Предмет: ОФГ
Класс: 8-9
Тема внеурочного занятия: Банковские услуги
Тип занятия: занятие применения знаний, умений и навыков
Форма занятия: Квест-игра
Цель занятия: создание условий для формирования финансовой грамотности учащихся в сфере банковских услуг.
Задачи занятия:
Образовательные:
Развивающие:
продолжить развивать логическое мышление,
умения анализировать учебный материал,
вести, аргументировано доказывать собственную точку,
Воспитательные:
Планируемые общеобразовательные результаты:
Личностные:
- формирование устойчивой мотивации к обучению
Метапредметные:
познавательные УУД:
- умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
регулятивные УУД:
- умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения;
- владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
коммуникативные УУД:
- умение работать в команде, сотрудничать в совместном решении поставленной задачи.
Предметные: обучающиеся научатся применять теоретические знания при решении практических задач, оказавшись в ситуации выбора стратегии поведения.
Формы организации деятельности учащихся: групповая
Технологии: квест-технология, критического мышления
Оборудование: карточки с заданиями, маршрутные листы, ватман, фломастеры
Учебно-методическое обеспечение: Сборник математических задач «Основы финансовой грамотности». – В трех томах. Для 5–9-х классов / составители: Н.П. Моторо, Н.В. Новожилова, М.М. Шалашова. – Москва, 2019
Ход занятия
Этапы занятия | Цель этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Организационный момент Мотивация | Мотивировать обучающихся для осуществления учебной деятельности. | - Здравствуйте, ребята! На прошлых занятиях мы с вами узнали, какие банковские услуги предлагаются населению в наше время. Однако знание теоретической информации не гарантирует, что в реальной жизни вы сумеете ею воспользоваться. Сегодня мы с вами смоделируем ситуации, в которых вы сможете продемонстрировать свои знания и умения по теме «Банковские услуги». Но прежде, чем мы приступим к работе, вам необходимо разделиться на команды при помощи жеребьёвки. (Учитель проводит жеребьёвку, в ходе которой ребята достают из пакета смайлики разных цветов, в соответствии с цветом объединяются в команды) - Итак, у нас получилось четыре команды. Каждая получает маршрутный лист, на нём указаны названия станций, в том порядке, в котором вам предстоит их пройти. На каждой станции вы можете находиться 5 минут. По условному сигналу, согласно вашему маршрутному листу вы переходите на следующую станцию. Результат работы на каждом этапе вы будете фиксировать на ватмане. А в конце занятия мы посмотрим, совпадут ли ваши решения. | - проходят жеребьёвку (Приложение 2) - получают маршрутные листы (Приложение 3) - слушают информацию о порядке проведения занятия. |
Ход игры | Создание условий для применения полученных знаний и умений в ситуации из реальной жизни. | Организует при помощи модераторов работу на этапах квеста: 1 станция - ипотека 2 станция – депозит 3 станция – кредит 4 станция – банковская карта * Условия заданий для каждой станции см. в Приложении 1 | Проходят станции в соответствии со своим маршрутным листом, выполняют задания. После выполнения задания на каждой станции, команды изображают на своём ватмане схематичный ответ. |
Рефлексия | Осознание обучающимися результатов своей учебной деятельности, своей группы и всего класса. | - Итак, ребята вы завершили прохождение банковского квеста. Давайте же посмотрим ваши решения и сравним их. Учитель анализирует ответы и подводит итоги. Наше сегодняшнее занятие было посвящено банковским услугам. Надеюсь, что в своей повседневной жизни вы всегда будете принимать грамотные финансовые решения при выборе банковских продуктов. | Команды демонстрируют ватманы с изображениями своих ответов. |
Приложение 1.
Задание для станции КРЕДИТ.
Если игра проходит в классе, где на занятиях ребята знакомились с формулами вычисления процентов по кредиту, то они решают задачу, опираясь на знания формулы. Если в классе с формулой не знакомились, то они решают задачу, используя онлайн - калькулятор кредита.
Светлана запланировала со своей подругой полететь отдыхать на море. Путёвка, которая заинтересовала девушку, стоит 70000 рублей. Такой суммы у Светы не оказалось, и она решила взять кредит в банке. Банк Z предложил ей кредит под 15% годовых на 5 месяцев. А банк N предлагает кредит на год под 8% годовых. При каком варианте кредита Светлана меньше заплатит % банку? Напишите на ватмане букву банка, в котором переплата по кредиту будет меньше. Какой вариант, на ваш взгляд, больше подойдёт Светлане, если учесть, что её заработная плата составляет 25000 рублей в месяц.
После решения, на ватмане напишите букву того банка, который предлагает более выгодные условия.
Решение для банка Z: 70000*(1+0,15/12*5)=74 375
Решение для банка N: 70000*(1+0,08)=75 600
Задание для станции ИПОТЕКА.
Пётр устроился работать в престижную фирму, в которой получает зарплату 65 000 рублей в месяц. Он решил, что уже пора жить отдельно от родителей и присмотрел себе квартиру стоимостью 2 300 000 рублей. Пётр обратился в банк за ипотечным кредитом, сроком на 10 лет. Определите, одобрит ли банк заявку молодого человека, если по условиям кредитования погашение кредита и процентов осуществляется равномерными взносами, которые не должны превышать 30% дохода кредитора.
После решения, на ватмане напишите слово «ДА», если по вашему мнению банк одобрит заявку, «НЕТ» - если откажет в одобрении.
Решение: 2300000/(12*10)=19 167 – ежемесячный взнос ( не считая процентов банку)
65000*30%/100% = 19 500
Задание для станции БАНКОВСКАЯ КАРТА.
Участникам предлагается познакомиться с ситуацией.
Семья А. проживает в городе Курске и состоит из 5 человек, мама, папа, дочь 9-ти лет и два сына 6 и 5 лет. Живут они в трёхкомнатной квартире в спальном районе. Папа работает в одной довольно успешной компании, которая занимается переработкой свинца. Ему часто приходится передвигаться по городу и области на своем автомобиле по рабочим вопросам, затраты на ГСМ ему не возвращают, средняя ежемесячная зарплата у него 70 000 рублей. Мама работает в бюджетной организации обычным специалистом, ее зарплата составляет 20 000 руб., получает её она на карту Сбербанка. Также мама немного подрабатывает, заказывая одежду в интернете и продавая ее в розницу, с помощью сайта объявлений. Дочь ходит в 3 класс городской школы, сыновья в детский сад недалеко от дома и посещают центр детского развития, где обучаются музыке и рисованию. Месяц посещения обходится семейному бюджету в 3000 рублей.
Раз в год вся семья ездит отдыхать, на море в Краснодарский край к родителям папы. Родители мамы проживают в Курской области, занимаются ведением личного подсобного хозяйства. Семья А. навещает их не реже двух раз в месяц. Родители считают, что детей необходимо с раннего возраста приобщать к труду, поэтому дети с родителями помогают бабушке и дедушке с хозяйством, а бабушка и дедушка часть продуктов отдают семье А. поэтому они значительно экономят на походах в супермаркет.
Родители считают свою семью современной, поэтому регулярно совместно с детьми посещают кинотеатры, развлекательные центры, интересные выставки. По традиции в субботу и воскресенье все вместе они ужинают в ресторане «Домашний», где ужин на одного человека стоит 300-500 руб. Так же родители хотят воспитать всесторонне развитых детей, поэтому 2-3 раза в месяц книги покупают для детей и для себя.
Мама решила выбрать себе дебетовую карту с кэшбеком, но подошла основательно к этому вопросу, выписав условия всех популярных карт. Помогите маме семьи А. выбрать подходящую для них карту.
Дебетовые карты с кэшбэком
банк | кэшбэк | Процент на остаток | Возможность пополнения | Годовое обслуживание |
ВТБ 24 | 5% на выбранные категории, 1% на остальные покупки, при условии, что в месяц тратится не менее 15000 рублей. Максимальный размер кэшбэка 3500 рублей в месяц | Услуга не предусмотрена. | Через банкоматы ВТБ 24, в других банкоматах комиссия 2% от суммы | Плата за карту составляет 1 500 рублей в год. В последующий год плата за годовое обслуживание не взимается, если за прошедший год поддерживался минимальный остаток средств по карте в размере 50 000 рублей. |
Сбербанк | Бонусы начисляются в виде Спасибо. У партнёров: 10% на заправках, 5% в кафе и ресторанах, 1,5% в супермаркетах. 0,5% за все стальные покупки по карте. Бонусы Спасибо можно потратить у партнёров | Не предусмотрена | Через банкоматы «Сбербанк» | 4 990 рублей. |
Совкомбанк, «Халва» | Если рассчитываться при помощи телефона: 12% у партнёров, остальное- 6%. При расчёте картой: у партнёров – 3%, всё остальное – 1%, при условии что ежемесячно тратится не менее 10000 рублей | 7% на остаток | Через мобильное приложение без комиссии с карты любого банка или через банкомат Совкомбанка. Снимать можно в любых банкоматах без комиссии | Бесплатная карта |
Газпромбанк | 10% при оплате товаров из промо-категории, 1,5% если сумма покупок по карте более 30000 рублей, 1% если более 10000 рублей | 7,5 % на остаток | Через банкоматы Газпромбанка, в других банкоматах комиссия 2% от суммы | Не оплачивать годовое обслуживание смогут те клиенты, которые в месяц тратят более 30 000 рублей по карте. Если вы тратите меньше, 299 рублей в месяц |
После принятия решения, приклейте на ватман логотип выбранного банка. (Приложение 4)
Задание для станции ДЕПОЗИТ.
Лена несколько лет назад положила некую сумму на депозит. Спустя какое-то время девушка решила посмотреть историю начисления. Оказалось, что через три года после открытия вклада сумма составляла 348560 руб., а через 7 лет – 455980 руб. с учётом той же процентной ставки. Определите, под какую ставку процента девушка положила средства на депозит.
После решения задачи, напишите на ватмане годовую ставку по депозиту.
Решение: 1) 455 980 - 348 560 = 107 420 руб.
2) (107 420 : 4)*3 = 80 565 руб.
3) 348 560 - 80 565 = 267 995 руб.
4) 80 565 / (267 995*3)=0, 10 = ставка 10 %
Приложение 2. Смайлики для проведения жеребьёвки
Приложение 3.
Маршрутный лист
1 станция – депозит
2 станция – кредит
3 станция – банковская карта
4 станция – ипотека
Маршрутный лист
1 станция – кредит
2 станция – банковская карта
3 станция - ипотека
4 станция – депозит
Маршрутный лист
1 станция – ипотека
2 станция – депозит
3 станция – кредит
4 станция - банковская карта
Маршрутный лист
1 станция – банковская карта
2 станция – ипотека
3 станция - депозит
4 станция – кредит
Приложение 4.