СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по химии "Реакции ионного обмена и условия их протекания"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока по химии ФГОС для обучающихся 9 класса по теме: "Реакции ионного обмена и условия их протекания"

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по химии "Реакции ионного обмена и условия их протекания"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 20» имени Ивана Ивановича Наймушина

г. Братск, Иркутская область












Тема урока: «Реакции ионного обмена и условия их протекания»
(конспект урока по химии ФГОС 9 класс)





Разработала:

Барахтенко О.И.- учитель химии,

первая квалификационная категория.





2017г.

Цели деятельности
педагога

Обобщить и систематизировать знания о реакциях обмена в свете представлений ТЭД, сформировать у учащихся представление о сущности реакций ионного обмена; сформировать навыки написания полных и сокращенных ионных уравнений; совершенствовать умения работать с учебником; развивать умения при  работе с химическим оборудованием.

Тип, вид урока

Урок формирования первоначальных предметных умений

Планируемые
результаты:
предметные

Обучающийся узнает о сущности и возможности протекания реакций ионного обмена. Научится определять ионы по их качественным реакциям, составлять полные и сокращенные уравнения реакций ионного обмена, применять эти знание для характеристики химических свойств кислот, оснований, солей.

Универсальные
учебные действия
(метапредметные)

Регулятивные: научится принимать и сохранять учебную задачу; оценивать результат своих действий; получить возможность научиться адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами; организовывать свое рабочее место под руководством учителя.

Познавательные: научится выделять качественные характеристики объектов, заданные словами и символами; выделяют и формулируют познавательную цель; получить возможность научиться ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи; выбирать основания и критерии для сравнения объектов наблюдения, подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения; проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

Коммуникативные: научится вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы; получить возможность научиться устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать в конструктивном диалоге.

Личностные

будут сформированы: на основе знаний о теории электролитической диссоциации учащиеся осмысливают процесс  составления уравнений реакций ионного обмена, применяют свои знания для формирования жизненного опыта.

Формы и методы
обучения

Фронтальная, индивидуальная; словесный, наглядный, практический

Основное содержание темы, понятия и термины

Сформировать понятия реакции ионного обмена, полное и сокращенное ионное уравнение.

Образовательные

Учебник В.В. Еремин, Н.Е. Кузьменко Химия 9, тетрадь, набор оборудования и реактивов для проведения лабораторной работы, компьютер, проектор

цифровые ресурсы





Ход урока

Этап
урока, цель

Методи-
ческий
прием

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Текущий контроль

осуществляемые

действия

формируемые

умения

1

2

3

4

5

6

I. Организационный момент

Фронтальная беседа.

Проверяет готовность класса и оборудования;
приветствует учащихся. Эмоциональный настрой
на урок.



Приветствуют учи-
теля. Отвечают
на вопросы.

Проявляют эмоциональную отзывчивость к вопросам, пробуждающим любознательность

Наблю-
дение
учителя

II. Фронталь- ная работа

Фронталь-
ная работа

Контроль знаний материала, изученного на предыдущих уроках:

-какие вещества называют электролитами, неэлектролитами (приведите примеры)?

- что такое электролитическая диссоциация?

- что такое ионы, катионы, анионы?

- на какие ионы диссоциируют щелочи, кислоты, соли?

Отвечают на вопросы

Самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель

Устные ответы на вопросы

III. Сообщение темы урока

Эвристичес кая беседа

Электролиты способны распадаться на ионы, к ним относятся щелочи, кислоты, соли. К какому типу относится реакция между основаниями, солями и кислотами? Следовательно, в растворе будут происходить взаимодействия между ионами. Сформулируйте тему урока? Какова цель нашего урока?

Формулируют тему и цель урока:

изучить протекание реакции ионного обмена между растворами электролитов.

Формулируют проблемный вопрос нового материала

Развернутые ответы на вопросы

Фронталь-
ная работа

Приобретение новых знаний на основе выполнения лабораторных опытов (по инструктивной карточке в учебнике стр. 68

1. Проведите реакцию между раствором хлорида кальция и карбоната натрия. Что наблюдаете? Почему образовался осадок? Чтобы ответить, что произошло в результате реакции надо составить уравнение реакции.

Знакомство с алгоритмом составления ионных уравнений. Учитель записывает молекулярное, полное ионное и сокращенное уравнение реакции. Объясняет сущность данной реакции. В результате взаимодействия катиона бария и аниона сульфат-иона образовался нерастворимый осадок сульфата бария. Такие реакции, в результате которых образуется нерастворимое вещество, относят к реакциям с образованием осадка.

2. Проведите реакцию между раствором карбоната натрия и соляной кислоты. Что наблюдаете? Запись молекулярного, полного и сокращенного уравнения реакции. Объяснение сущности данной реакции.

Такие реакции протекают с образованием газообразного вещества.

3. Проведите реакцию между раствором гидроксида натрия с добавлением капли индикатора фенолфталеина и соляной кислоты. Что наблюдаете? Запись молекулярного, полного и сокращенного уравнения реакции. Объяснение сущности данной реакции. Такие реакции протекают с образованием малодиссоциирующего вещества (воды).

4. Проведите реакцию между раствором хлорида натрия и нитрата калия. Наблюдаются ли какие-либо изменения? Запись молекулярного, полного и сокращенного уравнения реакции.

Делают выводы по данным опытов о возможности протекания реакций ионного обмена.

Имеют познавательный интерес, определенные
познавательные потребности и учебные мотивы

Развернутые ответы на вопросы

Физкульт-
минутка

«Потягивание кошечки»
Исходное положение: сидя на стуле парты, прогнуться в пояснице, кисти к плечам. Вдох – потянуться, руки вверх, кисти расслаблены. Выдох – кисти к плечам, локти свести вперед.

Выполняют движения по инструкции

Осуществляют
профилактику утомления

Наблю-
дение
учителя

IV. Знакомство
с
качественными реакциями на ионы

Групповая работа по определе-
нию ионов

Рассмотрим раствор хлорида меди(II). Хлорид меди (II) в водном растворе находится в виде ионов Cu2+ и Cl -. Cu 2+имеет характерную окраску синего цвета. На каждый ион существует свой качественный реактив, своя качественная реакция, по которой можно определить его наличие в растворе. Проведём качественную реакцию на ион Cu2+ - взаимодействие с раствором щелочи ОН-

Задание для групп: исследовать минеральную воду на содержание ионов Cu2+, OH-, H+, Fe3+, HCO3-, SO42- - в растворе по их качественным реакциям. Используя таблицу определения ионов.

Подведём итоги нашей работы. Исследуемые объекты содержат полезные для жизнедеятельности человека элементы. Минеральные соли в водных средах организма частично или полностью растворяются и существуют в виде ионов. Основными источника минеральных веществ для организма являются продукты питания.

Обсуждают опыт.

Оформляют выводы, сравнивают результаты эксперимента с табличными данными.

формулируют вывод: качественная реакция на Cu2+. Взаимодействие с раствором щёлочи ОН- с образованием характерного осадка синего цвета.

Развернутые ответы на вопросы. Изучение условных обозна-
чений

V. Включение в систему знаний и повторения

Примене-
ние новых знаний на практике.




Установите соответствие между сокращенным ионным уравнением и исходными веществами в молекулярном уравнении химической реакции:

1 вариант

2 вариант

Са2+ +СО32- → СаСО3

Fe3++3OH- → Fe(OH)3

а) СаСl2+Na2CO3

а) FeCL3+NaOH

б) CaO+H2CO3

б) Fe2O3+NaOH

в) CaCO3+HCl

в) Fe(OH)3+HCl

г) Ca(OH)2+K2CO3

г) Fe(NO3)3+KOH

Выполняют задание


Происходит самопроверка по образцу

VI. Итог урока

Обобщаю-
щая беседа

Совместно формулируется вывод о сущности реакций ионного обмена.

- Что нового узнали сегодня на уроке?

- Достигли цели урока? Почему вы так считаете?

Оценки за урок.




Домашнее задание: п. 13, стр 69, упр. 2 (а-г), 3 (а-в) – 1 вариант; упр. 2 (д-з), 3 (г-е) – 2 вариант

Формулируют
полные ответы
на вопросы.

Высказывают предположения. Анализируют и оценивают достижение цели.

Формулируют собственное мнение. Адекватно воспринимают качественную оценку своей работы

Развернутые ответы на вопросы




Список использованной литературы

  1. Еремин В.В., Кузьменко Н.Е. Химия 9 класс (учебник) – М: «Дрофа», 2013.

  2. Горковенко М.Ю. Поурочные разработки по химии 9 класс – М.: «ВАКО», 2015.

  3. Радецкий А.М. Дидактический материал Химия 8-9 – М: «Просвещение», 2014.

  4. Радецкий А.М. Химический тренажер 8-9 классы – М: «Просвещение», 2008.