СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Бактерии, их строение и жизнедеятельность

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

технологическая карта урока по биологии в 5-6 классе  "Бактерии, их строение и жизнедеятельность"..............................................................

Просмотр содержимого документа
«Бактерии, их строение и жизнедеятельность»

Краткая аннотация конкурсных материалов


На конкурс представлены следующие материалы:

  1. краткая аннотация

  2. технологическая карта урока по теме «Бактерии»;

  3. приложения

а) приложение 1 «Дополнительная информация для работы в группах»;

б)приложение 2 «Рабочий лист»;

в)приложение 3 «Анализ урока в соответствии с требованиями ФГОС ООО»;

г) приложение 4 «Презентация «Бактерии»»;

4) методические рекомендации по проведению урока;

5) ссылки на используемые электронные образовательные ресурсы;

На сегодняшний день я еще не работаю по ФГОС ,но уже пройдены курсы (теоретическая подготовка) и хочется применить свои знания на практике :попробовать разработать и провести урок в соответствии с требованиями ФГОС ООО.Именно это я и сделала в прошлом году в 6 классе: провела урок на тему «Бактерии».Результат меня порадовал (дети были активны на уроке,показали хорошую работоспособность,хорошо усвоили материал.А главное,все работали,были настроены позитивно,проявляли интерес к новым видам деятельности).В этом году я стараюсь чаще проводить такие уроки.Да,это трудно,затратно (требует много времени для подготовки),но интересно и ,главное,результативно.

На уроке применяется индивидуальная ,парная,групповая работа,что способствует решению основной дидактической задачи урока.(дополнительный материал в приложении 1,2,4)

Учитель на уроке выполняет роль консультанта и помощника. В основном учащиеся работают самостоятельно (добывают новые знания,решают проблемные задачи,осуществляют контроль и самоконтроль деятельности).

На уроке применяется ИКТ учителем и учащимися,что повышает интерес к предмету,стимулирет работоспособность,улучшает восприятие материала.

Домашнее задание дано дифференцированное.(см. методические рекомендации по проведению урока).

Данный урок разработан с использованием материалов с курсов «Современный урок», «Системно-деятельностный подход в образовании», «Урок с позиции ФГОС», интернет-ресурсрв (drofa.ru 
school-collection.edu.ru),ЦОР.



Технологическая карта урока


Предмет Биология Класс 6

Базовый учебник ВВ Пасечник «Биология.Бактерии.Грибы.Растения» М.:-Дрофа,2011

Тема урока: Бактерии

Цель урока: изучение строения,жизнедеятельности и значения бактерий .

Задачи урока:

- сформировать представление об отличительных признаках представителей царства Бактерии и их значении в природе и в жизни человека.

- создать условия для формирования у учащихся способности к открытию новых знаний через выполнение практических заданий, поиска решений проблемных вопросов.

-формировать опыт работы в коллективе,стимулировать развитие познавательного интереса


Тип урока :урок изучения нового

Необходимое оборудование: таблицы,учебник,рабочая тетрадь,рабочий лист, листы с дополнительная информацией,компьютер,проектор,экран,презентации к уроку.

Планируемые резудьтаты:1)Предметные: Выделение существенных признаков живых организмов, различение на таблицах частей и органоидов клетки, выявление приспособлений к среде обитания, овладение методами биологии;2)Метапредметные: Умение работать с источниками биологической информации, умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии, сравнивать разные точки зрения;3)Личностные:Формирование ответственного отношения к обучению, формирование интеллектуальных умений.















Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Бактерии»



Этап

Содержание

Деятельность

Формируемые УУД

учителя

ученика

1.Организационно-


На доске таблицы с изображением растений,животных,грибов,бактерий.

Приветствует обу­чающихся, просит их проверить готов­ность к уроку.

Самоорганизация.

Самопроверка готовности к уроку.

Регулятивные:

  • Самоконтроль учебной деятель­ности

мотивационный

актуализация имеющихся знаний; развитие познавательных интересов и инициативы учащихся

Ребята! На уроках биологии мы знакомимся с разными группами живых организмов .Посмотрите на доску и скажите : «Какие царства живой природы здесь представлены?»

Эти организмы появились и распространились на Земле раньше дру­гих. Они встречаются в почве, в воздухе, в воде, обитают и в телах других организ­мов, найдены в гейзерах, солёных озёрах, таких, как Мёртвое море, в Антарктиде и в Арктике, могут жить даже в реакторах атомных станций. О них наш сегодняшний разговор.

О каких организмах идет речь?

Какова цель нашего урока?

Что вы уже знаете об этих организмах?

Что бы вы хотели узнать на уроке? (задание 1 в рабочем листе)

Мотивирует обу­чающихся к опреде­лению темы и к по­становке познава­тельной цели урока.

  • Определяют тему урока;

  • Участвуют в поста­новке познавательной цели урока.

Регулятивные:

  • Целеполагание

2.Операционально-технологический

  1. Постановка проблемы

  2. Открытие но­вого через её решение







  1. Первичное закрепление












  1. Открытие нового





























  1. Постановка и решение проблемы













Динамическая пауза



















1)Бактерии существовали на нашей пла­нете уже несколько миллиардов лет назад, но люди узнали о них сравни­тельно недавно. Почему?

2) Какие организмы, из изобра­жённых на рисунке, нельзя отнести к бак­териям? Почему?

3) На рисунке вы видите два ор­ганизма. Являются ли они бактериями? Почему? Вы можете работать индивиду­ально или в парах.

Параграф 5 (стр 29) и 4 (стр25)



  • Предлагает обу­чающимся про­блемные вопросы и задания с целью выявления суще­ственных призна­ков строения бак­терий.

  • Направляет дея­тельность обуча­ющихся, связан­ную с постанов­кой проблемы, поиском путей её решения.


  • Делают вывод о ма­лом размере бакте­рий.

  • Делают вывод об од­ноклеточности бакте­рий.

  • Осуществляют сравне­ние организмов, вы­являют признаки их сходства и различия, осознают затрудне­ние, производят поиск способа его преодо­ления.

  • Работают с текстом учебника, изучают строение клетки бак­терии, отвечают на проблемный вопрос.

Познавательные:

  • Формулирование проблемы, поиск путей решения;

  • Информационный поиск;

  • Анализ с выявле­нием существен­ных и несуще­ственных призна­ков, сравнение, установление причинно-след­ственных связей, обобщение




  • Построение рече­вого высказыва­ния.

Регулятивные:

  • Целеполагание;

  • Планирование;

  • Контроль;

  • Оценка и само­оценка.

Коммуникативные:

  • Участие в сов­местной деятель­ности;

  • Изложение соб­ственных мыслей, диалог, умение вести дискуссию.

Личностные:

  • Ответственное отношение к вы­полнению учеб­ных задач;

  • Готовность к вос­приятию научной картины мира, осознание ценно­сти каждого жи­вого организма;

  • Уважительное отношение к дру­гому человеку, его мне­нию.















Итак, мы смогли отличить бактерию от другого одноклеточного организма. Выполните задание23 (стр 14) в рабочей тетради.

4)По­работаем со схемой бактериальной клетки в рабочей тетради (задание № 22, стр 14).Зарисуйте бактериальную клетку (задание «по желанию»)

Кто хочет показать основные части клетки бактерии на рисунке?.(У доски)

5) Формы бактериальных кле­ток разнообразны(.задание 21,стр 14).

Проверьте работу соседа по парте в рабочей тетради,поставте оценку,прокоментируйте оценку(по «желанию»)

Организует первич­ное закрепление материала.







  • Выполняют задания в рабочей тетради.

  • Осуществляют про­верку и оценивание друг друга.





Какой процесс лежит в основе увели­чения численности бактерий? Как, на ваш взгляд, могут размножаться бактерии? Обсудите в группе и выскажите предпо­ложение.

Выполните в рабочей тетради задание № 24, с. 15 и проверьте выполнение у своего соседа.


  • Предлагает обу­чающимся во­просы и задания с целью выявления особенностей процессов жиз­недеятельности бактерий.

  • Осуществляет коррекцию, орга­низует обсужде­ние.


  • Высказывают предпо­ложение о размноже­нии бактерий. Обсуж­дают его в группе

  • Выполняют задание в рабочей тетради, осуществляют взаи­мопроверку.

В группах проанализируйте дополнительную информацию и сделайте предпо­ложение о питании бактерий.(дополнительная информация представлена 1) на отдельных листах или 2) в виде презентации (учителем или учащимися как домашнее задание к данному уроку)


Результаты запишите в рабочий лист (задание 2).

  • Высказывают предпо­ложение о питании бактерий. Обсуждают его в группе.

  • Делают вывод о раз­нообразных способах питания бактерий (сами создают, а также питаются гото­вые питательными веществами).

Академик В. И Вернадский подсчитал, что в благоприятных условиях потомство всего одной бактерии может заполнить впадину Тихого океана за 5 дней.

Почему этого не происходит?

Что происходит с бактериями в небла­гоприятных условиях? Обсудите вопрос в группе, выскажите предположение.

Выполните задание 3 в рабочем листе, осуществите взаимопроверку, поставьте отметку .



  • Направляет дея­тельность уча­щихся, связанную с постановкой проблемы, поис­ком путей её ре­шения.







  • Выполнят упражнения на расслабление мышц глаз, спины, кисти рук.






  • Осуществляют поиск информации, необхо­димой для решения вопроса, обсуждают её в группе.

  • Выслушивают мнение других групп, осу­ществляют оценку.

  • Выполняют задание в рабочей тетради.



  • Повторяют упражнения за учителем

Можно ли на Земле обойтись без бак­терий? Изучите дополнительную инфор­мацию о бактериях и найдите примеры: 1 группа – положительного значения бак­терий в природе; 2 группа – пользы бак­терий для человека; 3 группа – вреда бактерий для человека; 4 группа – спосо­бов сохранения продуктов питания; 5 группа – методов профилактики бактери­альных инфекций.(выступление групп сопровождается иллюстрациями,презентациями и др.наглядностью)

Сформулируйте вывод о значении бак­терий в природе и в жизни человека.(задание 4 в рабочем листе).

Оцените свою работу над этим зада­нием, проставьте отметку.

  • Организует ра­боту групп для от­вета на проблем­ный вопрос.

  • Обсуждает с учащимися критерии оценивания выступления групп

  • Во время выступ­ления группа де­монстрирует слайды, иллю­стрирующие при­меры.

  • Осуществляют поиск информации, необхо­димой для решения вопроса, обсуждают её в группе.

  • Выслушивают мнение других групп, допол­няют ответы, осу­ществляют оценку по выработанным критериям

  • Делают вывод об огромной роли бакте­рий.

3.Рефлексивно-оценочный

Закрепление знаний









ре­флексия



подведе­ние итогов урока


Домашнее задание



Сегодня мы познакомились с царством Бактерии. Давайте вернемся к началу урока (задание 1).Что нового вы узнали? Где вы можете применить полученные знания? (в каких областях своей жизни?)

Проверим свои знания. Ответьте на вопросы теста (задание 5).Посмотрите на доску с правильными ответами,проверте себя. Кто правильно ответил на все 5 вопросов? Аплодисменты.

Вернёмся к целям, поставленным в начале урока. Удалось ли их достичь? Довольны ли работой на уроке?

Оцените свою работу в рабочем листе.

Подсчитайте сумму баллов.


1)Параграф 5,6-прочитать,знать основные термины,ответить на вопросы 1-5стр 30 (у), 1 стр34 (у)

2)Творческое задание:придумайте научно-популярный рассказ,в котором бактерии играли бы важную роль.

3)Задача: Подсчитайте,сколько бактерий содержиться в 1 мм3 воздуха,если известно,что в морском воздухе на 1 мм3 воздуха содержиться 1 бактерия,в воздухе городского парка в 400 раз больше,на городской улице в 12 раз больше ,чем в парке.Сколько их будет через 1 час?

4)Выполните опыт со стр30-31 (самостоятельно или с помощью учителя)

5)Подготовьте сообщение на тему «Профессия микробиолог», «Бактерии на службе у человека».

  • Организует за­крепление мате­риала и рефлек­сию.














  • Комментирует домашнее задание


1)-общее

2)-5)-выполняется по желанию учениками,интересующимися биологией.


  • Осуществляют рефлек­сию.















  • Записывают и выбирают домашнее задание








Регулятивные:

  • Участие в подве­дении итогов урока;

  • Самооценка.














Личностные:


Профессиональное и жизненное определение

Регулятивные

  • Планирование и корректировка домашнего задания с учетом своих возможностей и интересов

Познавательные:

  • Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.


Приложение 1

Дополнительная информация для работы в группах

По результатам жизнедеятельности бактерий выделяют несколько групп.

Бактерии гниения разлагают органические вещества отмерших растений и животных, выде­ления живых организмов и другие органические отходы, превращают их в перегной, участвуя, таким образом, в образовании почвы. Бактерии гниения – своеобразные санитары нашей планеты.

Следующая группа – почвенные бактерии. Они перерабатывают перегной до минеральных веществ, которые снова могут поглощаться растениями из почвы.

Есть бактерии, которые способны усваивать азот из воздуха и переводить его в состояние, пригодное для дальнейшего использования растениями. Можно сказать, что эти бактерии произво­дят натуральные азотные удобрения. Они поселяются на корнях бобовых растений, таких как горох, фасоль, клевер, люцерна, образуя на них клубеньки, и поэтому получили название клубеньковые бактерии.

Под действием молочнокислых бактерий молоко превращается в простоквашу, сливки в сметану. Они же участвуют в сквашивании капусты.

Есть бактерии, живущие в кишечнике человека (от 300 до 1000 видов). Учёные считают, что их общая масса может достигать 1 кг, а численность их клеток в 10 раз превышает численность клеток человеческого тела. Они играют важную роль в пищеварении, синтезируют витамины, необходимые человеку, вытесняют патогенные вредные бактерии. Можно сказать, что микрофлора человека является дополнительным «органом», участвующим в переваривании пищи и защите организма от инфекций.

Деятельность бактерий можно оценить не только положительно. Много неприятностей приносят нам бактерии, деятельность которых приводит к порче продуктов питания (бактерии гниения). Это они вынуждают нас хранить продукты в холодильнике. Чтобы продукты не портились, их солят, сушат, засахаривают, маринуют, консервируют, то есть создают для бактерий неблагоприятные условия.

Целлюлозоразрушающие бактерии портят книги в книгохранилищах, чем наносят непоправимый урон, например, когда под их действием страницы старинных рукописей рассыпаются.

Некоторые виды бактерий (патогенные) поселяются в организмах растений, животных, человека, отравляют их продуктами своей жизнедеятельности, то есть вызывают болезнь. Например, у человека бактериальными являются такие заболевания, как ангина, туберкулёз, дизентерия, дифтерия, холера, тиф, чума и многие другие.

Чтобы избежать бактериальной инфекции, нужно соблюдать определённые правила: правильно хранить и приготавливать продукты питания, мыть овощи, фрукты, не пить сырую воду, следить за чистотой своего тела и жилища, вовремя делать профилактические прививки. Бактерии погибают при воздействии высоких температур, прямого солнечного света, воздействии дезинфицирующих средств, например хлорки.












Приложение 2

Рабочий лист

Фамилия имя_______________________________________________________________

Задание 1

Что вы знаете о бактериях?

Что нового узнали о бактериях?Где эти знания вы могли бы применить?





















Оценка_______





Задание 2 Заполните таблицу:


Питание бактерий

Автотрофное

Гетеротрофное

1.Особенности







2.Виды бактерий









Задание 3

Академик В. И Вернадский подсчитал, что в благоприятных условиях потомство всего одной бактерии может заполнить впадину Тихого океана за 5 дней.

Почему этого не происходит?



Оценка_____________

Задание 4


Можно ли на Земле обойтись без бак­терий? Изучите дополнительную инфор­мацию о бактериях и найдите примеры: 1 группа – положительного значения бак­терий в природе; 2 группа – пользы бак­терий для человека; 3 группа – вреда бактерий для человека; 4 группа – спосо­бов сохранения продуктов питания; 5 группа – методов профилактики бактери­альных инфекций.

Сформулируйте вывод о значении бак­терий в природе и в жизни человека.






Оценка__________



Задание 5

Вопросы для тестирования по теме «Бактерии»

А1. Бактерии – это организмы:

  1. только одноклеточные;

  2. только многоклеточные;

  3. и одноклеточные, и многоклеточные.

А2. Клетка бактерий состоит из:

  1. оболочка, цитоплазма, ядро;

  2. цитоплазма, ядро, ДНК;

  3. оболочка, цитоплазма,ДНК.

А3. Бактерии питаются

  1. гетеротрофно;

  2. автотрофно;

  3. верно 1 и 2.

А4. Споры бактерий необходимы для

  1. размножения;

  2. переживания неблагоприятные условий и распространения;

  3. верно 1 и 2

А5. Определите правильное высказывание.

  1. Все бактерии приносят вред другим живым организмам.

  2. Патогенные бактерии приносят пользу человеку.

  3. Человек использует бактерий для создания некоторых продуктов питания.



Оценка______





Подсчитайте сумму полученных баллов за урок __________________





Оцени урок и свою работу:


Урок

На уроке я

Не понравился

Не работал

Понравился

Работал

Узнал много нового

Помогал другим


Оцени свое настроение на уроке

(поставь галочку)





Спасибо!























Приложение 3


Анализ урока в соответствии с требованиями ФГОС ООО



Класс, учитель: 6, Рубина Ирина Анатольевна

Количество учащихся в классе: 25

Присутствовали на уроке: 23


Тема урока: Бактерии

Тип урока: урок изучения нового


Цель урока: изучение строения,жизнедеятельности и значения бактерий .

Задачи урока:

- сформировать представление об отличительных признаках представителей царства Бактерии и их значении в природе и в жизни человека.

- создать условия для формирования у учащихся способности к открытию новых знаний через выполнение практических заданий, поиска решений проблемных вопросов.

-формировать опыт работы в коллективе,стимулировать развитие познавательного интереса


Цели и задачи урока сформулированы в совместной деятельности с учащимися.Урок соответствует целям и задачам УМК,содержит воспитательный и развивающий компоненты.Все этапы урока (организационно-мотивационный,операционально-технологический,рефлексивно-оценочный) четко прослеживаются в ходе урока,логичны.Приемы обучения соответствуют решению триединой образовательной цели.

На уроке применяется индивидуальная ,парная,групповая работа,что способствует решению основной дидактической задачи урока.

Все задания на уроке стимулируют познавательную активность учащихся.Ребята выполняют задания с интересом,т.к. многие из них имеют практическую направленность и могут пригодиться в повседневной жизни.

Учитель на уроке выполняет роль консультанта и помощника. В основном учащиеся работают самостоятельно (добывают новые знания,решают проблемные задачи,осуществляют контроль и самоконтроль деятельности).

На уроке формируются все типы универсальных учебных действий:познавательные,личностные,регулятивные,коммуникативные.

На уроке применяется ИКТ учителем и учащимися,что повышает интерес к предмету,стимулирет работоспособность,улучшает восприятие материала.

Домашнее задание дано дифференцированное с учетом индивидуальных и психологических особенностей учащихся (базовый уровень-общее для всех,повышенный уроень для учащихся,интересующихся биологией,одаренных детей).

При подведении итогов учитель выясняет у учащихся важность полученного материала и возможность применения знаний в повседневной жизни.Урок имеет большое воспитательное значение.

Речь учителя спокойная,реакция на ошибки адекватная.Соблюдаются этические и эстетическиенормы.

Все гигиенические нормы соблюдаются:температурный режим,освещение,проветривание,нормы работы с ИКТ,динамическая пауза.Виды деятельности сменяют друг друга в соответствии с возрастными особенностями учащихся


Методические рекомендации по проведению урока


К современному уроку предъявляется множество требований.Мною представлены некоторые (основные) из них:


1. Тема урока (в соответствии с календарно-тематическим планированием).


2.Цель урока:

образовательная (какие предполагаются приращения в знаниях, умениях и навыках учащихся, формирование…).

развивающая (какие логические операции и приемы умственной деятельности усвоят учащиеся и какой это может дать развивающий результат).

воспитательная ( какие качества личности формируются).


3.Тип урока (указываются тип урока в соответствии с календарно-тематическим планом, его вид).


4.Оборудование: ТСО, средства наглядности, источники информации, дидактические средства обучения


5.Планируемые результаты:предметные,метапрдметные,личностные


6.Следует выделить следующие этапы урока:

1.Мотивация

2.Актуализация (опорные знания, которые необходимо активизировать в сознании учащихся, которые помогает в восприятии нового материала; планируется самостоятельная работа учащихся, отмечаются способы формирования мотивации в обучении, интереса к предмету - сообщение интересного факта из истории науки, показ практической значимости, необычная постановка вопроса, создание проблемной ситуации; намечается форма контроля за ходом работы, приемы самоконтроля, взаимоконтроля, форма получения обратной связи)

3.Выявление места и причины затруднения ( указываются новые понятия, подлежащие изучению и способы их усвоения; формулируется познавательная задача этапа усвоения знаний; определяется тип самостоятельной работы, возможные приемы установления межпредметных связей, формулируются проблемные и информационные вопросы).

4.Построение выхода из затруднения

5.Реализация построенного проекта и решения исходной задачи

6.Первичное закрепление с комментированем

7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

8.Включение нового знания в систему знаний и повторение

9. Рефлексия

10.(Домашнее задание( указываются основное задание, вопросы для повторения, дифференцированные творческие задания)).

Для подговки данного урока необходимо следующее:

1.Заранее разделить детей на группы,выдать им задание,чтобы они успели подготовить сообщения или презентации к уроку (рекомендую учителю заранее посмотреть их,проверить,внести корректировки)..

2.Для каждого ребенка распечатать рабочие листы (рекомендую учителю внимательно их изучить,может бать придется откорректировать «под себя»).

3.Работа на уроке предполагает наличие у всех учащихся рабочей тетради (В.В. Пасечник.Биология.Бактерии,грибы,растения.6кл.:рабочая тетрадь к учебнику В.В. Пасечника «Биология.6 класс»/В.В. Пасечник,Т.А. Снисаренко.-3-е изд.,стереотип.-М.:Дрофа,2013.-94,[2]с.). Поэтому,если учитель не использует данное пособие на уроках,необходима коррекция работы учащихся.(можно их внести в рабочий лист,в презентацию или вообще заменить другими).

4.Урок очень насыщен разными видами работы учащихся (индивидуальная,парная,групповая).Если учитель чувствует,что времени не хватает на рассмотрение всех вопросов,то лучше не «впихивать» материал в голову школьника «на скорую руку»,а провести рефлексию по той части материала,которая уже выдана.Считаю,что это более важно для хорошего усвоения темы.

5.Рекомендую изучить все этапы урока и четко им следовать.

6.Особое внимание обращаю на дифференцированное домашнее задание.Оно должно быть разноуровневым,интересным,чтобы дети сами могли выбирать.Кроме того,особое внимание я уделяю профориентации (сообщение «Профессия микробиолог»),т.е.знакомлю учеников с разными профессиями,связанными с биологией.

7.Удачи на уроке!



































Ссылки на используемые электронные образовательные ресурсы


1.drofa.ru 

2.school-collection.edu.ru

3.ЦОР.

4.Федеральный портал «Российское образование»

5. http://edu-top.ru/katalog/?cat=3

6. http://edu-top.ru/katalog/?cat=5






























1