Пояснительная записка
Обучение школьников правилам дорожного движения (ПДД) и безопасному поведению на дорогах является обязательным согласно Федеральному закону «О безопасности дорожного движения» от 14.12.95 №198-ФЗ.
Цель и задачи формирования у школьников навыков безопасного участия в дорожном движении определены указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, содержащими программно-целевые показатели и индикаторы снижения численности детей, погибших на дорогах России в результате дорожно-транспортных происшествий.
Республика Крым имеет интенсивную дорожно-транспортную среду и, как следствие, высокий уровень детского дорожно-транспортного травматизма. Главной причиной дорожно-транспортного травматизма является недостаточная грамотность участников дорожного движения.
Предрасположенность детей к несчастным случаям на дороге обусловлена особенностями их психофизиологического развития, такими как:
- неустойчивость и быстрое истощение нервной системы;
- неспособность адекватно оценивать обстановку;
- быстрое образование и исчезновение условных рефлексов;
- преобладание процессов возбуждения над процессами торможения;
- преобладание потребности в движении над осторожностью;
- стремление подражать взрослым;
- недостаток знаний об источниках опасности;
- отсутствие способности отделять главное от второстепенного;
- переоценка своих возможностей в реальной ситуации.
Почти две трети из общего числа пострадавших на дороге детей попадает под машину из-за отсутствия главного транспортного навыка: предвидения скрытой опасности.
Сегодня приоритетными направлениями являются - обеспечение безопасности дорожного движения всех его участников (пешеходов, водителей, пассажиров), профилактика детского дорожно-транспортного травматизма. Поэтому особо остро встала задача более широкого изучения школьниками правил дорожного движения.
В базисном учебном плане образовательных организаций отдельной образовательной программы «Изучение правил дорожного движения» нет. Минимум учебных часов предусмотрено в образовательном курсе «Окружающий мир» (начальная школа), образовательная область «ОБЖ» - 6 часов.
Однако современный школьник должен быть готов к выполнению требований дорожной безопасности и обязан владеть набором навыков и умений безопасного участия в дорожном движении в качестве пешехода и пассажира транспортного средства в полном объёме, независимо от степени своей субъективной готовности к этому.
Актуальность обучения учащихся основам дорожной грамотности не вызывает сомнений. Задача педагога – систематизировать знания учащихся о правилах дорожного движения, сформировать конкретные навыки и модели поведения на улице и дороге.
Реализация программы осуществляется через сочетание разнообразных по содержанию и форме видов образовательной деятельности: проведение викторин, экскурсий на улицы города, бесед, тестов на знание правил дорожного движения, тематических занятий в «городке безопасности», анализа конкретных дорожных ситуаций, разработок проектов.
В программу входят занятия, которые помогают школьнику освоить правила дорожного движения, узнать их историю, ориентироваться в дорожных ситуациях и на практике применять полученные знания. Проводимые мероприятия позволяют вести профилактическую работу по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма.
Обучение Правилам дорожного движения следует рассматривать как составную часть внеурочной деятельности школьников. Программа «Азбука дорожного движения» предназначена для использования во внеурочной деятельности в 1-6 классах.
Цель программы: формирование у младших школьников навыков безопасного участия в дорожном движении; овладение знаниями и навыками распознавания типичных дорожных ситуаций («ловушек»); формирование «транспортных» привычек; научить прогнозировать развитие ситуации на дороге.
Осознание ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нем. Формирование навыков безопасного участия в дорожном движении на основе моделирования реальных процессов дорожного движения у себя в сознании, умение прогнозировать и моделировать складывающиеся дорожные ситуации на основе знаний правил дорожного движения и особенностей движения транспортных средств и пешеходов.
Формирование установки на сохранение здоровья, привитие навыков здорового и безопасного образа жизни.
Задачи программы:
обучающие:
-способствовать приобретению школьниками знаний о безопасности на дорогах, правилах дорожного движения, необходимых для безопасного движения по дорогам в качестве пешехода, водителя велосипеда и пассажира;
развивающие:
- способствовать овладению умениями выполнять ПДД, распознавать дорожные «ловушки» - ситуации, возникающие из-за неумения предвидеть дорожные опасности,
- формировать познавательно-поведенческие реакции, направленные на сохранение и укрепление здоровья;
воспитательные:
- воспитывать законопослушность, сознательное отношение к соблюдению мер безопасности на дорогах, способность к анализу конкретных дорожных ситуаций и оценке возможных опасностей;
- способствовать формированию общего уровня транспортной культуры у юных участников дорожного движения;
- воспитывать чувство ответственности за безопасность – личную и других участников дорожного движения.
Программа внеурочных занятий по изучению правил дорожного движения для обучающихся 1-6 классов общеобразовательных учреждений «Азбука дорожного движения» рассчитана на 33 часа в первом классе и 34 часа в 2-6 классах.
В реализации Программы могут участвовать сотрудники ГИБДД, члены отрядов юных инспекторов движения.
Тематическое и поурочное планирование уроков
по Правилам дорожного движения
в общеобразовательной школе для 1-6 классов.
1 КЛАСС
№ | Тема занятия | Количество часов |
всего | теория | практика |
1 | Вводное занятие: Дорога в школу и домой. | 1 | 1 | |
2-3 | Улица полна неожиданностей. | 2 | 2 | |
4-5 | Практическое занятие (экскурсии, настольные игры) | 2 | | 2 |
6 | Остановочный путь и скорость движения. | 1 | 1 | |
7-8 | Пешеходные переходы. | 2 | 2 | |
9 | Практическое занятие: Пешеходные переходы. | 1 | | 1 |
10 | Нерегулируемые перекрестки. | 1 | 1 | |
11 | Регулируемые перекрестки. Светофор. | 1 | 1 | |
12 | Где еще можно переходить дорогу. | 1 | 1 | |
13 | Поездка на автобусе. | 1 | 1 | |
14 | Поездка на трамвае и других видах транспорта | 1 | 1 | |
15-16 | Проект №1 Виды транспорта. | 2 | 1 | 1 |
17 | Дорожные знаки и дорожная разметка. | 1 | 1 | |
18 | Где можно и где нельзя играть. | 1 | 1 | |
19 | Ты – велосипедист. | 1 | 1 | |
20-21 | Проект №2 Дорожные знаки. | 2 | 1 | 1 |
22 | Поездка за город. | 1 | 1 | |
23 | Дорога глазами водителей. | 1 | 1 | |
24 | Экскурсия «Я- пешеход». | 1 | | 1 |
25 | Для чего нужны правила дорожного движения. | 1 | 1 | |
26-27 | Проект №3 Правила для пешеходов. | 2 | 1 | 1 |
28 | Участники дорожного движения. | 1 | 1 | |
29 | Светофор. | 1 | 1 | |
30-31 | Проект №4Добрый светофор. | 2 | 1 | 1 |
32 | Обязанности пешеходов. | 1 | 1 | |
33 | Движение в группе. | 1 | 1 | |
| Итого | 33 | 25 | 8 |
Поурочное планирование
Расшифровка учебных умений и навыков (компетенций):
Л. – личностные компетенции.
П.- познавательные.
Р. – развивающие.
К. – коммуникативные.
№ | Тема занятия | Базовое содержание | Учебные умения и навыки |
1 | Вводное занятие: Дорога в школу и домой.
| Формировать и развивать у учащихся целостное восприятие окружающей дорожной среды, наблюдательность; выбирать наиболее безопасный путь в школу и домой. Разбор конкретного маршрута. | Л: учебно-познавательные мотивы; П:с помощью учителя формулирует познавательную цель; Р:с помощью учителя определяет этапы решения учебной задачи; К:с помощью учителя создаёт устные высказывания в соответствии с поставленными задачами. |
2-3 | Улица полна неожиданностей. | Город, поселок, в котором мы живем. Познакомить с основными улицами в микрорайоне школы. Объяснить, почему на улице опасно. Для чего надо знать и выполнять Правила дорожного движения. Рассмотреть элементы дороги: проезжая часть, тротуар, пешеходные ограждения. Объяснить, как правильно ходить по тротуару, переходить дорогу. Один помогает другому (не можешь сам перейти улицу – попроси взрослого помочь). Дисциплина на улице – залог безопасного движения. Будь внимательным и осторожным! | Л:с помощью учителя устанавливает связи между целью учебной деятельности и её мотивом; П:выделение и осмысление отдельных слов, терминов, понятий; Р:с помощью учителя дифференцирует известное и неизвестное; К:с помощью учителя выявляет проблему и оценивает предлагаемые способы её разрешения. |
4-5 | Практическое занятие (экскурсия, настольные игры). | Рассмотреть наиболее безопасный путь первоклассника в школу и домой. Провести обучающие игры по ПДД. Примеры дорожно- транспортных происшествий с детьми (по сводкам дорожной полиции). | Л:освоение с помощью учителя безопасного способа пути; П: с помощью учителя использовать знаково- символические средства; Р: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; К:с помощью учителя выявляет проблему и оценивает предполагаемые способы её разрешения. |
6 | Остановочный путь и скорость движения. | Почему опасно внезапно выбегать на проезжую часть. Автомобиль мгновенно остановить невозможно. Остановочный путь автомобиля. | Л: с помощью учителя подбирает аргументы для оценивания предлагаемого материала; П: с помощью учителя устанавливает причинно- следственные связи; Р: с помощью учителя оценивать сложившуюся ситуацию на дороге; К: с помощью учителя формулировать собственное мнение и позицию. |
7-8 | Пешеходные переходы. | Объяснить значение новых терминов «тротуар», «пешеходная дорожка», «обочина», научить правилам дисциплинированного поведения, умению предвидеть опасность, воспитывать наблюдательность, осторожность. | Л:с помощью учителя устанавливает связи между целью учебной деятельности и её мотивом; П:с помощью учителя создаёт модель поведения, отображающую учебную задачу; Р:с помощью учителя определяет то, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению. К:с помощью учителя создаёт устные высказывания, формулирует проблему. |
9 | Практическое занятие. Пешеходные переходы. | Закрепить полученные знания, уметь правильно переходить дорогу. | Л:с помощью учителя устанавливает связи между целью учебной деятельности и её мотивом; П: с помощью учителя выстраивает иерархию имеющихся знаний; Р: волевая саморегуляция; К: с помощью учителя создаёт устные высказывания, формулирует проблему. |
10 | Нерегулируемые перекрёстки. | Дать понятие «перекрёсток». Движение транспортных средств на перекрестке. Поворот транспортных средств. Предупредительные сигналы, подаваемые водителями. Обозначения нерегулируемого перекрестка. Правила перехода дороги на нерегулируемом перекрестке. |
11 | Регулируемые перекрёстки. Светофор. | Для чего нужен светофор? Виды светофора. Сигналы светофора. Как работает 3-секционный светофор. Как нужно переходить дорогу на перекрестке со светофором. Пешеходный светофор и его сигналы. Пешеходный светофор с вызывным устройством. | Л: с помощью учителя устанавливает связи между целью учебной деятельности и её мотивом; П: выделение и осмысление отдельных слов, терминов, понятий; Р: с помощью учителя дифференцирует известное и неизвестное; К: интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми. |
12 | Где ещё можно переходить дорогу. | Формировать представление о безопасности перехода улиц при регулировании дорожного движения светофором. Подземный и наземный пешеходный переходы, их обозначения. Дорожные знаки «Подземный пешеходный переход», «Наземный пешеходный переход». Правила перехода дороги при наличии этих переходов. Действия пешеходов при приближении транспортных средств с включенными специальными сигналами (синими проблесковыми маячками и звуковыми сиренами). |
13 | Поездка на автобусе и троллейбусе. | Какие транспортные средства называют маршрутными? Городской маршрутный транспорт: автобусы, троллейбусы, трамваи, маршрутное такси. Остановка автобуса и троллейбуса. Ее обозначение. Как правильно пройти на остановку. Правила поведения на остановке. Правила для пассажиров автобуса и троллейбуса при посадке, в салоне и при выходе. Правила перехода дороги после выхода из автобуса или троллейбуса. |
14 | Поездка на трамвае и других видах транспорта. | Трамвайная остановка. Ее обозначение, отличие трамвайной остановки от автобусной. Как правильно пройти на трамвайную остановку. Правила поведения на трамвайных остановках. Правила для пассажиров трамвая при посадке, в вагоне и при выходе. Правила перехода дороги после выхода из трамвая. Маршрутное такси. Его отличие от маршрутного автобуса. Как правильно пользоваться маршрутным такси. Правила пользования легковым автомобилем (посадка, поездка, высадка). | Л: с помощью учителя подбирает аргументы для оценивания предлагаемого материала, опираясь на существующие нравственно- этические нормы; П:с помощью учителя находит необходимую информацию и выстраивает иерархию имеющихся знаний; Р:волевая саморегуляция; К:устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной коорпорации. |
15-16 | Проект №1 Виды транспорта. | Рассмотреть виды городского транспорта. Какие правила должны выполнять пассажиры. | |
17 | Дорожные знаки и дорожная разметка. | Назначение дорожных знаков. Дорожные знаки: «Пешеходный переход» (информационно- указательный), «Подземный пешеходный переход», «Наземный пешеходный переход», «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса», «Место остановки трамвая», «Движение пешеходов запрещено», «Дорожные работы» (всего 7 знаков). | Л:с помощью учителя устанавливает связи между целью учебной деятельности и её мотивом; П: с помощью учителя создаёт модель поведения, отображающую учебную задачу; Р: с помощью учителя определяет то, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению. К: с помощью учителя создаёт устные высказывания, формулирует проблему. |
18 | Где можно и где нельзя играть. | Опасность игр рядом с проезжей частью, в местах дорожных работ, в транспорте. Места для игр и езды на самокатных средствах и т.д. Что делать, если мяч выкатился на проезжую часть. | Л: с помощью учителя подбирает аргументы для оценивания предлагаемого материала; П: с помощью учителя выбирать наиболее эффективные способы решения задач; Р: с помощью учителя планировать этапы решения учебной задачи и формулировать конечный результат действия; К: с помощью учителя выявлять проблему и оценивать способы её разрешения. |
19 | Ты – велосипедист. | История велосипеда, его общее устройство. Что нужно знать о велосипеде для безопасной езды на нем. Где можно кататься на велосипеде до 14 лет. |
20-21 | Проект №2 Дорожные знаки. | Объяснить значение дорожных знаков, научить понимать их схематическое изображение для правильной ориентации на улицах и дорогах. | Л: с помощью учителя устанавливать связи между целью учебной деятельности и её мотивом; П: самостоятельно или с помощью учителя работать со знаково-символическими средствами; Р: учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения; К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
22 | Поездка за город. | Элементы загородной дороги: обочина, пешеходная дорожка – места для движения пешеходов. Правила движения пешеходов по загородной дороге. |
23 | Дорога глазами водителей. | Проезжая часть – место работы водителей. Почему происходят дорожно-транспортные происшествия (ДТП)? Как водитель видит пешеходов-нарушителей? |
24 | Экскурсия «Я- пешеход» | Показать учащимся опасные места вокруг школы, объекты, закрывающие обзор улиц и дорог. | Л:внутренняя позиция школьника на уровне принятия учебной задачи; П:с помощью учителя устанавливать причинно- следственные связи в изучаемом круге явлений; Р: учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения; К: Обеспечивать бесконфликтную совместную работу в группе. |
25 | Для чего нужны правила дорожного движения | Акцентировать внимание первоклассников на дорожные знаки, умение ориентироваться в дорожной обстановке. |
26-27 | Проект №3 Правила для пешеходов. | Кого называют пешеходом? Движение пешеходов по тротуару и обочине. Формировать представления первоклассников о безопасности дорожного движения при передвижении по улицам и дорогам. |
28 | Участники дорожного движения. | Рассмотреть, кто является участником дорожного движения. Роль и обязанности участников дорожного движения. | П: умение структурировать материал. Л: направленность на усвоение новых знаний и способов действий. К: Слушать и слышать друг друга. |
29 | Светофор. | Дать первоклассникам новое понятие «светофор», объяснить его световые сигналы и научить безопасно переходить улицу по зелёному сигналу светофора. |
30-31 | Проект №4 Добрый светофор. | Формировать представления младших школьников о безопасности перехода улиц при регулировании дорожного движения светофором. |
32 | Обязанности пешеходов. | Повторить и закрепить правила безопасного поведения на дороге. Провести воспитательную работу по соблюдению Правил дорожного движения и безопасного поведения на улицах и дорогах, внушить учащимся, что дисциплинированность должна стать их привычкой. | Л: с помощью учителя подбирать аргументы для оценивания предлагаемого материала, опираясь на существующие нравственно- этические нормы; П: с помощью учителя выстраивать иерархию имеющихся знаний; Р:учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения; К:с помощью учителя адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач. |
33 | Движение по дороге в группе. | Объяснить правила движения по улицам групп детей, которые должны идти по тротуару, пешеходной дорожки, а если их нет – по обочине, но лишь днём и в сопровождении взрослых. Переход улицы по пешеходному переходу по одному и группами. |
Учащиеся 1-го класса должны уметь:
переходить улицы и дороги по сигналам светофора и пешеходным переходам, а также
проезжую часть небольшой дороги (вне зоны видимости пешеходных переходов);
правильно вести себя во дворах, жилых зонах, на тротуаре, при движении группой, в
транспорте, при езде на велосипеде.
2 класс
№ | Тема занятия | Количество часов |
всего | теория | практика |
1 | Вводное занятие. | 1 | 1 | |
2-3 | Основные правила поведения учащихся на улице и дороге. | 2 | 1 | |
4-5 | Практическое занятие. Почему на улице опасно?(экскурсия ) | 2 | | 2 |
6 | Остановочный путь и скорость движения. | 1 | 2 | |
7-8 | Пешеходные переходы. | 2 | 1 | 1 |
9 | Нерегулируемые перекрестки. | 1 | 1 | |
10 | Регулировщик и его сигналы. | 1 | 1 | |
11-12 | Проект № 1 «Регулируемая дорога». | 2 | 1 | 1 |
13 | Поездка на автобусе и троллейбусе. | 1 | 1 | |
14 | Поездка на трамвае и других видах транспорта. | 1 | 1 | |
15 | Дорожные знаки и дорожная разметка. | 1 | 1 | |
16 | Дорога в школу. | 1 | 1 | |
17-18 | Проект № 2 «Твой ежедневный маршрут». | 2 | 1 | 1 |
19 | Где можно и где нельзя играть. | 1 | 1 | |
20 | Ты – велосипедист. | 1 | 1 | |
21 | Поездка за город. | 1 | 1 | |
22 | Дорога глазами водителей. | 1 | 1 | |
23 | Учусь читать дорожные знаки. | 1 | 1 | |
24-25 | Проект №3 «Дорожные знаки в моей окрестности». | 2 | 1 | 1 |
26 | Кодекс выживания городского пешехода. | 1 | 1 | |
27 | КВН «Клуб внимательный пешеход». | 1 | | 1 |
28 | Правостороннее, двустороннее и одностороннее движение транспорта. | 1 | 1 | |
29-30 | Проект №4 «Расставь дорожные знаки на перекрёстке». | 2 | 1 | 1 |
31 | Игры и соревнования по правилам безопасного поведения на дорогах. | 1 | | 1 |
32-33 | Почему дети попадают в дорожные аварии. | 2 | 1 | 1 |
34 | Итоговое занятие в «Автогородке». | 1 | | 1 |
| Итого | 34 | 23 | 11 |
Поурочное планирование.
№ | Тема занятия | Базовое содержание | УУД |
1 | Вводное занятие. | Повторить правила дорожного движения, изученные в 1 классе. Наиболее безопасные места для движения пешеходов в микрорайоне, основные причины детского транспортного травматизма. | П:выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. Л:умение выделять нравственный аспект поведения. К:с помощью учителя выявлять проблему и оценивать предлагаемые способы её разрешения. Р: составление плана последовательности действий. |
2-3 | Основные правила поведения учащихся на улице и дороге. | Формировать навыки выполнения основных правил поведения учащихся на улице, дороге с целью предупреждения детского транспортного травматизма. | П:формулировка задач, которые следует решить. Л:осознание учебной цели и связи задач с конечной целью. Р: умение планировать свою деятельность. |
4-5 | Практическое занятие. Почему на улице опасно? | Мы учимся соблюдать правила дорожного движения – настольные игры, макеты. Экскурсии в «Автогородок» (микрорайону). Характеристика улиц, переулков, на которых живут учащиеся. | К:участвовать в коллективном обсуждении проблем. Р: принятие практической задачи |
6 | Остановочный путь и скорость движения. | Остановочный и тормозной путь автомобиля. Факторы, влияющие на величину остановочного пути. Опасность перехода перед близко едущим транспортом. Особенности движения пешеходов и водителей по мокрой и скользкой дороге. | П:поиск и выделение необходимой информации. |
7-8 | Пешеходные переходы. | Пешеходный переход и его обозначения. Пешеходные переходы в микрорайоне школы. Правила перехода дороги с двусторонним и односторонним движением. Опасные ситуации при переходе дороги. Подземный и наземный пешеходные переходы, их обозначения. Правила перехода при их наличии. Действия пешеходов при приближении транспортных средств с включенными специальными сигналами. Правила перехода дороги, если в зоне видимости отсутствуют пешеходный переход или перекресток. | Л: усвоение теоретических знаний П: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание. |
9 | Нерегулируемые перекрёстки. | Типы перекрестков. Предупредительные сигналы, подаваемые водителями. Нерегулируемый перекресток. Обозначение пешеходных переходов на нерегулируемом перекрестке. Правила перехода нерегулируемого перекрестка. Где и как перейти проезжую часть, если пешеходный переход не обозначен. | П: выделение и осмысление отдельных слов, терминов, понятий; Р:учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения; Л:осознание учебной цели и связи задач с конечной целью. |
10 | Регулировщик и его сигналы. | Для чего регулировщику нужны жезл и свисток? Сигналы регулировщика. Действия пешеходов по этим сигналам. Приоритет сигналов регулировщика над сигналами светофора. |
11-12 | Проект № 1 «Регулируемая дорога» | Способствовать овладению младшими школьниками знанием сигналов пешеходных светофоров и сигналов регулировщика. | К: интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками. Р: умение планировать свою деятельность. |
13 | Поездка на автобусе и троллейбусе. | Правила для пассажиров автобуса и троллейбуса на остановке, при посадке, в салоне и при выходе. Правила перехода дороги при движении к остановке и после выхода из автобуса и троллейбуса. Опасные ситуации, возникающие при этом. Экскурсия на автобусную остановку. | П: самостоятельное выделение и формирование познавательной цели. |
14 | Поездка на трамвае и других видах транспорта. | Правила для пассажиров трамвая на остановках, при посадке, в вагоне и при выходе. Правила перехода дороги при движении на остановку и после выхода из трамвая. Правила пользования маршрутным такси и легковым автомобилем. | П: построение логической цепи рассуждений. Л:умение выделять нравственный аспект поведения. |
15 | Дорожные знаки и дорожная разметка. | Группы дорожных знаков и их назначение. Дорожные знаки: «Дорога с односторонним движением», «Место стоянки», «Железнодорожный переезд со шлагбаумом», «Железнодорожный переезд без шлагбаума», «Пешеходный переход» (предупреждающий), «Дети», «Пешеходная дорожка», «Въезд запрещен». Знаки сервиса. Дорожные знаки в микрорайоне школы. | П: Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при её решении. |
16 | Дорога в школу. | Микрорайон школы. Транспорт в микрорайоне школы. Наиболее опасные перекрестки в микрорайоне школы. Что изменилось в маршруте школьника по сравнению с 1 классом. Разбор безопасных путей подхода к школе, дому, кинотеатру, магазину и т.д. | П: умение структурировать знания Р: постановка задач на усвоение готовых знаний и действий |
17-18 | Проект № 2 «Твой ежедневный маршрут» | Способствовать овладению младшими школьниками знанием наиболее безопасного маршрута в школу и домой. | К:определение цели и функций участников, способов взаимодействия П:применение методов информационного поиска |
19 | Где можно и где нельзя играть. | Опасность игр вблизи проезжей части. Где можно и где нельзя играть во дворе. Примеры дорожно- транспортных происшествий с детьми (по материалам дорожной полиции). Анализ причин их возникновения. | П: умение использовать наглядные модели. |
20 | Ты – велосипедист. | Общее устройство велосипеда, типичные неисправности, их устранение. Правила безопасной езды для юных велосипедистов. Примеры дорожно- транспортных происшествий с детьми (по материалам дорожной полиции). Анализ причин их возникновения. | П: выбор наиболее эффективных способов в зависимости от конкретных условий. Р: постановка задач на усвоение готовых знаний и действий. |
21 | Поездка за город. | Движение транспорта на загородной дороге. Правила движения пешеходов по загородной дороге. Как правильно перейти загородную дорогу. Железнодорожные переезды, их виды. Правила перехода через железнодорожные переезды (со шлагбаумом и без шлагбаума). | П: самостоятельное создание способов решения проблем. |
22 | Дорога глазами водителей. | Дорожная обстановка в зависимости от времени года, суток и погодных условий. Особенности работы водителя. Опасные ситуации, возникающие с пешеходами на проезжей части, глазами водителей. | П: построение логической цепи рассуждений. Л: умение выделять нравственный аспект поведения. |
23 | Учусь читать дорожные знаки. | Познакомить учащихся со значением некоторых часто встречающихся дорожных знаков и указателей. Учить детей различать знаки для водителей и пешеходов. Воспитывать внимание, навыки осознанного использования знаний дорожного движения в повседневной жизни. | П: умение использовать наглядные модели. |
24-25 | Проект №3 «Дорожные знаки в моей окрестности» | Оформление дорожных знаков, часто встречающихся в микрорайоне школы. | К: планирование общих способов работы. Р: постановка задач на усвоение готовых знаний и действий. |
26 | Кодекс выживания городского пешехода. | Отработка устойчивого навыка грамотного пешехода. | П: формулирование проблемы Р: формирование самооценки |
27 | КВН «Клуб внимательный пешеход» | Воспитывать навыки осознанного знания правил в повседневной жизни. | К: выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации |
28 | Правостороннее, двустороннее и одностороннее движение транспорта | Объяснить смысл правостороннего, двустороннего и одностороннего движения транспорта. | П: построение логической цепи рассуждений. Л:умение выделять нравственный аспект поведения. |
29-30 | Проект №4 «Расставь дорожные знаки на перекрёстке» | Формирование навыка расстановки дорожных знаков. | К: участвовать в коллективном обсуждении проблем |
31 | Игры и соревнования по правилам безопасного поведения на дорогах. | Закрепить знания, умения и навыки учащихся по правилам безопасного поведения на улицах и дорогах с использованием игровых средств. | К:обеспечивать бесконфликтную совместную работу. Л: развитие морального сознания. |
32-33 | Почему дети попадают в дорожные аварии. | Расширить представление учащихся о дорожной среде, развивать целостность восприятия, чувства предвидения опасности, наблюдательность, дисциплинированность, умения и навыки безопасного поведения. | П:установление причинно- следственных связей. |
34 | Итоговое занятие. | Закрепить знания и умения по всем темам с помощью модели транспортных средств, макетов средств регулирования, схем улиц и дорог, настольных игр по ПДД. | Л: формирование рефлексивности самооценки в учебной деятельности |
Учащиеся 2-го класса, кроме перечисленного выше, должны знать Правила:
перехода регулируемых и нерегулируемых перекрестков;
перехода проезжей части с односторонним и двусторонним движением
транспорта и трамвайными путями.
Учащиеся 2-го класса должны уметь:
переходить регулируемые и нерегулируемые перекрестки;
обращаться за помощью к взрослым в сложных дорожных условиях;
при посадке и высадке из общественного транспорта;
ориентироваться в дорожной обстановке: не выходить из-за препятствий и
сооружений; не стоять близко от углов перекрестка и края проезжей части и
спиной к ней;
не создавать помех движению транспорта;
определять опасные и безопасные участки дорог и улиц.
дисциплинированно вести себя на посадочных площадках, при входе, выходе и в салоне общественного транспорта.
3 класс
№ | Тема занятия | Количество часов |
всего | теория | практика |
1 | Вводное занятие. | 1 | 1 | |
2-3 | Правила поведения учащихся на улице и дороге. | 2 | 1 | 1 |
4 | Как пешеходы и водители поделили дорогу. | 1 | 1 | |
5 | Остановочный путь и скорость движения. | 1 | 1 | |
6 | Пешеходные переходы. | 1 | 1 | |
7 | Нерегулируемые перекрестки. | 1 | 1 | |
8 | Регулируемые перекрестки. Светофор. | 1 | 1 | |
9-10 | Проект №1 «История светофора». | 2 | 1 | 1 |
11 | Регулировщик и его сигналы. | 1 | 1 | |
12 | Где еще можно переходить дорогу. | 1 | 1 | |
13 | Правостороннее движение транспортных средств и пешеходов. | 1 | 1 | |
14 | Причины детского дорожно-транспортного травматизма. | 1 | 1 | |
15 | Безопасное поведение на тротуарах и обочинах. | 1 | 1 | |
16 | Дорога и её элементы, правила поведения на ней. | 1 | 1 | |
17-18 | Проект №2 «Зелёная дорога». | 2 | | 2 |
19 | Виды автотранспортных средств и их тормозные свойства. | 1 | 1 | |
20 | Поездка на автобусе и троллейбусе. | 1 | 1 | |
21 | Поездка на трамвае и других видах транспорта. | 1 | 1 | |
22 | Дорожные знаки и дорожная разметка. | 1 | 1 | |
23-24 | Проект №3 «О чём говорят дорожные знаки». | 2 | 1 | 1 |
25-26 | Сигналы, регулирующие дорожное движение. | 1 | 1 | |
27 | Где можно и где нельзя играть. | 1 | 1 | |
28-29 | Проект №4 «Где можно и где нельзя играть». | 2 | | 2 |
30-31 | Ты – велосипедист. | 2 | | 2 |
32 | Поездка за город. | 1 | 1 | |
33 | Улица глазами водителей. | 1 | 1 | |
34 | Итоговое занятие. | 1 | 1 | |
| Итого | 34 | 25 | 9 |
Поурочное планирование.
№ | Тема занятия | Базовое содержание | УУД |
1 | Вводное занятие. | Дисциплина на дороге. Обязанности пешеходов при движении по тротуару. Опасности, подстерегающие пешехода на тротуаре. Как правильно ходить по дороге с друзьями, братом, сестрой, пожилыми людьми. | П: построение логической цепи рассуждений. Л:умение выделять нравственный аспект поведения. |
2-3 | Правила поведения учащихся на улице и дороге. | Правостороннее движение пешеходов и транспортных средств. Рассказ об улице и ее составных частях: проезжая часть, тротуар; их значение. Рассказ о дороге и ее составных частях: проезжая часть, обочина, кювет. Пешеходная и велосипедная дорожки. Составление маршрута «дом – школа – дом» с указанием всех опасных для пешехода мест на этом маршруте. | Л: усвоение теоретических знаний и ориентация на обобщенные способы действий К:точно выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами. Р: постановка задачи на освоение способов действий, которые обеспечат правильное выполнение. |
4 | Как пешеходы и водители поделили дорогу. | Сформировать у учащихся обобщённые понятия, добиться их понимания и осмысления; развить умение оценивать действия водителей, пешеходов; расширить словарный запас по дорожной лексике. | К: точно выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами. П: построение логической цепи рассуждений. |
5 | Остановочный путь и скорость движения. | Скорость движения и торможение автомобиля. Остановочный и тормозной путь. Особенности движения пешеходов и водителей в разное время суток. | П: выделение и осмысление отдельных слов, терминов, понятий; |
6 | Пешеходные переходы. | Правила перехода дороги с двусторонним и односторонним движением. Опасные ситуации при переходе дороги. Примеры дорожно- транспортных происшествий с детьми (по материалам дорожной полиции). Анализ причин их возникновения. | Л: усвоение теоретических знаний П: выделение и осмысление отдельных слов, терминов, понятий; |
7 | Нерегулируемые перекрёстки. | Правила перехода проезжей части на нерегулируемом перекрестке. Опасные ситуации при переходе проезжей части на нерегулируемом перекрестке. Нерегулируемые перекрестки в микрорайоне школы. | |
8 | Регулируемые перекрёстки. Светофор. | Назначение светофора. Сигналы светофора и их значение. Типы светофоров. Опасные ситуации при переходе проезжей части на регулируемом перекрестке. Из истории светофора. Экскурсия на ближайший к школе регулируемый перекресток. | П:применение методов информационного поиска Р: переопределение познавательной задачи в практическую. |
9-10 | Проект №1 «История светофора» | Ознакомить учащихся с историей появления светофора, развивать интерес к технике, совершенствовать двигательные умения и навыки безопасного поведения на улицах и дорогах. | Р: принятие практической задачи К:чётко формулировать цели группы и проявлять собственную инициативу для достижения этой цели П:умение структурировать знания. |
11 | Регулировщик и его сигналы. | Сигналы регулировщика и правила перехода проезжей части по этим сигналам. Дорожная полиция. Цели и задачи, решаемые дорожной полицией. Инспектор дорожной полиции, его работа. | П: выделение и осмысление отдельных слов, терминов, понятий; |
12 | Где ещё можно переходить дорогу. | Правила перехода дороги, если в зоне видимости отсутствуют пешеходный переход или перекресток. Опасные ситуации, возникающие при таком переходе. Примеры дорожно- транспортных происшествий с детьми при таких переходах дороги (по материалам дорожной полиции). Анализ причин их возникновения. | П:применение методов информационного поиска Р: переопределение познавательной задачи в практическую. |
13 | Правостороннее движение транспортных средств и пешеходов. | Ознакомить учащихся с новым понятием «правостороннее движение», расширить словарный запас по дорожной лексике, формировать и развивать целостность восприятия дорожной среды, воспитывать дисциплинированность соблюдений правил ПДД. | П: выделение и осмысление отдельных слов, терминов, понятий; |
14 | Причины детского дорожно- транспортного травматизма | Нарушителями бывают и пешеходы, и водители, развивать бдительность, наблюдательность, осторожность, дисциплинированность, ответственность за свои поступки; всегда смотреть во все стороны и прислушиваться к звукам приближающихся машин; рассмотреть положительные и отрицательные привычки детей и взрослых на дорогах. | П:применение методов информационного поиска Л: формирование рефлексивности самооценки в учебной деятельности |
15 | Безопасное поведение на тротуарах и обочинах. | Закрепить правила движения по тротуару, пешеходной дорожке и обочине. | П: построение логической цепи рассуждений |
16 | Дорога и её элементы, правила поведения на ней. | Вспомнить понятие «проезжая часть дороги», сформировать чувство предвидения опасности. |
17-18 | Проект №2 «Зелёная дорога» | Переход дороги на зелёный сигнал светофора является правилом дорожного движения, даётся установка на правопослушное поведение по соблюдению сигналов светофора. | Р:постановка учебной цели. |
19 | Виды автотранспортных средств и их тормозные свойства. | Понятие тормозного пути. Факторы, влияющие на величину тормозного пути. Опасность перехода улицы перед близко идущим транспортом. Виды автотранспортных средств и их назначение. Продолжать формировать у учащихся представления о безопасном поведении на улицах и дорогах. Дать понятие о том, что движущийся транспорт остановить мгновенно невозможно. | П: выделение и осмысление отдельных слов, терминов, понятий; |
20 | Поездка на автобусе и троллейбусе. | Правила пользования автобусом и троллейбусом. Правила перехода дороги при движении на остановку и после выхода из автобуса или троллейбуса. Автобусные и троллейбусные остановки в микрорайоне школы. Примеры дорожно- транспортных происшествий с детьми (по материалам дорожной полиции). Анализ причин их возникновения. | П:применение методов информационного поиска |
21 | Поездка на трамвае и других видах транспорта. | Правила перехода дороги при движении на остановку и после выхода из трамвая. Правила безопасного поведения при пользовании маршрутным такси, легковым автомобилем, мотоциклом, велосипедом, грузовиком. | П: умение структурировать знания |
22 | Дорожные знаки и дорожная разметка. | Значение дорожных знаков для пешеходов и водителей. Дорожные знаки: «Велосипедная дорожка», «Движение на велосипедах запрещено». Таблички. Дорожная разметка, ее назначение и виды. | П:кодирование- использование знаков и символов. |
23-24 | Проект №3 «О чём говорят дорожные знаки» | Закрепление знаний учащихся по дорожным знакам. Название и предназначение знаков сервиса. | П:умение строить схемы Р: умение взаимодействовать со сверстниками К: устраивать эффективные групповые обсуждения |
25-26 | Сигналы, регулирующие дорожное движение. | Закрепить знание сигналов светофора, регулировщика. | П: умение использовать наглядные модели. |
27 | Где можно и где нельзя играть. | Места для игр и езды на самокатных средствах в городе и за городом. Опасность игр вблизи железнодорожных путей. Где можно играть в микрорайоне школы и дома. | Р: переопределение познавательной задачи в практическую. Л:формирование личностной рефлексии. |
28-29 | Проект №4 «Где можно и где нельзя играть». | Места для игр и езды на самокатных средствах в городе и за городом. Опасность игр вблизи железнодорожных путей. Где можно играть в микрорайоне школы и дома. | П:кодирование (использование знаков и символов). Р: способность к организации своей деятельности. К: обеспечивать бесконфликтную совместную работу в группе. |
30-31 | Ты – велосипедист. | Игры и соревнования на велосипедах с элементами фигурного вождения. | К: стремление устанавливать доверительные отношения, способность к эмпатии. |
32 | Поездка за город. | Правила движения пешеходов по загородной дороге. Правила перехода загородных дорог. Опасности, подстерегающие пешехода на загородной дороге. Примеры дорожно- транспортных происшествий с детьми за городом (по материалам дорожной полиции). Анализ причин их возникновения. | Р: способность к организации своей деятельности Л: формирование рефлексивности самооценки в учебной деятельности П: построение логической цепи рассуждений. |
33 | Улица глазами водителей. | Что такое дорожно- транспортное происшествие (ДТП). Причины возникновения дорожно-транспортных происшествий по вине пешеходов. | П:постановка и формулирование проблемы. Л: Формирование личностной и коммуникативной рефлексии. |
34 | Итоговое занятие. | Игра-соревнование по Правилам дорожного движения. Подведение итогов. Награждение лучших учащихся. | К: обеспечивать бесконфликтную совместную работу в группе. |
Учащиеся 3-го класса должны знать:
сигналы светофора;
виды транспорта;
причины ДТП;
правила движения на велосипеде;
правила движения по дороге.
Учащиеся 3-го класса должны уметь:
ориентироваться в дорожных ситуациях;
оценивать свое поведение на дороге;
объяснить товарищу правила поведения на дороге.
4 класс
№ | Тема занятия | Количество часов |
всего | теория | практика |
1 | Вводное занятие. | 1 | 1 | |
2 | Безопасность пешеходов. | 1 | 1 | |
3 | Проект №1 «Безопасность пешеходов». | 1 | | 1 |
4 | Знаем ли мы правила дорожного движения. | 1 | 1 | |
5 | Практическое занятие: Знаем ли мы правила дорожного движения. | 1 | | 1 |
6 | Проверка знаний правил дорожного движения. | 1 | 1 | |
7 | Основные понятия и термины ПДД. | 1 | 1 | |
8 | Проект №2 «Понятия и термины ПДД». | 1 | | 1 |
9 | Предупредительные сигналы. | 1 | 1 | |
10 | Движение учащихся группами и в колонне. | 1 | 1 | |
11 | Перевозка людей. | 1 | 1 | |
12 | Перевозка учащихся на грузовых автомобилях. | 1 | 1 | |
13 | Нерегулируемые перекрестки. | 1 | 1 | |
14 | Проект №3 «Нерегулируемые перекрёстки». | 1 | | 1 |
15 | Оборудование автомобилей специальными приборами. | 1 | 1 | |
16 | Труд водителя. | 1 | 1 | |
17 | Разбор дорожной ситуации на макете. | 1 | 1 | |
18 | Проект №4 «Ситуации на дороге». | 1 | | 1 |
19 | Дорожные знаки. | 1 | 1 | |
20 | Проведения дня безопасности дорожного движения в классе. | 1 | | 1 |
21 | Практическое занятие на специально размеченной площадке. | 1 | | 1 |
22-23 | Основные виды травм и первая помощь при них. | 2 | 2 | |
24 | Поведение пассажиров при неизбежности ДТП. | 1 | 1 | |
25 | Поведение пассажиров после ДТП. | 1 | 1 | |
26 | Обязанности велосипедистов. | 1 | 1 | |
27-28 | Оценка дорожных ситуаций. | 2 | 1 | 1 |
29-30 | Практические упражнения, тренирующие глазомер. | 2 | | 1 |
31 | Остановочный и тормозной путь автомобиля. | 1 | 1 | |
32 | Ответственность за нарушение. | 1 | 1 | |
33 | Игры и соревнования по правилам безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах. | 1 | | 1 |
34 | Итоговое занятие. | 1 | 1 | |
| Итого | 34 | 24 | 10 |
Поурочное планирование.
№ | Тема занятия | Базовые умения | УУД |
1 | Вводное занятие | | |
2 | Безопасность пассажиров. | Интенсивность и скорость движения транспорта в городе. Любой движущийся транспорт – угроза безопасности человека. Виды транспортных средств: легковой, грузовой, специальный. Марки автомобилей. Умение правильно выбрать безопасную дорогу в школу, магазин, библиотеку, на стадион и т.п. | Р:самостоятельная постановка учебной цели Л:развитие морального сознания. П: построение логической цепи рассуждений. |
3 | Проект №1 Безопасность пешеходов. | Умение правильно выбрать безопасную дорогу в школу, магазин, библиотеку, на стадион и т.п. | К: обеспечивать бесконфликтную совместную работу в группе. Р: формирование самооценки деятельности. |
4 | Знаем ли мы правила дорожного движения. | Причины дорожно- транспортных происшествий с детьми: невыполнение пешеходами правил движения, несоблюдение пассажирами правил поведения в транспорте, недисциплинированность на улице и в транспорте и др. Обсуждение поведения детей, нарушающих правила дорожного движения. | П: поиск и выделение необходимой информации. Л: развитие морального сознания через дискуссию. |
5 | Практическое занятие: Знаем ли мы правила дорожного движения | Настольные игры по ПДД. Закрепление знаний и представлений о безопасности дорожного движения. | Л: формирование личностной и коммуникативной рефлексии. |
6 | Проверка знаний правил дорожного движения. | Повторение материала по правилам дорожного движения, полученных в 1,2,3 классах. | К: адекватное межличностное восприятие. Р: способность к самоорганизации. Л: выработка кодекса моральных норм. |
7 | Основные понятия и термины ПДД. | Участник дорожного движения: пешеход, водитель; остановка, стоянка, вынужденная остановка, дорога, проезжая часть, переулок, тротуар, пешеходная дорожка, пешеходный переход, железнодорожный переезд, транспортное средство, велосипед, жилая зона. | К: использование адекватных языковых средств. |
8 | Проект №2 «Понятия и термины ПДД». | Закрепить полученные понятия. | П: умение осознанно строить речевые высказывания в письменной форме. К:планирование общих способов работы. Р: способность к саморегуляции. |
9 | Предупредитель- ные сигналы. | Подача предупредительных сигналов световыми указателями поворотов или рукой. Значение этих сигналов для водителей и пешеходов. Сигналы поворотов, торможения, при буксировке транспортного средства, при аварийной остановке. Подача звуковых сигналов в населенных пунктах запрещена, кроме тех случаев, когда надо предотвратить дорожно- транспортное происшествие. | П: построение логической цепи рассуждений. Р:самостоятельная постановка учебной цели. |
10 | Движение учащихся группами и в колонне. | Порядок движения учащихся группами по тротуару, обочине дороги, пешеходному переходу. Порядок движения учащихся в колонне. Правила посадки группы учащихся в транспорт общего пользования. | Л: формирование ориентировки на нравственно- этическое содержание поступков и событий. |
11 | Перевозка людей. | Как осуществляется перевозка людей в автобусе, легковой, грузовой автомашине? Количество перевозимых людей, меры предосторожности, скорость движения. Какие существуют запрещения при перевозке людей? | П: построение логической цепи рассуждений. |
12 | Перевозка учащихся на грузовых автомобилях. | Особенности перевозки учащихся на грузовых автомобилях. Оборудование кузова сиденьями, наличие сопровождающих, установка на автомобиле опознавательных знаков «Перевозка детей». Правила посадки и высадки учащихся. Правила поведения учащихся при перевозке их на грузовых автомобилях. |
13 | Нерегулируемые перекрестки. | Что такое нерегулируемый перекресток? Понятие «равнозначные» и «неравнозначные» дороги. Как ведут себя водители на нерегулируемых перекрестках? Какие знаки могут здесь стоять? Знакомство с группой знаков приоритета. | П: выдвижение гипотез и их обоснование. Р:самостоятельная постановка учебной цели |
14 | Проект № 3 Нерегулируемые перекрёстки. | Закрепить понятия «нерегулируемый перекрёсток», «равнозначные» и «неравнозначные» дороги, повторить знаки на нерегулируемых перекрёстках.
| П: знаково-символическое моделирование К:выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации Р: формирование умения планировать свою деятельность. |
15 | Оборудование автомобилей специальными приборами. | Специальные автомобили: пожарные, полиции, скорой медицинской помощи, аварийные. Оборудование автомобилей специальной окраской, звуковыми сигналами и проблесковыми маячками синего или красного цвета. Преимущественное право проезда специальных автомобилей. Транспортные средства, оборудованные проблесковыми маячками оранжевого или желтого цвета. | П: умение анализировать объект. Л: усвоение теоретических знаний. К: способность с помощью вопросов добывать информацию. |
16 | Труд водителя. | Работа водителя – это напряженный и ответственный труд. Обязанности водителя по обеспечению безопасности движения. Соблюдение ПДД пешеходами обеспечивает их личную безопасность и облегчает работу водителя. Беседа водителя автомобиля.
| К: вступать в диалог, участвовать в коллективном осуждении проблем. |
17 | Разбор дорожных ситуаций на макете. | На макете рассматриваются дорожные ситуации, в которые попадают дети. На имитируемых улицах выставляются различные дорожные знаки, фигурки пешеходов и игрушечные машинки.
| Р: умение анализировать ситуации. К:умение слышать и слушать друг друга. П: умение выдвигать гипотезы и проверять их. Л:развитие морального сознания. |
18 | Проект №4 Ситуации на дороге. | Сформировать у учащихся осознанное представление о причинах несчастных случаев и аварий на улицах и дорогах из-за типичных ошибок, воспитывать дисциплинированность, развивать умения, навыки и привычки безопасного поведения.
| Л: создание проблемных ситуаций и пути их решения. К:управление поведением партнёра.
|
19 | Дорожные знаки. | Дорожные знаки для пешеходов и велосипедистов.
| П: построение логической цепи рассуждений. Р:самостоятельная постановка учебной цели |
20 | Проведение дня безопасности дорожного движения в классе. | Проводится конкурс, викторина на лучших знатоков правил дорожного движения.
| П: умение делать выводы и умозаключения. |
21 | Практическое занятие в «Автогородке» | Движение групп учащихся по проезжей части на самокатах и велосипедах. Движение учащихся по тротуарам и пешеходным переходам. Сигналы регулировщика.
| К: умение аргументировать свою точку зрения. Р: организовывать учебное сотрудничество. |
22-23 | Основные виды травм и первая помощь при них. | Практические занятия по оказанию пострадавшим первой доврачебной помощи.
| К: обмен знаниями между членами группы для принятия совместных решений. |
24-25 | Поведение пассажиров при неизбежности ДТП. | Поведение участников и очевидцев дорожно- транспортного происшествия. Вызов скорой помощи. Возможность оказания первой доврачебной помощи.
| К: выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами. |
26 | Обязанности велосипедистов. | Правила и место пользования велосипедами. Порядок движения на улицах и дорогах. Выбор безопасного пути движения. Отработка сигналов поворота и остановки рукой при движении на велосипеде.
| П: использовать разные виды информации. |
27-28 | Оценка дорожных ситуаций. | Проблемные дорожные ситуации: отвлечение внимания, закрытый обзор, «пустынная улица», пешеход стоит на проезжей части в зоне остановки на нерегулируемом пешеходном переходе, на углу перекрёстка, возле дома, пешеход идёт вдоль проезжей части. Рекомендации по правилам безопасного поведения.
| Л: создание проблемных ситуаций и пути их решения. Р:самостоятельная постановка учебной цели |
29-30 | Практические упражнения, тренирующие глазомер. | Определение расстояния на глаз, оценка различных ситуаций, требующих рассчитать время и скорость сближения объектов.
| П: применение методов информационного поиска. К: участвовать в коллективном осуждении проблем. Р:самостоятельная постановка учебной цели. |
31 | Остановочный и тормозной путь автомобиля. | Из чего складывается остановочный путь автомобиля. Время реакции водителя. Тормозной путь автомобиля. Расчёт остановочного пути. Факторы, влияющие на величину остановочного пути. Влияние погодных условий на безопасность дорожного движения.
| П: поиск и выделение необходимой информации |
32 | Ответственность за нарушение. | Правила дорожного движения – закон для всех, невыполнение которого предусматривает определённую ответственность. Глава 12 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
| П: умение давать определение понятиям. Л: формирование самооценки. |
33 | Игры и соревнования по правилам безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах. | Формирование умений и навыков использовать знания и представления, полученные на занятиях, в повседневной жизни.
| К: способность брать на себя инициативу. Л:развитие морального сознания. |
34 | Итоговое занятие | Подведение итогов всего курса в форме викторины, уроков вопросов и ответов.
| П: контроль и оценка процесса и результатов деятельности. |
Учащиеся 4-го класса должны знать: что такое остановочный и тормозной путь, как он изменяется и от каких факторов зависит;
Правила:
перехода дорог с двусторонним и односторонним движением;
перехода улиц и дорог при высадке из общественного транспорта;
перехода железной дороги.
Учащиеся 4-го класса должны уметь:
ориентироваться в дорожной обстановке при переходе улиц и дорог с двусторонним и односторонним движением, наличием трамвайных путей;
переходить железнодорожные пути;
переходить регулируемые и нерегулируемые перекрестки;
осуществлять посадку и высадку из общественного транспорта.
5 класс
№ | Тема занятия |
1 | Вводное занятие. |
2 | Улицы и движение в нашем городе (микрорайоне). |
3 | Дорожные знаки и дополнительные средства информации. |
4 | Правила пользования транспортом/ |
5 | Основные понятия и термины ПДД. |
6 | Элементы улиц и дорог. |
7 | От «бытовой» привычки — к трагедии на дороге. |
8 | На железной дороге. |
9 | Езда на велосипеде. |
10 | Правила оказания первой медицинской помощи при ДТП (при кровотечениях и ожогах, потере сознания) |
Занятие 2.
Тема: Улицы и движение в нашем городе (микрорайоне).
Цель занятия: раскрыть особенности движения транспорта и пешеходов в городе/микрорайоне; вспомнить основные правила поведения на дороге дать понятия о некоторых терминах, употребляемых в Правилах дорожного движения («Дорога», «Прилегающая территория», «Тротуар», «Населенный пункт», «Транспортное средство», «Механическое транспортное средство», «Маршрутное транспортное средство»).
Содержание:
дорога в школу и домой;
экскурсия по маршруту одного из учащихся к его дому и другого от дома в школу;
обсуждение наиболее опасных мест пути.
Занятие 3.
Тема: Дорожные знаки и дополнительные средства информации.
Цель занятия: ознакомить школьников с группами дорожных знаков и их назначением.
Содержание:
история дорожных знаков;
назначение и роль дорожных знаков для регулирования дорожного движения;
классификация знаков;
изучение всех групп знаков.
Занятие 4.
Тема: Правила пользования транспортом.
Цель занятия: научить учащихся пользованию общественным транспортом и правильному поведению на дороге.
Содержание:
общественный транспорт;
порядок ожидания транспорта;
посадка и высадка;
поведение вовремя движения.
Занятие 5.
Тема: Основные понятия и термины ПДД.
Цель занятия: сформировать у детей четкое знание того, что ПДД — это закон для всех участников движения; научить детей ориентироваться в «Правилах дорожного движения».
Содержание:
правила дорожного движения;
общие положения;
общие обязанности водителей;
общие обязанности пешеходов и пассажиров.
Занятие 6.
Тема: Элементы улиц и дорог.
Цель занятия: закрепить понятия терминов «Дорога», «Проезжая часть», «Тротуар», знания о назначении улиц и дорог, об элементах улиц и дорог и их назначении.
Содержание:
практическое занятие по правилам перехода улиц и дорог в «Автогородке»
Занятие 7.
Тема: От «бытовой» привычки – к трагедии на дороге.
Цель занятия: дать понятие дорожной ситуации – «ловушки», отучить детей переносить «бытовые» привычки на проезжую часть улицы.
Содержание:
причины аварий из-за типичных ошибок в поведении;
правильные безопасные действия на улицах и дорогах;
при посадке и высадке из транспорта;
безопасный переход улиц.
Занятие 8.
Тема: На железной дороге.
Цель занятия: научить учащихся пользоваться железнодорожными переходами; дать понятия об оборудовании железнодорожных переездов, правилах перехода и переезда через железнодорожные пути.
Содержание:
знаки и обозначения (дорожные знаки «Железнодорожный переезд со шлагбаумом» и «Железнодорожный переезд без шлагбаума»);
световая и звуковая сигнализация;
особая опасность перехода через железнодорожные и трамвайные пути;
меры безопасности.
Занятие 9.
Тема: Езда на велосипеде.
Цель занятия: научить ребят правильно выбирать велосипед, осматривать его перед выездом, ездить на учебной площадке. Закрепить элементарные правила для велосипедистов на практике.
Содержание:
обязанности водителя велосипеда;
что запрещено велосипедисту;
неисправности велосипеда, при которых запрещается эксплуатация.
Занятие 10.
Тема: Правила оказания первой медицинской помощи при ДТП (при кровотечениях и ожогах, потере сознания).
Цель занятия: дать понятие кровотечения. Научить методам остановки кровотечения, наложения повязок, оказания первой медицинской помощи при ожогах. Дать понятие потере сознания (обмороку). Научить оказанию первой медицинской помощи при потере сознания (обмороке).
Содержание:
первая медицинская помощь при потере сознания и сотрясении головного мозга;
ожоги;
правила оказания первой помощи при ожогах.
6 КЛАСС
№ | Тема занятия |
1 | Причины ДТП. |
2 | Где и как переходить улицу? |
3 | Перекрестки и их виды. |
4 | Сигналы светофора с дополнительной секцией. |
5 | Знаки для пешеходов и для водителей. |
6 | Движение транспортных средств. |
7 | Движение по загородным (сельским) дорогам. |
8 | Дополнительные требования к движению велосипедистов. |
9 | Правила для роллинга. |
10 | Оказание первой медицинской помощи при ДТП (переломы и другие виды травм). |
Занятие 1.
Тема: Причины ДТП.
Цель занятия: сформировать четкое представление о причинах дорожно-транспортных происшествий.
Содержание:
повышение интенсивности движения транспорта и пешеходов;
виды и причины ДТП.
Занятие 2.
Тема: Где и как переходить улицу?
Цель занятия: научить правильно переходить улицу на практике. Закрепить знания причин дорожно-транспортных происшествий.
Содержание:
ограниченный обзор проезжей части и другие дорожные опасности;
правила перехода через дорогу.
Занятие 3.
Тема: Перекрестки и их виды.
Цель занятия: дать понятие о перекрестке и его видах. Сформировать четкое представление о том, как переходить дорогу в районе перекрестка и какие при этом ситуации – «ловушки» могут подстерегать пешехода.
Содержание:
перекресток;
регулируемый перекресток;
нерегулируемый перекресток;
правила перехода перекрестка.
Занятие 4.
Тема: Сигналы светофора с дополнительной секцией.
Цель занятия: дать понятие о светофорах с дополнительной секцией и научить читать их сигналы. Закрепить знания о различных видах светофоров.
Содержание:
сигналы светофора;
сигналы светофора с дополнительной секцией.
Занятие 5.
Тема: Знаки для пешеходов и для водителей.
Цель занятия: научить пользоваться знаками для пешеходов и водителей; закрепить эти навыки на практике.
Содержание:
назначение дорожных знаков;
места установки дорожных знаков;
знаки особых предписаний.
Занятие 6.
Тема: Движение транспортных средств.
Цель занятия: дать понятие о скорости движения транспорта; воспитывать чувство взаимоуважения водителя и пешехода.
Содержание:
современный транспорт на улице – зона повышенной опасности;
характеристика транспортных средств;
классификация транспортных средств.
Занятие 7.
Тема: Движение по загородным (сельским) дорогам.
Цель занятия: дать важные сведения о сельском транспорте (тракторах и прицепах к ним, самоходных сельхозмашинах, гужевом транспорте); изучить дополнительные требования к движению гужевых повозок и погону животных.
Содержание:
на загородной дороге;
элементы дороги;
движение пешеходов в не населенных пунктах;
сведения о сельском транспорте.
Занятие 8.
Тема: Дополнительные требования к движению велосипедистов.
Цель занятия: закрепить знания элементарных правил велосипедистов. Дать понятия о порядке движения на велосипеде по проезжей части, правилах перевозки грузов и маневрирования, о технических требованиях к велосипеду
Содержание:
допуск к вождению велосипеда;
порядок движения по дороге;
передвижение в колонне;
подача сигналов рукой.
Занятие 9.
Тема: Правила для роллинга.
Цель занятия: научить ребят правильно выбирать роликовые коньки, кататься на них. Закрепить элементарные правила на практике.
Содержание:
классификация роликовых коньков;
места для катания на роликовых коньках.
Занятие 10.
Тема: Оказание первой медицинской помощи при ДТП (переломы и другие виды травм).
Цель занятия: дать понятие травмы вообще и наиболее часто встречающихся при ДТП; дать представление о переломах, растяжениях, вывихах, ушибах. Научить быстрому оказанию первой медицинской помощи.
Содержание:
оказание первой медицинской помощи при ДТП.
Непрерывная подготовка детей к безопасному участию в дорожном
движении осуществляется:
• в школе: классная работа (теоретические и практические занятия, классные
часы); внеклассная работа (конкурсы, викторины, соревнования, экскурсии);
• совместной работой школы, учреждений дополнительного образования
детей, органов ГИБДД и др.: дети должны принимать участие (или хотя бы
присутствовать) во всех совместных профилактических мероприятиях по
безопасности дорожного движения;
• в семье: индивидуально-воспитательная работа с ребенком (воспитание
законопослушного участника дорожного движения на личном примере);
• средствами массовой информации: разъяснение правил дорожного
движения, пропаганда безопасного поведения на улицах и дорогах.
Во внеурочной деятельности по профилактике детского дорожно-
транспортного травматизма нужно руководствоваться принципами
познавательности, убедительности проводимых мероприятий.
Работа по изучению правил дорожного движения должна строиться с учетом возрастных психофизиологических особенностей детей. Так, следует помнить, что у младших школьников слабо развиты глазомер и боковое зрение, нет навыка определения источника и направления тех или иных звуков; дети младшего школьного возраста не умеют быстро реагировать в критической ситуации, напротив, они теряются, не зная, какие меры предпринять.
Критерии и оценки эффективности ожидаемых
результатов
Обучающий эффект: изучение основ безопасного поведения
на дороге и выработка практических навыков, необходимых
участникам дорожного движения; формирование умений
безопасного поведения в различных дорожно-транспортных
ситуациях.
Воспитательный эффект: воспитание законопослушных участников
дорожного движения; развитие творческой активности за счет привлечения
учащихся к пропаганде правил безопасного поведения на улицах и дорогах;
формирование навыков культуры безопасной жизнедеятельности как участника дорожного движения.
Социальный эффект: профилактика детской безнадзорности и
беспризорности; отвлечение подростков, занятых пропагандой правил
безопасного поведения на улицах и дорогах, от антисоциальной деятельности.
Оздоровительный эффект: пропаганда здорового образа жизни; привлечение подростков к занятиям физической культурой, спортом; развитие физической выносливости, способности переносить большие физические нагрузки.
Развивающий эффект: активизация познавательной активности в различных
областях деятельности человека, связанных с безопасной жизнедеятельностью;
расширение и углубление знаний, умений и навыков безопасного поведения на дорогах и улицах; формирование чувства осмысления необходимости
полученных знаний по основам безопасного поведения на дорогах,
эффективности проводимых практических мероприятий.
Критерии эффективности ожидаемых результатов могут быть количественными и качественными.
Количественные: увеличение количества детей, привлеченных к изучению и
пропаганде Правил дорожного движения, к работе в отряде юных инспекторов
движения. В связи с уменьшение количества нарушений по Правилам дорожного
движения и снижение детского дорожно-транспортного травматизма.
Качественные: повышение уровня знаний по Правилам дорожного движения всех участников образовательного процесса и умение применять в различных дорожных ситуациях.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖИ
РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Примерная программа внеурочных занятий по изучению правил дорожного движения для обучающихся 1-6 классов общеобразовательных учреждений
«АЗБУКА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ»
г. Симферополь
2016 г.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы/под ред. Н.Ф. Виноградовой. – М.: Вентана-Граф, 2013.
2. Правила дорожного движения Российской Федерации. М.: Мир Автокниг, 2006.
3. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма: Методическое пособие. Под общ.ред. В.Н.Кирьянова. – М.: Издательский Дом Третий Рим.
4. Дорожная безопасность: обучение и воспитание младшего школьника: Учебно-методическое пособие для общеобразовательных учреждений и системы дополнительного образования / Под общ. ред. В.Н.Кирьянова. – М.: Издательский Дом Третий Рим, 2006.
5. Изучаем правила дорожного движения: разработки уроков и тематических занятий в 1-4 классах / авт.-сост. Е.Ю. Лавлинскова.- Волгоград: Учитель, 2008.
6. Воронова Е.А. Красный. Желтый. Зеленый! ПДД во внеклассной работе. Изд. 4-е. –Ростов н/Д: Феникс, 2009.
7. Максимова Т.Н. Поурочные разработки по основам безопасности жизнедеятельности: 1-4 класс. – М.: ВАКО, 2008.
8. Ковалько В.И. Игровой курс по ПДД или школьник вышел на улицу: 1-4 классы. – М.: ВАКО, 2006.
9. Элькин Г.Н. Правила безопасного поведения на дороге. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2009.
10. Шалаева Г.П. Азбука маленького пешехода. М.: Филол. о-во СЛОВО, Эксмо, 2008.
11. Кузьмина Т.А., Шумилова В.В. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма, Волгоград, Издательство «Учитель», 2007.
12. Авдеева Н.Н , Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность на улицах и дорогах, 1997г.
13.Бабина Р.П. О чем говорит дорожный алфавит. Мет. Пособие. М: Издательство АСТ-ЛТД, 1997г.
14. Бабина Р.П. Увлекательное дорожное путешествие. Учебное пособие для учащихся начальной школы, 1997.
15. Тошева Л.И. основы безопасности дорожного движения: 1-4 классы. – М.: ВАКО, 2011
16. Бабина Р.П. Уроки Светофорика, 2 кл.,1997.