Муниципальное образование «Город Таганрог»
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Станция юных натуралистов
СОГЛАСОВАНО на заседании методического совета Протокол от «___»_______20__ г. № ____ | | УТВЕРЖДАЮ Директор СЮН _________________Н.А. Булгакова Приказ от «____» ________ 20__г. № ____ |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
естественнонаучной направленности |
|
«Азбука экологии» |
|
Уровень программы | ознакомительный |
| |
Вид программы | модифицированная |
| |
Тип программы | разноуровневая |
| |
Возраст детей | от | 7 | до | 10 | лет |
Срок реализации | 144 часа |
| |
Разработчик | педагог дополнительного образования |
| Григорьева Ирина Алексеевна |
Таганрог
2023 г.
Содержание
I | Пояснительная записка | | 3 |
II | Учебный план. Календарный учебный график | | 6 |
III | Содержание программы | | 8 |
IV | Методическое обеспечение программы | | 10 |
V | Диагностический инструментарий | | 11 |
VI | Список литературы | | 12 |
VII | Приложения | | |
| Приложение 1 | | |
1.Пояснительная записка
Рабочая программа дополнительного образования для детей 7-10 лет по ФГОС “Азбука экологии ” составлена на основе авторской программы Шпотовой по экологии и формирует у ребёнка понимание жизни как величайшей ценности, что достигается и через непосредственное общение с живым (растениями, зверями, птицами, земноводными), явлениями природы и взаимодействии с природными объектами. Она способствует не только расширению и углублению знаний детей об окружающем мире, но и формирует целостное представление о природе на основе развития интеллектуального потенциала, психического состояния и физического здоровья детей младшего школьного возраста, тем самым развивая экологический аспект современной культуры.
Актуальность программы «Азбука экологии» обусловлена тем, что в настоящее время возрастающее влияние человеческого общества на окружающую среду и техногенное давление на биосферу - важнейшие проблемы современности. Одним из выходов из сложившейся ситуации является воспитание экологически грамотного подрастающего поколения.
Воспитание экологической культуры – актуальнейшая задача сложившейся социально – культурной ситуации начала 21 века. С развитием цивилизации воздействие людей на природу становилось всё более и более мощным. Сложившееся на Земле положение учёные определяют как экологический кризис. Познание ребёнком мира живого начинается с вещей и явлений, доступных восприятию органами чувств (реальные предметы, материальные модели), и состоит в выявлении причинно-следственных идей упорядоченно и естественно. Осознание ребёнком, что биосфера – это не только человек, но и всё многообразие живой материи, являющейся непременным условием не просто существования, но и развития человечества. Природу нужно изучить экосистемно, начиная с наиболее простых, близко расположенных (сад, река, поле) и кончая всеми обитателями земного шара – единым всеобъемлющим сообществом. Поэтому форма организации знаний в данной программе построена от простого к сложному, от наблюдений к рассуждению.
В основе программы лежит принцип научности, принцип доступности, принцип преемственности. Ориентиром в структурировании содержания программы служит принцип полицентризма, который предполагает многомерное видение научной картины живой природы. С опорой на этот принцип в программу заложена “понятийная сетка”, в которую вошли основополагающие понятия: организм, вид, экосистема, природа, живая природа, неживая природа, среда, место обитания, экологическая пища. Принцип гуманизма учтён в программе как обязательное требование – защита жизни, выявление условий для её расцвета – является основной целью программы. Данный принцип преломляет научное знание в систему культуры. Это оказывается возможным на уровне формирования основ научного мировоззрения при обсуждении вопросов: Что такое жизнь? Как сохранить жизнь и человека на Земле?
Цель программы: воспитание гуманного, творческого, социально активного человека, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному достоянию человечества.
Задачи программы «Азбука экологии»:
1. Формирование у учащихся знания об основах экологии.
2. Научить использовать полученные знания об экологии.
3. Обучить работать индивидуально и в группе; отстаивать свою точку зрения.
4. Сформировать умение контролировать свое поведение, поступки, чтобы не причинить вреда окружающей среде.
5. Воспитать чувство бережного отношения к природе.
Ценностными ориентирами содержания данной программы в начальной школе являются:
развитие у учащихся эстетического восприятия окружающего мира;
формирование представлений о природе как универсальной ценности;
изучение народных традиций, отражающих отношение местного населения к природе; развитие умений, связанных с изучением окружающей среды;
развитие устойчивого познавательного интереса к окружающему миру природы;
развитие представлений о различных методах познания природы (искусство как метод познания, научные методы);
формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного исследования;
вовлечение учащихся в реальную деятельность по изучению и сохранению ближайшего природного окружения.
Организация деятельности по данной программе создаст условия для достижения следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Программа рассчитана на детей младшего школьного возраста. Для этого возраста характерны: познавательная активность, любознательность, эмоциональность, желание сделать своими руками что-нибудь красивое. Темы занятий позволяют использовать эту эмоциональную отзывчивость детей, вызывают любовь и интерес к народным традициям разных стран, создания интересных и оригинальных творческих работ из разного материала, одновременно углубляя познания детей об окружающем мире, расширяя их кругозор.
Общий срок реализации программы – 144 часа.
Режим занятий: по 2 часа 2 раза в неделю.
Содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, ситуации свободного выбора поступка по отношению к природе.
Практическая направленность курса осуществляется через творческие задания, игровые задания, практикумы и опытническую работу.
Данная программа способствует формированию ценностных ориентиров учащихся, развитию ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма, развитию широких познавательных интересов и творчества.
В результате реализации программы учащиеся должны:
Приобрести знания о принятых нормах отношения к природе;
Овладеть основными экологическими терминами;
Вести наблюдения в природе и в классе под руководством руководителя;
Научиться делать заключение на основе наблюдений;
Уметь работать индивидуально и в группе;
Быть способными отстаивать свою точку зрения;
Выполнять правила поведения в природе;
Уметь осуществлять уход за комнатными растениями;
Самостоятельно осуществлять простейшие операции по посадке и посеву полезных растений;
Осознавать связь между состоянием природы и здоровьем человека;
Уметь изготовлять экологические памятки.
Формы и методы обучения
В программу внесены разнообразные формы занятий: экскурсии, беседы, наблюдения, практические работы, праздники, участие в экологических акциях, ролевые игры, конкурсы, викторины.
Для реализации поставленных целей и задач программы используются такие формы и методы обучения, которые обеспечат воспитание экологически ответственного поведения и отношения ребёнка, а также развития творческих качеств личности.
Основные методы организации учебно-воспитательного процесса: исследовательские, практические, объяснительно-иллюстративные, репродуктивные связаны с усвоением готовых знаний, которые сообщаются учителем и затем воспроизводятся учащимися. Им соответствуют такие приемы, как рассказ учителя, объяснение, демонстрация видеофильмов, презентаций.
Структура занятий может включать в себя несколько взаимосвязанных по темам, но различных по типу деятельности частей, например, рассказ учителя, игру, разбор иллюстраций, литературных произведений, беседу. Большое внимание уделяется практическим работам.
2.Учебный план. Календарный учебный график
№ п/п | Раздел. Тема занятия | Теория. | Практ. | Всего часов |
1 | Я и природа | 8 | 8 | 16 |
1.1 | Что такое “экология”? Как вести себя на природе | 2 | 2 | 4 |
1.2 | Экологическая тропа осенней экскурсии. Сбор природного материала | 2 | 2 | 4 |
1.3 | Природа в творчестве художников. Зарисовка и раскрашивание осенних деревьев и листьев | 2 | 2 | 4 |
1.4 | Пр. занятие. Творческая мастерская. Осенняя гостиная | 2 | 2 | 4 |
2 | Братья наши меньшие | 8 | 8 | 16 |
2.1 | Домашние животные. Кроссворд “Кто есть кто?” | 2 | 2 | 4 |
2.2 | Чем мы кормим домашних животных | 2 | 2 | 4 |
2.3 | Как ухаживать за своим питомцем | 2 | 2 | 4 |
2.4 | Творческая мастерская. Объемное моделирование из природных материалов. “Домашние животные” | 2 | 2 | 4 |
3 | Пернатые друзья | 6 | 6 | 12 |
3.1 | Птицы Донского края | 2 | 2 | 4 |
3.2 | Столовая для птиц. Изготовление кормушек | 2 | 2 | 4 |
3.3 | Экологическая викторина “Птицы – наши друзья” | 2 | 2 | 4 |
4 | Путешествие в мир леса | 10 | 10 | 20 |
4.1 | Взаимосвязь растений и животных | 2 | 2 | 4 |
4.2 | Следы на снегу | 2 | 2 | 4 |
4.3 | Лес и наше здоровье. Дары леса | 2 | 2 | 4 |
4.4 | Природа – источник творческого вдохновения | 2 | 2 | 4 |
4.5 | Экскурсия в парк | 2 | 2 | 4 |
5 | Экологическая тропа | 4 | 4 | 8 |
5.1 | Редкие и исчезающие виды растений и животных Ростовской области | 2 | 2 | 4 |
5.2 | Водоёмы нашей местности | 2 | 2 | 4 |
6 | Зимний сад на окне | 4 | 4 | 8 |
6.1 | Комнатные растения. | 2 | 2 | 4 |
6.2 | Влияние света на рост и развитие комнатных растений. Исследовательская работа | 2 | 2 | 4 |
7 | В мастерской художницы Зимы | 6 | 6 | 12 |
7.1 | “Красавица - зима”. Конкурс рисунков | 2 | 2 | 4 |
7.2 | Изготовление ёлочной игрушки из различных материалов. | 4 | 4 | 8 |
8 | Загадки животного мира | 6 | 6 | 12 |
8.1 | Любопытные факты о живой природе | 2 | 2 | 4 |
8.2 | Это интересно! Сбор информации о клестах. | 2 | 2 | 4 |
8.3 | Зимовье зверей. Коллективная работа из солёного теста “Звери в зимнем лесу” | 2 | 2 | 4 |
9 | Секреты неживой природы | 6 | 6 | 12 |
9.1 | Смена дня и ночи | 2 | 2 | 4 |
9.2 | Смена времен года | 2 | 2 | 4 |
9.3 | Наш друг - эхо. Экскурсия в парк | 2 | 2 | 4 |
10 | Удивительный мир насекомых | 6 | 6 | 12 |
10.1 | Бабочки, занесенные в Красную книгу Ярославской области | 2 | 2 | 4 |
10.2 | Искусные строители: муравьи и пчелы. | 2 | 2 | 4 |
10.3 | Природа и фантазия. Конкурс рисунков. | 2 | 2 | 4 |
11 | Хочу все знать | 8 | 8 | 12 |
11.1 | Гроза… Гремит гром, сверкает молния. Как и почему? | 2 | 2 | 4 |
11.2 | Коллективная работа “Весенние цветы в вазе” | 2 | 2 | 4 |
11.3 | Итоговое занятие. Экологическая игра | 2 | 2 | 4 |
| | | | |
| Итого: 144 часа | | | |
Календарный учебный график в Приложении 1.
3.Содержание программы
1 раздел – “Я и природа”. 16ч.
Этот раздел программы направлен на формирование начал экологической культуры, осознанного отношения к природе. В ребенка закладывается первоначальное понимание некоторых аспектов взаимодействия человека с природой: человек, как живое существо, нуждающееся в определенных жизненно необходимых условиях; человек, потребляющий природу и по возможности восстанавливающий ее богатства.
Демонстрация: правила поведения на природе, картины художников о природе.
Практическая деятельность: экскурсия, наблюдение за живой и неживой природой.
2 раздел – “Братья наши меньшие”. 16ч.
Учитесь жалеть. Дети учатся общаться, ухаживать за братьями меньшими. Наблюдения за домашними питомцами позволяют узнать многие природные закономерности, взаимосвязи, развивают у детей познавательный интерес.
Демонстрация: Н. Пожарицкая “Путешествие к домашним животным”
Практическая деятельность: уход за домашними питомцами.
3 раздел – “Пернатые друзья”. 12ч.
В этом разделе программы дети учатся различать птиц, часто встречающихся в нашей местности. Отводится время на наблюдение за поведением птиц, чтению стихов, рассказов, разгадыванию загадок.
Демонстрация: С. Радзиевская “Круглый год”, В. Бианки “Терентий – тетерев”. И.Рахимов “Иллюстрированный справочник по птицам”.
Практическая деятельность: изготовление кормушек для птиц, исследовательская работа “Синицы… “полезные” или “вредные” птицы?”.
4 раздел – “Путешествие в мир леса”. 20ч.
Наблюдения за растениями и животными. В лесу можно найти много примеров, подтверждающих взаимосвязь растений и животных.
Демонстрация: В.Бианки “Рассказы и сказки” М.Пришвин “Разговор деревьев”. А.Сладков “Азбука леса”.
Практическая деятельность: экскурсии в парк
5 раздел – “Экологическая тропа”. 8ч.
Дети изучают редкие и исчезающие виды растений и животных Ростовской области, реки и речушки своей местности.
Демонстрация: Красная книга Ростовской области.
Практическая деятельность: рисование.
6 раздел – “Зимний сад на окне”. 8ч.
В народе говорят, что комнатные растения цветут только в том доме, где царит мир и любовь между людьми. Поэтому вечнозеленый подоконник в доме, в классе – это показатель хорошей атмосферы в помещении. Дети учатся выращивать и ухаживать за растениями. Проводят опыты и занимаются исследовательской работой о влиянии света на рост комнатных растений.
Демонстрация: ростки хлорофитума, горшки, земля.
Практическая деятельность: выращивание хлорофитумов.
7 раздел – “В мастерской художницы зимы”. 12ч.
Мы рисуем зиму. Альбом для рисования, цветные карандаши, акварельные краски. Практическая деятельность: конкурс рисунков.
Изготовление ёлочной игрушки из различных материалов.
Практическая деятельность: конкурс игрушек
8 раздел – “Загадки животного мира”. 12ч.
Демонстрация: Ф.Ибрагимова “Красота природы”.
Практическая деятельность: сбор информации о диких утках, клестах, оформление выполненные наблюдения в виде сообщения, проекта.
9 раздел – “Секреты неживой природы”. 12ч.
Сколько интересного происходит с явлениями природы. Здесь дети раскроют секреты неживой природы.
Демонстрация: глобус, теллурий.
Практическая деятельность: игра “День и ночь”.
10 раздел – “ Удивительный мир насекомых ”.12ч.
Красота спасет мир. Давайте, учиться радоваться красоте и беречь ее! Демонстрация: А.Ильясова, Т.Яковенко “Удивительный мир бабочек”. Практическая деятельность: выставка рисунков.
11 раздел – “ Хочу все знать”. 16ч. Гремит гром, сверкает молния. А почему? Все хотим знать. Демонстрация: справочное бюро “Почемучка”, Ф.Ибрагимова “Красота природы”. Практическая работа: коллективная работа “Весенние цветы в вазе”. Подведение итогов «Экологическая игра».
Ожидаемые результаты
В результате реализации программы учащиеся должны:
Приобрести знания о принятых нормах отношения к природе.
Овладеть основными экологическими терминами.
Вести наблюдения в природе и в объединении кружка под руководством руководителя.
Научиться делать заключение на основе наблюдений.
Уметь работать индивидуально и в группе.
Быть способными отстаивать свою точку зрения.
Выполнять правила поведения в природе.
Уметь осуществлять уход за комнатными растениями.
Осознавать связь между состоянием природы и здоровьем человека.
Уметь изготовлять экологические памятки.
4.Методическое обеспечение общеобразовательной общеразвивающей программы
Для успешной реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Азбука экологии» используется методическая продукция, литература для детей, Интернет-ресурсы.
Методы обучения, используемые педагогом дополнительного образования при реализации данной программы: словесный, объяснительно-иллюстративный метод, метод стимулирования учебной деятельности репродуктивный, проблемный («Тематические композиции», «Поделки из бросового материала», «Тематические композиции»).
Для реализации программы требуются следующие дидактические материалы:
- репродукции;
- фотографии;
- иллюстрации с изображением композиций, поделок и т.д.;
- презентации.
Формы организации занятий: беседы, конкурсы, открытое занятие, оформление стендов, выставок, игры.
Для оценки результативности программы применяется входной, текущий и итоговый контроль. Цель входного контроля – диагностика имеющихся знаний и умений учащихся. Текущий контроль применяется для оценки качества усвоения материала посредством творческих заданий (педагогическое наблюдение). Итоговый контроль проводится в конце учебного года с целью определения уровня знаний, умений и навыков, приобретённых учащимися за период реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы.
Материально-техническое обеспечение программы:
просторный, светлый, хорошо проветриваемый кабинет;
парты, стулья;
классная доска и проекционный экран;
шкафы для хранения методического, дидактического материалов;
ноутбук, проектор;
CD-диски.
5. Диагностический инструментарий
Проводятся вводный, промежуточный и итоговый контроль. Контроль определения достижения учащимися планируемых результатов обеспечивается за счёт творческих проектов, критериями оценки которых являются:
Оценка самой работы:
1. Содержание выполненной работы;
2. Передача формы (простая-сложная, точная-неточная);
3. Строение (части целого расположены верно-неверно);
4. Пропорции (насколько верно выполнены пропорции);
5. Композиция (насколько верно выполнено расположение элементов работы относительно друг друга);
6. Цвет (реальность цвета, сочетание цветов);
Оценка процесса работы:
7. Уровень самостоятельности выполнения творческой работы (сам, помогали дети, помогал педагог);
8 Эмоционально-эстетическое выполнение творческой работы (эмоциональное отношение к процессу и готовой работе, какой вид творчества предпочитает)
9. Творческое мышление (внёс ли ребёнок что-то новое в свою работу или делала по образцу.
6.Список рекомендованной литературы.
Для педагога:
Академия педагогических наук СССР. Что такое? Кто такой? Москва. Изд. “Педагогика”. 1975..
Министерство экологии и природных ресурсов РТ АН. Красная книга РТК.: “Идел-пресс”, 2 Культура здоровой жизни. Спецвыпуск. 2003 г.
Ридерз Дайджест. Только факты. (Справочник для всей семьи).
Рыжова Н.А. “Не просто сказки” (экологические рассказы, сказки, праздники). М. 2006.
Для учащихся:
Архипова Н.С. “О грибах и не только”. К.:ООО “Фолиантъ”, 2008.
Бианки В.В. “Терентий – тетерев”, “Рассказы и сказки”.
Большой географический Атлас школьника. М.: “АСТ-ПРЕСС”, 2005.
Гавеман. А. В. Лес. Москва. Детгиз. 1959.
Детские развивающие и познавательные журналы.
Ибрагимова Ф.З. Красота природы. Книга для дополнительного чтения для нач. классов общеобразовательной школы. – К.: Магариф, 2002.
Ильясова Д.А., Яковенко Т.В. “Удивительный мир бабочек” К.: “Фолиантъ”, 2008.
Толстой.Л.Н. “Рассказы о животных” М.: Детская литература, 1984.
Лях В. И. Физкультура - мой друг. . “Идель-Пресс”. 2006.
Мамин-Сибиряк Д.Н. “Серая Шейка” М.: Детская литература, 1982.
Минакова Е.А. “Экология для малышей”. К.: “Фолиантъ”, 2008.
Пришвин М.М. “Разговор деревьев”.
Паустовский К.Г. “Повесть о лесах” М.: Детская литература, 1982.
Рахимов И., Аринина А. “Птицы наших лесов” К.: “Фолиантъ”, 2008
Светлова Инна. Атлас Земли. Москва. “Эксмо”. 2007.
Хасанов Г.Х. “Времена года” (повести и рассказы) К.: Тат. книжное издательство, 1991.
«Юный эколог» 1-4 классы. Авторы-составители Ю.Н. Александрова,
Л.Д. Ласкина, Н.В. Николаева. – Волгоград: Учитель, 2010.
Литература
Шабельник Е. С., Каширцева Е. Г. Ваши права: Книга для учащихся нач. классов. М. Изд-во “Вита-Пресс”. 1996.
Шаехов Д.М. Откуда дует ветер. 2008.
Шакирова Т.Р. Птицы. 2007.
24