СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Б.Л.Пастернак. Презентация к уроку.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к уроку литературы в 5 классе по творчеству Б.Пастернака.

Просмотр содержимого презентации
«Презентация Microsoft PowerPoint»

Борис Леонидович Пастернак

Борис Леонидович Пастернак

 

  "Во всем мне хочется дойти до самой сути«С

  • Есть одно стихотворение, в котором Пастернак как бы подводит итог своему поэтическому творчеству, выводит свое жизненное кредо, которому следовал всю жизнь.
  • Послушайте его и подумайте над вопросом: Как Пастернак определяет цель поэта?
- В чем Пастернак видит цель поэта?
  • - В чем Пастернак видит цель поэта?

"Дойти до самой сути во всем": "в работе, в поисках пути, в сердечной смуте", "найти причины, корни, свершать открытия".

  • Прочитайте 1 - 3 строфы. Какой поэтический прием использует автор?
  • Прием градации, т.е. усиление, подбор определений по нарастанию или ослаблению эмоционально - смысловой значимости: "В работе, в поисках пути, В сердечной смуте. До сущности протекших дней, До их причины, До оснований, до корней, До сердцевины. Все время схватывая нить Судеб, событий, Жить, думать, чувствовать, любить, Свершать открытья"
С какой целью здесь используется градация? Автор делает акцент на значении постижения сути, глубины явлений жизни.
  • С какой целью здесь используется градация?
  • Автор делает акцент на значении постижения сути, глубины явлений жизни.

-Значит, Пастернак говорит о сущности поэзии, о назначении ее: схватывать "нить событий", открывать новое в жизни.

А как можно проникнуть в самую суть вещей, понять и поведать миру о своих открытиях? Через
  • А как можно проникнуть в самую суть вещей, понять и поведать миру о своих открытиях?
  • Через "свойства страсти", через чувства.
  • - С чем сравнивает Пастернак поэзию?
  • С садом, где цветут липы - стихи.
А почему
  • А почему "всей дрожью жилок цвели бы липы"? Что значит метафора "дрожь в жилах"?
  • Поэт торопится в стихах выразить то, что чувствует, то, что наполняет его душу и сердце, он пишет напряженно, изо всей силы, старательно, волнуясь.
  • Значит, стихи рождаются напряженно, надо приложить много усилия, чтобы написать хорошие стихи.
Читаем следующее 4-хстишие. Какие чувства вложил бы поэт в стихи? То, что ощущает: дыханье роз, дыханье мяты; то, что видит: луга, осоку, сенокос; то, что слышит: грозы раскаты. - С чем еще сравнивает поэт стихи?  С музыкой Шопена: как и музыкант, поэт вкладывает в свои стихи
  • Читаем следующее 4-хстишие. Какие чувства вложил бы поэт в стихи?
  • То, что ощущает: дыханье роз, дыханье мяты; то, что видит: луга, осоку, сенокос; то, что слышит: грозы раскаты.
  • - С чем еще сравнивает поэт стихи?
  • С музыкой Шопена: как и музыкант, поэт вкладывает в свои стихи "живое чудо" всего земного.
Обратите внимание на оксюморон
  • Обратите внимание на оксюморон "живое чудо могил". Для чего Пастернак использует здесь этот прием?
  • Хочет подчеркнуть, что искусство имеет преображающую силу, искусство, творчество способно воскресить, возродить к жизни.
  • - Какое настроение возникает в конце стихотворения?
  • Чувствуется напряжение, беспокойство.
  • -Как поэт показывает это напряжение? Сочетанием слов: "игра и мука, натянутая тетива тугого лука".
Торжество поэта, его успех, признание связаны с муками творчества, вспомните его строки:
  • Торжество поэта, его успех, признание связаны с муками творчества, вспомните его строки: "О если б знал я, Что так бывает, Когда пускался на дебют, Что строчки с кровью убивают". Натянутая тетива, струна - символы напряжения, беспокойства. Здесь еще можно сказать о противопоставлении "поэта и толпы". "Толпа" не всегда может понять поэта, и он беспокоится о будущем своего творчества.
Творчество для Пастернака - судьба. Несмотря на трудности, муки, поэт испытывает радость, удовлетворение от творчества. Творчество - это способ существования, образ жизни поэта. Для него творчество - это значит искать во всем
  • Творчество для Пастернака - судьба. Несмотря на трудности, муки, поэт испытывает радость, удовлетворение от творчества. Творчество - это способ существования, образ жизни поэта. Для него творчество - это значит искать во всем "самую суть", "свершать открытия".

"Быть знаменитым некрасиво:"

Состояние лирического героя?

Состояние лирического героя?

  • Он весьма напряжен, но уверен в своей правоте. Лирический герой Пастернака ищет правду в этом мире и приходит к определенным заключениям только благодаря собственному опыту. Истинный творец всегда первопроходец. Он создает то, что в дальнейшем послужит дорогой большому количеству людей, приведет их к новому пониманию истины и мира вокруг себя.
Для чего живет поэт?

Для чего живет поэт?

  • Истина представляет для него высшую ценность. Ради правды он готов терпеть временные лишения, идти к своей цели. Свобода представляет собой путеводитель поэта. Без нее никак нельзя обойтись. Только оставаясь свободным, поэт может творить и двигаться вперед к новым достижениям.
«Весна в лесу»

«Весна в лесу»

  • Найдите художественно-изобразительные средства.
«Красавица моя, вся стать…»

«Красавица моя, вся стать…»

  • В конце 1920-х годов Пастернак встретил женщину, ставшую его второй большой любовью, — Зинаиду Николаевну Нейгауз. Она была замужем за известным советским пианистом. Чувства к Борису Леонидовичу у нее возникли не сразу, но когда любовь захватила ее, брак не стал преградой. Окончательно отношения с супругом Зинаида Николаевна разорвала в 1931 году, отправившись с поэтом в путешествие по Грузии. Пастернак посвятил Нейгауз немало удивительных по своей силе стихотворений. Одно из них – «Красавица моя, вся стать…», датированное тем самым судьбоносным 1931-ым. В нем тема любви органично переплетается с размышлениями, связанными с природой творчества.