СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Азбука общения(5-8кл)

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Азбука общения(5-8кл)»

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Азбука общения» (общекультурное направление развития личности 5-9 класс)


  1. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности

Программа курса внеурочной деятельности «Азбука общения» составлена в соответствии с Феде- ральным государственным образовательным стандартом основного общего образования.


В ходе освоения курса у обучающихся будут сформированы следующие результаты:

Личностные результаты:
  • овладение начальными навыками адаптации в динамично развивающемся мире,

  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в инфор- мационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедли- вости и свободе;

  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей и т.д.;

Метапредметные результаты:
  • овладение навыками коммуникации в соответствии с целями и задачами;

  • осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации;

  • овладение рефлексией и саморегуляцией;

  • готовность слушать собеседника и вести диалог, готовность признавать возможность существова- ния различных точек зрения и права каждого иметь свою;

  • излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

  • соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета; и т.д.;

Азбука общения как предмет психологического цикла, помогает решению задач, которые ставятся новым стандартом при обучении русскому языку и литературному чтению.

Безусловно, результаты изучения предмета «Азбука общения» достигаются учащимися постепенно, при освоении ими программы обучения в каждом классе. Охарактеризуем эти результаты для 5–9-го классов.


5-й класс

Личностными результатами изучения курса «Азбука общения» в 5-м классе является формирова- ние следующих умений:

  • осознавать себя пятиклассником, свое личностное, профессиональное, жизненное самоопределе- ние;

  • осознавать границы того, «что я знаю» и «что я не знаю», стремление преодоление разрыва меж- ду этими областями;

  • оценивать усвоенное содержание исходя из социальных и личностных ценностей;

  • отделять оценку поступка от оценки человека;

  • признавать расхождение своих поступков со своими заявленными позициями, мнениями;

  • - строит отношения с людьми других мировоззрений.

  • Метапредметными результатами изучения курса «Азбука общения» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

  • делать выводы в результате работы класса;

  • осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделение суще- ственных признаков и их синтез;

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями еереализации;

  • оценивать правильность выполнение действий на уровне адекватной ретроспективной оценки;

  • использовать адекватные речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

  • в инициативном сотрудничестве допускать возможность существования у людей различных то- чек зрения;

  • делать простые выводы и обобщения в результате совместной работы класса;

  • находить аргументы, факты, отстаивая свое мнение;

  • уважать позицию другого, идти на взаимные уступки, влиять на поведение друг друга.

6-й класс

Личностными результатами изучения курса «Азбука общения» в 6-м классе является формирова- ние следующих умений:

  • осознавать себя ценной частью большого мира (близкими друзьями, одноклассниками, с земля- ками, народом, с Родиной);

  • осознавать выбор своего поступка на основе «доброго», «безопасного», «правильного» поведе- ния, на основе сопереживания в радостях и бедах «своих» близких людей, сопереживать чувствам других людей;

  • оценивать на основе общечеловеческих нравственных и российских ценностей неоднозначные поступки, разрешать моральные противоречия;

  • отделять оценку поступка от оценки человека в неоднозначно оцениваемых ситуациях;

  • осознавать качества и черты характера, личные цели;

  • вырабатывать в противоречивых конфликтных ситуациях правила поведения, способствующие ненасильственному и равноправному преодолению конфликта;

  • не допускать оскорблений, высмеиваний;

  • определять причину успеха учебной деятельности через самоанализ и самоконтроль результата.

Метапредметными результатами изучения курса «Азбука общения» является формирование следующих учебных действий:

  • самостоятельно отбирать источники информации;

  • делать самостоятельные выводы;

  • называть последовательность шагов, находить пропущенный шаг;

  • уметь обосновывать мнения, приводя аргументы;

  • самостоятельно критично оценить свою точку зрения;

  • распределять роли, принимать коллективные решения;

  • уважать позицию другого, идти на взаимные уступки, влиять на поведение друг друга;

  • совместно искать средства достижения цели;

  • осознавать причины успеха или неуспеха;

  • определять степень успешности работы при оценке проекта.


7-й класс

Личностными результатами изучения курса «Азбука общения» является формирование сле- дующих умений:

  • оценивать свою учебную деятельность;

  • осознавать содержание и смысл, как субъективных поступков, так и поступков окружающих;

  • осознавать этические чувства (стыд, вина, совесть) как регуляторов морального поведения;

  • понимать чувства других людей и сопереживать им.

Метапредметными результатами изучения курса «Азбука общения» является формирование следующих универсальных учебных действий:

  • развивать умение осознавать свои психологические особенности, проявляющиеся в общении с другими людьми;

  • развивать умение понимать внутренний мир другого человека через внешние проявления в дея- тельности, общении;

  • формировать навыки эмпатии и сопереживания, самоуважения к другим людям;

  • осознавать эмоциональную саморегуляцию в общении;

  • учиться правилам эффективного взаимодействия в общении в конфликтных ситуациях;

  • анализировать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллю- страция и др.), извлекать необходимые для решения коммуникативных задач сведения;

  • анализировать структуру рассуждения, выявлять уместность приводимых аргументов, право- мерность выводов;

  • аргументировать свою точку зрения,

  • продуцировать рассуждение, соблюдая его структуру: тезис, аргументы, вывод;

  • пользоваться приёмами подготовки устного выступления, выступать с графическим (возможно, аудио – видео – ) сопровождением;

  • в предложенных коммуникативных ситуациях, опираясь на изученные правила общения,

  • выбирать уместные, эффективные речевые средства.

8-й класс

Личностными результатами изучения курса «Азбука общения» является формирование сле- дующих умений:

    • осознавать личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;

    • осознавать границы того, «что я знаю» и «что я не знаю», стремление преодоление разрыва между этими областями;

    • оценивать усвоенное содержание исходя из социальных и личностных ценностей;

    • знать основы гражданской идентичности личности;

    • понимать мир профессий, их социальную значимость и содержание.

Мета предметными результатами изучения курса «Азбука общения» является формирование следующих универсальных учебных действий:

  • формулировать навыки противостояния групповому давлению;

  • оценивать выполнение своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев;

  • осознавать необходимость защищать себя, свою жизненную позицию;

  • реализовывать уверенное поведение;

  • уметь устанавливать близкие отношения с другими людьми;

  • принимать свою половую идентификацию;

  • уметь выстраивать партнерские отношения с родителями;

  • уметь планировать свое будущее;

  • уметь планировать свое время;

  • слушать собеседника, кратко излагать сказанное им в процессе обсуждения темы, проблемы.


9-й класс

Личностными результатами изучения курса «Азбука общения» является формирование сле- дующих умений:

    • осознавать личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;

    • осознавать границы того, «что я знаю» и «что я не знаю», стремление преодоление разрыва между этими областями;

    • оценивать усвояемое содержание исходя из социальных и личностных ценностей;

    • знать основы гражданской идентичности личности;

    • понимать мир профессий, их социальную значимость и содержание.

Мета предметными результатами изучения курса «Азбука общения» является формирование следующих универсальных учебных действий:

  • формулировать навыки противостояния групповому давлению;

  • оценивать выполнение своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев;

  • осознавать необходимость защищать себя, свою жизненную позицию;

  • реализовывать уверенное поведение;

  • уметь устанавливать близкие отношения с другими людьми;

  • принимать свою половую идентификацию;

  • уметь выстраивать партнерские отношения с родителями;

  • уметь планировать свое будущее;

  • уметь планировать свое время;

  • слушать собеседника, кратко излагать сказанное им в процессе обсуждения темы, проблемы.


  1. Содержание курса внеурочной деятельности

с указанием форм организации и видов деятельности.

5 класс (34 часа)

Введение в мир психологии.(5ч)

Создание игровой атмосферы для общения друг с другом. Познакомиться с правилами школь- ной жизни и социальной позицией пятиклассника. Мотивировать учащихся на познание самих себя.

Я и мой внутренний мир.(9ч)

Изучение эмоционального мира, осознание своих эмоций. Обозначение эмоций и понимание их через жесты. Дифференцированность различных эмоций и их выражение через рисунок.

Конфликты и их роль в усилении Я.(8ч)

Причины возникновения ссор. Качества необходимые для эффективного взаимодействия. Я в

глазах других. Развитие коммуникативных способностей. Особенности отношений с представите- лями противоположенного пола.

Я и ТЫ.(6ч)

Навыки совместной деятельности. Работав команде. Правила доброжелательного и эффек- тивного общения. Развитие понимания сходства и различий между людьми. Каждый человек уни- кален и индивидуален.

Мы начинаем меняться.(6ч)

Уверенное поведение. Уважение к другим людям. Постановка целей.


    1. класс (34 часа)


Введение в психологию.

Создание игровой атмосферы для общения друг с другом. Мотивировать учащихся на познание самих себя.

Агрессия и ее роль в развитии человека.

Создание четкого понимания взросления каждого. Особенности взросления. Агрессия как один из признаков взросления. Периоценка ценностей и мировоззрения. Способы выстраивания кон- структивного отношения с родителями.

Уверенность в себе и ее роль в развитии человека.

Развитие уверенного поведения. Рассмотрение понятий уверенности, неуверенности и само- уверенности. Определение своего вида поведения. Осознание влияния уверенности на жизненное мировоззрение человека.

Конфликты и их роль в усилении Я.

Причины возникновения ссор. Качества необходимые для эффективного взаимодействия. Я в глазах других. Развитие коммуникативных способностей. Особенности отношений с представите- лями противоположенного пола.

Ценности и их роль в жизни человека.

Уверенное поведение. Уважение к другим людям. Постановка целей.


    1. класс (34 часа)


Введение в психологию общения.

Создание игровой атмосферы для общения друг с другом. Мотивировать учащихся на познание самих себя.

Эмоциональная сфера человека.

Изучение эмоционального мира, осознание своих эмоций. Обозначение эмоций и понимание их через жесты. Дифференцированность различных эмоций и их выражение через рисунок.

Социальное восприятие: как узнавать другого человека.

Источники информации о человеке. Вербальное и невербальное поведение. Же- сты.

Впечатление других обо мне.

Межличностная привлекательность: любовь, дружба.

Привлекательность человека. Значимость дружбы в отношениях. Четыре модели общения.

Романтические отношения или влюбленность. Любовь. Половая идентичность. Переживание любви.


    1. класс (34 часа)


Встречи с самим собой.

Что я знаю о себе? Мои имя. Я глазами других. Мои достоинства и недостатки. Мои ценности. Время взрослеть. Планирование времени и целей в жизни. Профессиональный выбор. Мои отноше- ния с родителями как с партнерами. Любовь и ее значимость в жизни. Уверенное поведение. Уме- ние сказать «нет»

9-й класс (34 часа)


Как быть личностью?

Только вместе. Мое личное место. Неповторимость и индивидуальность.

Мир эмоций.

О пользе и вреде эмоций. Я умею выражать эмоции. Стресс в жизни.

Принятие решения, нахождения компромисса.

Конфликт и компромисс. С точки зрения других. Мозговой штурм.

Как быть с обществом.

Ответственность. Осознанные и неосознанные мотивы. Семейные истории. Идеальная семья.

Круг моей жизни. Мой жизненный путь.


Цель программы: развитие личности ребенка, в частности, его самосознания и рефлексив- ных способностей в тех пределах, которые определяются возрастными возможностями и требовани- ями психологической безопасности.

Задачи:

осмысление и интериоризация (присвоение) обучающимися системы ценностей:

  • Ценность жизни и человека – осознание ответственности за себя и других людей, своего и их ду- шевного и физического здоровья; ответственность за сохранение природы как среды обитания.

  • Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.

  • Ценность добра и истины – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчислен- ными связями, основывается на признании постулатов нравственной жизни, выраженных в запове- дях мировых религий и некоторыми атеистами (например, поступай так, как ты бы хотел, чтобы по- ступали с тобой; не говори неправды; будь милосерден и т.д.).

  • Ценность труда и творчества – признание труда как необходимой составляющей жизни человека, творчества как вершины, которая доступна любому человеку в своей области.

  • Ценность семьи – понимание важности семьи в жизни человека, взаимопонимание и взаимопо- мощь своим родным; осознание своих корней; уважительное отношение к старшим, их опыту, нрав- ственным идеалам.

  • Ценность социальной солидарности – обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.


Формы организации: уроки безопасности, беседы, викторины, часы общения, круглые столы, диспуты, спортивные игры, тематические творческие работы, акции, конкурсы, дни здоровья.


Виды деятельности: познавательная, спортивно-оздоровительная, социальное творчество, художе- ственное творчество.


Программа курса внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Азбука об- щения» разработана для обучающихся 5-9 классов, рассчитана на 5 лет.

Объем программы 170 часов, из них:

  • в 5 классе - 34 часа в год,

  • в 6 классе - 34 часа в год,

  • в 7 классе - 34 часа в год,

  • в 8 классе - 34 часа в год,

  • в 9 классе - 34 часа в год.

Тематическое планирование
  1. -е классы


п/п

Тема занятия

Количество часов

1

Создание группы. Сплочение коллектива.

1

2

Здравствуй пятый класс!

1

3

Находим друзей.

1

4

Узнай свою школу.

1

5

Что поможет мне учиться?

1

6

Легко ли быть учеником?

1

7

Трудно ли быть настоящим учителем?

1

8

Каждый видит мир и чувствует его по своему.

1

9

Чувства бывают разными.

1

10

Стыдно ли бояться?

1

11

Чего я боюсь?

1

12

Любой внутренний мир ценен и уникален.

1

13

Работа с негативными переживаниями.

1

14

Сила внутри меня.

1

15

Конфликты в школе, дома, на улице.

1

16

Способы поведения в конфликте.

1

17

Трудные ситуации могут научить меня.

1

18

Конфликт или взаимодействие.

1

19

Что такое одиночество?

1

20

Нужно ли человеку меняться?

1

21

Конструктивное разрешение конфликта.

1

22

Конфликт как возможность развития.

1

23

Учимся договариваться.

1

24

Я и мои друзья.

1

25

У меня есть друг.

1

26

Я и мои колючки.

1

27

Что такое одиночество?

1

28

Зачем нужна уверенность в себе?

1

29

Зачем нужна уверенность в себе?

1

30

Источники уверенности в себе.

1

31

Неуверенный в себе человек.

1

32

Уверенность и уважение к другим.

1

33

Уверенность в себе и непокорность.

1

34

Ставим цели.

1


  1. -е классы


п/п

Тема занятия

Количество часов

1

Рисунок своего класса.

1

2

Мое впечатление о лете.

1

3

Новая встреча с психологией

1

4

Какой Я?

1

5

Что я знаю о себе?

1

6

Психология – знакомая незнакомка

1

7

Я повзрослел.

1

8

У меня появилась агрессия.

1

9

Как выглядит агрессивный человек.

1

10

Как звучит агрессия.

1


11

Конструктивное реагирование на агрессию.

1

12

Агрессия в отношениях между родителями и детьми.

1

13

Учимся договариваться.

1

14

Учимся договариваться.

1

15

Зачем человеку нужна уверенность в себе?

1

16

Источники уверенности в себе.

1

17

Какого человека мы называем неуверенным в себе?

1

18

Я становлюсь уверенным.

1

19

Я становлюсь уверенным.

1

20

Уверенность и самоуважение.

1

21

Уверенность и уважение к другим.

1

22

Уверенность в себе и милосердие.

1

23

Уверенность в себе и непокорность.

1

24

Конфликты в школе, дома, на улице.

1

25

Свои и чужие.

1

26

Научно-практическое исследование конфликтов

1

27

Способы поведения в конфликте: наступление, обсуждение, отступление, уход от конфликтов.

1

28

Конструктивное разрешение конфликта.

1

29

Конфликт как возможность развития.

1

30

Готовность к разрешению конфликта.

1

31

Что такое ценность?

1

32

Ценности и жизненный путь человека.

1

33

Мои ценности. Портрет класса.

1

34

Подарок для одноклассников.

1


  1. -е классы


п/п

Тема занятия

Количество часов

1

Рисунок своего настроения.

1

2

Рисунок своего класса.

1

3

Новая встреча с психологией.

1

4

Начало путешествия в страну общения.

1

5

Что взять с собой в путешествие.

1

6

Почему нам нужно изучать чувства?

1

7

Основные законы психологии эмоций.

1

8

Работа с книгой «Чертежник»

1

9

Запреты на чувства.

1

10

Эффект обратного действия.

1

11

Передача чувств по наследству.

1

12

Время книги.

1

13

Психогигиена эмоциональной жизни.

1

14

Как мы получаем информацию о человеке.

1

15

Вербальная и невербальная коммуникация.

1

16

Состояние человека через жесты.

1

17

Жесты.

1

18

Невербальные признаки обмана.

1

19

Понимание причин поведения людей.

1

20

Впечатление, которое мы производим.

1

21

Из чего складывается впечатление о человеке?

1

22

Способы понимания социальной информации.

1

23

Влияние эмоций на познание.

1

24

Обобщение темы.

1


25

Привлекательность человека.

1

26

Взаимность или обоюдная привлекательность.

1

27

Дружба.

1

28

Четыре модели общения.

1

29

Романтические отношения или влюбленность.

1

30

Любовь.

1

31

Половая идентичность.

1

32

Переживание любви.

1

33

Что помогает и что мешает любви.

1

34

Итоговое занятие: комплименты!

1


  1. -е классы


п/п

Тема занятия

Количество часов

1

Наедине с собой?

1

2

Что я знаю о себе.

1

3

Мое имя.

1

4

Мои имена.

1

5

Мое уникальное «Я»

1

6

Я глазами других.

1

7

Как меня видят другие?

1

8

Мои достоинства и недостатки.

1

9

Мои «плюсы» и «минусы» стороны.

1

10

Мои недостатки.

1

11

Как превратить недостатки в достоинства?

1

12

Мои ценности.

1

13

Наши ценности.

1

14

Я в «бумажном зеркале»

1

15

«Отражение»

1

16

Планирование времени.

1

17

Время взрослеть.

1

18

Моя будущая профессия.

1

19

Как я выгляжу?

1

20

Как я выгляжу?

1

21

Моя семья.

1

22

«Трудные дети» и «трудные родители»

1

23

Мои права в семье

1

24

Что такое дружба.

1

25

Мужчины и женщины.

1

26

Я мужчина, Я - женщина

1

27

Что такое любовь?

1

28

Рисковать или не рисковать?

1

29

Что такое уверенность в себе.

1

30

Тренируем уверенность в себе.

1

31

Уверенное поведение.

1

32

Умение сказать «нет»

1

33

Чем уверенность отличается от самоуверенности.

1

34

Подведение итогов.

1

  1. -е классы


п/п

Тема занятия

Количество часов

1

Какой я человек?

1

2

Только вместе.

1

3

Шкала доверия.

1

4

Мое личное место.

1

5

Каким ты выглядишь в глазах других.

1

6

Неповторимость и индивидуальности.

1

7

Неповторимость и индивидуальности

1

8

О пользе и вреде эмоций.

1

9

Я умею распознавать эмоции.

1

10

Способы выражения эмоций.

1

11

Способы выражения эмоций.

1

12

Как помочь человеку справиться с горем?

1

13

Стресс в жизни человека.

1

14

Способы борьбы со стрессом.

1

15

Конфликты и компромиссы.

1

16

Зачем людям нужны законы.

1

17

Умение принимать решение.

1

18

Умеешь ли ты сказать «нет»?

1

19

С точки зрения других.

1

20

«Крутой» или неуверенный в себе.

1

21

Защита против жестокого обращения.

1

22

Потерпевшие кораблекрушение.

1

23

Землетрясение.

1

24

Переключатели.

1

25

Нападающий и защищающийся.

1

26

Приятный разговор.

1

27

Принимаю ответственность на себя.

1

28

Я- центр воли.

1

29

Осознанные и неосознанные мотивы.

1

30

Семейные истории.

1

31

Идеальная семья.

1

32

Ваше представление о времени.

1

33

Круг моей жизни.

1

34

Мой жизненный путь.

1