Методическая разработка воспитательного мероприятия
«Башкирский национальный костюм. Камзол»
1. Тематическое направление, тема воспитательного мероприятия и обоснование ее выбора (актуальность)
Тематическое направление методической разработки воспитательного мероприятия – приобщение к культурному наследию.
Тема – «Башкирский национальный костюм. Камзол» День национального костюма проходит в республике согласно Указу Главы Радия Хабирова. Дни национального костюма народов республики будут проходят два раза в год: в третью пятницу апреля и вторую пятницу сентября. В 2020 году праздник выпал на 17 апреля (состоялся в онлайн - формате) и 11 сентября.
2. Целевая аудитория воспитательного мероприятия
Методическая разработка воспитательного мероприятия направлена на 6-10 летних обучающихся 1-4 классов.
3. Роль и место воспитательного мероприятия в системе работы классного руководителя (связь с другими мероприятиями, преемственность)
Методическая разработка воспитательного мероприятия «Башкирский национальный костюм. Камзол» имеет важное значение и играет важную роль в системе работы классного руководителя. Данная разработка помогает воспитывать в учащихся чувства уважения к истории, искусству
4. Цель: приобщение к культурному наследию. Познакомить обучающихся с понятием «орнамент», дать понятие «башкирский орнамент», закрепить теоретические знания практическим заданием. Научиться украшать элементами башкирского орнамента камзол.
Задачи:
развитие основ творческой деятельности, конструкторско-технологического мышления, пространственного воображения, эстетических представлений, формирования внутреннего плана действий, мелкой моторики рук.
Планируемые результаты
Личностные результаты:
воспитание уважительного отношения к культуре народов Башкортостана; формирование адекватных представлений о собственных возможностях; овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни; самостоятельность в выполнении учебных заданий, формирование гигиенических навыков.
Коммуникативные учебные действия включают следующие умения:
вступать в контакт и осуществлять учебное сотрудничество в коллективе (учитель−ученик, ученик–ученик, ученик–класс, учитель−класс);
использовать принятые правила и нормы социального взаимодействия с одноклассниками, учителем и взрослыми людьми;
обращаться за помощью и принимать помощь;
слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;
Регулятивные учебные действия включают следующие умения:
соблюдать правила и нормы поведения в школе (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);
принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;
соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.
Познавательные учебные действия включают следующие умения:
выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов, признаки их сходства;
бережно относиться к используемому материалу;
делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
пользоваться знаками, символами;
выполнять практические действия с различными видами материалов;
работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленных на бумажных и электронных и других носителях).
Предметные результаты
Минимальный уровень:
знание правил организации рабочего места и умение самостоятельно его организовать;
знание названий инструментов, правил техники безопасной работы с колющими и режущими инструментами;
знание приемов работы (разметки деталей, выделения детали из заготовки, формообразования, соединения деталей, отделки изделия, анализ объекта, подлежащего изготовлению; определение способов соединения деталей;
пользование доступными технологическими (инструкционными) картами;
составление стандартного плана работы по пунктам;
владение некоторыми технологическими приемами ручной обработки материалов;
Характеристика деятельности учащихся:
Самостоятельно:
организовывать рабочее место для работы с бумагой и картоном (рационально размещать материалы и инструменты);
наблюдать, сравнивать материалы по форме и тону;
использовать ранее приобретённые знания и умения в практической работе (разметка по шаблону, резание ножницами, складывание, наклеивание бумажных деталей);
анализировать образцы изделий по памятке, понимать поставленную цель;
С помощью учителя:
анализировать образцы изделий, понимать поставленную цель, отделять известное от неизвестного;
изготавливать изделие с опорой на готовый план, образец;
оценивать результат своей деятельности (качество изделия: точность разметки и вырезания деталей, аккуратность наклеивания, общая эстетичность; оригинальность: выбор цвета, иной формы, композиции);
обобщать (называть) то новое, что освоено;
обсуждать и оценивать результаты труда одноклассников;
искать дополнительную информацию в книгах, энциклопедиях, журналах, интернете (с помощью взрослых);
5. Форма проведения воспитательного мероприятия и обоснование ее выбора
Форма проведения воспитательного мероприятия – беседа с моделированием проблемных ситуаций, ответами на несложные вопросы, практическая работа.
6. Педагогические технологии, методы, приемы, используемые для достижения планируемых результатов
Если человек в школе не научится творить, то и в жизни он будет только подражать и копировать.
Л.Н. Толстой
Для достижения планируемых результатов применялась учебно-практическая деятельность учащихся, это такая форма организации воспитательной работы, которая связана с решением учащимися творческой задачей
- постановка проблемы;
-практическая часть;
- анализ;
- обобщение;
- выводы.
В результате учащиеся приобретают определенные качества личности, такие как:
самостоятельно:
организовывать рабочее место для работы с бумагой и картоном (рационально размещать материалы и инструменты);
наблюдать, сравнивать материалы по форме и тону;
использовать ранее приобретённые знания и умения в практической работе (разметка по шаблону, резание ножницами, складывание, наклеивание бумажных деталей);
анализировать образцы изделий по памятке, понимать поставленную цель;
С помощью учителя:
анализировать образцы изделий, понимать поставленную цель, отделять известное от неизвестного;
изготавливать изделие с опорой на готовый план, образец;
оценивать результат своей деятельности (качество изделия: точность разметки и вырезания деталей, аккуратность наклеивания, общая эстетичность; оригинальность: выбор цвета, иной формы, композиции);
обобщать (называть) то новое, что освоено;
обсуждать и оценивать результаты труда одноклассников;
искать дополнительную информацию в книгах, энциклопедиях, журналах, интернете (с помощью взрослых);
7. Описание этапов подготовки и проведения мероприятия
1. Подготовка воспитательного мероприятия
1.1 Учитель заранее готовит материал для воспитательного мероприятия, шаблоны, вопросы, презентацию.
2. Обучающиеся учат стихотворения Мустая Карима.
8. Ресурсы, необходимые для подготовки и проведения мероприятия
Для успешного проведения внеклассного мероприятия немаловажное значение имеет предварительная работа по подбору необходимой литературы. Одним из основных источников получения информации является интернет.
9. Рекомендации по использованию методической разработки в практике работы классных руководителей
Работа по данной теме дает возможность развивать индивидуальные творческие способности учащихся. Кроме того, данная методическая разработка дает возможность учащимся самостоятельно пополнять свои знания, глубоко вникнуть в историю, они должны понять, что народный костюм - ценнейший памятник народного творчества. Это важно для развития каждого школьника.
Оборудование для обучающихся:
шаблоны камзола, кускара, ромбов по количеству обучающихся, кисти, клей, ножницы, простой карандаш, цветной картон, цветная бумага.
Оборудование для учителя:
ноутбук, интерактивная доска, колонки.
10.Ход воспитательного мероприятия
(На экране слайд с изображением джигита, играющего на курае и звучит мелодия курая, на фоне музыки ученик читает стихотворение:
Слайд 1)
Взгляни на глобус:
Вот он шар земной,
На нём Башкирия
С березовый листок величиной…
Пускай на глобусе ты кажешься листком,
Горячим занесенным ветерком,-
Башкирия моя! Твой сын простой,
Я восхищен твоею широтой…
Учитель:
- Народный поэт Башкортостана Мустай Карим – башкир.(Слайд 2)
О себе он говорит: «Не русский я, но россиянин…
Своею жизнью я гордиться вправе —
Нам с русскими одна судьба дана.
Четыре века в подвигах и славе
Сплелись корнями наши племена.
Мустай Карим в своих стихах воспевает свою прекрасную землю, богатые степи, луга и леса. (Слайд 3)
Природа нашего края очень разнообразна.
Тысячу лет с нежностью и любовью поют башкиры о родной Агидели. (Слайд 4)
Башкиры - умный, свободолюбивый и гордый народ, всегда были за то, чтобы сохранить свои земли и обычаи. Они разводили лошадей, а также овец, крупный рогатый скот. Но при этом промышляли охотой (слайд 5), и рыбной ловлей, бортничеством (слайд 6), сбором плодов и корней растений. Обрабатывали землю, выращивая просо, ячмень, пшеницу.
Актуализация знаний
У башкирского народа с древних времен была высокая культура. Мы с вами живём в мире , в котором большой выбор одежды на любой вкус, но мы не должны забывать то, что искусство, созданное народом – это средство духовного общения, это связь с историей, связь с нашими бабушками и дедушками, которые много труда вкладывали в свой национальный костюм. (Слайд 7)
Национальный костюм не просто индивидуален, но часто это просто произведение искусства. Даже чулки у них были с аппликационным узором. Мужчины одевались не только нарядно, но и удобно. Неширокие штаны, камзол, рубахи с цветным шнурочком. Национальный костюм башкир исключительно наряден, даже будничный - рукава, подол, пола украшали вышивкой, аппликацией.
В переводе на латинский язык декоративное украшение означает орнамент.
-Сегодня мы с вами познакомимся с башкирским орнаментом.
Основным элементом является кускар. (Слайд 8)
- На что он похож?(ответы ребят)
-Если соединить два кускара в противоположные стороны, то, что получится?(Ответы ребят )
-Мы уже с вами сегодня говорили о том, что башкиры занимались скотоводством, поэтому в орнаменте присутствует элемент - символ завитых бараньих рогов.
А если кускары повернуть в виде сердечка, то этот символ будет означать гостеприимство.
Ромб – символ земледелия, треугольник - символ, способный оградить их от врагов, темных сил и злых духов, ограда - символ дома, надёжности и безопасности, бегущая волна – символ течения жизни, времени. (Слайд 9)
Композиция узоров башкирского орнамента имела множество вариантов (Слайд 10)и всегда была многоцветна. Каждый цвет имел своё обозначение: (Слайд 11)
красный – символ здоровья, победы, красоты и любви;
желтый – символ изобилия и богатства;
черный – цвет земли и плодородия;
зеленый – символ радости, долголетия;
белый - чистота помыслов, миролюбие;
синий – цвет свободолюбия.
(Слайд 12) Цветовая гамма: фон красный – узор- зелёный, жёлтый;
желтый – красный, зелёный, чёрный;
чёрный – красный, жёлтый;
зелёный - желтый.
- Вы познакомились со всеми тонкостями башкирского орнамента, теперь приступим к практической части. Сегодня мы с вами украсим камзол башкирским орнаментом. (Слайд 13)
- Откройте конверты, в которых находятся шаблоны.
- Что ещё необходимо для нашей работы?
Вспомните правила работы с ножницами. (Слайд 14)
- Обращайтесь с ножницами
очень осторожно.
Резать кончиками - нельзя,
серединкой – можно.
- Если нужно инструмент передать другому.
То колечки от себя
Ты спокойно поверни,
И, за кончики держись,
Ножницы ему верни!
- Если нужно инструмент передать другому.
То колечки от себя
Ты спокойно поверни,
И, за кончики держись,
Ножницы ему верни!
Практическая работа.
Поэтапная работа педагога вместе с обучающимися.
Показ последовательности выполнения работы по заранее составленному плану.
1. Подбирается цветовая гамма.
2. Вырезывание элементов.
3. Расположение элементов на камзоле, придумывая ритмичную композицию.
4. Приклеивание.
После каждого этапа педагог проверяет и помогает, если у обучающегося возникли проблемы с выполнением задания.
5. Индивидуальная работа.
- Приступаем к работе, а для того, чтобы вам было проще подобрать цветовую гамму для украшения – помощники на нашем экране.
Дети выполняют задание. Работа сопровождается звучанием башкирских мелодий.
Рефлексия.
(раздаются листочки с началом фразы, которую нужно закончить)
Было трудно…
Теперь я могу…
У меня получилось …
Мне понравилось…
- Вспомним, о чем мы говорили?
- Что означает слово орнамент?
- Сочетанием каких фигур образуется башкирский орнамент?
- Можно ли в современный стиль одежды добавить орнамент?
Итог урока.
Готовые работы вывешиваем на доске. По работам подводится итог урока,
проверяются теоретические знания, воплощенные в практической работе.
Молодцы, ребята, спасибо за работу.
Уборка рабочего места
Библиографический список:
-«Башкирская народная одежда» С.Н. Уфа, Китап
-интернет-ресурсы
1.https://bashmusic.net/ru/(Единый портал башкирской культуры и искусства)
2.https://fb.ru/article/218934/natsionalnyiy-kostyum-bashkir-opisanie-osobennosti-i-istoriya-vozniknoveniya