Тема: АЗБУКА ХОРЕОГРАФИИ. ПОЗИЦИИ РУК. ТАНЕЦ ПОЛОНЕЗ
Дата: 28.11.2019
Цель: создание условий для развития мотивации формирования навыков танцевальной деятельности и самореализации, личности ребенка через знакомство с видами танцевального искусства.
Задачи:
Обучающие:
Сформировать технические навыки элементарных танцевальных движений от самых простых до более сложных.
Сформировать умение выражать тему музыкального сопровождения с помощью танцевальных движений.
Развивающие:
Содействие всестороннему гармоничному физическому развитию и укреплению здоровья учащихся;
Развитие гибкости, ловкости, координации движений;
Воспитывающие:
Воспитание высоких волевых качеств (умение добиваться поставленной цели);
Воспитание морально-этических качеств (уважение друг к другу, умение радоваться успехам другим, взаимопомощи);
Воспитание эстетических качеств (красота движений и музыки, театрализованность танца).
Формой организации обучения:
Наряду с групповой формой работы, осуществляется индивидуализация процесса обучения и применение дифференцированного подхода к обучающимся. В связи с их индивидуальными способностями, результативность в усвоении учебного материала может быть различной.
Дифференцированный подход поддерживает мотивацию к предмету и способствует творческому росту обучающихся.
Ожидаемые результаты:
Личностные:
знание моральных норм;
развитие чувства коллективизма;
сформирована потребность и готовность к эстетической творческой деятельности;
сформирована целеустремлённость и настойчивость в достижении цели.
Метапредметные:
умение осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
умение продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников;
умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач.
Предметные знания и умения:
должны знать:
значение слов «хореография», ритм, темп;
направления и виды хореографии;
жанры музыкальных произведений.
должны уметь:
грамотно исполнять базовые танцевальные элементы;
определять темп, ритм, характер в предлагаемой мелодии;
четко определять начало и конец музыкальной фразы, согласовывать движения с музыкой, считать под музыку свои движения;
выполнять простые и сложные элементы;
исполнять основные движения и танцевальные этюды;
самостоятельно придумывать движения, фигуры, танцевальные перестроения;
создавать собственные танцевальные этюды, используя движения и элементы, выученные на занятиях;
контролировать и координировать своё тело;
сопереживать и чувствовать музыку.
ПЛАН ЗАНЯТИЯ
Организационный этап
обозначение темы и цели урока: Сегодня мы с вами определим, а для некоторых повторим, обозначение понятия «хореография».
Информационный этап
Хореография, хореографическое искусство (Др.-от греч χορεία -. Танец, хоровод и γράφω - пишу) - танцевальное искусство в целом, во всех его разновидностях.
Хореография, давала возможность описать различные эмоции и переживания при помощи языка телодвижений. Зачастую, этим языком можно выразить намного больше, ведь этот язык понятен людям всех возрастов, выходцам всех стран.
При помощи танца, изображались сцены охоты, трудовые процессы, танцем люди могли просить помощи у высших сил во время войны, или болезни близких.
Основной этап
Красивый почерк не даётся от рождения – ему нужно учиться; а лёгкость движений в танце также достигается долгим и усердным трудом.
Прежде, чем приступать к изучению какого-либо танца, необходимо изучить основные элементы хореографии. Вы наверняка уже знаете позиции ног, да?! Может кто-то напомнит нам всем их?
Потом, вы будете изучать типы прыжков, виды ходьбы, танцевальные фигуры и т.д.
А сегодня мы изучим положения рук в классическом танце.
1. И первое с чего начнем, это положение кисти рук . Все повторяют за мной (соединить все пальцы, кроме большого, чуть приподнять указательный, остальные и большой подтягиваем друг к другу, чтобы подушечка большого пальца чуть-чуть не касалась второй фаланги среднего пальца.
( все пробуем несколько раз)
Пеперь, когда мы знаем как красиво и правильно держать кисть руки, узнаем как правильно держать сами руки. Руки расслаблены, плавно полусогнуты, как будто по ним стекает вода. Спина ровная, подбородок приподнят, шея вытянута, плечи опущены.
Смотрим на слайд. 2. изучение позиций рук. Обратите внимание, что сначала выходят на третью позицию, а потом на вторую. Все вместе повторяем несколько раз.
Запомнили?
А теперь давайте представим, что вы в зале, одеты в тренировочное трико и выполняем задания руководителя. ( Один за ширму, кто самый смелый, а другой, следующий по очереди дает команды. И так по кругу, пока каждый не сдаст минизачет)
3. работа с ширмой, каждый пробует показать все позиции рук.
( ФРАГМЕНТ ВИДЕОРОЛИКА «МЭРИ ПОППИНС»
Вас всех в будущем ждет прекрасный бал, это бал выпускного вечера, и мы с вами познакомимся с торжественным танцем ПОЛОНЕЗ.
А что собой представляет этот танец, мы узнаем выполнив следующее задание. Информации о нем очень много и она разбросана по разным источникам, так и наше сообщение находится в некотором несобранном состоянии. Работаем в паре, кто собрал быстро поднимает руку, я фиксирую вашу работу и вы перевернув лист сообщаете всем интересный факт о танце «ПОЛОНЕЗ».
(Информация о происхождении танца представляется в виде собирания пазла)
1) Этот танец возник в Польше около 15 века под названием «ходзоный» —что означает «ходимый», «вышагиваемый»; Его часто называли также «польским танцем» или просто «польским». Сначала это был свадебный танец, а потом он стал частью любого народного праздника.
2). Танец украшали дополнительными деталями. Например, девушки танцевали ходзоный в венках. Иногда его танцевали с хмелем, свечой или цветами в руках.
3.) К концу 16 века он превратился в пышный танец в королевском дворце. Со временем он стал популярным во всей Европе и получил своё нынешнее название «полонез».
4.) В России этот танец также был известен , но слово «полонез» не употреблялось. У нас его называли просто «польский». Русский вариант танца отличался еще большей сдержанностью и торжественностью из-за «длинных и пышных одежд».
5). Его исполняли на балах, маскарадах. Особенно его любили молодые люди, так как этот танец давал возможность вести любовные разговоры, что было невозможно за пределами бала.
6.) Как правило, первая пара задавала движения, а все остальные повторяли за ними. Исполнение полонеза могло выходить за пределы залы, шествие продолжалось по саду, а затем торжественно возвращалось во дворец.
Ну что, хотели бы вы научиться танцевать полонез?!
Контрольный этап (практическая часть)
Итак, положение кисти рук и самих рук в танце мы освоили, теперь нам необходимо научиться ходить в ритм танца.
Базовые шаги полонеза состоит из последовательности трёх обычных шагов: шаг ноги на носок, шаг с другой ноги на носок, шаг с ноги на стопу. При первом шаге происходит лёгкое приседание (плие) на опорной ноге.
При этом плечи должны быть раскрыты, осанка гордая, благородная.
(пробуем под музыку « Полонез Огинского» ( на видео хорошо виден шаг), все вместе по кругу)
Получилось, а теперь давайте попробуем выучить несколько фигур полонеза.
Отмечая на доске
Мы ходили по кругу, такое движение называется променад.
Променад (фр. Promenade). Пары движутся основным шагом по кругу против часовой стрелки вслед за ведущей парой.
Потом пары выстраиваются в колонну.
Колонна. Дойдя до центра конца зала, первая пара поворачивает налево и продолжает движение по прямо в начало зала.. Все продолжают движение вслед за первой парой и постепенно выстраиваются в колонну.
Потом колонна расходится по разные стороны, как бы рисуя фонтан.
Фонтан (фр. La fontaine). Пары выстроены в колонну в начале зала. Кавалер первой пары поворачивается налево и идёт по полукругу в конец зала. Дама первой пары идёт направо по полукругу в конец зала. Остальные пары доходят до места, где разошлась первая пара и только после этого расходятся — в том же порядке, что и первая пара.
Потом снова выстраиваются в колонну только до середины зала, а потом пары через одну расходятся по разным сторонам, образуя веер.
Веер (фр. Eventail). Обычно эта фигура выполняется после «фонтана». Когда кавалер встречает свою даму, он предлагает ей руку, и пары расходятся следующим образом: нечётные пары идут в правый угол начала зала, а чётные — в левый угол начала зала. Дойдя до соответствующего угла зала, пары поворачивают и возвращаются в конец зала по своему полукругу.
Если в группе мальчики и девочки, то можно предложить и «обход дамы»
Обход дамы. Кавалеры становятся на одно колено и подают даме правую руку, дама обходит за четыре основных шага вокруг кавалера против часовой стрелки.
Итак, мы составили композицию танца, а теперь давайте попробуем (если остается время, если нет, то просматриваем запись отрывка Полонеза из оперы «Евгений Онегин» П.И.Чайковского.
Итоговый этап
Хореография – это жизнь, это не просто танец, или набор определенных телодвижений. Как и жизнь, хореография сложна. Необходимо терпение, дисциплина, самоотдача, требует очень многого от человека, ей необходимо уделять массу физических усилий и душевных сил….
Но также как и жизнь, хореография прекрасна. Она дарит свободу, делает тело гибким и грациозным, обогащает духовный мир.
Рефлексия:
1. Ребята, скажите было ли для вас сегодняшнее занятие полезным? И что оно дало каждому из вас?
2. Вас из класса 12 человек, а что вы расскажите остальным своим одноклассникам о сегодняшнем занятии?
3. Если бы вы знали заранее каким будет наше занятие, вы бы пришли снова на него или предпочли бы остаться в классе?
Заключительное слово учителя:
Спасибо за вашу работу на занятии, что вы были внимательными и талантливыми учениками.
Я надеюсь, что наше занятие принесло вам радость и пользу.