II. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания | Блиц-опрос 1. В каком году началась Отечественная война 2. С кем воевала Россия? 3. Кто командовал французской армией 4. Кто командовал русскими войсками 5. Какое крупное сражение произошло 26 августа 1812 г? 6. Какое решение принял Кутузов после Бородинского сражения? 7. Война 1812 г. называется Отечественной потому, что: 8. В каком веке происходила Отечественная Война с Наполеоном -А как военные и простой народ уходили из Москвы?. На экране рисунок Конной повозки, корабля, ж/д, самолета. (слайд 1) | -Отечественная война началась в 1812 -Россия воевала с Францией -Французской армией командовал Наполеон -Русскими войсками командовал Кутузов Михаил Илларионович -Бородинское сражение -Оставить Москву -Война 1812 г. называется Отечественной потому, что: народ защищал свою родину, свое отечество -В 19 веке -Конные повозки, пешком, забирали все, что могли унести | Коммуникативные Регулятивные |
IV. Работа по теме урока. Объяснение учителя | Век – это 100 лет! (демонстрация ленты времени с указанием 19 века). Это столетие вместило себя много самых разных событий, наш разговор о самых важных событиях, изменивших ход развития страны. Открываем учебник на стр.122 Дети читают текст, затем заполняют опорную таблицу и отвечают 1. Декабристы с. 122- 3 ряд Восстание декабристов произошло в ______году в городе_____________ на ________________________. В восстании участвовали __________________ Они выступали за ___________ Пушкин ехал на Сенатскую площадь, поддержать восстание молодых аристократов, дворян, ученых, военных, поэтов, не согласных с политикой царя Александра 1.Они выступали против крепостничества, неуважения к правам личности, бесправного положения русского солдата в военных поселениях, равнодушия общества. Восстание было жестоко подавлено уже к вечеру. Многие погибли, остальные были сосланы в Сибирь на каторжные работы. (На экране портрет Александра 1) (слайд 3) (на ленте времени отмечаем это событие с помощью аппликации) На доске вывешиваю карточку с указанием даты: 1825г. – восстание декабристов Продолжаем работать дальше. Вспомните, как назывался порядок, сохранявшийся в России в первой половине XIX века, при котором крестьяне полностью подчинялись своим хозяевам – дворянам? – В чьей собственности была земля? - Могли ли крестьяне уйти от своих хозяев к другим или в город на заработки? - Проходит 30 лет и к власти приходит царь Александр 2 (потрет на слайд 4). Он оставил заметный след в истории государства, его стали называть Царь Освободитель. 2. Освобождение крестьян. С 123 – 1 ряд Отмена крепостного права произошла в ______________. Указ об отмене крепостного права подписал ______________________________. Царь был назван Освободителем потому, что_______________________________________ После отмены крепостного права все жители в России стали________________. На ленте времени отмечаю 1861г. с помощью аппликации. На доску прикрепляем карточку с датой: 1861 г. – отмена крепостного права. 3. Жизнь после освобождения -После отмены крепостного права хорошо зажили только зажиточные крестьяне. Большинство крестьян оставались бедными. Ведь богатство крестьянина зависело от того, каким количеством земли он владел. Дворяне-помещики значительную часть земли оставили себе. Крестьяне с трудом могли прокормить семью. В российских деревнях часто случался голод. По-прежнему дворяне помещики жили в богатых домах, а бедные крестьяне, как и до отмены крепостного права, в тёмных избах. До отмены крепостного права, крестьяне были абсолютно бесправны. После этой реформы жизнь их начала очень медленно меняться. После отмены крепостного права Александр II провёл и другие преобразования. Жители Российской империи получили право участвовать в судебных заседаниях, в управлении городами и землями, в которых они проживали, свободно менять место жительства в границах государства, заниматься торговлей, наниматься на работу. Дворяне-помещики быстро богатели и становились капиталистами, а крестьяне начинали работать на заводах и фабриках и становились рабочими. Их труд был очень тяжёлым, а заработок маленьким, но для многих это было всё же лучше, чем нищета в деревне. В стране появлялись новые школы и больницы, театры и музеи. Россия стремительно догоняла развитые европейские страны. Физминутку лучше здесь провести 5. Технические новшества С. 124-125 – 2 ряд В конце 19 века улицы освещались сначала _____________________, затем _________________, а потом ______________________ светильниками. В городах появляется конка. Это____________________________________ Люди стали ездить на ______________________, в домах появляются _________________, а сообщения передавали с помощью _____________ В конце 19 века начинается строительство ___________________________ ________________________________________________________________ Эта дорога связывала _____________________________________________ - Рассмотрите карту на с. 120–121 учебника. Найдите самую длинную ж/д. Это Транссибирскую магистраль. Через какие города она проходит? - Вернёмся к проблеме урока. Нам надо было выяснить, какие важные события произошли в России в 19 в.? – Какой же ответ вы можете дать на этот вопрос? 1825г. выступление декабристов 1861г. – отмена крепостного права. - Как эти события повлияли на развитие страны? В России было отменено крепостное право, и это дало дорогу техническому прогрессу. Появилось большое количество свободных рук, люди стали заинтересованы работать лучше, чем при старых хозяевах. Появляются рабочие, строятся фабрики, заводы, появляются технические новшества. - Крепостное право в России было отменено. Несмотря на то, что положение большинства крестьян оставалось тяжёлым, многие из них смогли уйти из деревень в города, на промышленные предприятия в поисках заработка. | - в 1825 году в городе Петербург на Сенатской площади -участвовали аристократы, дворяне, учёные, военные, поэты. -Они выступали против рабства, неуважения к правам личности, , тягостное положение русского солдата в военных поселениях, равнодушие общества. -В 1861 году -Александр 2 - Потому, что освободил русских крестьян от крепостной неволи -свободными. -керосиновыми, а потом газовыми светильниками -Конная железная дорога -трамваях, лифты, телефон -Транссибирской магистрали -центр страны с Сибирью и Дальним Востоком | Регулятивные Коммуникативные Познавательные |