СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Азбука экологии" - рабочая программа внеурочной деятельности для детей 7-10 лет

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тематика рабочей программы "Азбука экологии" способствует расширению и углублению изучения окружающего мира.

Просмотр содержимого документа
«"Азбука экологии" - рабочая программа внеурочной деятельности для детей 7-10 лет»


Муниципальное образование «Город Таганрог»

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

Станция юных натуралистов





СОГЛАСОВАНО

на заседании методического совета


Протокол от «___»_______20__ г.

№ ____


УТВЕРЖДАЮ

Директор СЮН

_________________Н.А. Булгакова


Приказ от «____» ________ 20__г.

№ ____




Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

естественнонаучной направленности


«Азбука экологии»





Уровень программы

ознакомительный



Вид программы

модифицированная



Тип программы

разноуровневая



Возраст детей

от

7

до

10

лет


Срок реализации


144 часа



Разработчик

педагог дополнительного образования


Григорьева Ирина Алексеевна






Таганрог

2023 г.







Содержание

I

Пояснительная записка


3

II

Учебный план. Календарный учебный график


6

III

Содержание программы


8

IV

Методическое обеспечение программы


10

V

Диагностический инструментарий


11

VI

Список литературы


12

VII

Приложения




Приложение 1









































1.Пояснительная записка

Рабочая программа дополнительного образования для детей 7-10 лет по ФГОС “Азбука экологии ” составлена на основе авторской программы Шпотовой по экологии и формирует у ребёнка понимание жизни как величайшей ценности, что достигается и через непосредственное общение с живым (растениями, зверями, птицами, земноводными), явлениями природы и взаимодействии с природными объектами. Она способствует не только расширению и углублению знаний детей об окружающем мире, но и формирует целостное представление о природе на основе развития интеллектуального потенциала, психического состояния и физического здоровья детей младшего школьного возраста, тем самым развивая экологический аспект современной культуры.

Актуальность программы «Азбука экологии» обусловлена тем, что в настоящее время возрастающее влияние человеческого общества на окружающую среду и техногенное давление на биосферу - важнейшие проблемы современности. Одним из выходов из сложившейся ситуации является воспитание экологически грамотного подрастающего поколения.

Воспитание экологической культуры – актуальнейшая задача сложившейся социально – культурной ситуации начала 21 века. С развитием цивилизации воздействие людей на природу становилось всё более и более мощным. Сложившееся на Земле положение учёные определяют как экологический кризис. Познание ребёнком мира живого начинается с вещей и явлений, доступных восприятию органами чувств (реальные предметы, материальные модели), и состоит в выявлении причинно-следственных идей упорядоченно и естественно. Осознание ребёнком, что биосфера – это не только человек, но и всё многообразие живой материи, являющейся непременным условием не просто существования, но и развития человечества. Природу нужно изучить экосистемно, начиная с наиболее простых, близко расположенных (сад, река, поле) и кончая всеми обитателями земного шара – единым всеобъемлющим сообществом. Поэтому форма организации знаний в данной программе построена от простого к сложному, от наблюдений к рассуждению.
В основе программы лежит принцип научности, принцип доступности, принцип преемственности. Ориентиром в структурировании содержания программы служит принцип полицентризма, который предполагает многомерное видение научной картины живой природы. С опорой на этот принцип в программу заложена “понятийная сетка”, в которую вошли основополагающие понятия: организм, вид, экосистема, природа, живая природа, неживая природа, среда, место обитания, экологическая пища. Принцип гуманизма учтён в программе как обязательное требование – защита жизни, выявление условий для её расцвета – является основной целью программы. Данный принцип преломляет научное знание в систему культуры. Это оказывается возможным на уровне формирования основ научного мировоззрения при обсуждении вопросов: Что такое жизнь? Как сохранить жизнь и человека на Земле?


Цель программы: воспитание гуманного, творческого, социально активного человека, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному достоянию человечества.


Задачи программы «Азбука экологии»:

1. Формирование у учащихся знания об основах экологии.

2. Научить использовать полученные знания об экологии.

3. Обучить работать индивидуально и в группе; отстаивать свою точку зрения.

4. Сформировать умение контролировать свое поведение, поступки, чтобы не причинить вреда окружающей среде.

5. Воспитать чувство бережного отношения к природе.

Ценностными ориентирами содержания данной программы в начальной школе являются:

  • развитие у учащихся эстетического восприятия окружающего мира;

  • формирование представлений о природе как универсальной ценности;

  • изучение народных традиций, отражающих отношение местного населения к природе; развитие умений, связанных с изучением окружающей среды;

  • развитие устойчивого познавательного интереса к окружающему миру природы;

  • развитие представлений о различных методах познания природы (искусство как метод познания, научные методы);

  • формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного исследования;

  • вовлечение учащихся в реальную деятельность по изучению и сохранению ближайшего природного окружения.

Организация деятельности по данной программе создаст условия для достижения следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Программа рассчитана на детей младшего школьного возраста. Для этого возраста характерны: познавательная активность, любознательность, эмоциональность, желание сделать своими руками что-нибудь красивое. Темы занятий позволяют использовать эту эмоциональную отзывчивость детей, вызывают любовь и интерес к народным традициям разных стран, создания интересных и оригинальных творческих работ из разного материала, одновременно углубляя познания детей об окружающем мире, расширяя их кругозор.

Общий срок реализации программы – 144 часа.

Режим занятий: по 2 часа 2 раза в неделю.




Содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, ситуации свободного выбора поступка по отношению к природе.

Практическая направленность курса осуществляется через творческие задания, игровые задания, практикумы и опытническую работу.

Данная программа способствует формированию ценностных ориентиров учащихся, развитию ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма, развитию широких познавательных интересов и творчества.

В результате реализации программы учащиеся должны:

  • Приобрести знания о принятых нормах отношения к природе;

  • Овладеть основными экологическими терминами;

  • Вести наблюдения в природе и в классе под руководством руководителя;

  • Научиться делать заключение на основе наблюдений;

  • Уметь работать индивидуально и в группе;

  • Быть способными отстаивать свою точку зрения;

  • Выполнять правила поведения в природе;

  • Уметь осуществлять уход за комнатными растениями;

  • Самостоятельно осуществлять простейшие операции по посадке и посеву полезных растений;

  • Осознавать связь между состоянием природы и здоровьем человека;

  • Уметь изготовлять экологические памятки.





Формы и методы обучения

В программу внесены разнообразные формы занятий: экскурсии, беседы, наблюдения, практические работы, праздники, участие в экологических акциях, ролевые игры, конкурсы, викторины.

Для реализации поставленных целей и задач программы используются такие формы и методы обучения, которые обеспечат воспитание экологически ответственного поведения и отношения ребёнка, а также развития творческих качеств личности.

Основные методы организации учебно-воспитательного процесса: исследовательские, практические, объяснительно-иллюстративные, репродуктивные связаны с усвоением готовых знаний, которые сообщаются учителем и затем воспроизводятся учащимися. Им соответствуют такие приемы, как рассказ учителя, объяснение, демонстрация видеофильмов, презентаций.

Структура занятий может включать в себя несколько взаимосвязанных по темам, но различных по типу деятельности частей, например, рассказ учителя, игру, разбор иллюстраций, литературных произведений, беседу. Большое внимание уделяется практическим работам.




2.Учебный план. Календарный учебный график

п/п

Раздел. Тема занятия

Теория.

Практ.

Всего часов

1

Я и природа

8

8

16

1.1

Что такое “экология”? Как вести себя на природе

2

2

4

1.2

Экологическая тропа осенней экскурсии. Сбор природного материала

2

2

4

1.3

Природа в творчестве художников. Зарисовка и раскрашивание осенних деревьев и листьев


2


2


4

1.4

Пр. занятие. Творческая мастерская. Осенняя гостиная

2

2

4

2

Братья наши меньшие

8

8

16

2.1

Домашние животные. Кроссворд “Кто есть кто?”

2

2

4

2.2

Чем мы кормим домашних животных

2

2

4

2.3

Как ухаживать за своим питомцем

2

2

4

2.4

Творческая мастерская. Объемное моделирование из природных материалов. “Домашние животные”

2

2

4

3

Пернатые друзья

6

6

12

3.1

Птицы Донского края

2

2

4

3.2

Столовая для птиц. Изготовление кормушек

2

2

4

3.3

Экологическая викторина “Птицы – наши друзья”

2

2

4

4

Путешествие в мир леса

10

10

20

4.1

Взаимосвязь растений и животных

2

2

4

4.2

Следы на снегу

2

2

4

4.3

Лес и наше здоровье. Дары леса

2

2

4

4.4

Природа – источник творческого вдохновения

2

2

4

4.5

Экскурсия в парк

2

2

4

5

Экологическая тропа

4

4

8

5.1

Редкие и исчезающие виды растений и животных Ростовской области

2

2

4

5.2

Водоёмы нашей местности

2

2

4

6

Зимний сад на окне

4

4

8

6.1

Комнатные растения.

2

2

4

6.2

Влияние света на рост и развитие комнатных растений. Исследовательская работа


2


2


4

7

В мастерской художницы Зимы

6

6

12

7.1

“Красавица - зима”. Конкурс рисунков

2

2

4

7.2

Изготовление ёлочной игрушки из различных материалов.

4

4

8

8

Загадки животного мира

6

6

12

8.1

Любопытные факты о живой природе

2

2

4

8.2

Это интересно! Сбор информации о клестах.

2

2

4

8.3

Зимовье зверей. Коллективная работа из солёного теста “Звери в зимнем лесу”

2

2

4

9

Секреты неживой природы

6

6

12

9.1

Смена дня и ночи

2

2

4

9.2

Смена времен года

2

2

4

9.3

Наш друг - эхо. Экскурсия в парк

2

2

4

10

Удивительный мир насекомых

6

6

12

10.1

Бабочки, занесенные в Красную книгу Ярославской области

2

2

4

10.2

Искусные строители: муравьи и пчелы.

2

2

4

10.3

Природа и фантазия. Конкурс рисунков.

2

2

4

11

Хочу все знать

8

8

12

11.1

Гроза… Гремит гром, сверкает молния. Как и почему?

2

2

4

11.2

Коллективная работа “Весенние цветы в вазе”

2

2

4

11.3

Итоговое занятие. Экологическая игра

2

2

4







Итого: 144 часа




Календарный учебный график в Приложении 1.







3.Содержание программы

1 раздел – “Я и природа”. 16ч.

Этот раздел программы направлен на формирование начал экологической культуры, осознанного отношения к природе. В ребенка закладывается первоначальное понимание некоторых аспектов взаимодействия человека с природой: человек, как живое существо, нуждающееся в определенных жизненно необходимых условиях; человек, потребляющий природу и по возможности восстанавливающий ее богатства.

Демонстрация: правила поведения на природе, картины художников о природе.

Практическая деятельность: экскурсия, наблюдение за живой и неживой природой.

2 раздел – “Братья наши меньшие”. 16ч.

Учитесь жалеть. Дети учатся общаться, ухаживать за братьями меньшими. Наблюдения за домашними питомцами позволяют узнать многие природные закономерности, взаимосвязи, развивают у детей познавательный интерес.

Демонстрация: Н. Пожарицкая “Путешествие к домашним животным”

Практическая деятельность: уход за домашними питомцами.

3 раздел – “Пернатые друзья”. 12ч.

В этом разделе программы дети учатся различать птиц, часто встречающихся в нашей местности. Отводится время на наблюдение за поведением птиц, чтению стихов, рассказов, разгадыванию загадок.

Демонстрация: С. Радзиевская “Круглый год”, В. Бианки “Терентий – тетерев”. И.Рахимов “Иллюстрированный справочник по птицам”.

Практическая деятельность: изготовление кормушек для птиц, исследовательская работа “Синицы… “полезные” или “вредные” птицы?”.

4 раздел – “Путешествие в мир леса”. 20ч.

Наблюдения за растениями и животными. В лесу можно найти много примеров, подтверждающих взаимосвязь растений и животных.

Демонстрация: В.Бианки “Рассказы и сказки” М.Пришвин “Разговор деревьев”. А.Сладков “Азбука леса”.

Практическая деятельность: экскурсии в парк

5 раздел – “Экологическая тропа”. 8ч.

Дети изучают редкие и исчезающие виды растений и животных Ростовской области, реки и речушки своей местности.

Демонстрация: Красная книга Ростовской области.

Практическая деятельность: рисование.

6 раздел – “Зимний сад на окне”. 8ч.

В народе говорят, что комнатные растения цветут только в том доме, где царит мир и любовь между людьми. Поэтому вечнозеленый подоконник в доме, в классе – это показатель хорошей атмосферы в помещении. Дети учатся выращивать и ухаживать за растениями. Проводят опыты и занимаются исследовательской работой о влиянии света на рост комнатных растений.

Демонстрация: ростки хлорофитума, горшки, земля.

Практическая деятельность: выращивание хлорофитумов.

7 раздел – “В мастерской художницы зимы”. 12ч.

Мы рисуем зиму. Альбом для рисования, цветные карандаши, акварельные краски. Практическая деятельность: конкурс рисунков.

Изготовление ёлочной игрушки из различных материалов.

Практическая деятельность: конкурс игрушек

8 раздел – “Загадки животного мира”. 12ч.

Демонстрация: Ф.Ибрагимова “Красота природы”.

Практическая деятельность: сбор информации о диких утках, клестах, оформление выполненные наблюдения в виде сообщения, проекта.

9 раздел – “Секреты неживой природы”. 12ч.

Сколько интересного происходит с явлениями природы. Здесь дети раскроют секреты неживой природы.

Демонстрация: глобус, теллурий.

Практическая деятельность: игра “День и ночь”.

10 раздел – “ Удивительный мир насекомых ”.12ч.

Красота спасет мир. Давайте, учиться радоваться красоте и беречь ее! Демонстрация: А.Ильясова, Т.Яковенко “Удивительный мир бабочек”. Практическая деятельность: выставка рисунков.

11 раздел – “ Хочу все знать”. 16ч. Гремит гром, сверкает молния. А почему? Все хотим знать. Демонстрация: справочное бюро “Почемучка”, Ф.Ибрагимова “Красота природы”. Практическая работа: коллективная работа “Весенние цветы в вазе”. Подведение итогов «Экологическая игра».



Ожидаемые результаты

В результате реализации программы учащиеся должны:

  • Приобрести знания о принятых нормах отношения к природе.

  • Овладеть основными экологическими терминами.

  • Вести наблюдения в природе и в объединении кружка под руководством руководителя.

  • Научиться делать заключение на основе наблюдений.

  • Уметь работать индивидуально и в группе.

  • Быть способными отстаивать свою точку зрения.

  • Выполнять правила поведения в природе.

  • Уметь осуществлять уход за комнатными растениями.

  • Осознавать связь между состоянием природы и здоровьем человека.

  • Уметь изготовлять экологические памятки.










4.Методическое обеспечение общеобразовательной общеразвивающей программы


Для успешной реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Азбука экологии» используется методическая продукция, литература для детей, Интернет-ресурсы.

Методы обучения, используемые педагогом дополнительного образования при реализации данной программы: словесный, объяснительно-иллюстративный метод, метод стимулирования учебной деятельности репродуктивный, проблемный («Тематические композиции», «Поделки из бросового материала», «Тематические композиции»).

Для реализации программы требуются следующие дидактические материалы:

- репродукции;

- фотографии;

- иллюстрации с изображением композиций, поделок и т.д.;

- презентации.

Формы организации занятий: беседы, конкурсы, открытое занятие, оформление стендов, выставок, игры.

Для оценки результативности программы применяется входной, текущий и итоговый контроль. Цель входного контроля – диагностика имеющихся знаний и умений учащихся. Текущий контроль применяется для оценки качества усвоения материала посредством творческих заданий (педагогическое наблюдение). Итоговый контроль проводится в конце учебного года с целью определения уровня знаний, умений и навыков, приобретённых учащимися за период реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы.

Материально-техническое обеспечение программы:

  • просторный, светлый, хорошо проветриваемый кабинет;

  • парты, стулья;

  • классная доска и проекционный экран;

  • шкафы для хранения методического, дидактического материалов;

  • ноутбук, проектор;

  • CD-диски.














5. Диагностический инструментарий


Проводятся вводный, промежуточный и итоговый контроль. Контроль определения достижения учащимися планируемых результатов обеспечивается за счёт творческих проектов, критериями оценки которых являются:


Оценка самой работы:

1. Содержание выполненной работы;

2. Передача формы (простая-сложная, точная-неточная);

3. Строение (части целого расположены верно-неверно);

4. Пропорции (насколько верно выполнены пропорции);

5. Композиция (насколько верно выполнено расположение элементов работы относительно друг друга);

6. Цвет (реальность цвета, сочетание цветов);


Оценка процесса работы:

7. Уровень самостоятельности выполнения творческой работы (сам, помогали дети, помогал педагог);

8 Эмоционально-эстетическое выполнение творческой работы (эмоциональное отношение к процессу и готовой работе, какой вид творчества предпочитает)

9. Творческое мышление (внёс ли ребёнок что-то новое в свою работу или делала по образцу.


























6.Список рекомендованной литературы.

Для педагога:

  1. Академия педагогических наук СССР. Что такое? Кто такой? Москва. Изд. “Педагогика”. 1975..

  2. Министерство экологии и природных ресурсов РТ АН. Красная книга РТК.: “Идел-пресс”, 2 Культура здоровой жизни. Спецвыпуск. 2003 г.

  3. Ридерз Дайджест. Только факты. (Справочник для всей семьи).

  4. Рыжова Н.А. “Не просто сказки” (экологические рассказы, сказки, праздники). М. 2006.

Для учащихся:

  1. Архипова Н.С. “О грибах и не только”. К.:ООО “Фолиантъ”, 2008.

  2. Бианки В.В. “Терентий – тетерев”, “Рассказы и сказки”.

  3. Большой географический Атлас школьника. М.: “АСТ-ПРЕСС”, 2005.

  4. Гавеман. А. В. Лес. Москва. Детгиз. 1959.

  5. Детские развивающие и познавательные журналы.

  6. Ибрагимова Ф.З. Красота природы. Книга для дополнительного чтения для нач. классов общеобразовательной школы. – К.: Магариф, 2002.

  7. Ильясова Д.А., Яковенко Т.В. “Удивительный мир бабочек” К.: “Фолиантъ”, 2008.

  8. Толстой.Л.Н. “Рассказы о животных” М.: Детская литература, 1984.

  9. Лях В. И. Физкультура - мой друг. . “Идель-Пресс”. 2006.

  10. Мамин-Сибиряк Д.Н. “Серая Шейка” М.: Детская литература, 1982.

  11. Минакова Е.А. “Экология для малышей”. К.: “Фолиантъ”, 2008.

  12. Пришвин М.М. “Разговор деревьев”.

  13. Паустовский К.Г. “Повесть о лесах” М.: Детская литература, 1982.

  14. Рахимов И., Аринина А. “Птицы наших лесов” К.: “Фолиантъ”, 2008

  15. Светлова Инна. Атлас Земли. Москва. “Эксмо”. 2007.

  16. Хасанов Г.Х. “Времена года” (повести и рассказы) К.: Тат. книжное издательство, 1991.

  17. «Юный эколог» 1-4 классы. Авторы-составители Ю.Н. Александрова,
    Л.Д. Ласкина, Н.В. Николаева. – Волгоград: Учитель, 2010.

Литература

  1. Шабельник Е. С., Каширцева Е. Г. Ваши права: Книга для учащихся нач. классов. М. Изд-во “Вита-Пресс”. 1996.

  2. Шаехов Д.М. Откуда дует ветер. 2008.

  3. Шакирова Т.Р. Птицы. 2007.

24