СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Бактерии: разнообразие, питание, дыхание" урок с элементами моделирования.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок с элементами моделирования по теме "Бактерии". Данный урок включает опрос домашнего задания с различными видами работ: индивидуальная, групповая. Физминутка проводится в соответствии к данной теме. Затем учащиеся презентуют свои модели.

 

Просмотр содержимого документа
«"Бактерии: разнообразие, питание, дыхание" урок с элементами моделирования.»

Тема: «Разнообразие бактерий по форме, питанию, дыханию»

Дата:

Класс: 6

Цель: расширить знания учащихся о самой древней группе живых существ – бактериях; в процессе изучения темы актуализировать знания учащихся о питании, размножении и распространении бактерий; воспитывать культуру поведения при групповой и индивидуальной работе.

Задачи: формировать у учащихся умения применять ранее полученные знания; закрепить понятие о строении бактерий, их форме, типе питания, дыхания.

При изучении темы необходимо пополнить мировоззренческие взгляды учащихся, продолжить формирование биологической картины мира.

Обеспечить развитие речи, научить слушать. Развивать активную самостоятельную работу.

Ожидаемый результат: в процессе изучения темы, учащиеся узнают о формах бактерий, типах питания, о дыхании. Смогут определять формы бактерий.

Компетенции: ценностно-смысловая, учебно – познавательная.


«И ещё жизнь прекрасна потому, что можно путешествовать».

Эпиграфом к нашей сегодняшней встрече я выбрала слова Н. М. Пржевальского. Потому что сегодня я приглашаю вас совершить небольшое увлекательное, но воображаемое путешествие в особое Царство живых организмов, путешествие в невидимый мир.


  1. Организационный момент. Здравствуйте, садитесь! Я хочу пожелать всем, чтобы на уроке вы сделали для себя больше различных открытий. Будьте внимательны, выполняйте все задания, отвечайте на вопросы и вас ждет успех!

  2. Психологический настрой: Метод «Ассоциации»

- Какие ассоциации возникают у вас, когда слышите слово «комфорт»? (Слова должны начинаться с букв данного слова.)

К

– красота…

О

– органичность…

М

– мама…

Ф

– фантазия…

О

– отдых…

Р

– радость…

Т

– тепло…

  1. Постановка цели урока (учащиеся сами озвучивают цель урока). Посмотрите на доску и назовите цель урока. (Расширить знания о самой древней группе живых существ – бактериях)

  2. Опрос домашнего задания

  • Фронтальный опрос: Где встречаются бактерии?

Каково строение бактерии?

Почему бактерии называют прокариотами?

Какие формы бактерий вы знаете?

Всем ли бактериям необходим кислород, содержащийся в воздухе, для дыхания?

Для чего бактериям нужна жизнь в виде споры?

  • Индивидуальный опрос (тест по вариантам)

Вариант 1.

1.Бактериальная клетка отличается от растительной:

А) Наличием цитоплазмы

Б) Наличием ядра

В) Наличием клеточной стенки

Г) Отсутствием оформленного ядра


2.Палочковидные бактерии называются:

А) Спириллы

Б) Бациллы

В) Кокки

Г) Вибрионы


3.Бактерии размножаются:

А) Спорами

Б) Семенами

В) Простым делением клетки на 2 части

Г) Вообще не размножаются


4.Споры у бактерий служат для:

А) Передвижения

Б) Перенесения неблагоприятных условий

В) Для полового размножения

Г) Для бесполого размножения


5.Человек использует бактерии в производстве:

А) Кефира

Б) Хлеба

В) Мяса

Г) Газированной воды

ОТВЕТЫ: Г Б В Б А



Вариант 2.

1.Бактерии – это:

А) многоклеточные организмы

Б) одноклеточные безъядерные организмы

В) клетка, которая имеет ядро

Г) клетка, имеющая только форму палочки


2.Шарообразные бактерии называются:

А) вибрионы

Б) кокки

В) бациллы

Г) спириллы


3.Бактерии размножаются:

А) очень быстро простым делением клетки на 2 части

Б) только при неблагоприятных условиях

В) как и цветковые растения при помощи семян

Г) как и мхи при помощи спор


4.Споры у бактерий служат для:

А) перенесения неблагоприятных условий

Б) размножения

В) питания

Г) передвижения


5.Болезнетворные бактерии поражают:

А) человека

Б) растений

В) животных

Г) человека, растений, животных

ОТВЕТЫ: Б Б А А Г



  • Групповая работа: 1 группа – строение бактерий

2 группа – формы бактерий

3 группа – размножение бактерий

4 группа – дыхание бактерий

5 группа – питание бактерий

Инструкция к групповой работе для 1 группы. Строение бактерий

  1. Предложите модель строения клетки бактерии в виде аппликации. Приклейте основные части бактерии на лист бумаги. Подпишите органоиды клетки.

  2. Объясните функции основных органоидов бактериальной клетки: ядерного вещества, клеточной стенки, цитоплазмы, жгутика, капсулы.

Инструкция к групповой работе для 2 группы. ФОРМЫ БАКТЕРИЙ

  1. Сделайте скульптуры различных форм бактерий из пластилина.

  2. Дайте названия основным биологическим формам бактерий.

Инструкция к групповой работе для 3 группы. РАЗМНОЖЕНИЕ БАКТЕРИЙ.

  1. Бактерии размножаются путем деления одной клетки на две. Решите задачу: подсчитайте, сколько бактерий будет на ваших руках к концу учебного дня, с условием, что в 8.00 на ваших руках было всего 4 бактерии.

  2. Изобразите в виде графика.

Инструкция к групповой работе для 4 группы. ДЫХАНИЕ БАКТЕРИЙ.

  1. Постройте модель дыхания бактерий из предложенных материалов (прозрачная бутылка, бутылочка из под йогурта или кефира, модель лактобактерии, модель бациллы)

  2. Расскажите о дыхании бактерий (аэробы, анаэробы).

Инструкция к групповой работе для 5 группы. ПИТАНИЕ БАКТЕРИЙ

  1. Составьте кластер на тему «Питание бактерий» и расскажите.



  1. Физкультминутка «Банк слов» (по кабинету развешены термины, учащиеся должны собрать те, которые касаются нашей темы): прокариоты, эукариоты, бациллы, кокки, вибрионы, спириллы, аэробы, анаэробы, автотрофы, гетеротрофы, сапрофиты, паразиты, симбионты, спора, геометрическая прогрессия, брожение, железо, сера, жгутик, капсид, капсула, ядерная оболочка, хлоропласты, ДНК, РНК, бактериофаг.

  2. Задание на дом:

На «3» - прочитать параграф

На «4» - интересные факты о бактериях

На «5» - подготовить и защитить коллаж «Роль бактерий»

  1. Защита моделей (учащимся заранее на дом было дано задание).



  1. Рефлексия «Мишень»

  1. Итог урока. Выставление оценок.





ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ

1. Задание

Кроссворд

1. Бактерии, имеющие палочковидную форму.
2. Группа организмов, для жизнедеятельности которых не нужен кислород.
3. Бактерии, имеющие шаровидную форму.
4. Организмы, использующие для своей жизнедеятельности энергию неорганических веществ.
5. Организмы, использующие для питания органические вещества.
6. Клетка бактерии с плотной оболочкой, приспособленная для перенесения неблагоприятных условий.
7. Бактерии, имеющие извитую форму.

Ответы: 1- бациллы, 2- анаэробы, 3- кокки, 4- автотрофы, 5- гетеротрофы, 6- спора, 7- вибрионы (БАКТЕРИЯ)

2. Задание. Общаясь с партнёром, обсудите: - Что можно сказать об этих существах из полученного описания?

Информация Внимание! Получено важное сообщение! Разыскиваются крошечные, невидимые простым глазом существа. Разрушают скалы и древесину, заквашивают капусту и способствуют образованию залежей полезных ископаемых, помогают животным переваривать пищу, вызывают болезни и от болезней защищают. Обитают в полярных льдах, знойных пустынях, в почве и толще скал, в водоёмах и телах живых организмов, их можно встретить практически везде. Даже там, где другие живые организмы выжить не могут. Их находят в струях гейзеров с темпе­ратурой около 105° С, в вечной мерзлоте Арктики, где они пробыли 2-3 млн. лет. В океа­не, на глубине 11 км; на высоте 41 км в атмо­сфере; в недрах земной коры на глубине в не­сколько километров. Они выдерживали двухнедельное пребывание в глубоком вакууме; не погибали в открытом кос­мосе, помещённые туда на 18 ч, под смертонос­ным воздействием солнечной радиации.

3 задание.

Бактерии – мельчайшие организмы, которые господствовали на Земле около 2 млрд. лет, прежде чем появились другие организмы. Несмотря на возраст, они до сих пор являются процветающей группой живых организмов. В настоящее время их можно встретить практически везде, даже там, где другие организмы выжить не могут. Их находят в горячих гейзерах, где температура воды свыше 1000С, в вечной мерзлоте Арктики, в океане на глубине 11 км, в атмосфере и недрах земной коры. Бактерии очень просто устроены, у них отсутствует большинство органоидов, которые есть в других клетках. У бактерий нет даже ядра. Наследственная информация заключена в нуклеиновой кислоте, которая располагается прямо в цитоплазме. Клетка бактерии снаружи покрыта плотной оболочкой, а у некоторых и слизистой капсулой. На поверхности клетки могут находиться ворсинки, служащие для прикрепления к клеткам растений, грибов, животных. Размножаются бактерии простым делением надвое. В благоприятных условиях количество некоторых бактерий может удваиваться каждые 20 минут. В неблагоприятных условиях (при недостатке пищи, влаги, резких изменениях температуры) у некоторых бактерий цитоплазма образует новую, более плотную оболочку клетки. Такую бактериальную клетку называют спорой. Споры некоторых бактерий сохраняются очень долго в самых неблагоприятных условиях. Они выдерживают высушивание, жару и мороз, не сразу погибают даже в кипящей воде. Их много в воздухе и почве. В благоприятных условиях спора прорастает и становится жизнедеятельной бактерией. Бактерии не только заселили разные среды жизни, но и активно их изменяют. Почвенные бактерии превращают остатки организмов в перегной, другие бактерии участвуют в образовании руд, природного газа, а цианобактерии участвуют в фотосинтезе. Человек давно научился использовать бактерии для своих нужд. С помощью бактерий человек получает кефир, йогурт, маринованные огурцы, некоторые лекарства. Некоторые бактерии могут причинять вред человеку, вызывая опасные заболевания, такие как брюшной тиф, чуму, холеру, туберкулез. Чтобы предотвратить заболевание, нужно соблюдать правила гигиены.

Обведите «ДА» или «НЕТ» для каждого из приведённых ниже утверждений, опираясь на текст, аргументируйте свои ответы.

  1. Клетки бактерий содержат одно или несколько ядер. Да/Нет

  2. Бактерии живут во всех средах обитания. Да/Нет

  3. Настоящие бактерии могут иметь жгутики и ворсинки. Да/Нет

  4. Бактерии – это растения. Да/Нет

  5. В клетках всех бактерий происходит фотосинтез. Да/Нет

  6. Бактерии размножаются только половым способом. Да/Нет

  7. При неблагоприятных условиях бактерии образуют споры. Да/Нет

  8. Бактерии участвуют в получении кефира, йогурта, маринованных огурцов, некоторых лекарств. Да/Нет











МАРТУКСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 1













ОТКРЫТЫЙ УРОК

НА ТЕМУ

«РАЗНООБРАЗИЕ БАКТЕРИЙ ПО ФОРМЕ, ДЫХАНИЮ, ПИТАНИЮ»













УЧИТЕЛЬ БИОЛОГИИ: КАРЖАУОВА Д.Х.







2016 – 2017 у.г.