Море слез
Озеро Байкал получило свое название с легкой руки арабов, оказавшихся в тех краях еще в XII веке. Они называли его Бахр-ал-Бака, что в переводе означало «море, рождающее много слез». И действительно, история знает немало трагедий, разыгравшихся на Байкале. Но самая страшная из них произошла 120 лет назад, 14 октября 1901 года, когда в результате крушения судна «Потапов» у острова Ольхон погибли 176 человек.
Штормовые ветра, дующие на Байкале у острова Ольхон с октября по декабрь, всегда представляли опасность для судоходства. Самым сокрушительным из них считают северо-западный горный, юго-восточный култук и сарма, порывы которого достигают 145 км/ч.. Именно он стал причиной катастрофы в 1901 году. Жертвами катастрофы стали 161 пассажир и 15 матросов, но никто не знает сколько людей в тот день находилось на судне без билетов. По приблизительным подсчетам , тогда погибло около 280 человек.
В тот год морозы начались непривычно рано для этих мест, температура воздуха опустилась до -170С. В связи с этим накануне трагедии, 10 октября, людей спешащих вернуться в Иркутск из поселка Усть-Баргузин, было очень много.
К радости стоявших на берегу, на горизонте показались три парусных судна. Рыбаки-промысловики возвращались домой. Самый большой из них был «Потапов» с экипажем 15 человек. Два поменьше принадлежали судовладельцам Могилевой и Шипунову. Почти одновременно с ними появился старейшина байкальского судоходства пароход «Иаков». Пароход взял на буксир все эти суда и три бурятских баркаса. Затем на борт поднялись пассажиры. Те кому места не хватило, были распределены по остальным судам. И караван направился к западному берегу Байкала в Кочерикову, где «Иаков» сбирался взять дрова для судового котла и переждать ночь.
14 октября суда вошли в Малое Море (часть озера Байкал за островом Ольхон). От мыса Кобылья Голова их отделяло 15 верст. Еще немого, и они должны достичь пролива Ольхонские Ворота, пройдя через которые могли спокойно идти вдоль берега, где им была не страшна сарма.
Угрозу в виде белого облачка, образовавшегося на вершине Сарминского гольца, капитан Казимиров заметил сразу. На первый взгляд безобидное облачко прямо на глазах становилось больше и темнее. Вода в Байкале потемнела, начались сильные порывы ветра, пошел снег, который под этими порывами превратился в колючий вихрь. Над водой Малого Моря то тут, то там образовывались небольшие водные смерчи.
«Иаков», что было сил шел вперед в бурлящей воде, а его тем временем относило к скалистым берегам Ольхона. Капитан Казимиров предпринял попытку удержать курс судна, но оно сильно накренилось, что почти лежало на левом борту.
Чтобы спасти судно капитану пришлось отцепить судно Шипунова и три баркаса. Отпущенные в свободное плавание суда мгновенно исчезли в снежной буре. Следом пришлось избавиться и от судна Могилевой. Но это не помогло. Тогда обрубили тросы, связывающие «Иаков» и «Потапов», на борту которого находились пассажиры, включая детей. Кроме того «Потапов» был сильно нагружен бочками с рыбой и рыболовными снастями. Все понимали , что для «Потапова» это неминуемая гибель. Но другого выхода у капитана не было.
Потеряв караван «Иаков» выпрямился и стал управляем. Остальным судам не повезло. Команда Шипунова бросила якорь, но волны продолжали тащить корабль на скалы. Когда казалось ,что гибель неминуема, якорь зацепился за камни и смог удержать судно .Этой шхуне удалось спастись. Пассажиры и груз не пострадали. А бурятские баркасы потерялись в этой круговерти. Люди, находившиеся на шхуне, видели, как мимо них волны и ветер волокли «Потапов», они слышали, как на нем от ужаса кричали пассажиры. Потом раздался страшный треск - это корабль разбился о скалы. Но в темноте ничего не было видно.
Судну Могилевой повезло, его вынесло не на скалы, а на пологий берег в районе бурятского улуса практически без потерь.
Шторм утих через двое суток. «Иаков» отправился на поиски своего каравана. Первым обнаружили судно Шипунова. Обледеневший корабль покачивался на воде вблизи острой скалы ,люди топились на палубе. Корабль был покрыт до самого верха льдом. Неудивительно, что вода добралась до такой высоты, ведь в шторм на Байкале волны достигают 18 метров. Когда «Иаков» приблизился к Кобыльей Голове, все, кто находился на пароходе, оцепенели от ужасной картины. Мощные волны буквально припечатали к скалам человеческие тела, а мороз покрыл их коркой льда, и они блестели на солнце.
Вскоре нашлась и шхуна Могилевой, тоже вся обледеневшая. Люди прибывшие на ней, вылавливали из воды изуродованные тела жертв кораблекрушения и выкладывали их на берегу в ряд. Самой страшной находкой была мертвая женщина, прижимавшая к своей груди детское стеганное одеяльце. Ребенка, по всей видимости, волны выхватили из ее рук.
Всех найти не удалось. Рыбаки говорят, что по сей день в их неводы попадают черепа и кости погибших.
Семьям выплатили по 15 рублей за каждого погибшего, отслужили панихиду в кафедральном соборе Иркутска и других церквях, после которой объявили сбор средств для семей утопших.