СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Бамбурова К. Исследовательская работа "Земли родной талант и вдохновение"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовательская работа Бамбуровой К., выпускницы ДШИ п.Варламово, посвящена творчеству Ивана Ивановича Дмитриева  -нашего выдающегося земляка, поэта, баснописца, общественного деятеля 19 века.

Просмотр содержимого документа
«Бамбурова К. Исследовательская работа "Земли родной талант и вдохновение"»

УПРАВЛЕНИЕ КУЛЬТУРЫ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ АДМИНИСТРАЦИИ СЫЗРАНСКОГО РАЙОНА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ П. ВАРЛАМОВО


446073, Самарская область, Сызранский район, пос. Варламово, ул. Советская, д.23, тел.(8464) 99-80-22, факс (8464) 99-49-59








Исследовательская работа на тему:


"Земли родной талант и вдохновение"

К 260-летию со дня рождения И.И. Дмитриева








Автор:

учащаяся 7 класса отделения хорового пения

Бамбурова Ксения


Руководитель:

преподаватель Т.В. Дорофеева


СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3

Творческий портрет И.И. Дмитриева. 5

Камерно-вокальная и хоровая музыка на стихи И.И. Дмитриева 8

И.И. Дмитриев и современность. 14

Заключение. 15

Список использованной литературы 16

Материалы интернета. 17

Приложение 18




Введение

Село Троицкое Сызранского района (до конца XVIII века – село Богородское) – родина русского поэта, выдающего представителя русского сентиментализма Ивана Ивановича Дмитриева.

В последнее десятилетие проявляется интерес к творчеству И.И. Дмитриева. С 2004 года в селе Троицкое открыт музей поэта, в МУ межпоселенческой центральной библиотеке м.р. Сызранский ежегодно проходят Дмитриевские чтения. Но если о личности И.И. Дмитриева мы знаем достаточно, то его творчество, а также камерно-вокальная и хоровая музыка русских композиторов XIX века на стихи И.И. Дмитриева известны очень малому кругу исследователей, что и обуславливает актуальность данной работы.

Целью нашей работы стало изучение творчества И.И. Дмитриева и вокальной, хоровой музыки русских композиторов XIX века. Соответственно, объектом исследования в нашей работе стали камерно-вокальные, хоровые произведения русских композиторов, написанные на стихотворения И.И. Дмитриева.

По ходу написания нашего исследования мы использовали методы: анализа и синтеза собранного материала, сравнительного анализа нотного текста, работали со специальной литературой, основу которой составили труды советских музыковедов, статьи современных исследователей, проводили опрос учащихся восьмых классов ГБОУ СОШ "Центр образования" п. Варламово о поэзии конца XVIII - первой половины XIX века.

Теоретическая значимость исследования состоит в комплексе полученных исследовательских результатов, которые дополняют имеющиеся сведения о творчестве И.И. Дмитриева.

Практическая значимость исследования состоит в том, что оно может быть использовано в образовательных учреждениях при изучении музыкальной литературы, проведении культурно-массовых мероприятий.

Творческий портрет И.И. Дмитриева.

И .И. Дмитриев прожил долгую, удивительную жизнь, насыщенную историческими и творческими событиями. И.И. Дмитриев был очевидцем Пугачевского восстания, видел казнь Е. Пугачева. Впоследствии его воспоминания использовал А.С.Пушкин в повести "Капитанская дочка". Удачно сложилась карьера И.И. Дмитриева как государственного деятеля. Он занимал высокие посты: сначала обер-прокурора Сената, затем министра юстиции. За честность, порядочность и справедливость И.И. Дмитриев получил несколько орденов. Поэт И. Богданович писал:

"Он службой знаменит

Равно царю и Фебу,

Мил людям – за талант,

За справедливость – небу".

И.И. Дмитриев - один из ярких представителей сентиментализма в русской литературе. В Советской исторической энциклопедии находим определение сентиментализма, как "нового русского литературного направления, которое сложилось к концу XVIII века. В европейской литературе заметно было разочарование в цивилизации и городской жизни. Многие обернулись к природе, стали воспевать естественное состояние человека. Н. Карамзин и И. Дмитриев, следившие за европейскими течениями, возглавили новое направление" (10, с.146). События в личной жизни (несостоявшаяся женитьба в 1790 году) также способствовали сентиментальным настроениям поэта.

В 90-е годы XVIII века И. Дмитриев увлекся песнями, даже составлял их сборники. Изучая тексты, постигая особенности русских песен, их строй, композицию И. Дмитриев написал собственные песни "Стонет сизый голубочек", "Ах, когда б я прежде знала" - "точное подражание старинной народной песне" (14, с.93). В 1796 году И. Дмитриев издал "Карманный песенник", в который вошли тексты народных песен и песен русских поэтов – Г. Державина, И. Дмитриева, Ю. Нелединского-Мелецкого и другие. Многие из них приобрели популярность, особенно песня "Стонет сизый голубочек"1. "И. Дмитриева считали мастером чувствительных песен и "поэтических мелочей" (мадригалов, эпиграмм, басен и сатир)" (14, с. 98).

Впоследствии в творчестве И. Дмитриева становится ведущей тема патриотизма – любви к Отечеству истории, родной природе, которая получила яркое воплощение в одах "Ермак", "К Волге".

На протяжении жизни И. Дмитриев общался и вел обширную переписку с писателями разных поколений – Н.М. Карамзиным, В.А. Жуковским, А.С. Пушкиным. Сохранились письма И. Дмитриева к Н. Карамзину, в которых обсуждались новости литературной жизни, замысел некоторых произведений.

Юный Пушкин, бывая в Москве, посещал И. Дмитриева, посылал ему свои книги. И. Дмитриев признавал и ценил в Пушкине огромное дарование. А.С. Пушкин уважал в И. Дмитриеве его жизненный опыт, личную порядочность и пылкую любовь к поэзии.

…Дмитриев, Державин, Ломоносов

Певцы бессмертные, и честь, и слава россов

Питают здравый ум и вместе учат нас…

Работая над "Историей Пугачева" А.Пушкин пользовался записками И. Дмитриева и "жадно слушал его рассказы о минувшем" (17, с. 71).

Для И. Дмитриева поэзия была смыслом жизни. В мемуарах "Взгляд на мою жизнь" поэт достаточно критически оценивает свое собственное творчество, полагая, что в его стихах "более живости, украшений, чем глубокомыслия и силы". Истинная поэзия, по мнению И. Дмитриева, "проникает во глубину сердец, наблюдает сокровенные их изгибы и живописует страсти, держась всегда нравственной цели, воспламеняет к добродетели, ко всему изящному и высокому, воспевает доблести, обреченных к бессмертию" (13, с. 85).

Камерно-вокальная и хоровая музыка на стихи И.И. Дмитриева

Начало XIX века – время активного музицирования, формирование и развитие русского бытового романса. "Стихи Жуковского, Баратынского и юного Пушкина, поэтов – декабристов и Дельвига, сентиментальная поэзия Дмитриева и Нелединского-Мелецкого – стали богатейшей почвой, на которой вырос русский романс" (5, с. 51).

К поэзии И. Дмитриева обращались многие русские композиторы конца XVIII, XIX века. В музыковедческой литературе есть также упоминание о романсах А. Верстовского на стихи И. Дмитриева. К сожалению, эти романсы не так просто найти, так как они не растиражированы и хранятся лишь в архивах и в любительских коллекциях. Однако некоторые вокально-хоровые сочинения нам удалось найти. Это песни "Куда мне, сердце, страстно", "Стонет сизый голубочек" Ф. Дубянского и П. Воротникова, "Песнь пастушка" А. Алябьева, "Ах, когда б я прежде знала" М. Глинки, вокальный дуэт "Горлица и прохожий" А. Рубинштейна и смешанный хор "Стонет сизый голубочек" Э. Направника.

Первым к поэзии И.Дмитриева обратился Ф.М.Дубянский. Особой известностью пользовалась его песня «Стонет сизый голубочек». Музыковед О.Левашева отмечает, что "в простой, бесхитростной музыке Ф.Дубянский наследует традиции старинного трехголосного канта – параллельное движение двух верхних голосов в терцию и гармонический бас" (3, с. 191). (см. пример 1).

Пример 1 (т .1 - 4).





Светлое безмятежное настроение раскрывается в следующей песне Ф.Дубянского «Куда мне, сердце страстно». В ней композитор приближается по типу изложения к романсу с отдельно выписанной партией фортепианного сопровождения. (см. пример 2).

Пример 2 (т. 5 – 8).

Усложняется форма песни. Если в «Голубке» - неквадратный период, то в песне «Куда мне, сердце, страстно» - простая двухчастная форма.

«Песнь пастушка» А.Алябьева - живописная зарисовка сельской природы, на фоне которой раскрывается любовная драма. Изящная мелодия украшена хроматизмами. Форма куплета – двухчастная. Кульминация во 2 части передана секвенционным развитием, красочными гармониями (VI53 , движение баса по хроматизму, ум. VII7) (см. пример 3).

Пример 3 (т.20 – 24).

Большую роль в создании пейзажа играет фортепианная партия. Композитор использует звукоизобразительные приемы: сопоставление крайних регистров – ощущение пространства, воздуха, короткие пассажи – дуновение ветерка, тремоло и форшлаги - пение птиц (см. примеры 4 и 5).

Пример 4 (т.1 – 4).

Пример 5 (т. 13-15)

Подобные приемы встречаются у М.И. Глинки в песне «Жаворонок».

В «Песне пастушка» А.А. Алябьев обогащает жанр русской песни красочными гармониями, изобразительностью фортепианной партии.

«Стонет сизый голубочек» П.М. Воротникова написан в традициях старинного духовного канта. Размер 2/2, аккордовая фактура, выразительная мелодия с распевами, медленный темп.

Мелодия 1 части напоминает ритмически измененный вариант мелодии русской народной песни «Коробейники». (см. пример 6).

Пример 6 (т. 5 – 8).

В песне «Ах, когда б я прежде знала» М.И. Глинка также обращается к жанру бытового романса. В широкой плавной мелодии использованы секстовые интонации. Куплетная форма, простой аккомпанемент гитарного типа, терцовое сопоставление тональностей (D – h) (см. пример 7).

Пример 7 (т. 5 – 7).

По сравнению с песнями Ф. Дубянского и П. Воротникова романс М.Глинки отличается кантиленностью мелодии, разнообразием гармонического языка.

Вокальный дуэт «Горлица и прохожий» А.Г. Рубинштейна – образец камерно – вокальной лирики сентиментального содержания. В партии горлицы преобладают песенные интонации. Её тоска по потери дружочка передана скорбными интонациями – малой секунды, ум.септимы, ум.квинты. В партии прохожего – декламация. Кульминация подчеркнута гармонией ум. VII7, септаккорда II ступени, триольным движением по хроматизмам (см. пример 8).

Пример 8 (т.17 – 19).

Если первый раздел представлен как диалог на фоне выдержанных аккордов, то второй раздел написан в традициях бытового романса начала XIX века – вокальный дуэт на фоне аккомпанемента гитарного типа (см. пример 9).

Пример 9 (т. 20 – 21).



Хор «Стонет сизый голубочек» входит в цикл «Четыре хора acapella» Э.Ф. Направника ор.55. Хор написан в 1892 году, почти через 100 лет создания стихотворения И.И.Дмитриевым: Четырехголосный смешанный хор изложен в куплетной форме. Неторопливый темп, тональность g – moll, секундовые интонации придают музыке задумчивый, печальный характер. «Хор написан в гомофонно – гармоническом складе с развитым голосоведением» (16, с.66). Музыку отличает камерность звучания, тонкость нюансировки (см. пример 10).

Пример 10 (т. 9 – 12).

И.И. Дмитриев и современность.

В настоящее время возрождается интерес к личности И.Дмитриева и его творчеству. На его родине в с.Троицкое с 2004 года открыт музей, совершаются экскурсии по памятным местам поэта (Приложение).

Пятый год в МУ межпоселенческой центральной библиотеке м.р. Сызранский 21 сентября, в день рождения поэта проходят ежегодные Дмитриевские чтения "Любимец муз и славы".

Мы провели опрос с учащимися восьмых классов ГБОУ СОШ «Центр образования» п.Варламово о поэзии XIX века. Большинство ребят (95%) любят поэзию. 65% отметили вдохновенность поэзии А.С. Пушкина, 25% близок по душе С.Есенин, 7% выбрали стихи Н.Некрасова. И.Дмитриева знают 28%, а с его творчеством знакомо всего 2%. Мы подготовили литературно – музыкальную композицию, в которой использовали интересные факты творческой биографии поэта. Прозвучали романсы русских композиторов на стихи И. Дмитриева. Надеемся, что наша встреча сподвигла ребят на дальнейшее изучение творчества поэта.

Заключение.

С самарским краем связаны биографии и судьбы многих выдающихся людей. В 2020 году исполняется 260 лет со дня рождения нашего земляка Ивана Ивановича Дмитриева.

В ходе работы над темой о творчестве И.И. Дмитриева мы сделали следующие выводы:

1.Поэзия И.И. Дмитриева внесла свой вклад в песенный репертуар эпохи сентиментализма. Вокальные сочинения А.А. Алябьева, М.И. Глинки, Ф.М. Дубянского сыграли важную роль в формировании русского бытового романса XIX века. Произведения А.Г. Рубинштейна и Э.Ф. Направника – яркие примеры камерно-вокальной и хоровой музыки сентиментального плана.

2.И.И. Дмитриев – прекрасный образец честного, порядочного человека, государственного деятеля, талантливого поэта. Его личность, творчество современны в наши дни. Поэзия И.И. Дмитриева проникнута беззаветной любовью к Отчизне, истории, родной природе.

О Волга! Рек, озер краса,

Глава, царица, честь и слава,

О, Волга, пышна, величава!

Прости!.. Но прежде удостой

Склонить свое вниманье к лире

П евца, незнаемого в мире,

Но воспоенного тобой!



Список использованной литературы

  1. Глинка М.И. Романсы и песни / Ред. Е. Орехова. Вып. II.- М.: Музыка, 1998.- 160 с.

  2. Историко-культурная энциклопедия Самарского края: Персоналии. Со-Я. / Ред.-сост. Н.Д.Курдина.- Самара: Самарский дом печати, 1995.- 280 с.

  3. Левашёва О. Келдыш Ю., Кандинский А. История русской музыки. т.1 От древнейших времен до середины XIX века.- М.: Музыка, 1992.- 593 с.

  4. Муниципальный район Сызранский: 75 лет, Надеждой и верой.- Сызрань, 2010.- 75 с.

  5. Никитина Л.Д. История русской музыки: Популярные лекции.- М.: Изд. центр "Академия", 1999.- 372 с.

  6. Пушкин А.С. Сочинения в 5 томах М.: МД "Синергия", 199.-210 с.

  7. Рубинштейн А.Г. 12 дуэтов в сопровождении ф-но.- М.: Музыка, 1989.- 75 с.

  8. Русская музыкальная литература / Сост. Э.Л. Фрид.- Вып.2.- М.: Музыка, 1980.- 296 с.

  9. Русские писатели и поэты. Краткий библиографический словарь.- М.: Просвещение, 2000.- 115 с.

  10. Советская историческая энциклопедия. В 15 томах. Том 5.- М.: "Двинск", 1984.- 285 с.

  11. Старинные русские песни и романсы / Сост. О.И. Федотов.- М.: "Флинта", 2006.- 416 с.

  12. Сукайло В.А. Труды и дни Ивана Дмитриева. В 2 кн. Кн. I Хроника. Изд. 2-е, доп. испр..- Ульяновск: Корпорация технологий продвижения, 2010.- 860 с.

  13. Сукайло В.А. Труды и дни Ивана Дмитриева. В 2 кн. Кн. II Сочинения и переводы. Изд. 2-е, доп. испр..- Ульяновск: Корпорация технологий продвижения, 2010.- 775 с.

  14. Сухарева О.В. Кто был кто в России от Петра I до Павла I.- М.: Просвещение, 2005.- 315 с.

  15. Сызрань литературная: Антология прозы и поэзии.- Самара: изд-во "Ларец", 2008.- 312 с.

  16. Усова И.В. Хоровая литература.- М.: Музыка.- 296 с.

  17. Черейский П.А. Современники Пушкина: Документальные очерки.- М. Просвещение, 1999.- 172 с.

Материалы интернета.

  1. chronograph.livejournal.com

  2. philosofiya.ru

  3. rustih.ru

  4. PrimaNota.ru

  5. www.notarhiv.ru

Приложение



Троицкая церковь

Богородицкая церковь

Церкви построены на средства семьи Дмитриевых

Музей поэта в селе Троицкое





Парк, заложенный отцом И.И Дмитриева



1А.С. Пушкин в поэме "Домик в Коломне" использовал песню в исполнении репертуара героини - Параши. На текст "Стонет сизый голубочек" написаны песни Ф. Дубянского, П. Воротникова, смешанный хор Э. Направника.

2022