МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ПОСЕЛЬЯ»
(МОУ «СОШ Поселья»)
Составитель: педагог-психолог Бадмаева Сэсэгма Владимировна
Коррекция сферы межличностных отношений
Межличностное общение в подростковом возрасте и в ранней юности – чрезвычайно значимо и предельно избирательно. Потребность в общении ярко выражена у подростков и старшеклассников. Однако зачастую дети не умеют правильно общаться, испытывают трудности в поиске эффективных коммуникативных средств. Связано это может быть с некоторыми противоречиями. Так, например, молодые люди, с одной стороны, хотят быть «как все», принять нормы и ценности той среды, в которой они взаимодействуют. С другой стороны, присутствует стремление выделиться, обратить на себя внимание, совершить что-то неординарное. Все это приводит к появлению затруднений в налаживании межличностных отношений и как следствие – ощущение одиночества, дискомфорта, напряженности, боязнь быть непонятным.
В связи с этим важными задачами коррекционной работы являются: формирование навыков эффективных способов общения; развитие умения слушать и понимать собеседника; развитие рефлексивных способностей.
1. Упражнения и игры, направленные на развитие навыков эффективного общения и взаимодействия.
Эти упражнения и игры могут проводится как самостоятельно (на классных часах, специальных факультативах), так и в рамках специально организованных социально-психологических тренингов.
Упражнение «Фотография»
Возьмите в руки фотографию незнакомого человека, например, в журнале или газете. Вглядитесь в его лицо. Обратите внимание на его позу, одежду. Постарайтесь определить его характер, настроение, род занятий, стиль жизни. Придумайте биографию этого человека. Как вы думаете, могли бы вы быть в дружеских отношениях? Если нет, то какие отношения могли бы сложиться между вами?
Что еще вы можете сказать об этом человеке?
Упражнение «Представление имени»
Группа становится в круг. Поочередно каждый участник выходит в центр круга и называет свое имя, сопровождая его каким-либо жестом или позой. Выбор жеста или позы осуществляется произвольно, по желанию игрока. Главное заключается в том, чтобы через это движение был передан образ представляющегося человека. Например, в центр круга выходит одна из участниц и называет свое имя «Анна», иллюстрируя его низким русским поклоном. Другая участница произносит имя «Ирина» и делает приседание. При помощи данных жестов участницы представляют группе самих себя.
После того как каждый из игроков представил группе свое имя, все члены группы рассказывают о том, как они поняли своих партнеров по игре. Особенно подробно разбираются случаи, в которых проявилось рассогласование имени человека и позы, через которую он его представил.
Упражнение «Телепатия»
Группа участников разбивается на пары. В каждой паре участники садятся лицом друг к другу и договариваются, кто из них будет ведущим, а кто – ведомым. Ведущий начинает «передавать» какой-либо образ или мысль: сосредотачивается и в течении 4-5 минут внушает их своему партнеру, принимающему. Задача последнего – понять или почувствовать, то о чем думает ведущий.
Игра имеет несколько ограничений. Во-первых, внушение образа ведущим должно производиться без помощи слов, только через глаза и выражением лица. Во-вторых, запрещается использовать какие-либо вспомогательные средства, такие, например, как рисунок, жесты.
После того, как передача образа состоялась, принимающий рассказывает ведущему, что он понял или почувствовал.
После обсуждения в парах организуется общегрупповое обсуждение. По желанию игроков, несколько пар рассказывают группе о своих впечатлениях.
Нужно отметить, что правильные отгадывания происходят гораздо чаще, чем это могло бы быть по теории вероятности. Многие из игроков отмечают, что понимают мысли и чувства своих партнеров, стоит только внимательно посмотреть им в глаза и на лицо. Во всяком случае, практически всегда правильно определяется эмоциональный фон транслируемого образа: радостный или печальный, спокойный или напряженный.
Упражнение «Кто как поведет?»
Цель этой игры состоит в отгадывании человека, которого задумала группа. Все участники садятся в круг, где среди них, по желанию, выбирается один человек. Он выходит из комнаты, а группа в его отсутствие выбирает человека из оставшихся в комнате участников. Участники дают характеристику выбранного группой человека при помощи описания некоторых конкретных ситуаций и поведения данного человека в заданных условиях.
Например, группа договаривается, что предметом игры будет выступать следующая ситуация: «В транспорте ему наступили на ногу». Дальше описывается поведение оцениваемого человека – что он сказал, в каком тоне, что он сделал и т.п. После того как все участники по кругу высказали свой прогноз о поведении оцениваемого, участник, который выходил за дверь, должен ответить, кого выбрала группа.
После каждого игрового акта происходит обсуждение: анализируются основания и критерии, на основе которых участник принял решение; если он не отгадал задуманного человека, определяются причины этого.
Для анализа могут быть выбраны следующие ситуации: «Он поссорился с любимой девушкой…», «У него заболела мать…», «Он получил двойку по математике…» и др. Для анализа важно выбирать ситуации, в которых характер человека может раскрыться наиболее полно и ярко.
2. Упражнения тренинга эффективного общения.
Цель тренинга открыто формулируется школьникам: например, научиться чувствовать и понимать других людей, чувствовать и понимать себя, преодолевать и раскрывать себя. В этих упражнениях важно стимулировать у школьников осознание своих способов общения, своей позиции среди других.
С участниками заранее обговариваются условия проведения тренинга: доброжелательность и доверие и друг к другу; при оценке выполнения игровых заданий участниками оценивается не личность, а ее деятельность и способы общения; впечатления о степени удовлетворенности игрой участники должны сообщать руководителю.
1. «Интервью». У каждого человека по очереди все желающие берут интервью. Могут быть заданы вопросы такого характера:
- Любишь ли ты стихи?
- Твое любимое изречение?
- Любишь ли ты видеть сны?
- Если бы тебе предложили роль в фильме, кого бы ты хотел сыграть?
- Есть ли у тебя хобби?
- Любимое имя?
- Чего ты больше всего боишься?
- Что ты больше всего ценишь в людях? и т.д. Каждому задают не больше 6-7 вопросов.
В первые занятия следует дать участникам установку, что они могут выбирать степень откровенности. Можно с полной откровенностью, можно частично, а можно вообще «в маске», отвечать будто не за себя, а за другого. Это обязательное условие, которое поможет снять психологический барьер у ряда подростков.
2. «Мнения». У каждого человека по очереди все называют одно, но лучшее с точки зрения каждого в отдельности качество. В сумме получается привлекательная характеристика. Если участников значительно более 8, то в игру можно проводить в несколько этапов, чтобы охватить всех.
В дальнейшем можно использовать другой вариант данной игры – «Метафоры». О каждом из участников мнения оформляют метафорично: «колючий ежик», «вечный двигатель», «головоломка» и т.д.
3. «Мимика и жесты». Варианты игр:
а) Каждый участник только при помощи рук показывает два противоположных состояния, например, гнев и спокойствие, печаль и радость, усталость и бодрость и т.п.
б) То же самое при помощи мимики (без жестов).
в) То же самое при помощи и мимики и жестов, и позы (участвуют только добровольцы, так как упражнение трудное).
г) Все разбиваются на пары. Каждый из пары получает записку с простым заданием, например, «написать письмо», «переставить мебель в классе» и т.д. Эти задания получивший записку должен передать напарнику жестами и мимикой. Второй должен выполнить понятое им перед всеми. Сравнивают написанное в задании с выполненным.
д) Группа разбивается на две части. Каждая из подгрупп теперь пассажиры автобусов, которые едут в противоположные стороны, но вот автобусы останавливаются друг против друга, скоро они продолжат движение. Однако в противоположном автобусе вы увидели друга/подругу, которому не могли дозвониться. Участники из противоположных «автобусов» должны за 1-2 минуты договориться (только с помощью мимики и жестов) о предстоящей встрече. При обсуждении выясняется, кто из партнеров как понял друг друга, что было сложным при передаче и приеме информации без слов.
4. «Видение других». Это игры на внимательность друг к другу. Их варианты:
а) один участник садится спиной к аудитории. Он должен подробно описать внешний вид кого-либо из присутствующих-детали костюма, прически, обуви и т.д.
б) вызывается один из участников. Все вместе должны восстановить всю последовательность его поведения, настроения, высказываний с самого начала занятий до данного момента (например, за последние полчаса).
5. «Стратегия в диалоге». Эти упражнения направлены на тренировку вербального (словесного) общения: умение говорить и слушать другого. Например:
а) Двое вызываются ведущим. Каждый из них получает втайне от аудитории и друг друга задание: первый – поддерживать диалог в своей обычной манере, второй – во что бы то ни стало удержать лидерство в процессе диалога. Тема задается ведущим, предлагается аудиторией или выбирается самими лицами (например, обсуждение нового фильма, телепередачи, возможности контакта с инопланетянами и т.д.). Стратегия диалога обсуждается затем всеми.
б) Все то же самое, но второй партнер получает противоположное задание: заставить напарника быть лидером разговора.
в) Оба получают задание вести диалог определенным образом. Один утверждает какое-то мнение, а второй должен сначала дословно повторить, как он понял мнение первого, а затем высказать свое. Первый, соответственно, должен повторить (желательно дословно) высказанное партнером, затем продолжает обсуждение темы. Такой диалог идет 5-7 минут. Желательно, чтобы кто-нибудь из участников фиксировал количество искажений каждым партнером в пересказе слов своего собеседника. Через это упражнение должны пройти все участники. Повторяя эту игру постоянно, школьники увидят, как будет меняться их манера разговора и вне игры.
Поскольку речевая деятельность вызывает особое внимание в юношеском возрасте и те, кто недостаточно ею владеют, испытывают неудовлетворенность, старшеклассников всегда привлекают игры, вовлекающие в дискуссию и обучающие ее приемам. Это могут быть такие игровые упражнения.
1. «Ролевое обсуждение».
Руководитель раздает участникам листочки с обозначением той роли, в которой должен выступать данный человек в обсуждениях, например: «философ», «дипломат», «поэт», «активный общественник», «эрудит», «скептик» и т.д.
Школьникам объясняется, что речь идет не о профессиях, а лишь о той внутренней позиции, о том внутреннем отношении к окружающему, которое им следует прочувствовать и продемонстрировать во время дискуссии. Каждый знает только о своей роли и ничего не знает о других.
Затем договариваются о предмете обсуждения. Им может быть любое известное художественное произведение или кинофильм. Предмет дискуссии не должен быть слишком сложным или волнующим в данной игре, иначе это будет «выбивать» играющих из ролей. После 10-15 минут дискуссии окружающие должны определить, кто в какой роли выступал. Тот, чья роль осталась неузнанной, считается не выполнившим задачу.
2. «Групповая дискуссия». Выбирается тема для обсуждения. Она может быть предложена руководителем группы, участниками. Она может звучать в общей формулировке: «Что такое дружба?», «Откуда берутся равнодушные?», или выдвигается конкретная ситуация для обсуждения. Одной из интересных дискуссионных тем является «Качества, важные для общения».
На первом этапе участники самостоятельно составляют список качеств, важных для общения. При составлении списка можно представить себе общительного человека, что поможет составить список (чем больше качеств, тем лучше).
На втором этапе проводится дискуссия, цель которой выработать общий список качеств, важных для общения. При этом любой участник может высказать свое мнение, аргументируя его, приводя примеры, иллюстрирующие, как когда эти качества улучшают отношения с окружающими, влияют на эффективность общения. Названные качества включаются в общий список большинством голосов, который оформляется на классной доске. На этом этапе каждый участник практикуется в отстаивании своей позиции, при этом соблюдая правила культуры дискуссии