МКДОУ ЕВСТРАТОВСКИЙ детский сад
Тема: Проект по нравственно – патриотическому воспитанию
«Моя малая Родина»
Соколова Евгения Валентиновна 2015 -17 г. г
Проект по нравственно–патриотическому воспитанию
"Моя малая Родина!"
Разделы:
Раздел 1 Введение страница 3
Раздел 2 Теоретическая часть страница 8
Раздел 3. Организационно - практический. 9 страница
Раздел 5 Список использованной литературы 31 страница

«Человеку никак нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца».
К. Паустовский
1 раздел
Введение:
Актуальность темы:
На сегодняшний день проблема модернизации образовательных систем с целью детерминации гармоничного развития каждого человека имеет всеобъемлющий характер, человечество столкнулось с тяжелыми проблемами межнациональных разногласий, проблемами общечеловеческих отношений, ужасом надвигающейся экологической катастрофы, небрежным отношением к огромным пластам человеческой культуры. В последние десятилетия психологи и педагоги активно ищут выхода из сложившейся ситуации, проводя исследования с целью поиска новых методологических подходов к проблеме становления индивида как личности и творческой индивидуальности.
В современных условиях главным социальным и государственным приоритетом становится воспитание человека – гражданина. Принципы государственной политики в области образования, провозгласившие гуманистический характер, приоритет общечеловеческих ценностей. Воспитание гражданственности, уважение к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, обеспечивающие защиту и развитие ребенка системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей определены Законом РФ «Об образовании» (раздел 1, ст.2), «Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года», государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2010 – 2015 годы». В проекте Национальной доктрины образования в Российской Федерации подчеркивается, что «…система образования призвана обеспечить…воспитание патриотов России».
Что же такое «гражданское воспитание»? Это целостный педагогический процесс, результатом которого является определенный уровень гражданственности как интегративного личностного образования, включающего ряд компонентов: патриотизм, толерантность, правовая воспитанность.
Патриотизм рассматривается как любовь и преданность своей Родине, привязанность к месту своего рождения, к месту жительства, как одно из наиболее значимых социальных чувств, венчающих лучшие качества человеческого характера.
Правовая культура – это одна из форм социально – значимой творческой деятельности людей в сфере государственно-правовых отношений. Становление основ правовой культуры осуществляется в общем контексте процесса социализации человека, важнейшее место в котором отводится целенаправленному нравственно – правовому воспитанию.
Толерантность в современном обществе – формируемая модель взаимоотношения людей, народов, стран. В области дошкольного образования становление толерантного отношения к представителям других национальностей является одним из требований к содержанию деятельности детских садов, предъявляемых государственным образовательным стандартом.
На практике процесс гражданского воспитания осуществляется эпизодически и нецеленаправленно. Основными причинами этого является отсутствие концептуальной, содержательной и технологической оснащенности процесса гражданского воспитания, низкий уровень подготовки педагогов к организации педагогического процесса в детском саду. Организация гражданского воспитания является актуальной проблемой современного российского образования и одним из новых подходов к проблеме формирования у детей,созидательного отношения к общечеловеческим ценностям в современных условиях.
Основные задачи гражданско-патриотического воспитания в системе образования:
обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России;
воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества;
формирование мира и межличностных отношений и т.
Из национальной доктрины образования в РФ
Проведенное среди детей и родителей воспитанников нашего МК ДОУ Евстратовского детского сада анкетирование показывает:
к 5-6 годам у 70% дошкольников отсутствует познавательный интерес к истории и культурному наследию города, края;
у 65 % детей отмечается низкий уровень знаний истории города, края;
80 % родителей не имеют возможности посещать культурные учреждения города из-за высокой занятости;
40 % родителей затрудняются в знании истории города, края;
20 % родителей не знают и не хотят знать историю города и края.
Задача воспитания чувства патриотизма, любви к малой Родине традиционно решалась в ДОУ, но результаты исследования показали необходимость усиления работы в данном направлении, наполнение ее новым содержанием. Поэтому возникла необходимость изменить формы организации педагогического процесса по ознакомлению детей с особенностями села и края. На наш взгляд, решением данной проблемы стала реализация проекта: «Родной свой край люби и знай!»
Мы считаем, что метод проекта позволяет детям усвоить сложный краеведческий материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс, интересным и мотивационным. Проектная деятельность развивает творческие способности дошкольников, помогает самому педагогу развиваться как творческой личности.
Цель проекта:
Воспитание гражданских чувств, чувства любви к Родине, родному краю; развитие способностей к практическому и умственному экспериментированию, речевому планированию, логическим операциям.
Задачи проекта:
1.Дать знания детям о родном селе: история, символика, достопримечательности, промышленные объекты, их вред и польза, экологическая ситуация в городе.
2.Познакомить с именами тех, кто основал и прославил село.
3.Расширить знания детей о флоре и фауне Россошанского края.
4.Воспитывать любовь к родному городу, краю, умение видеть прекрасное, гордиться им.
5.Познакомить с культурой и традициями Воронежского края.
Направления проектной деятельности:
Информационный блок: Переработка теоретических материалов, написание познавательных рассказов
Технологический блок: Разработка конспектов занятий с использованием развивающего обучения
Организационный блок: Создание предметно – развивающей среды
Вид проекта: познавательный, групповой.
Участники: дети старшей группы, родители воспитанников, педагоги группы, музыкальный руководитель.
Сроки реализации: в течение года.
Планируемый результат
Данный проект был апробирован в рамках МКДОУ Евстратовский детский сад в 2014 – 2015 учебном году с детьми старшего дошкольного возраста в специально организованной деятельности; совместной деятельности педагога и ребенка (подгруппы детей); самостоятельной детской деятельности; деятельности детей и родителей.
В ходе реализации проекта мы пришли к выводу, что подобные занятия, игры, продуктивная деятельность объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений.
«Подлинная встреча» с культурным наследием города, края помогла раскрыть интеллектуальные и творческие способности детей, сформировала некоторые суждения и оценки. Развивающая среда, созданная в группе, помогла осуществить основные направления музейной педагогики. Оформление музыкального зала и создание мини-музея «Русская изба» дали представление детям о жизни людей в прошлом, их семейном укладе, одежде, предметах быта. Дети узнали о народных промыслах, познакомились с художественным и речевым творчеством народа (потешки, поговорки и т.д), песнями и танцами. Занятия по изобразительному искусству приобщили детей к художественному труду (поделки к праздникам, изготовление кукол, и украшений для них, сувениры и подарки), а также налаживанию коммуникаций с взрослыми и сверстниками на основе совместной деятельности и взаимной помощи. Занятия построенные на народных играх разных видов (соревновательные, речевые, на внимание и т.д) дали возможность с успехом решать задачи физического развития детей с учетом индивидуальных способностей. Кроме того игры способствовали развитию нравственных качеств (взаимопомощи, взаимоподдержки)
3 раздел
Теоретическая часть:
Разделы программы, содержание которых включено в проект: развитие речи, изобразительная деятельность, игровая деятельность, музыкальная деятельность, занятия по ознакомлению с окружающим миром.
Обеспечение проектной деятельности:
Методическое:
Е.С.Евдокимова «Проектирование модели гражданского воспитания в ДОУ». Управление ДОУ 2002 №6.
И.В. Штанько «Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста». Управление ДОУ 2004 № 4.
Л.Н. Коротовских «Методическое сопровождение краеведения в ДОУ. Управление ДОУ 2006 № 8.
Т.И. Доможакова «Воспитание патриотизма у детей старшего дошкольного возраста». Управление ДОУ 2006 № 8.
М.Д. Маханева «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников». Управление ДОУ 2005 №1.
Н.Г. Комратова, Л.Ф.Грибова «Моя малая Родина». Управление ДОУ 2005 №1.
И.В. Жирякова «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников через музейную педагогику». Управление ДОУ 2008 № 4.
З.А.Ершова, Н.А.Краскина «Никто не забыт, ничто не забыто…»
Материалы Интернет.
Г.Дроздов фотоальбом «Парад победы»
Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта:
подбор исторической литературы,
подбор произведений русского народного творчества,
подбор наглядного материала (иллюстрации, фотографии, зарисовки),
подготовка разного вида бросового материала
подготовка изобразительного материала для продуктивной деятельности,
дидактические игры,
выставки книг, рисунков, поделок,
создание условий для проведения открытых мероприятий (оформление групповой комнаты, музыкального зала).
Этапы проведения и реализации проекта:
I. Информационно-накопительный:
Изучение интереса детей для определения целей проекта.
Сбор и анализ литературы для взрослых и детей.
Обращение к специалистам.
4 раздел
Организационно-практический
Перспективный план образовательной деятельности:
Сентябрь.
1. Мир вокруг нас.
Цель: Формировать у детей представление о мире, разных странах мира, России, себе, как о полноправных граждан России. Воспитывать в детях гражданско-патриотические чувства.
Формы реализации:
• НОД.
• Беседы о разных странах и их жителях.
• Чтение стихов, сказок авторов разных стран.
• Знакомство с глобусом.
• Аппликация «Флаг Российской Федерации».
2. Наша страна – Россия.
Цель: Формировать в воображении детей образ Родины, представление о России как о родной стране, воспитывать чувство любви к своей Родине, закрепить название родной страны «Россия».
Формы реализации:
• НОД.
• Беседы о Родине.
• Чтение стихотворений, пословицы и поговорки.
• Рассматривание иллюстраций с разными климатическими зонами России.
• Выставка рисунков «Моя Родина». Слайд № 1
Октябрь.
1. Как жили наши односельчане.
Цель: Познакомить детей с историей возникновения села Евстратовка, с жизнью наших предков, с условиями их быта и культурой
Формы реализации:
• НОД.
• Беседы об историческом прошлом села.
• Чтение русских былин, пословицы и поговорки о Родине.
• Знакомство с народным костюмом, с предметами народного быта.
Посещение мини музея. (Слайд № 2)
• Фольклорный праздник «Осенняя Ярмарка».
Поделки из природного материала к празднику .(Слайд №3)
2. Русские народные промыслы.
Цель: Закрепить и обобщить знания детей о русских народных промыслах, средствами эстетического воспитания формировать чувство восхищения творениями народных мастеров
Формы реализации:
• НОД.
• Беседы о русских народных промыслах.
• Русские народные подвижные игры, игры с дымковскими, богородскими, филимоновскими, калининскими игрушками.
• Лепка, декоративное рисование предметов народных промыслов. (слайд №4)
• Рассматривание образцов хохломы, гжели и т. д.
Ноябрь.
. Новые литературные имена
Цель: Познакомить детей с людьми, которые прославили наше село. Воспитывать патриотические чувства.
Формы реализации:
• НОД.
• Рассказ о поэтессе Н. М. Поляничко.
• Рассматривание фотографий семьи поэтессы. (слайд №5)
• Дидактические игры.
Воспитание духовно нравственно патриотических качеств детей.
Цель: Заложить основы духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией, способность к совершенству и гармоничному взаимодействию с другими людьми. Воспитывать в детях милосердие, сострадание, умение прощать обиды. Учить быть примером для других не на словах, а на деле.
Формы реализации:
• НОД
• Воспитывать патриотические чувства, связывающие разные поколения через рассказы, стихи, фотографии…
Посещение Ильинского храма г. Россоши (слайд №6)
Посещение Евстратовского храма «Преобоажения Господня» (слайд №7)
• Православный уголок в духовно – патриотическом воспитании. (слайд №9 1-2)
• родительское собрание совместно с детьми, на тему: «Воспитание духовно нравственных качеств детского дошкольного возраста» (слайд №8)
Декабрь.
1. Государственные символы России – флаг, гимн.
Цель: Закрепить знания детей о государственных символах РФ: гимне, флаге. Формировать уважительное отношение к государственным символам, понимание того, что государственные символы призваны объединять людей, живущих в одной стране
Формы реализации:
• НОД.
• Беседы о государственных символах России.
• Рассматривание изображений символов.
• Прослушивание гимна.
• Наблюдение в ходе прогулок и экскурсий, на каких зданиях можно увидеть государственные символы.
2. Государственный символ России – герб.
Цель: Закрепить и обобщить знания о символическом значении герба. Показать тесную связь современной государственной символики с фольклором и народно-прикладным искусством.
Формы реализации:
• НОД.
• Беседы о символическом значении герба РФ.
• Рассматривание иллюстраций государственного герба. (слайд №10)
• Дидактическая игра «Узнай свой герб».
Январь.
1. Знаменитые россияне.
Цель: Познакомить детей со знаменитыми россиянами, своими делами и подвигами, прославившими страну. Сформировать понимание значимости их деятельности для страны
Формы реализации:
• НОД.
• Беседы о знаменитых россиянах.
• Рассматривание фотографий знаменитых соотечественников. (слайд №11)
• Прослушивание литературных произведения и стихов.
2. Города России.
Цель: Познакомить детей с такими городами РФ, как Москва, Санкт-Петербург, Великий Новгород, и т. д. формировать представление о том, что Россия – огромная страна. Воспитывать чувство гордости за свою страну.
Формы реализации:
• НОД.
• Рассматривание иллюстраций с видами городов.
Совместная творческая коллективная работа «Россия Родина моя» (слайд №12)
• Чтение литературных произведений о городах России.
Февраль.
1Моя малая Родина - Село моё родное Евстратовкой зовут.
Цель: Уточнить знания детей о селе. Формировать представление об улицах Познакомить детей с историческими и современными достопримечательностями села. Побуждать детей восхищаться ее красотой. Воспитывать гражданско-патриотические чувства.
Формы реализации:
• НОД.
• Рассматривание иллюстраций, открыток с достопримечательностями села.
• Работа с макетом «Центр села Евстратовка» (слайд №13)
• Выставка детских рисунков «Село моё родное». (слайд №)
2. День защитников Отечества.
Цель: Формировать чувство уважения к Вооруженным силам России, к подвигу
наших соотечественников по защите Родины.
Формы реализации:
Приобщения любви к Родине через русские народные сказки (слайд №15)1.2.3.4.
• Праздник «День защитников Отечества». (слайд №16. 1- 2-3.)
• Изготовление подарков для пап и дедушек. (слайд №14)
• Рассматривание иллюстраций с изображением разных родов войск: сухопутных, военно-морских, воздушных и др.
Март.
1. Мамин праздник.
Цель: Воспитывать добрые, нежные чувства к своим мамам, познакомить детей с женщинами, в разные годы прославившими нашу страну в области искусства, науки, спорта, космонавтики
Формы реализации:
• Утренник «Мамин день». (слайд №17)1.2.3.
• Рассматривание фотографий знаменитых россиянок.
• Изготовление подарков для мам и бабушек.
• Фотовыставка «Моя мама».
• Рисование на темы: «Мама дома», «Мама на работе».
2. История возникновения герба родного города.
Цель: Закрепить и обобщить знания детей о символе родного города – гербе. Формировать уважительное отношение к гербу, познакомить детей с символическим значением герба. Воспитывать гражданско-патриотические чувства.
Формы реализации:
• Экскурсия по родному городу.
• Беседы о том, где можно увидеть герб города.
• Рассматривание иллюстраций герба родного города
Апрель.
1. Знаменитые земляки.
Цель: Познакомить детей со знаменитыми земляками, людьми, которые своим трудом способствуют процветанию города, участниками Великой Отечественной войны. Воспитывать уважение к их труду и подвигам, желание быть на них похожими.
Формы реализации:
• Беседы о знаменитых земляках.
• Прослушивание литературных произведений.
• Экскурсии к памятникам. Целевые прогулки.
• Рисование «Моя будущая профессия».
• Открытое занятие на тему патриотического воспитания дошкольника «Село моё родное» (слайд №20)
2. Многонациональная родина.
Цель: Формировать представление о том, что в родном селе дружно живут люди разных национальностей. Воспитывать уважительное, дружелюбное отношение детей к людям разных национальностей. Формировать понимание того, что все люди одинаковы и равны.
Формы реализации:
• беседы о многонациональной Родине.
• Рассматривание национальных костюмов.
• Чтение стихотворений, литературных произведений.
Приобщение любви к Родине через русские народные сказки. (слайд №15)1.2.3.4.5.
Май.
1. День Победы.
Цель: Обобщить и систематизировать знания детей о подвиге наших соотечественников в годы Великой Отечественной войны. Воспитывать патриотические чувства.
Формы реализации:
• Экскурсия к памятникам, погибшим за Родину, возложение цветов.
• Встречи с ветеранами.
• Беседы о подвигах людей во время Великой Отечественной войны.
• Рисование: «Салют на День Победы». (слайд №19)
2. Мы – патриоты.
Цель: Обобщить и систематизировать знания детей по программе. Формировать уважительное отношение к родной стране. Воспитывать гражданско-патриотические чувства.
Методическое обеспечение плана:
Литература:
- «Развивающие занятия с детьми 6-7 лет» авт. Парамонова
- «Патриотическое воспитание дошкольников» Н. В. Алешина
Источник: http://doshvozrast.ru/metodich/pedoput40.htm
Формы реализации:
• Итоговое занятие – викторина, чтение литературных произведений о родине.
• Разгадывание кроссвордов.
• Выставки детских рисунков, фотовыставки.
• Дидактические игры.
Проведение цикла познавательных занятий, на темы: “Село Евстратовка – прошлое и настоящее», «Село моё родное Евстратовкой зовут!»
Оформление альбомов “Достопримечательности моего села”, “Красная книга моего края”, «Хлеб – всему голова!», «Новые литературные имена.»
Словотворчество с родителями «Сочини частушку о селе »
Оформление дидактических игр по краеведению:
«Узнай, где я нахожусь?»; «Собери картинку». «Бабушкин сундучок». «Карта моего города» . « Город будущего», «Мой край родной», «Я - фотограф», «Вот моя улица, вот мой дом родной».
Выставка «Вот моя деревня, вот мой дом родной» (совместно с родителями)
Лепка «Животные и птицы Воронежского края»
Экскурсии и фотоэкскурсии по селу
Разучивание стихов песен о селе
Оформление Православного уголка
Изготовление макета Села Евстратовка
Знакомство с мини – музеем «Русская изба…»
III. Презентационном – завершающий
Выставка рисунков «Село моё родное Евстратовкой зовут»
Беседы об историческом прошлом села.
Знакомство с Мини музеем.
Осенние поделки из природного материала.
Рисование предметов народного промысла.
Новые литературные имена
Посещение Ильинского храма города Россоши.
Посещение Евстратовского храма Преображения Господня
Родительское собрание «Воспитание духовно нравственного качества у детей»
1.Создание Православного уголка для родителей
2.Создание Православного уголка для детей.
Рассматривание иллюстраций и загадок о Родине
Рассматривание фотографий знаменитых соотечественников
Коллективная работа «Россия Родина моя.
Работа с макетом села Евстратовка
Изготовления подарков для пап к 23 февраля
Приобщение любви к Родине через Русские народные сказки
Постановка кукольного театра «Репка»
Постановка кукольного театра « Кот, Петух и Лиса»
Сказка «Кто под грибочком живёт»
Постановка театра с большими куклами: «Мы тоже будем солдатами»»
Праздник 23 февраля
Утренник «Мамин день»
Экскурсии к памятному мемориалу в селе Евстратовка
Экскурсия к памятному мемориалу в селе Евстратовка
Коллективная работа «Салют победы»
Открытое занятие по патриотическому воспитанию
«Моё село – мой дом родной»
Предполагаемый результат:
Итоговым результатом является диагностика, где дети покажут свои знания. Учитывается активное участие детей в выставках, конкурсах, спортивно-патриотических мероприятиях, дискуссиях, других видах деятельности.
Умение выражать собственное мнение, анализировать, живо реагировать на происходящее, оказывать посильную помощь.
Освоение доступных знаний об истории родного Отечества.
Приобретение детьми дошкольного возраста навыков социального общения со взрослыми.
Проявление внимания и уважения к ветеранам, пожилым людям, оказание посильной помощи.
Гипотеза:
Не следует ждать от детей взрослых форм проявления любви к родному городу, но если в ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории села , символике, достопримечательностях, будут знать имена тех, кто основал и прославил село , начнут проявлять интерес к событиям городской жизни и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.
Методы проекта:
Наблюдение,
совместные игры,
анкетирование,
познавательные игровые занятия,
беседы.
Достигнутые результаты:
рост познавательной активности детей повысился на 24 %,
анализ результатов усвоения знаний по программе «Детство» показал: среднее развитие у 73% детей , выше среднего у 20% детей ,
высокий уровень социализации детей группы: дети являются активными участниками районных конкурсов , спортивных соревнований с воспитанниками других МКДОУ города, где занимают призовые места,
повышение активности родителей в делах группы.
Список использованной литературы
1. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. Конспекты занятий. М.: "Перспектива", 2008.
2. Гликман И.З. Воспитатика. Учебник для студентов педагогических вузов. Часть 1. М.: НИИ школьных технологий, 2009.
3. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учебник для студ. М.: "Академия", 2006.
4. Кондыринская Л.А. Патриотическое воспитание дошкольников. Московский институт повышения квалификации работников образования. Лаборатория дошкольного воспитания. М.: 1996.