ньютона. | 4 | 2 | 2 |
3.2 | Свободное падение | 4 | 2 | 2 |
3.3 | Взаимодействия тел и третий закон Ньютона | 2 | 1 | 1 |
3.4 | Увеличение и потеря веса | 4 | 2 | 2 |
3.5 | Действие – реакция | 4 | 2 | 2 |
3.6 | Анти физические законы в Анимации | 2 | 1 | 1 |
4. | Основы статики | 10 | 5 | 5 |
4.1 | Момент силы. Правило моментов | 4 | 2 | 2 |
4.2 | Рычаги и блоки | 2 | 1 | 1 |
4.3 | Центр тяжести и центр масс тела | 2 | 1 | 1 |
4.4 | Анти физические законы в Анимации | 2 | 1 | 1 |
5 | Основы гидростатики | 14 | 7 | 7 |
5.1 | Давление. Закон Паскаля. Гидростатическое давление. Сообщающиеся сосуды | 8 | 4 | 4 |
5.2 | Закон Архимеда. Вес тела в жидкости. Плавание тел | 6 | 3 | 3 |
6 | Импульс и сила | 16 | 8 | 8 |
6.1 | Импульс тела. Экспериментальный метод установления закона сохранения импульса. Реактивное движение. | 6 | 3 | 3 |
6.2 | Импульс силы. Второй закон Ньютона и его применение | 4 | 2 | 2 |
6.3 | Кинетическая и потенциальная энергия. Закон сохранения механической энергии. Работа силы. Мощность. | 6 | 3 | 3 |
7. | Электростатика | 8 | 4 | 4 |
7.1 | Электрический заряд и его свойства | 4 | 2 | 2 |
7.2 | Закон Кулона | 2 | 1 | 1 |
7.3 | Электрическое поле и его напряженность | 2 | 1 | 1 |
8. | Электрический ток. | 10 | 5 | 5 |
8.1 | Электрический ток. Сила тока. Сопротивление | 2 | 1 | 1 |
8.2 | Закон Ома. Последовательное и параллельное соединение проводников | 2 | 1 | 1 |
8.3 | ЭДС. Закон Ома для полной цепи | 2 | 1 | 1 |
8.4 | Работа и мощность тока. Закон Джоуля-Ленца | 2 | 1 | 1 |
8.5 | Энергобаланс замкнутой цепи | 2 | 1 | 1 |
9 | Оптика | 22 | 11 | 11 |
9.1 | Световые волны | 2 | 1 | 1 |
9.2 | Интерференция | 2 | 1 | 1 |
9.3 | Дифракция. Дифракционная решетка | 4 | 2 | 2 |
9.4 | Законы геометрической оптики | 6 | 3 | 3 |
9.5 | Линзы. Правила построения хода луча в линзах. Формула линзы. Принцип работы | 8 | 4 | 4 |
10 | Творческий проект | 26 | 2 | 24 |
11 | Итоговое занятие | 2 | | 2 |
| ИТОГО | 144 | 61 | 83 |
Содержание программы
Тема № 1
Вводное занятие.
Теоретическая часть
Цели и задачи обучения. Знакомство с планом работы объединения на год. Правила внутреннего распорядка в Центре. Правила безопасности труда и личной гигиены.
Тема № 2
Тайминг, спейсинг и масштаб.
Теоретическая часть
Движение тел в окружающем нас мире (движение пешехода, самолета, птицы, мяча, машины). Представление о движении тел по прямой линии и по кривой. Наблюдение движения тел (выявление особенностей движения). Представление о пути, времени и скорости движения. Представление о равномерном и неравномерном движении тел. Понятие о траектории движения. Представление о скорости и ускорении. Ускорения свободного падения. Равнопеременное движение. Теоретическая часть. Понятие прямолинейного равноускоренного движения ускорения. Графическое представление равнопеременного движения. Графики проекции мгновенной скорости, модуля скорости, проекции ускорения, модуля ускорения, проекции перемещения, модуля перемещения, пути.
Практическая часть
Решение проблемно-поисковых задач по темам.
Тема № 3
Основы динамики.
Теоретическая часть
Закон инерции. Сила всемирного тяготения, сила упругости, сила реакции опоры, сила трения. Первый закон Ньютона. Понятие свободное падение тел. Все случаи свободного падения: движение падающего тела с начальной и без. Взаимодействия тел и третий закон Ньютона. Увеличение и потеря веса. Действие – реакция. Анти физические законы в Анимации
Практические занятия
Решение проблемно-поисковых задач по темам.
Тема № 4
Основы статики
Теоретическая часть
Теоретическая часть. Статика. Основные понятия. Виды равновесия Момент силы. Правило моментов. Условия равновесия. Простые механизмы: рычаг, клин, подвижный и неподвижный блоки. Системы блоков. Центр тяжести тела. Центр масс тела.
Практические занятия
Решение проблемно-поисковых задач по темам.
Тема № 5
Основы гидростатики
Теоретическая часть
Понятие давления. Закон Паскаля. Гидростатическое давление. Сообщающиеся сосуды. Закон Архимеда. Вес тела в жидкости. Плавание тел
Практические занятия
Решение проблемно-поисковых задач по темам.
Тема № 6
Импульс и сила
Теоретическая часть
Импульс тела. Экспериментальный метод установления закона сохранения импульса. Реактивное движение. Импульс силы. Момент силы. Момент импульса. Второй закон Ньютона и его применение Кинетическая и потенциальная энергия. Закон сохранения механической энергии. Работа силы. Мощность.
Практические занятия
Решение проблемно-поисковых задач по темам.
Тема № 7
Электростатика
Теоретическая часть
Понятие электрический заряд, его свойства. Квантовые величины. Закон сохранения электрического заряда. Распределения заряда (линейная плотность заряда, поверхностная плотность заряда, объемная плотность заряда). Закон Кулона, понятие «точечный заряд», понятие электростатики, проводник, диэлектрик. Электрическое поле и его напряженность, силовые линии. Потенциал. Разность потенциалов. Напряжение
Практические занятия
Решение проблемно-поисковых задач по темам.
Тема № 8
Электрический ток.
Теоретическая часть
Понятие электрического тока. Сила тока. Сопротивление. Плотность тока. Закон Ома. Последовательное и параллельное соединение проводников. Закономерности последовательного и параллельного соединения. Понятие электродвижущей силой источника (ЭДС). Закон Ома для полной цепи. Понятия источниками постоянного тока. Работа и мощность тока. Закон Джоуля-Ленца Энергобаланс замкнутой цепи.
Практические занятия
Решение проблемно-поисковых задач по темам.
Тема № 9
Оптика
Теоретическая часть
Понятие что такое свет, электромагнитные волны (световые волны). Интерференция. Дифракция. Дифракционная решетка. Закон геометрической оптики: понятие «геометрическая оптика», оптически однородная среда, закон прямолинейного распространения света, закон отражения света: Закон преломления света (закон Снеллиуса). Понятия «линза», собирающая и рассеивающая линза. Законы Линзы. Правила построения хода луча в линзах. Формула линзы. Принцип работы геометрической оптики
Практические занятия
Решение проблемно-поисковых задач по темам.
Тема № 10
Теоретическая часть.
Определение темы проекта, этапов выполнения проекта, инструменты, материалы для выполнения проекта.
Практические занятия.
Выполнение и защита проекта.
Тема № 11
Итоговое занятие
Практические занятия
Проведение выставки работ, оценка и обсуждение деятельности.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Формы и методы обучения
Для достижения поставленных целей предусматривается отбор основных форм и методов деятельности педагога и учащихся. В ходе реализации программы используются разнообразные формы и методы.
Особое место в программе занимают активные методы обучения:
репродуктивный (воспроизводящий). Он включает применение освоенного на основе образца или примера. Работы детей носят исследовательский характер;
объяснительно-иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала, показом мастер - классов, мультфильмов, презентаций);
метод проблемного изложения (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения, поясняя способы выполнения поставленной задачи);
частично-поисковый (обеспечение активного поиска решения познавательных задач);
практический.
Комплексное учебно-методическое обеспечение программы включает:
Информационное обеспечение: специальную и популярную литературу для педагога и для обучающихся, журналы, книги.
Мастер-классы подробной последовательности изготовления сторбоскопа, тауматропа. Демонстрационный материал: проксиноскоп, тауматроп.
Наглядные пособия: стенды, методические альбомы, тематические папки - технологические карты, чертежи, шаблоны; фотографии, видеофильмы и мультфильмы.
Для реализации данной программы необходимо:
- оборудование: столы, стулья, доска настенная школьная, шкафы,
- инструменты: ножницы, плоскогубцы, тонкогубцы,
- мерительный инструмент: линейки разные, штангельциркули,
- расходные материалы: бумага, картон, клей ПВА, «Момент», стальная и медная проволока, краски и др.
В процессе выполнения творческих заданий применяются конспекты учебной информации, методики и алгоритмы, что позволяет непроизвольно запоминать основной материал темы, расширять и углублять его, а также развивать творческие умения и умения применять знания в практических ситуациях.
Все это помогает развивать как сильного, так и слабого ученика, дает возможность непроизвольного запоминания учебного материала, расширяет, углубляет и систематизирует материал, развивает творческие умения и умения применять знания в практических ситуациях.
Несомненными преимуществами использования исследовательской работы являются высокая степень активности и самостоятельность обучающихся при выполнении проекта. Возможность выполнения проекта по индивидуальному плану и в темпе, определяемом самими обучающимся. Для того чтобы задания оказались для обучающихся интересными и посильными, подготовка исследовательских и творческих работ проводится на нескольких ступенях.
1 ступень. Познавательная компетентность. Выбор темы исследования, творческой работы, доклады. Обучающийся сам выбирает тему, ставит цель работы. Главное - научить делать это самостоятельно.
2 ступень. Информационная компетентность. Подготовка теоретической основы работы. На данном этапе дети учатся пользоваться научной литературой, алфавитным каталогом, энциклопедиями; кратко выписывать необходимую информацию использовать мультимедийные средства. В это же время обучающиеся узнают, чем отличается доклад от реферата и т.д. Подготовка хорошего литературного обзора по любой теме – сложная работа для начинающего. Итогам этого этапа является доклад, в котором ученик должен показать актуальность данной темы.
3 ступень. Коммуникативно–социальная компетентность. Разработка темы в группе. Обучающиеся объединяются в группы по близким или одинаковым темам, вырабатывают общий план работы. Но в то же время каждый показывает свое видение проблемы и ее решение. Для того чтобы обучающиеся имели возможность выполнить работу самостоятельно, задание, сформулированное в общем виде, дается каждому. Указания к выполнению задания педагог может дать обучающимся по их просьбе при возникновении затруднение в процессе самостоятельной работы. Работая в группе, дети приобретают опыт оказания помощи, слушания других, принятие помощи. Развивают коммуникативная компетентность.
4 ступень Продуктивная компетентность. Индивидуальная доработка темы.
Поэтапная исследовательская работа стимулирует активность будущих олимпийцев и исследователей. Потери интереса к предмету пробудило преподавателей искать новые методы и средства обучения, способствующие развитию интереса к предмету, воплощающиеся в себе идей высокой взаимной требовательности и уважения, опирающиеся на возросшую самостоятельность ребят, наконец, значительно расширяющие и обогащающие методической арсенал учителя, поскольку известно, что постоянство- враг интереса.
Список литературы.
1. Я.И. Перельман. “Физика на каждом шагу”. - М: Астрель хранитель, 2008г.
2. В.И.Лукашик, Е.В.Иванова. Сборник школьных олимпиадных задач по физике 7-11 классов.- М ,2007.
3.Л.Н. Коршунова. Пособие по решению задач в двух частях. Механика: Кинематика. Динамика. М:Контур, 2004.
4. Турышев И.К. и др. Решение задач с элементами исследования в 9-11 классах средней школы. Владимир, 1993.
5. С.М.Козел, В.П. Слободянин. «Физика 7-11. Всероссийские олимпиады».- М:Просвещение. 2012г.
6. Балаш В.А.Задачи по физике и методы их решения. Изд. 3-е, переаб. и испр. Пособие для учителей. -М.: Просвещение, 1974. – 430 с.
7. Журнал «Физика в школе»
8. Приложение к газете «Первое сентября» - «Физика»
9. А.В.Усова, А.А.Бобров “Формирование учебных умений и навыков учащихся на уроках физики”.1988г.
10. Ландсберг Г.С. Элементарный учебник физики. В трех томах. -М.: ФИЗМАТЛИТ, 2015
11. А.Е.Марон Е.А.Марон. Дидактические материалы.- М.Дрофа, 2017