Государственное казенное общеобразовательное учреждение
«Специальная (коррекционная) школа - интернат»
с.Черный Отрог Саракташского района Оренбургской области
Согласовано на заседании МС Протокол № 1 от « 30 » августа 2022г. | Согласовано зам. директора УВР ___________/Тактаева Е.А./ « 30 » августа 2022 г. | Утверждаю Директор школы - интерната ________/Биктина Э.Э./ «30 » августа 2022 г. |
Рабочая программа внеурочного занятия
«Азбука безопасности» в 1 классе
на 2022-2023 учебный год
Составила: Колбекова С. Х., учитель начальных классов,
первой квалификационной категории
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного Образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и Адаптированной основной образовательной программы для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 1 с учетом рекомендаций новой программы воспитания.
Общая характеристика учебного предмета
В современном мире возрастает роль и ответственность системы образования в деле подготовки населения в области безопасности жизнедеятельности и выработки у граждан Российской Федерации привычек здорового образа жизни. Только через образование можно обеспечить повышение уровня культуры всего населения страны в области безопасности жизнедеятельности и добиться снижения отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность жизнедеятельности личности, общества и государства. Формулируя правила безопасного поведения, следует подробно объяснять детям, а затем следить за их выполнением. Однако безопасность и здоровый образ жизни – это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, осознанное поведение. Кроме того, дети могут оказаться в неожиданной ситуации на улице и дома, поэтому главной задачей внеурочной деятельности является стимулирование развития у детей
самостоятельности и ответственности.
Внеурочная деятельность по направлению «Азбука безопасности» включает в себя знания, установки, личностные ориентиры, правила и нормы поведения, обеспечивающие сохранение и укрепление физического здоровья и осознанного поведения. Внеурочные занятия призваны способствовать формированию у учащихся сознательного и ответственного отношения к вопросам личной и общественной безопасности, навыков безопасного поведения в различных опасных и чрезвычайных ситуациях. Внеурочные занятия включают в себя, как теоретическую – изучение правил безопасного поведения, так и практическую части – организация подвижных, сюжетно-ролевых игр.
Цель:
формирование культуры безопасности как качества личности, представленное в виде совокупности знаний и осознанных действий, направленных на понимание опасных и безопасных факторов окружающей действительности, готовности к адекватной оценке опасной ситуации и способности выстраивать социальные обеспечению безопасных действий на уровне личности и группы.
Задачи:
- привить основы культуры здорового образа жизни, развить потребности в занятиях
физической культурой и спортом;
- формировать знания о негативных факторах, наносящих вред здоровью детей;
- формировать компетентные знания, умения и навыки в области безопасной жизнедеятельности;
- воспитывать патриотизм, морально-нравственные ценности;
- способствовать физическому развитию и воспитанию;
- формировать социальную активность и чёткую гражданскую позицию;
- формировать социально-значимые навыки в процессе коллективной коммуникативной деятельности, формирование опыта социально-значимой деятельности;
- формировать законопослушное поведение и основы правовой культуры.
Данное внеурочное занятие позволит:
1) привить учащимся начальные знания, умения и навыки в области безопасности жизни;
2) сформировать у детей научно-обоснованную систему понятий основ безопасности жизнедеятельности;
3) выработать необходимые умения и навыки безопасного поведения в повседневной жизни в случае возникновения различных опасных и чрезвычайных ситуаций.
Особое значение имеет необходимость углубления и расширения определённых понятий основного курса, что обусловлено растущим интересом учащихся к умениям действовать в экстремальных ситуациях, развитию самостоятельности при решении социальных и бытовых проблем в сложных жизненных ситуациях. Учащиеся должны овладеть не только правилами безопасного поведения в различных ситуациях, но и путями и средствами укрепления здоровья: уметь оказывать первую медицинскую помощь, общаться со сверстниками и взрослыми, знать о значении природного окружения для здоровья человека. Предусмотрены обязательные практические занятия: работа с дидактическим материалом (в игровой форме); изучение в реальной обстановке возможных в повседневной жизни опасных ситуаций (например, знакомство с правилами дорожного движения на улицах, площадях и перекрестках, расположенных вблизи школы).
Учитывая неравномерность психического и физического развития детей,
образовательный процесс по основам безопасности дорожного движения строится на основе дидактических закономерностей:
от простого к сложному; от непонимания к пониманию; от частного к общему; от конкретного к абстрактному; от абстрактного к конкретному.
К дидактическим принципам, которые должны быть реализованы в образовательном процессе, относятся следующие.
Преемственность. Каждая новая ступень обучения младших школьников должна опираться на уже усвоенные ими знания, умения и навыки, полученные в дошкольных учреждениях и от родителей.
Последовательность и постепенность. Знания по основам безопасности жизнедеятельности следует давать постепенно, определенными дозами, без перегрузки, с нарастающим объемом информации.
Принцип развивающего обучения. Организация обучающих воздействий на личность и поведение ребенка позволяет управлять темпами и содержанием его развития. Не следует заставлять школьников зазубривать сложные термины, определения, схемы, таблицы и т.д.
Задачей является достижение понимания, осмысления и осознания учащимися смысла конкретных безопасных действий в традиционной обстановке. Успешность обучения определяется способностью ребенка самостоятельно объяснить, почему Он
должен поступить именно так, а не иначе. И как результат — осознанно вести себя в реальных условиях.
Доступность. Учебный материал должен быть изложен в доступной форме. Дети не воспринимают сложную информацию с детализацией общепринятых определений и понятий, к ним необходимы комментарии.
Наглядность. Этот принцип традиционно используется в работе с учащимися, когда они должны сами все увидеть, услышать, потрогать и тем самым реализовать стремление к познанию. При обучении основам безопасности жизнедеятельности необходимы наглядные средства: плакаты, дидактический материал, настольные игры, видеофильмы, компьютерные игры и т.д.
Принцип единства воспитания и обучения. На всех этапах обучения необходимо воспитывать у детей культуру поведения на улицах и дорогах, в общественных местах, в домашних условиях. При обучении школьников начальных классов наиболее целесообразны следующие устные методы изложения знаний по основам безопасности жизнедеятельности:
рассказ,
рассказ-объяснение,
беседа,
самостоятельная работа с учебными пособиями (книжками-тетрадями);
игра;
ролевая игра;
экскурсия.
К рассказу педагог обращается, когда нужно сообщить учащимся новые знания, факты, события, т.е. то, что они не могут наблюдать непосредственно. Рассказ, как правило, сопровождается показом иллюстраций, рисунков.
Рассказ-объяснение применяется, когда нужно раскрыть логическую последовательность, обнаружить зависимости между изучаемым объектом и явлениями в окружающей среде. В рассказе-объяснении дается установка на необходимость больше видеть вокруг, быть внимательными и осторожными. Ребенок должен уметь отделить главное от второстепенного, общее от частного, найти связи и зависимости между предметами, объектами, изображенными на картинках, и сравнить их с реальной обстановкой, рассказом педагога и объяснением, как надо поступать в конкретном.
Беседа. Этот метод педагог использует, опираясь на уже имеющиеся знания и личный опыт школьников, подводит их с помощью вопросов к пониманию нового учебного материала, углубляет и развивает их знания, умения и навыки. В основе беседы — диалог между педагогом и школьниками, активизирующий мышление. Беседа помогает объединить изучение нового материала с Закреплением и проверкой пройденного.
Самостоятельная работа с иллюстративным материалом, сопровождаемая рассказом-объяснением и беседой, развивает произвольное внимание и мышление. Домашние задания даются с целью привлечь родителей к изучению вместе с детьми правил безопасности поведения, закрепить и обобщить изученное в школе.
Игра. Познавательные игры с детьми проводят преимущественно по правилам. Сначала формируют задание, потом — способ выполнения. Чаще всего используют игры-упражнения, многократно повторяемые и направленные на формирование умений и
навыков безопасно вести себя дома, в школе, на улицах и дорогах, в привычных и непривычных условиях.
Игры-упражнения нужны для развития координации движений в реальной обстановке. Постепенное усложнение сознательного многократного повторения действий помогает сформировать безопасное поведение учащихся на улицах, дорогах и в быту.
Ролевая игра. Она всегда носит эмоциональный характер, что способствует более
прочному запоминанию правильных безопасных действий. При распределении ролей (водителя, пешехода, пассажира,
пожарного, спасателя) у учащихся развивается воображение. Они начинают подчиняться определенным правилам, связанным с ролью.
В 3-4 классах в игру можно вводить моделирование различных нестандартных ситуаций для самостоятельного поиска выхода из опасных условий, анализа и оценки ошибочных, неправильных и, наоборот, правильных и безопасных действий.
Экскурсия. Она проводится для ознакомления с окружающей средой и закрепления учебного материала.
Место внеурочной деятельности в учебном плане.
Рабочая программа первого класса рассчитана на 33 часа по 1 часу в неделю. Формы обучения – уроки-беседы, экскурсии, практические занятия, просмотры тематических видеосюжетов, викторины, конкурсы, встречи с сотрудниками служб безопасности города и района.
Календарно-тематическое планирование.
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Дата |
| Введение | | |
1 | Что такое безопасность? | 1 | сентябрь 06.09. |
| Школа | | |
2 | Переходим улицу (дорога в школу) | 1 | 13 |
3 | Зачем нужно знать правила безопасного поведения на улицах и дорогах. | 1 | 20 |
4 | Поведение в школе | 1 | 27 |
5 | Эвакуация из школы (практика) | 1 | Октябрь 04 |
| Один дома | | |
6 | Острые, колющие и режущие предметы | 1 | 11 |
7 | Осторожно, вода! | 1 | 18 |
8 | Причины пожара | 1 | 25 |
9 | Не шути с высотой | 1 | Ноябрь 08 |
10 | Беспорядок | 1 | 15 |
| Улица | | |
11 | Поведение на улице | 1 | 22 |
12 | Безопасность на детской площадке | 1 | 29 |
13 | Безопасность на спортивной площадке | 1 | Декабрь 06 |
14 | Опасные места на улице | 1 | 13 |
15 | Что делать, если потерялся в городе? | 1 | 20 |
| Природа | | |
16 | Ядовитые растения | 1 | 27 |
17 | Ядовитые и съедобные ягоды | 1 | Январь 10 |
18 | Ядовитые и съедобные грибы | 1 | 17 |
19 | Опасные насекомые | 1 | 24 |
| Гигиена | | |
20 | Зачем нужно мыть руки? | 1 | 31 |
21 | Чем опасны немытые фрукты и овощи | 1 | Февраль 07 |
22 | Умывание | 1 | 21 |
23 | Выбираем одежду по сезону | 1 | 28 |
| Водоёмы | | |
24 | Опасные места для купания | 1 | март 07 |
25 | Оборудование места для купания | 1 | 14 |
26 | Опасные игры на воде | 1 | 21 |
27 | Коварные предметы (надувные круги, матрасы) | 1 | Апрель 04 |
28 | На водоеме зимой | 1 | 11.04 |
| Природа | | |
29 | Животные | 1 | 18 |
30 | Если заблудился в лесу | 1 | 25 |
31 | Ориентирование на местности (практика) | 1 | Май 10 |
32 | Ориентирование по компасу (практика) | 1 | 16 |
33 | Итоговое занятие | 1 | 23.05 |
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА
Для реализации курса занятий по внеурочной деятельности «Азбука безопасности» желательно наличие:
Игровой комнаты, прогулочной площадки, класса, оборудованного аудио и видео аппаратурой, ПК, спортивного и игрового инвентаря, аудио и видео дисков соответствующей тематики, детских энциклопедий, возможно использование рабочих тетрадей, цветные карандаши, ручки.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Анастасова Л. П. Основы безопасности жизнедеятельности. 1 класс: учеб. Для общеобразоват. Учреждений/ Л. П. Анастасова, П. В. Ижевский, Н. В. Иванова. – 2е изд. – М. : Просвещение, 2010. – 55с. : ил.
Нуждина Т. Д. Мир животных и растений. Ярославль: Академия развития: Академия и К: Академия Холдинг, 2000.
Нуждина Т. Д. Мир вещей. Ярославль: Академия развития: Академия и К, 1998.
Основы безопасности и жизнедеятельности. 1 – 4 классы: Школьный курс в тестах, кроссвордах, стихах, играх и задачах с картинками / Авт.-сост. Г. П. Попова. Волгоград: Учитель, 2006.
Поляков В. В. Основы безопасности жизнедеятельности. 1 класс: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. – 3-е изд. М.: Дрофа; ДиК, 1998.
Поторочина Е. А. Плурочные разработки по основам безопасности жизнедеятельности: 1 класс. – М,: ВАКО, 2008. – 128с. – (В помощь учителю).
Усачёв А. А., Березин А. И. Школа безопасности: Учебник для 1 класса начальной школы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности». 3-е изд. М.: АСТ, 1999.
Цвилюк Г. Е. Азы безопасности: Книга для детей и родителей. М.: Просвещение, 1994.
Якупов А. М. Безопасность на улицах и дорогах: 1 класс: Методическое пособие для учителя. М.: АСТ-ЛТД, 1997.