СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Азбука безопасности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеурочная деятельность  по направлению "Азбука безопасности" включает в себя знания, установки, правила и нормы поведения, обеспечивающие  сохранение и укрепление физического здоровья

Просмотр содержимого документа
«Азбука безопасности»

Государственное казенное общеобразовательное учреждение

«Специальная (коррекционная) школа - интернат»

с.Черный Отрог Саракташского района Оренбургской области



Согласовано

на заседании МС

Протокол № 1

от « 30 » августа 2022г.

Согласовано

зам. директора УВР

___________/Тактаева Е.А./

« 30 » августа 2022 г.

Утверждаю

Директор школы - интерната

________/Биктина Э.Э./

«30 » августа 2022 г.



Рабочая программа внеурочного занятия

«Азбука безопасности» в 1 классе

на 2022-2023 учебный год





Составила: Колбекова С. Х., учитель начальных классов,

первой квалификационной категории









ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного Образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и Адаптированной основной образовательной программы для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 1 с учетом рекомендаций новой программы воспитания.


Общая характеристика учебного предмета


В современном мире возрастает роль и ответственность системы образования в деле подготовки населения в области безопасности жизнедеятельности и выработки у граждан Российской Федерации привычек здорового образа жизни. Только через образование можно обеспечить повышение уровня культуры всего населения страны в области безопасности жизнедеятельности и добиться снижения отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность жизнедеятельности личности, общества и государства. Формулируя правила безопасного поведения, следует подробно объяснять детям, а затем следить за их выполнением. Однако безопасность и здоровый образ жизни – это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, осознанное поведение. Кроме того, дети могут оказаться в неожиданной ситуации на улице и дома, поэтому главной задачей внеурочной деятельности является стимулирование развития у детей

самостоятельности и ответственности.

Внеурочная деятельность по направлению «Азбука безопасности» включает в себя знания, установки, личностные ориентиры, правила и нормы поведения, обеспечивающие сохранение и укрепление физического здоровья и осознанного поведения. Внеурочные занятия призваны способствовать формированию у учащихся сознательного и ответственного отношения к вопросам личной и общественной безопасности, навыков безопасного поведения в различных опасных и чрезвычайных ситуациях. Внеурочные занятия включают в себя, как теоретическую – изучение правил безопасного поведения, так и практическую части – организация подвижных, сюжетно-ролевых игр.

Цель:

формирование культуры безопасности как качества личности, представленное в виде совокупности знаний и осознанных действий, направленных на понимание опасных и безопасных факторов окружающей действительности, готовности к адекватной оценке опасной ситуации и способности выстраивать социальные обеспечению безопасных действий на уровне личности и группы.

Задачи:

- привить основы культуры здорового образа жизни, развить потребности в занятиях

физической культурой и спортом;

- формировать знания о негативных факторах, наносящих вред здоровью детей;

- формировать компетентные знания, умения и навыки в области безопасной жизнедеятельности;

- воспитывать патриотизм, морально-нравственные ценности;

- способствовать физическому развитию и воспитанию;

- формировать социальную активность и чёткую гражданскую позицию;

- формировать социально-значимые навыки в процессе коллективной коммуникативной деятельности, формирование опыта социально-значимой деятельности;

- формировать законопослушное поведение и основы правовой культуры.



Данное внеурочное занятие позволит:

1) привить учащимся начальные знания, умения и навыки в области безопасности жизни;

2) сформировать у детей научно-обоснованную систему понятий основ безопасности жизнедеятельности;

3) выработать необходимые умения и навыки безопасного поведения в повседневной жизни в случае возникновения различных опасных и чрезвычайных ситуаций.

Особое значение имеет необходимость углубления и расширения определённых понятий основного курса, что обусловлено растущим интересом учащихся к умениям действовать в экстремальных ситуациях, развитию самостоятельности при решении социальных и бытовых проблем в сложных жизненных ситуациях. Учащиеся должны овладеть не только правилами безопасного поведения в различных ситуациях, но и путями и средствами укрепления здоровья: уметь оказывать первую медицинскую помощь, общаться со сверстниками и взрослыми, знать о значении природного окружения для здоровья человека. Предусмотрены обязательные практические занятия: работа с дидактическим материалом (в игровой форме); изучение в реальной обстановке возможных в повседневной жизни опасных ситуаций (например, знакомство с правилами дорожного движения на улицах, площадях и перекрестках, расположенных вблизи школы).

Учитывая неравномерность психического и физического развития детей,

образовательный процесс по основам безопасности дорожного движения строится на основе дидактических закономерностей:

от простого к сложному; от непонимания к пониманию; от частного к общему; от конкретного к абстрактному; от абстрактного к конкретному.

К дидактическим принципам, которые должны быть реализованы в образовательном процессе, относятся следующие.

Преемственность. Каждая новая ступень обучения младших школьников должна опираться на уже усвоенные ими знания, умения и навыки, полученные в дошкольных учреждениях и от родителей.

Последовательность и постепенность. Знания по основам безопасности жизнедеятельности следует давать постепенно, определенными дозами, без перегрузки, с нарастающим объемом информации.

Принцип развивающего обучения. Организация обучающих воздействий на личность и поведение ребенка позволяет управлять темпами и содержанием его развития. Не следует заставлять школьников зазубривать сложные термины, определения, схемы, таблицы и т.д.

Задачей является достижение понимания, осмысления и осознания учащимися смысла конкретных безопасных действий в традиционной обстановке. Успешность обучения определяется способностью ребенка самостоятельно объяснить, почему Он

должен поступить именно так, а не иначе. И как результат — осознанно вести себя в реальных условиях.

Доступность. Учебный материал должен быть изложен в доступной форме. Дети не воспринимают сложную информацию с детализацией общепринятых определений и понятий, к ним необходимы комментарии.

Наглядность. Этот принцип традиционно используется в работе с учащимися, когда они должны сами все увидеть, услышать, потрогать и тем самым реализовать стремление к познанию. При обучении основам безопасности жизнедеятельности необходимы наглядные средства: плакаты, дидактический материал, настольные игры, видеофильмы, компьютерные игры и т.д.

Принцип единства воспитания и обучения. На всех этапах обучения необходимо воспитывать у детей культуру поведения на улицах и дорогах, в общественных местах, в домашних условиях. При обучении школьников начальных классов наиболее целесообразны следующие устные методы изложения знаний по основам безопасности жизнедеятельности:

рассказ,

рассказ-объяснение,

беседа,

самостоятельная работа с учебными пособиями (книжками-тетрадями);

игра;

ролевая игра;

экскурсия.

К рассказу педагог обращается, когда нужно сообщить учащимся новые знания, факты, события, т.е. то, что они не могут наблюдать непосредственно. Рассказ, как правило, сопровождается показом иллюстраций, рисунков.

Рассказ-объяснение применяется, когда нужно раскрыть логическую последовательность, обнаружить зависимости между изучаемым объектом и явлениями в окружающей среде. В рассказе-объяснении дается установка на необходимость больше видеть вокруг, быть внимательными и осторожными. Ребенок должен уметь отделить главное от второстепенного, общее от частного, найти связи и зависимости между предметами, объектами, изображенными на картинках, и сравнить их с реальной обстановкой, рассказом педагога и объяснением, как надо поступать в конкретном.

Беседа. Этот метод педагог использует, опираясь на уже имеющиеся знания и личный опыт школьников, подводит их с помощью вопросов к пониманию нового учебного материала, углубляет и развивает их знания, умения и навыки. В основе беседы — диалог между педагогом и школьниками, активизирующий мышление. Беседа помогает объединить изучение нового материала с Закреплением и проверкой пройденного.

Самостоятельная работа с иллюстративным материалом, сопровождаемая рассказом-объяснением и беседой, развивает произвольное внимание и мышление. Домашние задания даются с целью привлечь родителей к изучению вместе с детьми правил безопасности поведения, закрепить и обобщить изученное в школе.

Игра. Познавательные игры с детьми проводят преимущественно по правилам. Сначала формируют задание, потом — способ выполнения. Чаще всего используют игры-упражнения, многократно повторяемые и направленные на формирование умений и

навыков безопасно вести себя дома, в школе, на улицах и дорогах, в привычных и непривычных условиях.

Игры-упражнения нужны для развития координации движений в реальной обстановке. Постепенное усложнение сознательного многократного повторения действий помогает сформировать безопасное поведение учащихся на улицах, дорогах и в быту.

Ролевая игра. Она всегда носит эмоциональный характер, что способствует более

прочному запоминанию правильных безопасных действий. При распределении ролей (водителя, пешехода, пассажира,

пожарного, спасателя) у учащихся развивается воображение. Они начинают подчиняться определенным правилам, связанным с ролью.

В 3-4 классах в игру можно вводить моделирование различных нестандартных ситуаций для самостоятельного поиска выхода из опасных условий, анализа и оценки ошибочных, неправильных и, наоборот, правильных и безопасных действий.

Экскурсия. Она проводится для ознакомления с окружающей средой и закрепления учебного материала.


Место внеурочной деятельности в учебном плане.

Рабочая программа первого класса рассчитана на 33  часа по 1 часу в неделю. Формы обучения – уроки-беседы, экскурсии, практические занятия, просмотры тематических видеосюжетов, викторины, конкурсы, встречи с сотрудниками служб безопасности города и района.    




Календарно-тематическое планирование.

п/п

Тема

Кол-во часов

Дата


Введение




1

Что такое безопасность?


1

сентябрь

06.09.


Школа



2

Переходим улицу (дорога в школу)


1

13

3

Зачем нужно знать правила безопасного

поведения на улицах и дорогах.


1

20

4

Поведение в школе


1

27

5

Эвакуация из школы (практика)


1

Октябрь 04


Один дома



6

Острые, колющие и режущие предметы



1

11

7

Осторожно, вода!


1

18

8

Причины пожара

1

25

9

Не шути с высотой


1

Ноябрь 08

10

Беспорядок


1

15


Улица



11

Поведение на улице


1

22

12

Безопасность на детской площадке


1

29

13

Безопасность на спортивной площадке


1

Декабрь 06

14

Опасные места на улице


1

13

15

Что делать, если потерялся в городе?

1

20


Природа



16

Ядовитые растения


1

27

17

Ядовитые и съедобные ягоды


1

Январь 10

18

Ядовитые и съедобные грибы


1

17

19

Опасные насекомые


1

24


Гигиена



20

Зачем нужно мыть руки?


1

31

21

Чем опасны немытые фрукты и овощи


1

Февраль 07

22

Умывание


1

21

23

Выбираем одежду по сезону


1

28


Водоёмы



24

Опасные места для купания



1

март 07

25

Оборудование места для купания


1

14

26

Опасные игры на воде


1

21

27

Коварные предметы (надувные круги, матрасы)


1

Апрель 04

28

На водоеме зимой


1

11.04


Природа



29

Животные


1

18

30

Если заблудился в лесу


1

25

31

Ориентирование на местности (практика)


1

Май 10

32

Ориентирование по компасу (практика)


1

16

33

Итоговое занятие

1

23.05




МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА

Для реализации курса занятий по внеурочной деятельности «Азбука безопасности» желательно наличие:

Игровой комнаты, прогулочной площадки, класса, оборудованного аудио и видео аппаратурой, ПК,  спортивного и игрового инвентаря, аудио и видео дисков соответствующей тематики, детских энциклопедий, возможно использование рабочих тетрадей, цветные карандаши, ручки.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Анастасова Л. П. Основы безопасности жизнедеятельности. 1 класс: учеб. Для общеобразоват. Учреждений/ Л. П. Анастасова, П. В. Ижевский, Н. В. Иванова. – 2е изд. – М. : Просвещение, 2010. – 55с. : ил.

  2. Нуждина Т. Д. Мир животных и растений. Ярославль: Академия развития: Академия и К: Академия Холдинг, 2000.

  3. Нуждина Т. Д. Мир вещей. Ярославль: Академия развития: Академия и К, 1998.

  4. Основы безопасности и жизнедеятельности. 1 – 4 классы: Школьный курс в тестах, кроссвордах, стихах, играх и задачах с картинками / Авт.-сост. Г. П. Попова. Волгоград: Учитель, 2006.

  5. Поляков В. В. Основы безопасности жизнедеятельности. 1 класс: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. – 3-е изд. М.: Дрофа; ДиК, 1998.

  6. Поторочина Е. А. Плурочные разработки по основам безопасности жизнедеятельности: 1 класс. – М,: ВАКО, 2008. – 128с. – (В помощь учителю).

  7. Усачёв А. А., Березин А. И. Школа безопасности: Учебник для 1 класса начальной школы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности». 3-е изд. М.: АСТ, 1999.

  8. Цвилюк Г. Е. Азы безопасности: Книга для детей и родителей. М.: Просвещение, 1994.

  9. Якупов А. М. Безопасность на улицах и дорогах: 1 класс: Методическое пособие для учителя. М.: АСТ-ЛТД, 1997.