Актуальность:
Человек – совершенство природы. Но для того, чтобы он мог пользоваться благами жизни, наслаждаться её красотой, очень важно иметь здоровье. «Здоровье – не всё, но без здоровья – ничто», - говорил мудрый Сократ.
Проблема сохранения и укрепления здоровья в современном обществе является одной из самых актуальных на сегодняшний день. Особенно остро эта проблема стоит в образовательной области, где всякая практическая работа, направленная на укрепление здоровья детей, должна давать наиболее ощутимые результаты.
Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно в младшем возрасте идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты характера и личности. Именно на этом этапе важно сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом. Большое значение в создании благоприятных условий для формирования у дошкольников представлений о здоровом образе жизни играет дошкольное учреждение и семья.
В связи с этим возникает необходимость создания такой системы работы, при которой происходило приобщение родителей к жизни детского сада, сплочение коллектива педагоги-родители – дети, через организацию оздоровительной и образовательной деятельности, что в конечном итоге способствовало бы сохранению и укреплению физического и психического здоровья ребенка, формирования у него привычки здорового образа жизни.
В связи с этим нами был разработан долгосрочный педагогический проект «Азбука здоровья», ведь именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент, азы физического и психического развития человека.
Главное направление проекта – научить ребёнка быть здоровым, воспитать у него потребность в здоровом образе жизни, через применение эффективных методик и технологий оздоровления в условиях дошкольного учреждения и семьи.
Тип проекта: практико-ориентированный.
Участники проекта: дети второй младшей группы (3-4 года), воспитатели, родители, руководитель физического воспитания.
Продолжительность проекта: долгосрочный (сентябрь 2018г.- август 2019г.).
Цель проекта. Приобщить детей дошкольного возраста и их родителей к здоровому образу жизни через применение эффективных методик и технологий оздоровления в условиях дошкольного учреждения и семьи.
Задачи:
Развивать умение различать и называть органы чувств (глаза, рот, нос, уши), дать представление об их роли в организме и о том, как их беречь и ухаживать за ними.
Формировать у детей желание вести здоровый образ жизни.
Способствовать укреплению здоровья детей через систему оздоровительных мероприятий.
Повысить активность родителей в совместной деятельности с педагогом по формированию здорового образа жизни у дошкольников.
Этапы проекта
Этапы | Формы работы | Сроки реализации |
Первый этап: Подготовительный | Определение цели и задач проекта. Изготовление и приобретение методических пособий. | Сентябрь |
Второй этап: Основной | Проведение запланированных мероприятий по плану. | Октябрь – Август |
Третий этап: Заключительный | Представление отчёта о результатах проектной деятельности (презентация). | Август |
Материально-техническое обеспечение проекта:
Аудио, видео системы, фотоаппаратура, мультимедиа, компьютер, принтер.
Картинки, наглядно - демонстрационный материал.
Спортивный инвентарь.
Картотеки (подвижные игры, пальчиковые игры, физкультминутки, утренняя гимнастика, гимнастика после дневного сна и т. д.)
Тематический план
Сроки | Название темы, формы работы | Участники |
I квартал (октябрь, ноябрь) | «Чистота всего полезней – сохранит от всех болезней». 1. Беседа «Чистота - залог здоровья», «Домик для расчески». 2. Художественная литература «Мальчик стричься не желает» Э. Успенский, «Чистота-красота» Ирис Ревю. 3. Рассматривание иллюстраций (дидактические картинки, иллюстрации к сказкам). 4. Экспериментальная деятельность «Для чего нужно мыть руки», «Определи чистоту снега». 5. Конкурс рисунков «Мое спортивное лето!». 6. Поход совместно с родителями на спортивную площадку. 7. Родительское собрание «Здоровье ребенка в наших руках». 8. Консультации для родителей: «Физкультурой заниматься - надо в форму одеваться!», «Средство личной гигиены». 9. Консультация для педагогов «Использование разных видов детской деятельности для формирования КГН у дошкольников». | Дети, воспитатели. Дети, родители. Дети, родители, воспитатели, руководитель физического воспитания. Родители, воспитатели, руководитель физического воспитания. Воспитатели, специалисты. |
II квартал (декабрь-февраль) | «В стране здоровых человечков» 1. Беседа «Я и мое тело», «Слышим, видим, чувствуем». 2. Художественная литература «Тело человека» М. Ефремова, «Сказки про зубки» А.В. Аниченкова. 3. Рассматривание иллюстраций (дидактические картинки, иллюстрации к сказкам, потешкам). 4. Игровые ситуации «Здоровые глазки», «Веселый язычок». 5. Экспериментальная деятельность «Наши помощники». 6. Утренняя гимнастика совместно с родителями «Вместе с мамой, вместе с папой». 7. Консультации для родителей: «Точечный массаж как форма оздоровления дошкольников», «Дыхательная гимнастика для здоровья детей». 8. Оформление спортивного уголка в группе. 9. Стенгазета «Спорт в нашем саду». 10. Обновление картотек: «Пальчиковые игры», «Физкультминутки», «Гимнастика после дневного сна». 11. Консультация для педагогов «Игры, развивающие представления ребенка о себе…». | Дети, воспитатели. Дети, родители, воспитатели, руководитель физического воспитания. Родители, воспитатели, руководитель физического воспитания. Воспитатели, руководитель физического воспитания. Воспитатели, специалисты. |
III квартал (март-май) | «Чтоб здоровым быть всегда – нужна полезная еда!» 1. Беседа «Витамины с грядки», «Дает силы нам всегда витаминная еда». 2. Художественная литература «Сказка о здоровом завтраке» по мотивам произведения Л. Филатова. «Сказки о здоровом питании». 3. Рассматривание иллюстраций (дидактические картинки, иллюстрации к сказкам, потешкам). 4. Игровые ситуации «В гостях у доктора Здоровая пища». 5. Экспериментальная деятельность «Зеленеет лук в воде». 6. Конкурс поделок «Витаминные чудеса». 7. Мероприятие совместно с родителями «Знатоки здорового питания». 8. Консультации для родителей: «Здоровое питание – здоровый ребенок». 9. Памятка для родителей «В каких продуктах живут витамины» 10. Отчет о деятельности проекта. | Дети, воспитатели. Дети, родители. Дети, родители, воспитатели, руководитель физического воспитания Родители, воспитатели, руководитель физического воспитания. Воспитатели, специалисты. |
IV квартал (июнь-август) | «Мы здоровью скажем да!» 1. Беседа «Быть здоровым просто», «Секреты здоровья. 2. Художественная литература «Мне бы чемпионом стать», «Мы с папой спортсмены». 3. Рассматривание иллюстраций (дидактические картинки, иллюстрации к сказкам, потешкам). 4. Игровые ситуации «Сильные, смелые, ловкие, умелые». 5. Поход совместно с родителями на спортивную площадку. 6. Консультации для родителей: «Закалка, спорт, движение», «Проводим лето с пользой». | Дети, воспитатели. Дети, родители, воспитатели, руководитель физического воспитания. Родители, воспитатели, руководитель физического воспитания. Воспитатели, специалисты. |
Оздоровительные мероприятия с детьми:
гибкий режим дня и оптимальная организация режимных моментов;
утренняя гимнастика (сюжетная, с предметами, из подвижных игр, ритмическая, на свежем воздухе в теплое время года и т.д.);
непосредственная образовательная деятельность по физической культуре в зале и на свежем воздухе в теплое время года (групповое, игровое, сюжетное, тематическое, интегрированное, контрольное);
подвижные игры (не менее 3-4 раз в день);
динамический час (два раза в неделю (понедельник, четверг) и ежедневно если дети не идут на прогулку;
физкультурные паузы (на НОД интеллектуальной и художественно-эстетической направленности);
гимнастика после дневного сна (включающая гимнастику в постели, упражнения для профилактики нарушения осанки и плоскостопия, дыхательную гимнастику, индивидуальное задание, водную процедуру);
закаливающие мероприятия (прогулка, проветривание помещения (сквозное и одностороннее), дневной сон без маек, босохождение (после дневного сна по дорожке здоровья (Рижское закаливание)), облегченная форма при НОД по физической культуре, умывание водой комнатной температуры, утренний прием на улице в теплое время года);
общеукрепляющие мероприятия (витаминизация, использование оксолиновой мази, чесночно-луковая ингаляция);
использование здоровьесберегающих технологий и методик (дыхательная гимнастика, релаксация, гимнастика для глаз, игротренинги и игротерапия, технология музыкального воздействия, пескатерапия, логоритмика, арт-терапия, кляксотерапия).
Ожидаемый результат
Сформируется у детей представление об органах чувств и их роли в организме.
Сформируется у детей желание вести здоровый образ жизни.
Снизится уровень заболеваемость у детей дошкольного возраста.
Повысится активность родителей, направленная на формирование здорового образа жизни.
Повысится педагогическая компетентность по вопросам здорового образа жизни у детей дошкольного образа.
Литература:
Агапова И.А., Давыдова М.А. Подвижные игры для дошкольников. М.: - 2008 г.
Волошина Л. Н. Воспитание двигательной культуры дошкольников: Учебно-методическое пособие. М.: 2005.
Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: Методическое пособие. Сфера, 2010.
Голицына Н.С. Нетрадиционные занятия физкультурой в дошкольном образовательном учреждении. М.: - 2006.
Кузнецов С.А. Валелогические подходы к физическому воспитанию в дошкольных образовательных учреждениях: Методическое пособие. Салехард: - 2003.
Маханева М.Д. Здоровый ребенок: Рекомендации по работе в детском саду и начальной школе: Метадическое пособие. – М.: АРКТИ, 2004.
Моргунова О.Н. Физкультурно – оздоровительная работа в ДОУ. Воронеж: - 2007.
Нищева Н. В. Картотека подвижных игр, физминуток, пальчиковой гимнастики. Изд.: Санкт-Петербург Детство – Пресс 2010 г.
Новикова И.М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. - М.: Мозаика-Синтез, 2009. – 96 с.
Рунова М. А. Движение день за днём. - М.: Линка-Пресс, 2007.
Рунова М.А. Радость в движении. - М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2004.
Сборник подвижных игр. Для занятий с детьми 2-7 лет / Авт.-сост. Э.Я. Степаненкова. – М.: МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2014. – 144с.
Степаненкова Э. Я. Физическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. - М.: Мозаика-Синтез, 2006.
Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. - М.: Издательский центр «Академия», 2006.
Сыпченко Е.А. Инновационные педагогические технологии. Метод проектов в ДОУ. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012.
Теплюк С.Н. Игры-занятия на прогулке с малышами: Для занятий с детьми 2-4 лет. = М.: Мозаика-Синтез, 2014.
Тимофеева Е.А. Подвижные игры с детьми младшего дошкольного возраста: Методическое пособие / Е.А. Тимофеева; - М.: Просвещение, 2008 г.
Харченко Т. Е. «Бодрящая гимнастика для дошкольников» Изд.: Санкт – Петербург Детство – Пресс 2011 г.
Харченко Т. Е. Утренняя гимнастика в детском саду. Издательство «Мозаика-Синтез» 2008
Черенкова Е. Ф. Развивающие игры с пальчиками. Изд.: Москва Рипол Классик Дом 21 век 2010.
Шебеко В. Н. Физкультурные праздники в детском саду. Москва, Просвещение 2000.