СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Баллада В.А.Жуковского «Кубок». Сюжет и герои баллады. Нравственно-психологические проблемы баллады.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

ДАННОЙ РАЗРАБОТКОЙ МОЖЕТ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ УЧИТЕЛЬ ЛИТЕРАТУРЫ ПРИ ИЗУЧЕНИИ БАЛЛАДЫ В.А.ЖУКОВСКОГО"КУБОК"

Просмотр содержимого документа
«Баллада В.А.Жуковского «Кубок». Сюжет и герои баллады. Нравственно-психологические проблемы баллады.»

5 кл литература

Тема: Баллада В.А.Жуковского «Кубок». Сюжет и герои баллады. Нравственно-психологические проблемы баллады.

Цели:

1) познакомить учащихся с жанровыми особенностями баллады; помочь осмыслить трагизм содержания баллады «Кубок» в ходе анализа языкового материала;

2) развивать навыки выразительного чтения поэтического текста, расширять лексикон детей в процессе словарной работы на уроке;

3) воспитывать у учащихся умение видеть нравственную красоту и силу героев баллады В.А.Жуковского.


Ход урока

I. Орг. момент.

II. Проверка д/з. выразительное чтение «Спящей красавицы».

Работы с литературоведческим терминами:

В.А.Жуковский является одним из основоположников романтизма, литературного течения 19 века, выдвигавшего на первый план личность и чувства.

Поэт прожил тяжелую и одновременно блистательную жизнь. Без знатного имени и состояния он был вынужден в дворянском обществе утверждать себя талантом и литературным трудом, и только тогда пришли слава и успех.

Одним из любимых жанров поэта была баллада. Их сюжеты В.А.Жуковский заимствовал преимущественно у немецких романтиков Гёте, Шиллера. Однако на основе чужого произведения он сумел создать свое, новое, самобытное творение.

--Что же такое баллада? Найдем определение в учебнике и запишем в тетрадь.

Баллада - небольшое сюжетное стихотворение, в основе которого лежит необычный случай.

Многие баллады связаны с историческими событиями или преданиями, с фантастическими или таинственными происшествиями.

III. Выразительное чтение баллады учителем:

IV.Анализ произведения:

--Понравилась ли вам баллада?

--Какой случай описан в балладе? В чем его необычность?

--Кто главный герой? Каким вы его себе представили?

--Каким предстает перед нами царь? Зачем он бросает кубок в море? (Это бессердечный человек, который пользуется своим положением и играет жизнями своих подданных.)

--Мы видим, что в основе баллады лежит необычный случай. Как же ведут себя герои в такой ситуации?

Как подданные царя отнеслись к его призыву? ( Умудренные опытом «рыцарь и латник недвижно стоят», «все безответны»).

--Почему они не приняли вызов царя? (Они не трусы, они видят каприз царя)

--В этот момент «смиренно и дерзко вперед» вышел паж. Почему он это сделал? (Он смел, ему хочется отличиться.)

--Что было причиной страха? Назовите морских чудовищ, увиденных юношей. («Млат водяной» — рыба молот, «однозуб», «уродливый скат», «мокой ненасытный» — вид морских акул, «стоногое»).

Природа бушует, пучина морская бунтует, клокочет. Зачитайте описание морской пучины, в которую брошен кубок.

--С чем сравнивает он эти явления? (С грозой)

Бездна поглотила юношу. Но что происходит? Что помогает ему? (Паж спасается, ему помогла молитва).

«Но Богу молитву тогда я принес,

И он мне спасителем был..»

--Каким вам показался рассказ пажа, вернувшегося из глубины моря? (Страшным)

--А каким он показался царю? (Чудесным) Почему?

Но царь глух к переживаниям пажа, поэтому и посылает его в бездну морскую во второй раз - на верную смерть. Даже просьба дочери не изменила его царского решения.

--Сколько и какие награды обещал он, призывая на новый подвиг? (перстень, дочь в жены)

--Теперь для него это дело чести, он видит, что переживает она и радостный кинулся в волны.

--Можем ли мы его поступок назвать подвигом? (Да, это самоотверженный, смелый поступок, это подвиг во имя любви)

--Как автор относится к происходящему? (Чувства переполняют его, он бунтует против несправедливости)

Вывод: Это произведение В.А.Жуковского заканчивается трагично. Герой мог отказаться от вызова достать кубок второй раз, но он пошел на это ради любви.

V.Д/З: Подготовить выразительное чтение баллады «Кубок»