Просмотр содержимого документа
«"Балет как музыкально-театральный жанр"»
БАЛЕТ
(методическое пособие для учащихся 1 года обучения по музыкальной литературе, разработчик – преподаватель теоретических дисциплин Мария Владимировна Болдырева).
Итальянское слово balletto, означающее одновременно танец, бал и балет, утвердилось в Италии и Франции в конце XVI века. Балет - это музыкально-театральный жанр, в котором тесно переплелись несколько видов искусств:
1. Музыка (симфоническая);
2. Литература (сюжет);
3. Хореография
4. Театр (актерское мастерство, режиссура);
5. Пантомима (выразительная игра с помощью жестов и мимики)
6. Изобразительное искусство (эскизы костюмов, декорации)
СОЗДАТЕЛИ БАЛЕТА.
1. Либреттист (автор либретто – краткое содержание сюжета)
2. Композитор (автор музыки)
3. Балетмейстер (постановщик танца в балете)
4. Художник (создатель изобразительного оформления балета)
СТРУКТУРА БАЛЕТА.
спектакль |
акт | акт |
картина | картина | картина | картина |
сцена | сцена | сцена | сцена | сцена | сцена | сцена | сцена |
номера | номера | номе ра | но ме ра | но ме ра | но ме ра | номера | но ме ра | номера | номера | номера | номера | номера | но ме ра | номера | но ме ра |
В балете есть самостоятельные оркестровые номера:
УВЕРТЮРА (инструментальное вступление к театральному спектаклю с музыкой (опера, балет, оперетта)
МУЗЫКАЛЬНЫЕ АНТРАКТЫ (инструментальное вступление к какому либо акту (кроме первого) в опере, балете, драматическом спектакле).
Балет может начинаться с ПРОЛОГА (вступительной картины) и заканчиваться ЭПИЛОГОМ (заключительной картиной).
ДРАМАТУРГИЯ СПЕКТАКЛЯ.
1. Экспозиция – знакомство с действующими лицами спектакля;
2. Завязка – событие, служащее толчком к развитию сюжета;
3. Развитие – изменения в действии или характере персонажей;
4. Кульминация – самый напряженный момент, высшая точка развития;
5. Развязка – итог событий.
6. Апофеоз – последняя сцена балета, в которой участвуют все исполнители.
ТРАДИЦИОННЫЕ СХЕМЫ ТАНЦЕВ:
1. Сольные |
классический танец | характерный танец |
адажио – медленный, плавный лирический танец | аллегро – быстрый, виртуозный танец | национальные | народные |
2. Массовые |
Главный принцип (симметрия и геометрическая правильность) |
Исполняет КОРДЕБАЛЕТ (артисты балета, исполняющие массовые танцевальные номера) |
ВИДЫ ХОРЕОГРАФИИ.
1. Классический танец – сольный (выходы, вариации) и ансамблевый:
Па-де-де | танец двоих |
Па-де-труа | танец троих |
Па-де-катр | танец четверых |
2. Характерный танец - вид сценического танца. В его основе народный танец (или бытовой), подвергшийся обработке балетмейстером для балетного спектакля.
3. Пантомима – немая игра актеров; связывает один танец с другим, помогая непрерывности развития действия