СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Балет. Хореография - искусство танца

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект к уроку музыки в 1 классе

Просмотр содержимого документа
«Балет. Хореография - искусство танца»

1 класс – 3 четверть – урок 13

Тема: Балет. Хореография – искусство танца

Цель: сформировать у учащихся представление о жанре балета.

Задачи урока. Образовательные:

  • повторение признаков балетного жанра;

  • продолжение знакомства с балетом П.И.Чайковского “Щелкунчик”, как крупным музыкально-сценическим жанром музыки, который не может существовать без литературного источника;

  • укрепление понимания взаимосвязи литературы и музыкального искусства;

  • совершенствовать навыки хорового пения.

Воспитательные:

  • приобщение детей к сокровищам отечественной музыкальной классики;

  • создание эмоционально–положительной, творческой атмосферы на уроке, способствующей более полной реализации творческого потенциала учащихся.

Развивающие:

  • формирование музыкального вкуса, понимания синтетической природы и художественных особенностей балетного искусства, умения слушать и анализировать фрагменты балетных спектаклей;

  • развивать вокально-хоровые навыки;

  • расширить кругозор учащихся через знакомство с новым репертуаром.

Тип урока: комбинированный.

Методы: повторение пройденного методом устного опроса;

  • рассказ учителя с использованием средств визуальной и слуховой наглядности (рассматривание слайдов, слушание музыки, просмотр видеофрагментов);

  • анализ музыкальных фрагментов, формулирование выводов в ходе беседы;

  • хоровое исполнение песни “Яна ел жыры»;

Оборудование: компьютер; динамики, баян.

Материалы: слайдовая презентация;

  • видеофрагменты из балета “Щелкунчик”: “Битва с мышами”, “Вальс снежных хлопьев”;

  • музыкальные фрагменты из балета П.И.Чайковского “Щелкунчик”: “Марш”, “Битва с мышами”, “Вальс снежных хлопьев”;

Ход урока

I. Организационный момент. Слайд №1

Звучит “Марш” из балета “Щелкунчик” П.И.Чайковского. Музыкальное приветствие.


II. Актуализация знаний

- Сегодня нас ожидает увлекательное путешествие в мир музыкального театра.

Но это уже не первое путешествие. Кто мне подскажет, с каким жанром музыкального сценического искусства мы с вами встречались в музыкальном театре? (В музыкальном театре мы познакомились с оперой.)

- Какие же оперы Вам запомнились больше всего? (…. …. ….)

- Какие литературные жанры стали основой сюжета для этого оперного спектакля? (сказка.)

III. Введение в тему урока

- Но пора вернуться к теме нашей встречи. С каким же жанром музыкального сценического искусства нам предстоит встретиться сегодня? Ответ на этот вопрос зашифрован в музыкальном кроссворде. Но для этого Вам необходимо отгадать несколько загадок. Все готовы?

Решение музыкального кроссворда

Слайд №2

- В основу оперы, балета Берётся книжечка…?

Слайд №3 (ответ) Либретто.

Слайд №4 - Бах, Чайковский, Моцарт, Глинка.

Арфа, флейта, рояль, скрипка.

Хор, солистов голоса, -

Всех подружила…?

Слайд №5 (ответ) Музыка.

Слайд №6

Бывает драматический, бывает музыкальный.

Ему сопутствует успех, обычно, колоссальный!

Его придумал режиссёр, играют в нём артисты.

Идёт в театре и порой - на сцене всё, как в жизни.


Слайд №7 (Ответ) Спектакль.

Слайд №8

Спектакль на славу удался
И публика довольна вся!
Художнику особые овации
За красочные…?

Слайд №9 (ответ): Декорации.

Слайд №10 - Звучит полонез и танцует поляк, А хота – конечно испанец, Но если “Камаринская” зазвучит - Исполнят для вас русский…?

Слайд №11 (ответ) Танец.


3. Формулирование темы

- Молодцы! Вы успешно справились с этим творческим заданием. Кроссворд решён, и Вы без труда можете назвать тему нашего урока. (Я думаю, что речь пойдёт о балете.)

- Совершенно верно. Сформулируйте цель нашего урока. Чему вы будете учиться на уроке?

Слайд

Цель урока - Углубление знаний об особенностях балетного жанра как синтеза разных искусств.

  1. Самопланирование. Что вы можете сделать, чтобы больше узнать о балете? – надо смотреть балетные спектакли, читать литературу, слушать балетную музыку. И тогда кто-то из вас обязательно полюбит балет и захочет сходить на спектакль.

  2. Слайд 3.Сегодня я предлагаю вам еще раз совершить путешествие в музыкальный театр, ведь тема нашего урока «Второе путешествие в музыкальный театр. Балет».


IV. Работа по теме урока

Но я бы хотел услышать от Вас, что же такое балет? Посмотрите внимательно на ответы в кроссворде и попытайтесь дать определение жанра балет по аналогии с уже известным по предыдущим урокам жанром опера.

Предоставляю возможность всем учащимся высказаться, после чего, либо выбираю наиболее полный ответ, прозвучавший на уроке, либо суммирую ответы детей и даю определение жанра балет.

Слайд №12 (Балет - определение)

- Балет - (французское ballo, буквально - танец). Музыкально- хореографический спектакль, в котором органически сочетаются музыка, танец, драматическое действие и элементы изобразительного искусства. А сейчас я попрошу расшифровать мне ответ на первую загадку. Что же это за “волшебная книжечка”, которая является основой оперы и балета?

Либретто - итальянское слово и переводится, как книжечка. По сути же это краткое изложение содержания оперы или балета.

Слайд №13 (Либретто - определение)

- Не могу с Вами не согласиться, но хотелось бы добавить, что помимо литературно-драматической основы, изложенной в либретто, вы можете в нём найти и характеристики всех действующих лиц. А как вы думаете, какие литературные жанры могут стать основой сюжета для балетного спектакля? (ответ): Сказки, легенды, пьесы, драма и т.д.

Балет начинается УВЕРТЮРОЙ (с франц. переводится «открывать») или ОРКЕСТРОВЫМ ВСТУПЛЕНИЕМ. В балете 2-3 действия, в каждом из них 2-3 картины. Вступление ко 2 или 3 действию может называться АНТРАКТОМ.

Картины состоят из сцен, в которых сольные и ансамблевые номера соединяются пантомимой.

Сольные номера: АДАЖИО, ВАРИАЦИЯ, КОДА (хвост, заключение)

Ансамблевые номера: ПА-ДЕ-ДЕ (танец для двоих), ПА- ДЕ-ТРУА (для троих), ПА-ДЕ-КАТР (для четырех), ГРАН-ПА-ДЕ-АНСАМБЛЬ (общий танец, исполняется КОРДЕБАЛЕТОМ - «хором» балета), АПОФЕОЗ – торжественный, заключительный танец.

В балете исполняются БЫТОВЫЕ танцы (вальс, полька …), ХАРАКТЕРНЫЕ танцы (комические, сказочные) и ДИВЕРТИСМЕНТ – вереница развлекательных танцев, не связанных с чувствами героев.

Позы танцоров в классическом балете созданы на основе поз античных (греко-римских) статуй, а в модерн-балете ритмопластика создана на основе движений современных танцев и гимнастики.


- Ну, а сейчас самое время отправиться в театр. У Александра Сергеевича Пушкина есть такие строки:

Слайд №14 (Портрет и высказывание А.С.Пушкина)

Театр уж полон; ложи блещут;
Партер и кресла, всё кипит;
В райке нетерпеливо плещут,
И, взвившись, занавес шумит. (А.С.Пушкин)

- Сегодня мы продолжим знакомство с балетом великого русского композитора П.И.Чайковского, действие которого происходит в рождественскую ночь. Может быть, кто-нибудь подскажет, что же это за балет? ( Щелкунчик.)

Слайд №15 - Итак, перелистаем страницы музыкальной истории и отправимся в 1892 год.

Слайд №16 (Памятная дата) Первая постановка балета “Щелкунчик” состоялась за год до смерти композитора на подмостках Мариинского театра в Петербурге. Этот балет был заказан П.И.Чайковскому дирекцией Императорских театров. Либретто к балету создано Мариусом Петипа. А теперь подумайте: всех ли авторов мы с Вами вспомнили? (Мне кажется, что здесь необходимо вспомнить о литературном первоисточнике, который был использован в работе над этим балетом. Ну, и конечно же его автора.)

- Я Вам очень благодарен за это дополнение. Ведь, если Вы помните, то все уроки в этом полугодии объединены одним вопросом: “Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы”? Так какое же литературное произведение было положено в основу либретто? ( Сказка “Щелкунчик”)

- Может быть, кто-то назовёт автора и уточнит название произведения. (Эрнст Теодор Амадей Гофман “Щелкунчик и мышиный король”).

Презентация. Слайд №17 - Вы абсолютно правы. Своим появлением балет П.И.Чайковского “Щелкунчик” обязан в первую очередь сказке Эрнста Теодора Амадея Гофмана “Щелкунчик и мышиный король”. А кто ещё принимает участие в создании балета? (Симфонический оркестр, дирижёр, балетмейстеры, артисты балета. А также художники, создающие декорации и костюмы).

- С какими фрагментами из этого балета Вы уже знакомы? (С фрагментом, который звучал в начале урока, когда мы входили в класс. Он называется “Марш”).

- Что же происходит в спектакле в рождественскую ночь? (Маше, так зовут главную героиню, снится сон. Оживают её игрушки… Она и Щелкунчик вступают в борьбу с мышиным королём. В этой неравной борьбе они одерживают победу, а потом отправляются в сказочную страну сладостей и игрушек…)

- Прекрасно. Именно с этой сцены, которая называется “Битва с мышами” мы и продолжим знакомство с балетом. Когда мы говорим с Вами о балете, мы представляем себе танец. Услышите ли в этом фрагменте характерные черты знакомых Вам танцев.

Слайд №18

Слушание и анализ. “Битва с мышами”

- Музыку, которая сейчас прозвучала, трудно назвать танцем. Это скорее музыкальная зарисовка игрушечной войны.

- Мне очень понравилось в Вашем ответе словосочетание “музыкальная зарисовка”. Это правильное замечание, потому что композитор, используя изобразительные возможности оркестра, создаёт зрительное ощущение происходящего на сцене. Что Вам помогла услышать и “увидеть” музыка П.И.Чайковского. (Здесь мы слышим окрики часового и барабанный бой, военные, хотя и игрушечные, фанфары и мышиный писк, напряжение схватки и чудесное превращение Щелкунчика).

- Молодцы! Ну, а сейчас самое время проверить себя и соотнести свои фантазии с тем, что Вы увидите на сцене.

Слушание фрагмента “Битва с мышами” в исполнении артистов балета Большого театра.

Слайд №19

- “…Но что это… Падают крупные хлопья снега. Поднимается вихрь, и снежинки быстро кружатся. Постепенно метель утихает, свет луны искрится на снегу.”

Просмотр видеофрагмента “Вальс снежных хлопьев” в исполнении артистов балета Большого театра

Слайд №20 - Фрагмент, который сейчас демонстрировался, называется “Вальс снежных хлопьев”.

Слайд №21 - Я, надеюсь, Вы обратили внимание на то, что в этом эпизоде танцевальность соединяется с яркой картинностью: музыка рисует легкое и немного призрачное в рассеянном свете луны кружение снежинок. Вместе с тем — это и “картина настроения”. Как Вы думаете, какие чувства переживает героиня? (С одной стороны мы слышим тревогу, а с другой - очарование волшебного сна Маши).

- Что необычного Вы услышали в средней части вальса? (Мне кажется, что пел хор.

Слайд №22 (Хор - определение) - Совершенно верно и это не случайно. Для того, чтобы рассеять сумрак тревожной ночи, композитор вводит в партитуру чудесное светлое пение детских голосов, которые звучат за сценой. А как называется такое пение без слов? (Вокализ).

. Слайд №23 (Вокализ - определение)

V Итог.

- Несмотря на то, что наше знакомство с этим удивительным балетом ещё не закончилось, я думаю, Вы без труда ответите на самый важный вопрос: какова роль литературы в музыке. (Композитор не смог бы сочинить балет, если бы не было увлекательной сказки Гофмана. Жанр балета неразрывно связан с литературой).

VI. Домашнее задание

- Мне бы очень хотелось, чтобы наше виртуальное путешествие в мир музыкального театра, пробудило в Вас желание посетить балетный спектакль в одном из музыкальных театров нашего города.

Слайд №25 (Домашнее задание.

А к следующему уроку я попрошу Вас найти имена композиторов, которые писали музыку к балету на сказочный сюжет. Кто эти композиторы? Какие балеты? На чьи сказки? Привести в тетради 3-3 примера.

Слайд №26 (Домашнее задание)


Работа над песней «____________________________». Исполнение

Слова благодарности за работу на уроке. Прощание с классом.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!