Краткая аннотация конкурсных материалов
На конкурс представлены следующие материалы:
краткая аннотация
технологическая карта урока по теме «Бактерии»;
приложения
а) приложение 1 «Дополнительная информация для работы в группах»;
б)приложение 2 «Рабочий лист»;
в)приложение 3 «Анализ урока в соответствии с требованиями ФГОС ООО»;
г) приложение 4 «Презентация «Бактерии»»;
4) методические рекомендации по проведению урока;
5) ссылки на используемые электронные образовательные ресурсы;
На сегодняшний день я еще не работаю по ФГОС ,но уже пройдены курсы (теоретическая подготовка) и хочется применить свои знания на практике :попробовать разработать и провести урок в соответствии с требованиями ФГОС ООО.Именно это я и сделала в прошлом году в 6 классе: провела урок на тему «Бактерии».Результат меня порадовал (дети были активны на уроке,показали хорошую работоспособность,хорошо усвоили материал.А главное,все работали,были настроены позитивно,проявляли интерес к новым видам деятельности).В этом году я стараюсь чаще проводить такие уроки.Да,это трудно,затратно (требует много времени для подготовки),но интересно и ,главное,результативно.
На уроке применяется индивидуальная ,парная,групповая работа,что способствует решению основной дидактической задачи урока.(дополнительный материал в приложении 1,2,4)
Учитель на уроке выполняет роль консультанта и помощника. В основном учащиеся работают самостоятельно (добывают новые знания,решают проблемные задачи,осуществляют контроль и самоконтроль деятельности).
На уроке применяется ИКТ учителем и учащимися,что повышает интерес к предмету,стимулирет работоспособность,улучшает восприятие материала.
Домашнее задание дано дифференцированное.(см. методические рекомендации по проведению урока).
Данный урок разработан с использованием материалов с курсов «Современный урок», «Системно-деятельностный подход в образовании», «Урок с позиции ФГОС», интернет-ресурсрв (drofa.ru
school-collection.edu.ru),ЦОР.
Технологическая карта урока
Предмет Биология Класс 6
Базовый учебник ВВ Пасечник «Биология.Бактерии.Грибы.Растения» М.:-Дрофа,2011
Тема урока: Бактерии
Цель урока: изучение строения,жизнедеятельности и значения бактерий .
Задачи урока:
- сформировать представление об отличительных признаках представителей царства Бактерии и их значении в природе и в жизни человека.
- создать условия для формирования у учащихся способности к открытию новых знаний через выполнение практических заданий, поиска решений проблемных вопросов.
-формировать опыт работы в коллективе,стимулировать развитие познавательного интереса
Тип урока :урок изучения нового
Необходимое оборудование: таблицы,учебник,рабочая тетрадь,рабочий лист, листы с дополнительная информацией,компьютер,проектор,экран,презентации к уроку.
Планируемые резудьтаты:1)Предметные: Выделение существенных признаков живых организмов, различение на таблицах частей и органоидов клетки, выявление приспособлений к среде обитания, овладение методами биологии;2)Метапредметные: Умение работать с источниками биологической информации, умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии, сравнивать разные точки зрения;3)Личностные:Формирование ответственного отношения к обучению, формирование интеллектуальных умений.
Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Бактерии»
Этап | Содержание | Деятельность | Формируемые УУД |
учителя | ученика |
1.Организационно- | На доске таблицы с изображением растений,животных,грибов,бактерий. | Приветствует обучающихся, просит их проверить готовность к уроку. | Самоорганизация. Самопроверка готовности к уроку. | Регулятивные: |
мотивационный актуализация имеющихся знаний; развитие познавательных интересов и инициативы учащихся | Ребята! На уроках биологии мы знакомимся с разными группами живых организмов .Посмотрите на доску и скажите : «Какие царства живой природы здесь представлены?» Эти организмы появились и распространились на Земле раньше других. Они встречаются в почве, в воздухе, в воде, обитают и в телах других организмов, найдены в гейзерах, солёных озёрах, таких, как Мёртвое море, в Антарктиде и в Арктике, могут жить даже в реакторах атомных станций. О них наш сегодняшний разговор. О каких организмах идет речь? Какова цель нашего урока? Что вы уже знаете об этих организмах? Что бы вы хотели узнать на уроке? (задание 1 в рабочем листе) | Мотивирует обучающихся к определению темы и к постановке познавательной цели урока. | | Регулятивные: |
2.Операционально-технологический Постановка проблемы Открытие нового через её решение Первичное закрепление Открытие нового Постановка и решение проблемы Динамическая пауза | 1)Бактерии существовали на нашей планете уже несколько миллиардов лет назад, но люди узнали о них сравнительно недавно. Почему? 2) Какие организмы, из изображённых на рисунке, нельзя отнести к бактериям? Почему? 3) На рисунке вы видите два организма. Являются ли они бактериями? Почему? Вы можете работать индивидуально или в парах. Параграф 5 (стр 29) и 4 (стр25) | Предлагает обучающимся проблемные вопросы и задания с целью выявления существенных признаков строения бактерий. Направляет деятельность обучающихся, связанную с постановкой проблемы, поиском путей её решения. | Делают вывод о малом размере бактерий. Делают вывод об одноклеточности бактерий. Осуществляют сравнение организмов, выявляют признаки их сходства и различия, осознают затруднение, производят поиск способа его преодоления. Работают с текстом учебника, изучают строение клетки бактерии, отвечают на проблемный вопрос. | Познавательные: Формулирование проблемы, поиск путей решения; Информационный поиск; Анализ с выявлением существенных и несущественных признаков, сравнение, установление причинно-следственных связей, обобщение Регулятивные: Целеполагание; Планирование; Контроль; Оценка и самооценка. Коммуникативные: Участие в совместной деятельности; Изложение собственных мыслей, диалог, умение вести дискуссию. Личностные: Ответственное отношение к выполнению учебных задач; Готовность к восприятию научной картины мира, осознание ценности каждого живого организма; Уважительное отношение к другому человеку, его мнению. |
Итак, мы смогли отличить бактерию от другого одноклеточного организма. Выполните задание23 (стр 14) в рабочей тетради. 4)Поработаем со схемой бактериальной клетки в рабочей тетради (задание № 22, стр 14).Зарисуйте бактериальную клетку (задание «по желанию») Кто хочет показать основные части клетки бактерии на рисунке?.(У доски) 5) Формы бактериальных клеток разнообразны(.задание 21,стр 14). Проверьте работу соседа по парте в рабочей тетради,поставте оценку,прокоментируйте оценку(по «желанию») | Организует первичное закрепление материала. | |
Какой процесс лежит в основе увеличения численности бактерий? Как, на ваш взгляд, могут размножаться бактерии? Обсудите в группе и выскажите предположение. Выполните в рабочей тетради задание № 24, с. 15 и проверьте выполнение у своего соседа. | Предлагает обучающимся вопросы и задания с целью выявления особенностей процессов жизнедеятельности бактерий. Осуществляет коррекцию, организует обсуждение. | Высказывают предположение о размножении бактерий. Обсуждают его в группе Выполняют задание в рабочей тетради, осуществляют взаимопроверку. |
В группах проанализируйте дополнительную информацию и сделайте предположение о питании бактерий.(дополнительная информация представлена 1) на отдельных листах или 2) в виде презентации (учителем или учащимися как домашнее задание к данному уроку) Результаты запишите в рабочий лист (задание 2). | Высказывают предположение о питании бактерий. Обсуждают его в группе. Делают вывод о разнообразных способах питания бактерий (сами создают, а также питаются готовые питательными веществами). |
Академик В. И Вернадский подсчитал, что в благоприятных условиях потомство всего одной бактерии может заполнить впадину Тихого океана за 5 дней. Почему этого не происходит? Что происходит с бактериями в неблагоприятных условиях? Обсудите вопрос в группе, выскажите предположение. Выполните задание 3 в рабочем листе, осуществите взаимопроверку, поставьте отметку . | | Осуществляют поиск информации, необходимой для решения вопроса, обсуждают её в группе. Выслушивают мнение других групп, осуществляют оценку. Выполняют задание в рабочей тетради. |
Можно ли на Земле обойтись без бактерий? Изучите дополнительную информацию о бактериях и найдите примеры: 1 группа – положительного значения бактерий в природе; 2 группа – пользы бактерий для человека; 3 группа – вреда бактерий для человека; 4 группа – способов сохранения продуктов питания; 5 группа – методов профилактики бактериальных инфекций.(выступление групп сопровождается иллюстрациями,презентациями и др.наглядностью) Сформулируйте вывод о значении бактерий в природе и в жизни человека.(задание 4 в рабочем листе). Оцените свою работу над этим заданием, проставьте отметку. | Организует работу групп для ответа на проблемный вопрос. Обсуждает с учащимися критерии оценивания выступления групп Во время выступления группа демонстрирует слайды, иллюстрирующие примеры. | Осуществляют поиск информации, необходимой для решения вопроса, обсуждают её в группе. Выслушивают мнение других групп, дополняют ответы, осуществляют оценку по выработанным критериям Делают вывод об огромной роли бактерий. |
3.Рефлексивно-оценочный Закрепление знаний рефлексия подведение итогов урока Домашнее задание | Сегодня мы познакомились с царством Бактерии. Давайте вернемся к началу урока (задание 1).Что нового вы узнали? Где вы можете применить полученные знания? (в каких областях своей жизни?) Проверим свои знания. Ответьте на вопросы теста (задание 5).Посмотрите на доску с правильными ответами,проверте себя. Кто правильно ответил на все 5 вопросов? Аплодисменты. Вернёмся к целям, поставленным в начале урока. Удалось ли их достичь? Довольны ли работой на уроке? Оцените свою работу в рабочем листе. Подсчитайте сумму баллов. 1)Параграф 5,6-прочитать,знать основные термины,ответить на вопросы 1-5стр 30 (у), 1 стр34 (у) 2)Творческое задание:придумайте научно-популярный рассказ,в котором бактерии играли бы важную роль. 3)Задача: Подсчитайте,сколько бактерий содержиться в 1 мм3 воздуха,если известно,что в морском воздухе на 1 мм3 воздуха содержиться 1 бактерия,в воздухе городского парка в 400 раз больше,на городской улице в 12 раз больше ,чем в парке.Сколько их будет через 1 час? 4)Выполните опыт со стр30-31 (самостоятельно или с помощью учителя) 5)Подготовьте сообщение на тему «Профессия микробиолог», «Бактерии на службе у человека». | 1)-общее 2)-5)-выполняется по желанию учениками,интересующимися биологией. | | Регулятивные: Личностные: Профессиональное и жизненное определение Регулятивные Познавательные: |
Приложение 1
Дополнительная информация для работы в группах
По результатам жизнедеятельности бактерий выделяют несколько групп.
Бактерии гниения разлагают органические вещества отмерших растений и животных, выделения живых организмов и другие органические отходы, превращают их в перегной, участвуя, таким образом, в образовании почвы. Бактерии гниения – своеобразные санитары нашей планеты.
Следующая группа – почвенные бактерии. Они перерабатывают перегной до минеральных веществ, которые снова могут поглощаться растениями из почвы.
Есть бактерии, которые способны усваивать азот из воздуха и переводить его в состояние, пригодное для дальнейшего использования растениями. Можно сказать, что эти бактерии производят натуральные азотные удобрения. Они поселяются на корнях бобовых растений, таких как горох, фасоль, клевер, люцерна, образуя на них клубеньки, и поэтому получили название клубеньковые бактерии.
Под действием молочнокислых бактерий молоко превращается в простоквашу, сливки в сметану. Они же участвуют в сквашивании капусты.
Есть бактерии, живущие в кишечнике человека (от 300 до 1000 видов). Учёные считают, что их общая масса может достигать 1 кг, а численность их клеток в 10 раз превышает численность клеток человеческого тела. Они играют важную роль в пищеварении, синтезируют витамины, необходимые человеку, вытесняют патогенные вредные бактерии. Можно сказать, что микрофлора человека является дополнительным «органом», участвующим в переваривании пищи и защите организма от инфекций.
Деятельность бактерий можно оценить не только положительно. Много неприятностей приносят нам бактерии, деятельность которых приводит к порче продуктов питания (бактерии гниения). Это они вынуждают нас хранить продукты в холодильнике. Чтобы продукты не портились, их солят, сушат, засахаривают, маринуют, консервируют, то есть создают для бактерий неблагоприятные условия.
Целлюлозоразрушающие бактерии портят книги в книгохранилищах, чем наносят непоправимый урон, например, когда под их действием страницы старинных рукописей рассыпаются.
Некоторые виды бактерий (патогенные) поселяются в организмах растений, животных, человека, отравляют их продуктами своей жизнедеятельности, то есть вызывают болезнь. Например, у человека бактериальными являются такие заболевания, как ангина, туберкулёз, дизентерия, дифтерия, холера, тиф, чума и многие другие.
Чтобы избежать бактериальной инфекции, нужно соблюдать определённые правила: правильно хранить и приготавливать продукты питания, мыть овощи, фрукты, не пить сырую воду, следить за чистотой своего тела и жилища, вовремя делать профилактические прививки. Бактерии погибают при воздействии высоких температур, прямого солнечного света, воздействии дезинфицирующих средств, например хлорки.
Приложение 2
Рабочий лист
Фамилия имя_______________________________________________________________
Задание 1
Что вы знаете о бактериях? | Что нового узнали о бактериях?Где эти знания вы могли бы применить? |
| |
Оценка_______
Задание 2 Заполните таблицу:
| Питание бактерий |
Автотрофное | Гетеротрофное |
1.Особенности |
| |
2.Виды бактерий |
| |
Задание 3
Академик В. И Вернадский подсчитал, что в благоприятных условиях потомство всего одной бактерии может заполнить впадину Тихого океана за 5 дней.
Почему этого не происходит?
Оценка_____________
Задание 4
Можно ли на Земле обойтись без бактерий? Изучите дополнительную информацию о бактериях и найдите примеры: 1 группа – положительного значения бактерий в природе; 2 группа – пользы бактерий для человека; 3 группа – вреда бактерий для человека; 4 группа – способов сохранения продуктов питания; 5 группа – методов профилактики бактериальных инфекций.
Сформулируйте вывод о значении бактерий в природе и в жизни человека.
Оценка__________
Задание 5
Вопросы для тестирования по теме «Бактерии»
А1. Бактерии – это организмы:
только одноклеточные;
только многоклеточные;
и одноклеточные, и многоклеточные.
А2. Клетка бактерий состоит из:
оболочка, цитоплазма, ядро;
цитоплазма, ядро, ДНК;
оболочка, цитоплазма,ДНК.
А3. Бактерии питаются
гетеротрофно;
автотрофно;
верно 1 и 2.
А4. Споры бактерий необходимы для
размножения;
переживания неблагоприятные условий и распространения;
верно 1 и 2
А5. Определите правильное высказывание.
Все бактерии приносят вред другим живым организмам.
Патогенные бактерии приносят пользу человеку.
Человек использует бактерий для создания некоторых продуктов питания.
Оценка______
Подсчитайте сумму полученных баллов за урок __________________
Оцени урок и свою работу:
Урок | На уроке я |
Не понравился | Не работал |
Понравился | Работал |
Узнал много нового | Помогал другим |
Оцени свое настроение на уроке (поставь галочку) | |  |
|  |
|  |
Спасибо!
Приложение 3
Анализ урока в соответствии с требованиями ФГОС ООО
Класс, учитель: 6, Рубина Ирина Анатольевна
Количество учащихся в классе: 25
Присутствовали на уроке: 23
Тема урока: Бактерии
Тип урока: урок изучения нового
Цель урока: изучение строения,жизнедеятельности и значения бактерий .
Задачи урока:
- сформировать представление об отличительных признаках представителей царства Бактерии и их значении в природе и в жизни человека.
- создать условия для формирования у учащихся способности к открытию новых знаний через выполнение практических заданий, поиска решений проблемных вопросов.
-формировать опыт работы в коллективе,стимулировать развитие познавательного интереса
Цели и задачи урока сформулированы в совместной деятельности с учащимися.Урок соответствует целям и задачам УМК,содержит воспитательный и развивающий компоненты.Все этапы урока (организационно-мотивационный,операционально-технологический,рефлексивно-оценочный) четко прослеживаются в ходе урока,логичны.Приемы обучения соответствуют решению триединой образовательной цели.
На уроке применяется индивидуальная ,парная,групповая работа,что способствует решению основной дидактической задачи урока.
Все задания на уроке стимулируют познавательную активность учащихся.Ребята выполняют задания с интересом,т.к. многие из них имеют практическую направленность и могут пригодиться в повседневной жизни.
Учитель на уроке выполняет роль консультанта и помощника. В основном учащиеся работают самостоятельно (добывают новые знания,решают проблемные задачи,осуществляют контроль и самоконтроль деятельности).
На уроке формируются все типы универсальных учебных действий:познавательные,личностные,регулятивные,коммуникативные.
На уроке применяется ИКТ учителем и учащимися,что повышает интерес к предмету,стимулирет работоспособность,улучшает восприятие материала.
Домашнее задание дано дифференцированное с учетом индивидуальных и психологических особенностей учащихся (базовый уровень-общее для всех,повышенный уроень для учащихся,интересующихся биологией,одаренных детей).
При подведении итогов учитель выясняет у учащихся важность полученного материала и возможность применения знаний в повседневной жизни.Урок имеет большое воспитательное значение.
Речь учителя спокойная,реакция на ошибки адекватная.Соблюдаются этические и эстетическиенормы.
Все гигиенические нормы соблюдаются:температурный режим,освещение,проветривание,нормы работы с ИКТ,динамическая пауза.Виды деятельности сменяют друг друга в соответствии с возрастными особенностями учащихся
Методические рекомендации по проведению урока
К современному уроку предъявляется множество требований.Мною представлены некоторые (основные) из них:
1. Тема урока (в соответствии с календарно-тематическим планированием).
2.Цель урока:
образовательная (какие предполагаются приращения в знаниях, умениях и навыках учащихся, формирование…).
развивающая (какие логические операции и приемы умственной деятельности усвоят учащиеся и какой это может дать развивающий результат).
воспитательная ( какие качества личности формируются).
3.Тип урока (указываются тип урока в соответствии с календарно-тематическим планом, его вид).
4.Оборудование: ТСО, средства наглядности, источники информации, дидактические средства обучения
5.Планируемые результаты:предметные,метапрдметные,личностные
6.Следует выделить следующие этапы урока:
1.Мотивация
2.Актуализация (опорные знания, которые необходимо активизировать в сознании учащихся, которые помогает в восприятии нового материала; планируется самостоятельная работа учащихся, отмечаются способы формирования мотивации в обучении, интереса к предмету - сообщение интересного факта из истории науки, показ практической значимости, необычная постановка вопроса, создание проблемной ситуации; намечается форма контроля за ходом работы, приемы самоконтроля, взаимоконтроля, форма получения обратной связи)
3.Выявление места и причины затруднения ( указываются новые понятия, подлежащие изучению и способы их усвоения; формулируется познавательная задача этапа усвоения знаний; определяется тип самостоятельной работы, возможные приемы установления межпредметных связей, формулируются проблемные и информационные вопросы).
4.Построение выхода из затруднения
5.Реализация построенного проекта и решения исходной задачи
6.Первичное закрепление с комментированем
7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
8.Включение нового знания в систему знаний и повторение
9. Рефлексия
10.(Домашнее задание( указываются основное задание, вопросы для повторения, дифференцированные творческие задания)).
Для подговки данного урока необходимо следующее:
1.Заранее разделить детей на группы,выдать им задание,чтобы они успели подготовить сообщения или презентации к уроку (рекомендую учителю заранее посмотреть их,проверить,внести корректировки)..
2.Для каждого ребенка распечатать рабочие листы (рекомендую учителю внимательно их изучить,может бать придется откорректировать «под себя»).
3.Работа на уроке предполагает наличие у всех учащихся рабочей тетради (В.В. Пасечник.Биология.Бактерии,грибы,растения.6кл.:рабочая тетрадь к учебнику В.В. Пасечника «Биология.6 класс»/В.В. Пасечник,Т.А. Снисаренко.-3-е изд.,стереотип.-М.:Дрофа,2013.-94,[2]с.). Поэтому,если учитель не использует данное пособие на уроках,необходима коррекция работы учащихся.(можно их внести в рабочий лист,в презентацию или вообще заменить другими).
4.Урок очень насыщен разными видами работы учащихся (индивидуальная,парная,групповая).Если учитель чувствует,что времени не хватает на рассмотрение всех вопросов,то лучше не «впихивать» материал в голову школьника «на скорую руку»,а провести рефлексию по той части материала,которая уже выдана.Считаю,что это более важно для хорошего усвоения темы.
5.Рекомендую изучить все этапы урока и четко им следовать.
6.Особое внимание обращаю на дифференцированное домашнее задание.Оно должно быть разноуровневым,интересным,чтобы дети сами могли выбирать.Кроме того,особое внимание я уделяю профориентации (сообщение «Профессия микробиолог»),т.е.знакомлю учеников с разными профессиями,связанными с биологией.
7.Удачи на уроке!
Ссылки на используемые электронные образовательные ресурсы
1.drofa.ru
2.school-collection.edu.ru
3.ЦОР.
4.Федеральный портал «Российское образование»
5. http://edu-top.ru/katalog/?cat=3
6. http://edu-top.ru/katalog/?cat=5
1