Махутова Татьяна, Сорока Владислава, ученицы 7 а кл. МАОУ «СОШ №4 с УИОП
Науч. рук. Данчинова Мария Даниловна
Байкал как стихия жизни (на примере поэмы Базара Барадина "Сказ о прапредках бурят-монголов)
Еще в древнегреческой философии вода была провозглашена Фалесом первостихией, породившей жизнь. Так в «Илиаде» Гомера об Океане говорится как стихии, давшей жизнь и богам, и всей сущности на земле. Российский ученый В.И.Вернадский в своих трудах всегда отмечал, что зарождение жизни напрямую связано с водной стихией [1, с. 150]. Не случайно издревле люди почтительно, уважительно относились к воде. Одухотворенность природного мира нашла свое выражение в мифах, легендах и преданиях каждого народа. Современный мир стремится познать истоки собственных корней. Сегодня общество подвергается большой угрозе универсализации, когда все народы становятся похожими друг на друга в мышлении, поведении, видении мира, образе жизни. С научной позиции исследователей, подобное недопустимо, так как «Каждый тип общества, верований или институтов, любой образ жизни представляют собой уже готовый эксперимент, создававшийся тысячелетиями и по самому своему существу неповторимый» [2, с. 20].
С этой позиции, мифология в жизни каждого народа не является пережитком прошлого. Если исходить из научных теорий, то мифология – это пласт народного богатства, глубина человеческого познания о мире, который не может быть забыт ни в какие времена. Такое сознание безотносительно ко времени, не может характеризоваться категориями «древность», «прошлое», «ненужность, так как именно в ней, погружаясь, человек открывает «центр, вокруг которого наше бытие во всей его полноте организует себя» [3, с.475].
В бурятской мифологии, а также литературе стихия воды связывается прежде всего с именем Байкала. Так, в поэме Базара Барадина «Сказ о прапредках бурят-монголов» образ Байкала создан в прямом соотношении с мифологическими представлениями о великом озере как чаше жизни:
И на старости лет
Барга-батор, гордясь сыновьями,
Оглядел их, прекрасных на вид, молодых
И заветную думу свою, что копилась годами,
Он озвучил в кругу самых близких родных…
А затем, помолчав, Барга-батор сказал Бурядаю:
«Ты прими сокровенный отцовский наказ.
Жить тебе здесь на родине, старость мою охраняя.
Пока смертный ко мне не подступит мой час.
И огонь в очаге, что зажжен от сиянья Байкала (выд. нами).
Суждено тебе, сын на века сохранить.
Это - родина, вечный огонь и начало начала,
Родословной земли неразрывная нить….
Поэтическое соединение огня и вод Байкала не является только красивым художественным вымыслом, а на самом деле отражает мифологическое преставление о единой стихии, откуда произошла жизнь на земле, человеческая в том числе. Кроме того, современной науке известно о наличии метана в водах Байкала. Вырываясь на поверхность, газ воспламеняется. В этом отношении, и мифология, и поэма Базара Барадина отражают реальную жизнь Байкала как стихии огня и воды.
Поэтому в лирическом представлении жизнь улигерного богатыря Барга-батора, его сыновей Оледея, Буряадая и Хоридоя именно Байкал оказывается той жизненной колыбелью, тем пространством, в котором понятия «родина», «вечный огонь и начало начал» связаны воедино. Автор в лирическом восприятии исходит из основ мифологической образности: «лазурная твердыня Байкала» и «Вечное Синее Небо» оказываются одной природной стихией:
И Байкал, от серебряных стай лебединых светлея.
Обнимал берега поднебесной волной…
Гармонии единого пространства соотносим художественный образ Барга-батора, в котором прежде всего прослеживаются черты культурного героя: это человек, еще не выделенный из мира природы; носитель мудрости и знаний о мире; прапредок древних бурят; богатырь, чья сила направлена на защиту и спасение рода человеческого; это первый охотник, наставник. Не случайно герой «стойбищем» выбрал именно это земное пространство - просторы Байкала. Выбор героем жизненного пространства у Байкала исходил не только из-за удобных природных условий, а в большей мере был продиктован ему - «прапредку бурятских племен» гармоничным сочетанием космических сил: неба и земли, воздуха и воды. Байкал оказался центром пересечения стихийных направлений, которые слились в культурном герое:
Добродушный, уверенный в силе своей и спокойный,
Знавший каждый кедрач, как себя самого,
Был в мужском ремесле - на охоте - он самый достойный
И не зря Богатырь называли его.
Проходил он не раз зверолова тропою знакомой
По просторам, хранящим таежный покой.
И лучом золотым восходящего солнца ведомый
Выбрал землю, что стала ему дорогой.
И в краю, ожерельем зеленой тайги окаймленном,
Он обрел себе стойбище.
Здесь, где Байкал
Воздымал свои синие волны к земным небосклонам,
Хрусталем окропляя молчание скал…
В художественном образе сохранены черты космичности древнего человека. Герой открыт пронзаемости всего природного мира:
И обрел покровительство Вечного Синего неба
И поддержку дарующей благо земли.
Закалял Барга-батора яростный северный ветер,
И ласкал его солнечный луч золотой…
Именно такое природное начало в первом человеке отличало долгие века людей, что жили в согласии, единении с окружающим миром. Человек знал понятие меры, природного порядка, неписаного закона жизни. Отношение человека к природному миру прослеживается в святости поклонения героя небесам, земле, ее многоликим духам: «Воскурял голубой можжевельник в честь духов удачи// И по звездам дорогу домой находил».
Строки поэмы создают своего рода памятку как заклинание народу: сохранять на века первознания о мире, не растерять в долгом жизненном пути духовную силу, данную единым пространством - земным и небесным:
Катит волны времен торопливых река.
Племена эхиритов таежных, лесных булагатов,
Хоридоя потомки сошлись на века -
Здесь сошлись племена.
У лазурной твердыни Байкала.
И единую песню их голос обрел.
И пространство байкальское корни живущих связало…
Созданная в начале ХХ века поэма Базара Барадина оказывается современной. Технологические процессы изменили и продолжают подвергать байкальское пространство угрозе не только загрязнения, а уже его гибели. Современный человек, утратив связи с природными силами, осознает свою независимость как победу над стихией. Нехватка обыкновенной чистой воды сегодня является грозным реальным предупреждением всему человечеству. Современному миру необходимо вспомнить забытые страницы мифологических сказаний, чтобы понять, наконец, свое кровное духовное единство с природной стихией, с которой нужно не противостоять, не покорять, а жить в согласии с ее законами. Только тогда наступит возможность гармонического существования человека и единого - природного пространства.
Литература
Вернадский В.И. Биосфера. М., 2001. 244 с.
К.Г. Юнг. Душа и миф. Шесть архетипов. М.-К., 1998. с. 384
Краткая философская энциклопедия» М., 1994. с. 576
4. Б.Барадин. Сказ о предках бурят-монголов. Антология литературы Бурятии. Ч.1, Поэзия. Улан-Удэ, 2010. с. 608
5