СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Бадмаева С.В. Коррекция познавательных процессов и развитие интеллектуальных способностей

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Бадмаева С.В. Коррекция познавательных процессов и развитие интеллектуальных способностей»



МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ПОСЕЛЬЯ»

(МОУ «СОШ Поселья»)

Республика Бурятия, Иволгинский район, село Поселье, пер.Школьный, 2

Posele2020@mail.ru

Составитель: педагог-психолог Бадмаева Сэсэгма Владимировна



Коррекция познавательных процессов и развитие интеллектуальных способностей школьников.

Одним из основных способностей подросткового возраста являются способность оперировать гипотезами при решении интеллектуальных задач и способность анализировать абстрактные идеи, искать ошибки и логические противоречия в абстрактных суждениях. Однако данные способности могут формироваться и развиваться только в процессе школьного обучения, при овладении знаковыми системами. К старшему школьному возрасту дети должны характеризоваться сформированность теоретического , или словесно-логического мышления.

Таким образом, в процессе обучения ребенка важно активизировать его психический потенциал, развить заинтересованность в освоении сложного учебного материала.

В связи с этим коррекционная работа с учащимися средних и старших классов по развитию и коррекции познавательных процессов и интеллектуальных способностей имеет ряд особенностей. С одной стороны, эта работа проводится с подростками и старшеклассниками, испытывающими трудности в учении: понимании и осмыслении нового материала, усвоении и обобщении, установлении связей между понятиями, выражении собственных мыслей. С другой, поскольку основными формами коррекционной работы являются игры, упражнения, тренинги, ее можно проводить со всем школьным классом. Такие упражнения помогут школьникам: снять усталость на уроке; активизировать учебную работу в классе, повысить активность и инициативу школьников; дать ощущение свободы и раскованности.

В процессе проведения коррекции познавательных процессов основное внимание уделяется обучению школьников через проявление их активности в запоминании, обобщении, усвоении материала. Подобные игровые занятия ведут к повышению творческого потенциала учащихся и, таким образом, к более глубокому, осмысленному и быстрому освоению изучаемой дисциплины.

Упражнения, направленные на развитие мышления, памяти и

внимания у учащихся средних и старших классов


Упражнение «Самое главное»

Ведущий. Приготовьте бумагу и карандаш. Быстро и внимательно прочитайте учебный текст.

После того как участники познакомились с текстом, им предлагается просмотреть его еще раз. При этом нужно придумать наиболее подходящее слово, характеризующее данный текст, т.е. охарактеризовать данный материал одной фразой, а после – найти в нем какой- то секрет, особенность, т.е. то, что без чего данный текст был бы лишен смысла.

Ведущий. Итак, просматриваем текст, готовимся к соревнованию. Слова и фразы и найденный «секрет» можно записывать. Внимание, начали!

После этого все участники зачитывают свои слова, фразы и «секреты». Выбираются самые точные и лучшие ответы.

Упражнение «Опорные сигналы»

Ведущий. Приготовим бумагу и карандаш. Перед нами текст. Прочитаем его, стараясь как можно лучше понять. После того как текст прочитан, участникам предлагается законспектировать его. Однако в конспектах не должно быть слов и предложений, а только либо рисунки, либо схемы, либо какие-то символы.

Ведущий. Изобразить текст можно по частям – по абзацам, тогда получится несколько опорных сигналов.

Затем участники по очереди демонстрируют схемы, объясняют их, а после выбирается лучшая схема и лучший игрок. Учитывается оригинальность изображаемого.

Упражнение «Вопрос-ответ»

Участники делятся на две команды. Ведущий. Перед вами текст. Быстро и внимательно прочитайте его. Пусть первая команда будет задавать вопросы, вторая – отвечать. Соревнование на лучший ответ и лучший вопрос по учебному тексту. В упражнении учитывается активность команд, количество и глубина заданных вопросов и качество ответов, также юмор, оригинальность, находчивость.

Ведущий. Команды еще раз внимательно прочитайте текст. Теперь за 1-2 минуты первая команда придумает свои занимательные вопросы (можно кратко записать), вторая – обсудит текст, выделит в нем главное, чтобы оценить качество задаваемых вопросов. Затем команды меняются ролями. Все учащиеся должны уметь и задавать вопросы, и отвечать на них.

Упражнение «Пантомима»

Участники делятся на две команды. Ведущий. Перед вами учебный текст. Прочитайте его быстро и внимательно. Теперь разделите этот текст на условные части, например на абзацы.

Участники первой команды должны каждый абзац текста изобразить пантомимой. Участники второй команды должны догадаться, какой это абзац и о чем в нем говорится. Главное – уметь выделить в каждом абзаце основную мысль. Затем команды меняются ролями.

Упражнение «Пересказ по кругу»

Ведущий. Давайте прочитаем текст. Теперь станем в круг. Один из участников становится в круг, закрывает глаза, кружится на месте и показывает на любого игрока, с которого начинается воспроизведение учебного текста. Далее, по часовой стрелке, каждый говорит по одной фразе из учебного текста. И так до его конца.

Ведущий. Итак, пересказываем текст по фразе. После этого текст еще раз читается и участники исправляют ошибки, дополняют то, что было упущено.

Упражнение «Зрительная память»

Участники делятся на две команды. Ведущий. Внимание! Пусть одна из команд будет изображать картину, какой-либо сюжет или групповой портрет. Другая команда в течение одной минуты будут любоваться картиной, рассматривая ее как можно подробнее. Теперь все отвернитесь.

В это время команда, изображавшая картину, меняет как можно больше деталей. Теперь поочередно участники из второй команды подходят по одному к картине и молча, приводят ее в исходное положение. Важно, чтобы каждый участник заметил произошедшие изменения. «Картина» должна вернуться в исходное положение. Затем команды меняются ролями.