1 класс – 3 четверть – урок 13
Тема: Балет. Хореография – искусство танца
Цель: сформировать у учащихся представление о жанре балета.
Задачи урока. Образовательные:
повторение признаков балетного жанра;
продолжение знакомства с балетом П.И.Чайковского “Щелкунчик”, как крупным музыкально-сценическим жанром музыки, который не может существовать без литературного источника;
укрепление понимания взаимосвязи литературы и музыкального искусства;
совершенствовать навыки хорового пения.
Воспитательные:
приобщение детей к сокровищам отечественной музыкальной классики;
создание эмоционально–положительной, творческой атмосферы на уроке, способствующей более полной реализации творческого потенциала учащихся.
Развивающие:
формирование музыкального вкуса, понимания синтетической природы и художественных особенностей балетного искусства, умения слушать и анализировать фрагменты балетных спектаклей;
развивать вокально-хоровые навыки;
расширить кругозор учащихся через знакомство с новым репертуаром.
Тип урока: комбинированный.
Методы: повторение пройденного методом устного опроса;
рассказ учителя с использованием средств визуальной и слуховой наглядности (рассматривание слайдов, слушание музыки, просмотр видеофрагментов);
анализ музыкальных фрагментов, формулирование выводов в ходе беседы;
хоровое исполнение песни “Яна ел жыры»;
Оборудование: компьютер; динамики, баян.
Материалы: слайдовая презентация;
видеофрагменты из балета “Щелкунчик”: “Битва с мышами”, “Вальс снежных хлопьев”;
музыкальные фрагменты из балета П.И.Чайковского “Щелкунчик”: “Марш”, “Битва с мышами”, “Вальс снежных хлопьев”;
Ход урока
I. Организационный момент. Слайд №1
Звучит “Марш” из балета “Щелкунчик” П.И.Чайковского. Музыкальное приветствие.
II. Актуализация знаний
- Сегодня нас ожидает увлекательное путешествие в мир музыкального театра.
Но это уже не первое путешествие. Кто мне подскажет, с каким жанром музыкального сценического искусства мы с вами встречались в музыкальном театре? (В музыкальном театре мы познакомились с оперой.)
- Какие же оперы Вам запомнились больше всего? (…. …. ….)
- Какие литературные жанры стали основой сюжета для этого оперного спектакля? (сказка.)
III. Введение в тему урока
- Но пора вернуться к теме нашей встречи. С каким же жанром музыкального сценического искусства нам предстоит встретиться сегодня? Ответ на этот вопрос зашифрован в музыкальном кроссворде. Но для этого Вам необходимо отгадать несколько загадок. Все готовы?
Решение музыкального кроссворда
Слайд №2
- В основу оперы, балета Берётся книжечка…?
Слайд №3 (ответ) Либретто.
Слайд №4 - Бах, Чайковский, Моцарт, Глинка.
Арфа, флейта, рояль, скрипка.
Хор, солистов голоса, -
Всех подружила…?
Слайд №5 (ответ) Музыка.
Слайд №6
Бывает драматический, бывает музыкальный.
Ему сопутствует успех, обычно, колоссальный!
Его придумал режиссёр, играют в нём артисты.
Идёт в театре и порой - на сцене всё, как в жизни.
Слайд №7 (Ответ) Спектакль.
Слайд №8
Спектакль на славу удался
И публика довольна вся!
Художнику особые овации
За красочные…?
Слайд №9 (ответ): Декорации.
Слайд №10 - Звучит полонез и танцует поляк, А хота – конечно испанец, Но если “Камаринская” зазвучит - Исполнят для вас русский…?
Слайд №11 (ответ) Танец.
3. Формулирование темы
- Молодцы! Вы успешно справились с этим творческим заданием. Кроссворд решён, и Вы без труда можете назвать тему нашего урока. (Я думаю, что речь пойдёт о балете.)
- Совершенно верно. Сформулируйте цель нашего урока. Чему вы будете учиться на уроке?
Слайд
Цель урока - Углубление знаний об особенностях балетного жанра как синтеза разных искусств.
Самопланирование. Что вы можете сделать, чтобы больше узнать о балете? – надо смотреть балетные спектакли, читать литературу, слушать балетную музыку. И тогда кто-то из вас обязательно полюбит балет и захочет сходить на спектакль.
Слайд 3.Сегодня я предлагаю вам еще раз совершить путешествие в музыкальный театр, ведь тема нашего урока «Второе путешествие в музыкальный театр. Балет».
IV. Работа по теме урока
Но я бы хотел услышать от Вас, что же такое балет? Посмотрите внимательно на ответы в кроссворде и попытайтесь дать определение жанра балет по аналогии с уже известным по предыдущим урокам жанром опера.
Предоставляю возможность всем учащимся высказаться, после чего, либо выбираю наиболее полный ответ, прозвучавший на уроке, либо суммирую ответы детей и даю определение жанра балет.
Слайд №12 (Балет - определение)
- Балет - (французское ballo, буквально - танец). Музыкально- хореографический спектакль, в котором органически сочетаются музыка, танец, драматическое действие и элементы изобразительного искусства. А сейчас я попрошу расшифровать мне ответ на первую загадку. Что же это за “волшебная книжечка”, которая является основой оперы и балета?
Либретто - итальянское слово и переводится, как книжечка. По сути же это краткое изложение содержания оперы или балета.
Слайд №13 (Либретто - определение)
- Не могу с Вами не согласиться, но хотелось бы добавить, что помимо литературно-драматической основы, изложенной в либретто, вы можете в нём найти и характеристики всех действующих лиц. А как вы думаете, какие литературные жанры могут стать основой сюжета для балетного спектакля? (ответ): Сказки, легенды, пьесы, драма и т.д.
Балет начинается УВЕРТЮРОЙ (с франц. переводится «открывать») или ОРКЕСТРОВЫМ ВСТУПЛЕНИЕМ. В балете 2-3 действия, в каждом из них 2-3 картины. Вступление ко 2 или 3 действию может называться АНТРАКТОМ.
Картины состоят из сцен, в которых сольные и ансамблевые номера соединяются пантомимой.
Сольные номера: АДАЖИО, ВАРИАЦИЯ, КОДА (хвост, заключение)
Ансамблевые номера: ПА-ДЕ-ДЕ (танец для двоих), ПА- ДЕ-ТРУА (для троих), ПА-ДЕ-КАТР (для четырех), ГРАН-ПА-ДЕ-АНСАМБЛЬ (общий танец, исполняется КОРДЕБАЛЕТОМ - «хором» балета), АПОФЕОЗ – торжественный, заключительный танец.
В балете исполняются БЫТОВЫЕ танцы (вальс, полька …), ХАРАКТЕРНЫЕ танцы (комические, сказочные) и ДИВЕРТИСМЕНТ – вереница развлекательных танцев, не связанных с чувствами героев.
Позы танцоров в классическом балете созданы на основе поз античных (греко-римских) статуй, а в модерн-балете ритмопластика создана на основе движений современных танцев и гимнастики.
- Ну, а сейчас самое время отправиться в театр. У Александра Сергеевича Пушкина есть такие строки:
Слайд №14 (Портрет и высказывание А.С.Пушкина)
Театр уж полон; ложи блещут;
Партер и кресла, всё кипит;
В райке нетерпеливо плещут,
И, взвившись, занавес шумит. (А.С.Пушкин)
- Сегодня мы продолжим знакомство с балетом великого русского композитора П.И.Чайковского, действие которого происходит в рождественскую ночь. Может быть, кто-нибудь подскажет, что же это за балет? ( Щелкунчик.)
Слайд №15 - Итак, перелистаем страницы музыкальной истории и отправимся в 1892 год.
Слайд №16 (Памятная дата) Первая постановка балета “Щелкунчик” состоялась за год до смерти композитора на подмостках Мариинского театра в Петербурге. Этот балет был заказан П.И.Чайковскому дирекцией Императорских театров. Либретто к балету создано Мариусом Петипа. А теперь подумайте: всех ли авторов мы с Вами вспомнили? (Мне кажется, что здесь необходимо вспомнить о литературном первоисточнике, который был использован в работе над этим балетом. Ну, и конечно же его автора.)
- Я Вам очень благодарен за это дополнение. Ведь, если Вы помните, то все уроки в этом полугодии объединены одним вопросом: “Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы”? Так какое же литературное произведение было положено в основу либретто? ( Сказка “Щелкунчик”)
- Может быть, кто-то назовёт автора и уточнит название произведения. (Эрнст Теодор Амадей Гофман “Щелкунчик и мышиный король”).
Презентация. Слайд №17 - Вы абсолютно правы. Своим появлением балет П.И.Чайковского “Щелкунчик” обязан в первую очередь сказке Эрнста Теодора Амадея Гофмана “Щелкунчик и мышиный король”. А кто ещё принимает участие в создании балета? (Симфонический оркестр, дирижёр, балетмейстеры, артисты балета. А также художники, создающие декорации и костюмы).
- С какими фрагментами из этого балета Вы уже знакомы? (С фрагментом, который звучал в начале урока, когда мы входили в класс. Он называется “Марш”).
- Что же происходит в спектакле в рождественскую ночь? (Маше, так зовут главную героиню, снится сон. Оживают её игрушки… Она и Щелкунчик вступают в борьбу с мышиным королём. В этой неравной борьбе они одерживают победу, а потом отправляются в сказочную страну сладостей и игрушек…)
- Прекрасно. Именно с этой сцены, которая называется “Битва с мышами” мы и продолжим знакомство с балетом. Когда мы говорим с Вами о балете, мы представляем себе танец. Услышите ли в этом фрагменте характерные черты знакомых Вам танцев.
Слайд №18
Слушание и анализ. “Битва с мышами”
- Музыку, которая сейчас прозвучала, трудно назвать танцем. Это скорее музыкальная зарисовка игрушечной войны.
- Мне очень понравилось в Вашем ответе словосочетание “музыкальная зарисовка”. Это правильное замечание, потому что композитор, используя изобразительные возможности оркестра, создаёт зрительное ощущение происходящего на сцене. Что Вам помогла услышать и “увидеть” музыка П.И.Чайковского. (Здесь мы слышим окрики часового и барабанный бой, военные, хотя и игрушечные, фанфары и мышиный писк, напряжение схватки и чудесное превращение Щелкунчика).
- Молодцы! Ну, а сейчас самое время проверить себя и соотнести свои фантазии с тем, что Вы увидите на сцене.
Слушание фрагмента “Битва с мышами” в исполнении артистов балета Большого театра.
Слайд №19
- “…Но что это… Падают крупные хлопья снега. Поднимается вихрь, и снежинки быстро кружатся. Постепенно метель утихает, свет луны искрится на снегу.”
Просмотр видеофрагмента “Вальс снежных хлопьев” в исполнении артистов балета Большого театра
Слайд №20 - Фрагмент, который сейчас демонстрировался, называется “Вальс снежных хлопьев”.
Слайд №21 - Я, надеюсь, Вы обратили внимание на то, что в этом эпизоде танцевальность соединяется с яркой картинностью: музыка рисует легкое и немного призрачное в рассеянном свете луны кружение снежинок. Вместе с тем — это и “картина настроения”. Как Вы думаете, какие чувства переживает героиня? (С одной стороны мы слышим тревогу, а с другой - очарование волшебного сна Маши).
- Что необычного Вы услышали в средней части вальса? (Мне кажется, что пел хор.
Слайд №22 (Хор - определение) - Совершенно верно и это не случайно. Для того, чтобы рассеять сумрак тревожной ночи, композитор вводит в партитуру чудесное светлое пение детских голосов, которые звучат за сценой. А как называется такое пение без слов? (Вокализ).
. Слайд №23 (Вокализ - определение)
V Итог.
- Несмотря на то, что наше знакомство с этим удивительным балетом ещё не закончилось, я думаю, Вы без труда ответите на самый важный вопрос: какова роль литературы в музыке. (Композитор не смог бы сочинить балет, если бы не было увлекательной сказки Гофмана. Жанр балета неразрывно связан с литературой).
VI. Домашнее задание
- Мне бы очень хотелось, чтобы наше виртуальное путешествие в мир музыкального театра, пробудило в Вас желание посетить балетный спектакль в одном из музыкальных театров нашего города.
Слайд №25 (Домашнее задание.
А к следующему уроку я попрошу Вас найти имена композиторов, которые писали музыку к балету на сказочный сюжет. Кто эти композиторы? Какие балеты? На чьи сказки? Привести в тетради 3-3 примера.
Слайд №26 (Домашнее задание)
Работа над песней «____________________________». Исполнение
Слова благодарности за работу на уроке. Прощание с классом.