СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Башкирский национальный костюм. Камзол»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тематическое направление методической разработки воспитательного мероприятия – приобщение к культурному наследию.

Тема – «Башкирский национальный костюм. Камзол»

Просмотр содержимого документа
««Башкирский национальный костюм. Камзол»»







Методическая разработка воспитательного мероприятия


«Башкирский национальный костюм. Камзол»


















1. Тематическое направление, тема воспитательного мероприятия и обоснование ее выбора (актуальность)

Тематическое направление методической разработки воспитательного мероприятия – приобщение к культурному наследию.

Тема – «Башкирский национальный костюм. Камзол» День национального костюма проходит в республике согласно Указу Главы Радия Хабирова. Дни национального костюма народов республики будут проходят два раза в год: в третью пятницу апреля и вторую пятницу сентября. В 2020 году праздник выпал на 17 апреля (состоялся в онлайн - формате) и 11 сентября.

2. Целевая аудитория воспитательного мероприятия

Методическая разработка воспитательного мероприятия направлена на 6-10 летних обучающихся 1-4 классов.

3. Роль и место воспитательного мероприятия в системе работы классного руководителя (связь с другими мероприятиями, преемственность)

Методическая разработка воспитательного мероприятия «Башкирский национальный костюм. Камзол» имеет важное значение и играет важную роль в системе работы классного руководителя. Данная разработка помогает воспитывать в учащихся чувства уважения к истории, искусству


4. Цель: приобщение к культурному наследию. Познакомить обучающихся с понятием «орнамент», дать понятие «башкирский орнамент», закрепить теоретические знания практическим заданием. Научиться украшать элементами башкирского орнамента камзол.

Задачи:

развитие основ творческой деятельности, конструкторско-технологического мышления, пространственного воображения, эстетических представлений, формирования внутреннего плана действий, мелкой моторики рук.

Планируемые результаты

Личностные результаты:

воспитание уважительного отношения к культуре народов Башкортостана; формирование адекватных представлений о собственных возможностях; овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни; самостоятельность в выполнении учебных заданий, формирование гигиенических навыков.

Коммуникативные учебные действия включают следующие умения:

всту­пать в контакт и осуществлять учебное сотрудничество в коллективе (учитель−ученик, ученик–уче­ник, ученик–класс, учитель−класс);

использовать принятые правила и нормы со­ци­аль­ного взаимодействия с одноклассниками, учителем и взрослыми людьми;

обращаться за по­мо­щью и при­нимать помощь;

слушать и понимать инструкцию к учебному за­да­нию в разных видах деятельности и быту;

Регулятивные учебные действия включают следующие умения:

соблюдать правила и нормы поведения в школе (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);

при­нимать цели и произвольно включаться в деятельность, сле­до­вать предложенному плану и работать в общем темпе;

уча­с­т­во­вать в де­ятельности, контролировать и оценивать свои дей­с­т­вия и действия од­но­к­ла­с­сников;

соотносить свои действия и их результаты с заданными об­ра­з­ца­ми, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных кри­териев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.

Познавательные учебные действия включают следующие умения:

выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых пред­метов, признаки их сходства;

бережно относиться к используемому материалу;

делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;

пользоваться знаками, символами;

выполнять практические действия с различными видами материалов;

работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленных на бумажных и электронных и других носителях).

Предметные результаты

Минимальный уровень:

знание правил организации рабочего места и умение самостоятельно его организовать;

знание названий инструментов, правил техники безопасной работы с колющими и режущими инструментами;

знание приемов работы (разметки деталей, выделения детали из заготовки, формообразования, соединения деталей, отделки изделия, анализ объекта, подлежащего изготовлению; определение способов соединения деталей;

пользование доступными технологическими (инструкционными) картами;

составление стандартного плана работы по пунктам;

владение некоторыми технологическими приемами ручной обработки материалов;

Характеристика деятельности учащихся:

Самостоятельно:

  • организовывать рабочее место для работы с бумагой и картоном (рацио­нально размещать материалы и ин­струменты);

  • наблюдать, сравнивать материалы по форме и тону;

  • использовать ранее приобретённые знания и умения в практической ра­боте (разметка по шаблону, резание ножницами, складывание, наклеива­ние бумажных деталей);

  • анализировать образцы изделий по памятке, понимать поставленную цель;

С помощью учителя:

  • анализировать образцы изделий, понимать поставленную цель, отде­лять известное от неизвестного;

  • изготавливать изделие с опорой на готовый план, образец;

  • оценивать результат своей деятель­ности (качество изделия: точность раз­метки и вырезания деталей, аккурат­ность наклеивания, общая эстетич­ность; оригинальность: выбор цвета, иной формы, композиции);

  • обобщать (называть) то новое, что освоено;

  • обсуждать и оценивать результаты труда одноклассников;

  • искать дополнительную информа­цию в книгах, энциклопедиях, журна­лах, интернете (с помощью взрослых);


5. Форма проведения воспитательного мероприятия и обоснование ее выбора

Форма проведения воспитательного мероприятия – беседа с моделированием проблемных ситуаций, ответами на несложные вопросы, практическая работа.

6. Педагогические технологии, методы, приемы, используемые для достижения планируемых результатов

Если человек в школе не научится творить, то и в жизни он будет только подражать и копировать.

Л.Н. Толстой

Для достижения планируемых результатов применялась учебно-практическая деятельность учащихся, это такая форма организации воспитательной работы, которая связана с решением учащимися творческой задачей

- постановка проблемы;

-практическая часть;

- анализ;

- обобщение;

- выводы.

В результате учащиеся приобретают определенные качества личности, такие как:

самостоятельно:

  • организовывать рабочее место для работы с бумагой и картоном (рацио­нально размещать материалы и ин­струменты);

  • наблюдать, сравнивать материалы по форме и тону;

  • использовать ранее приобретённые знания и умения в практической ра­боте (разметка по шаблону, резание ножницами, складывание, наклеива­ние бумажных деталей);

  • анализировать образцы изделий по памятке, понимать поставленную цель;

С помощью учителя:

  • анализировать образцы изделий, понимать поставленную цель, отде­лять известное от неизвестного;

  • изготавливать изделие с опорой на готовый план, образец;

  • оценивать результат своей деятель­ности (качество изделия: точность раз­метки и вырезания деталей, аккурат­ность наклеивания, общая эстетич­ность; оригинальность: выбор цвета, иной формы, композиции);

  • обобщать (называть) то новое, что освоено;

  • обсуждать и оценивать результаты труда одноклассников;

  • искать дополнительную информа­цию в книгах, энциклопедиях, журна­лах, интернете (с помощью взрослых);

7. Описание этапов подготовки и проведения мероприятия

1. Подготовка воспитательного мероприятия

1.1 Учитель заранее готовит материал для воспитательного мероприятия, шаблоны, вопросы, презентацию.

2. Обучающиеся учат стихотворения Мустая Карима.

8. Ресурсы, необходимые для подготовки и проведения мероприятия

Для успешного проведения внеклассного мероприятия немаловажное значение имеет предварительная работа по подбору необходимой литературы. Одним из основных источников получения информации является интернет.

9. Рекомендации по использованию методической разработки в практике работы классных руководителей

Работа по данной теме дает возможность развивать индивидуальные творческие способности учащихся. Кроме того, данная методическая разработка дает возможность учащимся самостоятельно пополнять свои знания, глубоко вникнуть в историю, они должны понять, что народный костюм - ценнейший памятник народного творчества. Это важно для развития каждого школьника.

Оборудование для обучающихся:

шаблоны камзола, кускара, ромбов по количеству обучающихся, кисти, клей, ножницы, простой карандаш, цветной картон, цветная бумага.

Оборудование для учителя:

ноутбук, интерактивная доска, колонки.

10.Ход воспитательного мероприятия


(На экране слайд с изображением джигита, играющего на курае и звучит мелодия курая, на фоне музыки ученик читает стихотворение:

Слайд 1)

Взгляни на глобус:

Вот он шар земной,

На нём Башкирия

С березовый листок величиной…

Пускай на глобусе ты кажешься листком,

Горячим занесенным ветерком,-

Башкирия моя! Твой сын простой,

Я восхищен твоею широтой…

Учитель:

- Народный поэт Башкортостана Мустай Карим – башкир.(Слайд 2)

О себе он говорит: «Не русский я, но россиянин…

Своею жизнью я гордиться вправе —

Нам с русскими одна судьба дана.

Четыре века в подвигах и славе

Сплелись корнями наши племена.


Мустай Карим в своих стихах воспевает свою прекрасную землю, богатые степи, луга и леса. (Слайд 3)

Природа нашего края очень разнообразна.

Тысячу лет с нежностью и любовью поют башкиры о родной Агидели. (Слайд 4)

Башкиры - умный, свободолюбивый и гордый народ, всегда были за то, чтобы сохранить свои земли и обычаи. Они разводили лошадей, а также овец, крупный рогатый скот. Но при этом промышляли охотой (слайд 5), и рыбной ловлей, бортничеством (слайд 6), сбором плодов и корней растений. Обрабатывали землю, выращивая просо, ячмень, пшеницу.

Актуализация знаний

У башкирского народа с древних времен была высокая культура. Мы с вами живём в мире , в котором большой выбор одежды на любой вкус, но мы не должны забывать то, что искусство, созданное народом – это средство духовного общения, это связь с историей, связь с нашими бабушками и дедушками, которые много труда вкладывали в свой национальный костюм. (Слайд 7)

Национальный костюм не просто индивидуален, но часто это просто произведение искусства. Даже чулки у них были с аппликационным узором. Мужчины одевались не только нарядно, но и удобно. Неширокие штаны, камзол, рубахи с цветным шнурочком. Национальный костюм башкир исключительно наряден, даже будничный - рукава, подол, пола украшали вышивкой, аппликацией.

В переводе на латинский язык декоративное украшение означает орнамент.

-Сегодня мы с вами познакомимся с башкирским орнаментом.

Основным элементом является кускар. (Слайд 8)

- На что он похож?(ответы ребят)

-Если соединить два кускара в противоположные стороны, то, что получится?(Ответы ребят )

-Мы уже с вами сегодня говорили о том, что башкиры занимались скотоводством, поэтому в орнаменте присутствует элемент - символ завитых бараньих рогов.

А если кускары повернуть в виде сердечка, то этот символ будет означать гостеприимство.

Ромб – символ земледелия, треугольник - символ, способный оградить их от врагов, темных сил и злых духов, ограда - символ дома, надёжности и безопасности, бегущая волна – символ течения жизни, времени. (Слайд 9)

Композиция узоров башкирского орнамента имела множество вариантов (Слайд 10)и всегда была многоцветна. Каждый цвет имел своё обозначение: (Слайд 11)

красный – символ здоровья, победы, красоты и любви;
желтый – символ изобилия и богатства;
черный – цвет земли и плодородия;
зеленый – символ радости, долголетия;
белый - чистота помыслов, миролюбие;
синий – цвет свободолюбия.
(Слайд 12) Цветовая гамма: фон красный – узор- зелёный, жёлтый;

желтый – красный, зелёный, чёрный;

чёрный – красный, жёлтый;

зелёный - желтый.

- Вы познакомились со всеми тонкостями башкирского орнамента, теперь приступим к практической части. Сегодня мы с вами украсим камзол башкирским орнаментом. (Слайд 13)

- Откройте конверты, в которых находятся шаблоны.

- Что ещё необходимо для нашей работы?

Вспомните правила работы с ножницами. (Слайд 14)

- Обращайтесь с ножницами

очень осторожно.

Резать кончиками - нельзя,

серединкой – можно.

- Если нужно инструмент передать другому.

То колечки от себя

Ты спокойно поверни,

И, за кончики держись,

Ножницы ему верни!

- Если нужно инструмент передать другому.

То колечки от себя

Ты спокойно поверни,

И, за кончики держись,

Ножницы ему верни!


Практическая работа.

Поэтапная работа педагога вместе с обучающимися.

Показ последовательности выполнения работы по заранее составленному плану.

1. Подбирается цветовая гамма.

2. Вырезывание элементов.

3. Расположение элементов на камзоле, придумывая ритмичную композицию.

4. Приклеивание.

После каждого этапа педагог проверяет и помогает, если у обучающегося возникли проблемы с выполнением задания.

5. Индивидуальная работа.

- Приступаем к работе, а для того, чтобы вам было проще подобрать цветовую гамму для украшения – помощники на нашем экране.

Дети выполняют задание. Работа сопровождается звучанием башкирских мелодий.


Рефлексия.

(раздаются листочки с началом фразы, которую нужно закончить)

  • Было трудно…

  • Теперь я могу…

  • У меня получилось …

  • Мне понравилось…

- Вспомним, о чем мы говорили?

- Что означает слово орнамент?

- Сочетанием каких фигур образуется башкирский орнамент?

- Можно ли в современный стиль одежды добавить орнамент?

Итог урока.

Готовые работы вывешиваем на доске. По работам подводится итог урока,

проверяются теоретические знания, воплощенные в практической работе.

  Молодцы, ребята, спасибо за работу.

Уборка рабочего места

Библиографический список:

-«Башкирская народная одежда» С.Н. Уфа, Китап

-интернет-ресурсы

1.https://bashmusic.net/ru/(Единый портал башкирской культуры и искусства)

2.https://fb.ru/article/218934/natsionalnyiy-kostyum-bashkir-opisanie-osobennosti-i-istoriya-vozniknoveniya