Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Азбука общения» (общекультурное направление развития личности 5-9 класс)
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Программа курса внеурочной деятельности «Азбука общения» составлена в соответствии с Феде- ральным государственным образовательным стандартом основного общего образования.
В ходе освоения курса у обучающихся будут сформированы следующие результаты:
Личностные результаты:
овладение начальными навыками адаптации в динамично развивающемся мире,
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в инфор- мационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедли- вости и свободе;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей и т.д.;
Метапредметные результаты:
овладение навыками коммуникации в соответствии с целями и задачами;
осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации;
овладение рефлексией и саморегуляцией;
готовность слушать собеседника и вести диалог, готовность признавать возможность существова- ния различных точек зрения и права каждого иметь свою;
излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета; и т.д.;
Азбука общения как предмет психологического цикла, помогает решению задач, которые ставятся новым стандартом при обучении русскому языку и литературному чтению.
Безусловно, результаты изучения предмета «Азбука общения» достигаются учащимися постепенно, при освоении ими программы обучения в каждом классе. Охарактеризуем эти результаты для 5–9-го классов.
5-й класс
Личностными результатами изучения курса «Азбука общения» в 5-м классе является формирова- ние следующих умений:
осознавать себя пятиклассником, свое личностное, профессиональное, жизненное самоопределе- ние;
осознавать границы того, «что я знаю» и «что я не знаю», стремление преодоление разрыва меж- ду этими областями;
оценивать усвоенное содержание исходя из социальных и личностных ценностей;
отделять оценку поступка от оценки человека;
признавать расхождение своих поступков со своими заявленными позициями, мнениями;
- строит отношения с людьми других мировоззрений.
Метапредметными результатами изучения курса «Азбука общения» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
делать выводы в результате работы класса;
осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделение суще- ственных признаков и их синтез;
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями еереализации;
оценивать правильность выполнение действий на уровне адекватной ретроспективной оценки;
использовать адекватные речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
в инициативном сотрудничестве допускать возможность существования у людей различных то- чек зрения;
делать простые выводы и обобщения в результате совместной работы класса;
находить аргументы, факты, отстаивая свое мнение;
уважать позицию другого, идти на взаимные уступки, влиять на поведение друг друга.
6-й класс
Личностными результатами изучения курса «Азбука общения» в 6-м классе является формирова- ние следующих умений:
осознавать себя ценной частью большого мира (близкими друзьями, одноклассниками, с земля- ками, народом, с Родиной);
осознавать выбор своего поступка на основе «доброго», «безопасного», «правильного» поведе- ния, на основе сопереживания в радостях и бедах «своих» близких людей, сопереживать чувствам других людей;
оценивать на основе общечеловеческих нравственных и российских ценностей неоднозначные поступки, разрешать моральные противоречия;
отделять оценку поступка от оценки человека в неоднозначно оцениваемых ситуациях;
осознавать качества и черты характера, личные цели;
вырабатывать в противоречивых конфликтных ситуациях правила поведения, способствующие ненасильственному и равноправному преодолению конфликта;
не допускать оскорблений, высмеиваний;
определять причину успеха учебной деятельности через самоанализ и самоконтроль результата.
Метапредметными результатами изучения курса «Азбука общения» является формирование следующих учебных действий:
самостоятельно отбирать источники информации;
делать самостоятельные выводы;
называть последовательность шагов, находить пропущенный шаг;
уметь обосновывать мнения, приводя аргументы;
самостоятельно критично оценить свою точку зрения;
распределять роли, принимать коллективные решения;
уважать позицию другого, идти на взаимные уступки, влиять на поведение друг друга;
совместно искать средства достижения цели;
осознавать причины успеха или неуспеха;
определять степень успешности работы при оценке проекта.
7-й класс
Личностными результатами изучения курса «Азбука общения» является формирование сле- дующих умений:
оценивать свою учебную деятельность;
осознавать содержание и смысл, как субъективных поступков, так и поступков окружающих;
осознавать этические чувства (стыд, вина, совесть) как регуляторов морального поведения;
понимать чувства других людей и сопереживать им.
Метапредметными результатами изучения курса «Азбука общения» является формирование следующих универсальных учебных действий:
развивать умение осознавать свои психологические особенности, проявляющиеся в общении с другими людьми;
развивать умение понимать внутренний мир другого человека через внешние проявления в дея- тельности, общении;
формировать навыки эмпатии и сопереживания, самоуважения к другим людям;
осознавать эмоциональную саморегуляцию в общении;
учиться правилам эффективного взаимодействия в общении в конфликтных ситуациях;
анализировать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллю- страция и др.), извлекать необходимые для решения коммуникативных задач сведения;
анализировать структуру рассуждения, выявлять уместность приводимых аргументов, право- мерность выводов;
аргументировать свою точку зрения,
продуцировать рассуждение, соблюдая его структуру: тезис, аргументы, вывод;
пользоваться приёмами подготовки устного выступления, выступать с графическим (возможно, аудио – видео – ) сопровождением;
в предложенных коммуникативных ситуациях, опираясь на изученные правила общения,
выбирать уместные, эффективные речевые средства.
8-й класс
Личностными результатами изучения курса «Азбука общения» является формирование сле- дующих умений:
осознавать личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;
осознавать границы того, «что я знаю» и «что я не знаю», стремление преодоление разрыва между этими областями;
оценивать усвоенное содержание исходя из социальных и личностных ценностей;
знать основы гражданской идентичности личности;
понимать мир профессий, их социальную значимость и содержание.
Мета предметными результатами изучения курса «Азбука общения» является формирование следующих универсальных учебных действий:
формулировать навыки противостояния групповому давлению;
оценивать выполнение своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев;
осознавать необходимость защищать себя, свою жизненную позицию;
реализовывать уверенное поведение;
уметь устанавливать близкие отношения с другими людьми;
принимать свою половую идентификацию;
уметь выстраивать партнерские отношения с родителями;
уметь планировать свое будущее;
уметь планировать свое время;
слушать собеседника, кратко излагать сказанное им в процессе обсуждения темы, проблемы.
9-й класс
Личностными результатами изучения курса «Азбука общения» является формирование сле- дующих умений:
осознавать личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;
осознавать границы того, «что я знаю» и «что я не знаю», стремление преодоление разрыва между этими областями;
оценивать усвояемое содержание исходя из социальных и личностных ценностей;
знать основы гражданской идентичности личности;
понимать мир профессий, их социальную значимость и содержание.
Мета предметными результатами изучения курса «Азбука общения» является формирование следующих универсальных учебных действий:
формулировать навыки противостояния групповому давлению;
оценивать выполнение своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев;
осознавать необходимость защищать себя, свою жизненную позицию;
реализовывать уверенное поведение;
уметь устанавливать близкие отношения с другими людьми;
принимать свою половую идентификацию;
уметь выстраивать партнерские отношения с родителями;
уметь планировать свое будущее;
уметь планировать свое время;
слушать собеседника, кратко излагать сказанное им в процессе обсуждения темы, проблемы.
Содержание курса внеурочной деятельности
с указанием форм организации и видов деятельности.
5 класс (34 часа)
Введение в мир психологии.(5ч)
Создание игровой атмосферы для общения друг с другом. Познакомиться с правилами школь- ной жизни и социальной позицией пятиклассника. Мотивировать учащихся на познание самих себя.
Я и мой внутренний мир.(9ч)
Изучение эмоционального мира, осознание своих эмоций. Обозначение эмоций и понимание их через жесты. Дифференцированность различных эмоций и их выражение через рисунок.
Конфликты и их роль в усилении Я.(8ч)
Причины возникновения ссор. Качества необходимые для эффективного взаимодействия. Я в
глазах других. Развитие коммуникативных способностей. Особенности отношений с представите- лями противоположенного пола.
Я и ТЫ.(6ч)
Навыки совместной деятельности. Работав команде. Правила доброжелательного и эффек- тивного общения. Развитие понимания сходства и различий между людьми. Каждый человек уни- кален и индивидуален.
Мы начинаем меняться.(6ч)
Уверенное поведение. Уважение к другим людям. Постановка целей.
класс (34 часа)
Введение в психологию.
Создание игровой атмосферы для общения друг с другом. Мотивировать учащихся на познание самих себя.
Агрессия и ее роль в развитии человека.
Создание четкого понимания взросления каждого. Особенности взросления. Агрессия как один из признаков взросления. Периоценка ценностей и мировоззрения. Способы выстраивания кон- структивного отношения с родителями.
Уверенность в себе и ее роль в развитии человека.
Развитие уверенного поведения. Рассмотрение понятий уверенности, неуверенности и само- уверенности. Определение своего вида поведения. Осознание влияния уверенности на жизненное мировоззрение человека.
Конфликты и их роль в усилении Я.
Причины возникновения ссор. Качества необходимые для эффективного взаимодействия. Я в глазах других. Развитие коммуникативных способностей. Особенности отношений с представите- лями противоположенного пола.
Ценности и их роль в жизни человека.
Уверенное поведение. Уважение к другим людям. Постановка целей.
класс (34 часа)
Введение в психологию общения.
Создание игровой атмосферы для общения друг с другом. Мотивировать учащихся на познание самих себя.
Эмоциональная сфера человека.
Изучение эмоционального мира, осознание своих эмоций. Обозначение эмоций и понимание их через жесты. Дифференцированность различных эмоций и их выражение через рисунок.
Социальное восприятие: как узнавать другого человека.
Источники информации о человеке. Вербальное и невербальное поведение. Же- сты.
Впечатление других обо мне.
Межличностная привлекательность: любовь, дружба.
Привлекательность человека. Значимость дружбы в отношениях. Четыре модели общения.
Романтические отношения или влюбленность. Любовь. Половая идентичность. Переживание любви.
класс (34 часа)
Встречи с самим собой.
Что я знаю о себе? Мои имя. Я глазами других. Мои достоинства и недостатки. Мои ценности. Время взрослеть. Планирование времени и целей в жизни. Профессиональный выбор. Мои отноше- ния с родителями как с партнерами. Любовь и ее значимость в жизни. Уверенное поведение. Уме- ние сказать «нет»
9-й класс (34 часа)
Как быть личностью?
Только вместе. Мое личное место. Неповторимость и индивидуальность.
Мир эмоций.
О пользе и вреде эмоций. Я умею выражать эмоции. Стресс в жизни.
Принятие решения, нахождения компромисса.
Конфликт и компромисс. С точки зрения других. Мозговой штурм.
Как быть с обществом.
Ответственность. Осознанные и неосознанные мотивы. Семейные истории. Идеальная семья.
Круг моей жизни. Мой жизненный путь.
Цель программы: развитие личности ребенка, в частности, его самосознания и рефлексив- ных способностей в тех пределах, которые определяются возрастными возможностями и требовани- ями психологической безопасности.
Задачи:
осмысление и интериоризация (присвоение) обучающимися системы ценностей:
Ценность жизни и человека – осознание ответственности за себя и других людей, своего и их ду- шевного и физического здоровья; ответственность за сохранение природы как среды обитания.
Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
Ценность добра и истины – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчислен- ными связями, основывается на признании постулатов нравственной жизни, выраженных в запове- дях мировых религий и некоторыми атеистами (например, поступай так, как ты бы хотел, чтобы по- ступали с тобой; не говори неправды; будь милосерден и т.д.).
Ценность труда и творчества – признание труда как необходимой составляющей жизни человека, творчества как вершины, которая доступна любому человеку в своей области.
Ценность семьи – понимание важности семьи в жизни человека, взаимопонимание и взаимопо- мощь своим родным; осознание своих корней; уважительное отношение к старшим, их опыту, нрав- ственным идеалам.
Ценность социальной солидарности – обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Формы организации: уроки безопасности, беседы, викторины, часы общения, круглые столы, диспуты, спортивные игры, тематические творческие работы, акции, конкурсы, дни здоровья.
Виды деятельности: познавательная, спортивно-оздоровительная, социальное творчество, художе- ственное творчество.
Программа курса внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Азбука об- щения» разработана для обучающихся 5-9 классов, рассчитана на 5 лет.
Объем программы 170 часов, из них:
в 5 классе - 34 часа в год,
в 6 классе - 34 часа в год,
в 7 классе - 34 часа в год,
в 8 классе - 34 часа в год,
в 9 классе - 34 часа в год.
Тематическое планирование
-е классы
№ п/п | Тема занятия | Количество часов |
1 | Создание группы. Сплочение коллектива. | 1 |
2 | Здравствуй пятый класс! | 1 |
3 | Находим друзей. | 1 |
4 | Узнай свою школу. | 1 |
5 | Что поможет мне учиться? | 1 |
6 | Легко ли быть учеником? | 1 |
7 | Трудно ли быть настоящим учителем? | 1 |
8 | Каждый видит мир и чувствует его по своему. | 1 |
9 | Чувства бывают разными. | 1 |
10 | Стыдно ли бояться? | 1 |
11 | Чего я боюсь? | 1 |
12 | Любой внутренний мир ценен и уникален. | 1 |
13 | Работа с негативными переживаниями. | 1 |
14 | Сила внутри меня. | 1 |
15 | Конфликты в школе, дома, на улице. | 1 |
16 | Способы поведения в конфликте. | 1 |
17 | Трудные ситуации могут научить меня. | 1 |
18 | Конфликт или взаимодействие. | 1 |
19 | Что такое одиночество? | 1 |
20 | Нужно ли человеку меняться? | 1 |
21 | Конструктивное разрешение конфликта. | 1 |
22 | Конфликт как возможность развития. | 1 |
23 | Учимся договариваться. | 1 |
24 | Я и мои друзья. | 1 |
25 | У меня есть друг. | 1 |
26 | Я и мои колючки. | 1 |
27 | Что такое одиночество? | 1 |
28 | Зачем нужна уверенность в себе? | 1 |
29 | Зачем нужна уверенность в себе? | 1 |
30 | Источники уверенности в себе. | 1 |
31 | Неуверенный в себе человек. | 1 |
32 | Уверенность и уважение к другим. | 1 |
33 | Уверенность в себе и непокорность. | 1 |
34 | Ставим цели. | 1 |
-е классы
№ п/п | Тема занятия | Количество часов |
1 | Рисунок своего класса. | 1 |
2 | Мое впечатление о лете. | 1 |
3 | Новая встреча с психологией | 1 |
4 | Какой Я? | 1 |
5 | Что я знаю о себе? | 1 |
6 | Психология – знакомая незнакомка | 1 |
7 | Я повзрослел. | 1 |
8 | У меня появилась агрессия. | 1 |
9 | Как выглядит агрессивный человек. | 1 |
10 | Как звучит агрессия. | 1 |
11 | Конструктивное реагирование на агрессию. | 1 |
12 | Агрессия в отношениях между родителями и детьми. | 1 |
13 | Учимся договариваться. | 1 |
14 | Учимся договариваться. | 1 |
15 | Зачем человеку нужна уверенность в себе? | 1 |
16 | Источники уверенности в себе. | 1 |
17 | Какого человека мы называем неуверенным в себе? | 1 |
18 | Я становлюсь уверенным. | 1 |
19 | Я становлюсь уверенным. | 1 |
20 | Уверенность и самоуважение. | 1 |
21 | Уверенность и уважение к другим. | 1 |
22 | Уверенность в себе и милосердие. | 1 |
23 | Уверенность в себе и непокорность. | 1 |
24 | Конфликты в школе, дома, на улице. | 1 |
25 | Свои и чужие. | 1 |
26 | Научно-практическое исследование конфликтов | 1 |
27 | Способы поведения в конфликте: наступление, обсуждение, отступление, уход от конфликтов. | 1 |
28 | Конструктивное разрешение конфликта. | 1 |
29 | Конфликт как возможность развития. | 1 |
30 | Готовность к разрешению конфликта. | 1 |
31 | Что такое ценность? | 1 |
32 | Ценности и жизненный путь человека. | 1 |
33 | Мои ценности. Портрет класса. | 1 |
34 | Подарок для одноклассников. | 1 |
-е классы
№ п/п | Тема занятия | Количество часов |
1 | Рисунок своего настроения. | 1 |
2 | Рисунок своего класса. | 1 |
3 | Новая встреча с психологией. | 1 |
4 | Начало путешествия в страну общения. | 1 |
5 | Что взять с собой в путешествие. | 1 |
6 | Почему нам нужно изучать чувства? | 1 |
7 | Основные законы психологии эмоций. | 1 |
8 | Работа с книгой «Чертежник» | 1 |
9 | Запреты на чувства. | 1 |
10 | Эффект обратного действия. | 1 |
11 | Передача чувств по наследству. | 1 |
12 | Время книги. | 1 |
13 | Психогигиена эмоциональной жизни. | 1 |
14 | Как мы получаем информацию о человеке. | 1 |
15 | Вербальная и невербальная коммуникация. | 1 |
16 | Состояние человека через жесты. | 1 |
17 | Жесты. | 1 |
18 | Невербальные признаки обмана. | 1 |
19 | Понимание причин поведения людей. | 1 |
20 | Впечатление, которое мы производим. | 1 |
21 | Из чего складывается впечатление о человеке? | 1 |
22 | Способы понимания социальной информации. | 1 |
23 | Влияние эмоций на познание. | 1 |
24 | Обобщение темы. | 1 |
25 | Привлекательность человека. | 1 |
26 | Взаимность или обоюдная привлекательность. | 1 |
27 | Дружба. | 1 |
28 | Четыре модели общения. | 1 |
29 | Романтические отношения или влюбленность. | 1 |
30 | Любовь. | 1 |
31 | Половая идентичность. | 1 |
32 | Переживание любви. | 1 |
33 | Что помогает и что мешает любви. | 1 |
34 | Итоговое занятие: комплименты! | 1 |
-е классы
№ п/п | Тема занятия | Количество часов |
1 | Наедине с собой? | 1 |
2 | Что я знаю о себе. | 1 |
3 | Мое имя. | 1 |
4 | Мои имена. | 1 |
5 | Мое уникальное «Я» | 1 |
6 | Я глазами других. | 1 |
7 | Как меня видят другие? | 1 |
8 | Мои достоинства и недостатки. | 1 |
9 | Мои «плюсы» и «минусы» стороны. | 1 |
10 | Мои недостатки. | 1 |
11 | Как превратить недостатки в достоинства? | 1 |
12 | Мои ценности. | 1 |
13 | Наши ценности. | 1 |
14 | Я в «бумажном зеркале» | 1 |
15 | «Отражение» | 1 |
16 | Планирование времени. | 1 |
17 | Время взрослеть. | 1 |
18 | Моя будущая профессия. | 1 |
19 | Как я выгляжу? | 1 |
20 | Как я выгляжу? | 1 |
21 | Моя семья. | 1 |
22 | «Трудные дети» и «трудные родители» | 1 |
23 | Мои права в семье | 1 |
24 | Что такое дружба. | 1 |
25 | Мужчины и женщины. | 1 |
26 | Я мужчина, Я - женщина | 1 |
27 | Что такое любовь? | 1 |
28 | Рисковать или не рисковать? | 1 |
29 | Что такое уверенность в себе. | 1 |
30 | Тренируем уверенность в себе. | 1 |
31 | Уверенное поведение. | 1 |
32 | Умение сказать «нет» | 1 |
33 | Чем уверенность отличается от самоуверенности. | 1 |
34 | Подведение итогов. | 1 |
-е классы
№ п/п | Тема занятия | Количество часов |
1 | Какой я человек? | 1 |
2 | Только вместе. | 1 |
3 | Шкала доверия. | 1 |
4 | Мое личное место. | 1 |
5 | Каким ты выглядишь в глазах других. | 1 |
6 | Неповторимость и индивидуальности. | 1 |
7 | Неповторимость и индивидуальности | 1 |
8 | О пользе и вреде эмоций. | 1 |
9 | Я умею распознавать эмоции. | 1 |
10 | Способы выражения эмоций. | 1 |
11 | Способы выражения эмоций. | 1 |
12 | Как помочь человеку справиться с горем? | 1 |
13 | Стресс в жизни человека. | 1 |
14 | Способы борьбы со стрессом. | 1 |
15 | Конфликты и компромиссы. | 1 |
16 | Зачем людям нужны законы. | 1 |
17 | Умение принимать решение. | 1 |
18 | Умеешь ли ты сказать «нет»? | 1 |
19 | С точки зрения других. | 1 |
20 | «Крутой» или неуверенный в себе. | 1 |
21 | Защита против жестокого обращения. | 1 |
22 | Потерпевшие кораблекрушение. | 1 |
23 | Землетрясение. | 1 |
24 | Переключатели. | 1 |
25 | Нападающий и защищающийся. | 1 |
26 | Приятный разговор. | 1 |
27 | Принимаю ответственность на себя. | 1 |
28 | Я- центр воли. | 1 |
29 | Осознанные и неосознанные мотивы. | 1 |
30 | Семейные истории. | 1 |
31 | Идеальная семья. | 1 |
32 | Ваше представление о времени. | 1 |
33 | Круг моей жизни. | 1 |
34 | Мой жизненный путь. | 1 |