СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Басни дедушки Крылова.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проектная работа учащегося после изучения басен Крылова.

Просмотр содержимого документа
«Басни дедушки Крылова.»

 Презентация к уроку литературы 5 класс   Басни дедушки Крылова

Презентация к уроку литературы 5 класс Басни дедушки Крылова

    « Люблю,  где случай есть,  пороки пощипать»    И.А. Крылов

« Люблю, где случай есть, пороки пощипать» И.А. Крылов

 Иван Андреевич Крылов   родился 13 февраля 1769 года в Москве

Иван Андреевич Крылов

родился 13 февраля 1769 года в Москве

  БАСНЯ – краткий рассказ нравоучительного  характера.

БАСНЯ – краткий рассказ нравоучительного характера.

Аллегория ( иносказание ) – условное изображение отвлеченных идей посредством художественного образа.

Аллегория ( иносказание ) – условное изображение отвлеченных идей посредством художественного образа.

 Басня состоит из двух частей:  рассказа и морали .

Басня состоит из двух частей: рассказа и морали .

 Мораль – это поучение, совет.   В морали всегда  осуждаются  глупые или плохие  поступки.

Мораль – это поучение, совет.

В морали всегда

осуждаются

глупые или плохие

поступки.

«Уж сколько раз твердили миру,  Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок,  И в сердце льстец всегда отыщет уголок»  «Ворона и лисица»

«Уж сколько раз твердили миру, Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок, И в сердце льстец всегда отыщет уголок»

«Ворона и лисица»

   «К несчастью, то ж бывает у людей:  Как ни полезна вещь, цены не зная ей,  Невежда про нее свой толк все к уху клонит;  А ежели невежда познатней,  Так он ее еще и гонит»    «Мартышка и очки»

«К несчастью, то ж бывает у людей: Как ни полезна вещь, цены не зная ей, Невежда про нее свой толк все к уху клонит; А ежели невежда познатней, Так он ее еще и гонит»

«Мартышка и очки»

«Чем кумушек считать трудиться,  Не лучше ль на себя, кума, оборотиться?  «Зеркало и обезьяна»

«Чем кумушек считать трудиться, Не лучше ль на себя, кума, оборотиться?

«Зеркало и обезьяна»

А вы, друзья, как ни садитесь,  Все в музыканты не годитесь.  «Квартет»

А вы, друзья, как ни садитесь, Все в музыканты не годитесь.

«Квартет»

«Ты все пела? Это дело:  Так поди же, попляши!»  «Стрекоза и муравей»

«Ты все пела? Это дело: Так поди же, попляши!»

«Стрекоза и муравей»

Прочитайте басню «Свинья под дубом»  и ответьте на вопросы: Интересна ли басня? Что лучше: быть грамотным учёным или оставаться неучёным, невеждой? Кто такой невежда? 4. Объясните аллегорию басни  Можно ли сказать, что автор осуждает свинью? Какая интонация звучит в реплике Дуба? Актуальна ли мораль басни в наше время? Чему вас научила эта басня?

Прочитайте басню «Свинья под дубом» и ответьте на вопросы:

  • Интересна ли басня?
  • Что лучше: быть грамотным учёным или оставаться неучёным, невеждой?
  • Кто такой невежда?
  • 4. Объясните аллегорию басни
  • Можно ли сказать, что автор осуждает свинью?
  • Какая интонация звучит в реплике Дуба?
  • Актуальна ли мораль басни в наше время?
  • Чему вас научила эта басня?
Прочитайте басню «Ворона и лисица»  и ответьте на вопросы: Найдите, где в тексте басни спряталась мораль. В чём её смысл? Что заставляет Лисицу так унижаться, чтобы попробовать сыр? Что использует Лисица для достижения своей цели? Каково её поведение? В чём заключается глупость вороны? Можно ли сказать, что Лисица издевается над вороной? В чём смысл басни? Можно ли принять к сведению мораль этой басни сегодня? Какие слова и выражения из этой басни и сегодня живут в нашей речи?

Прочитайте басню «Ворона и лисица» и ответьте на вопросы:

  • Найдите, где в тексте басни спряталась мораль. В чём её смысл?
  • Что заставляет Лисицу так унижаться, чтобы попробовать сыр?
  • Что использует Лисица для достижения своей цели? Каково её поведение?
  • В чём заключается глупость вороны?
  • Можно ли сказать, что Лисица издевается над вороной?
  • В чём смысл басни?
  • Можно ли принять к сведению мораль этой басни сегодня?
  • Какие слова и выражения из этой басни и сегодня живут в нашей речи?
Посмотрите еще раз на портрет И.А.Крылова и ответьте на вопрос:  Каким он вам представляется по характеру?

Посмотрите еще раз на портрет И.А.Крылова и ответьте на вопрос: Каким он вам представляется по характеру?

Это интересно! Иван Андреевич Крылов был очень трудолюбивым человеком. А знаете ли вы, что для того, чтобы написать хорошие басни, надо много работать? Только к одной басне «Кукушка и петух», в которой всего 21 строка, в черновых набросках он сделал около 200 строк.

Это интересно!

  • Иван Андреевич Крылов был очень трудолюбивым человеком. А знаете ли вы, что для того, чтобы написать хорошие басни, надо много работать? Только к одной басне «Кукушка и петух», в которой всего 21 строка, в черновых набросках он сделал около 200 строк.
Стихотворение К.П.Вяземского  Кто не слыхал его живого слова?  Кто в жизни с ним не встретился своей?  Бессмертные творения Крылова  Мы с каждым годом любим всё сильней.  Со школьной парты с ними мы сживались,  В те дни «Букварь» постигшие едва,  И в памяти навеки оставались  Крылатые крыловские слова!  Забавой он людей исправил.  Сметая с них пороков пыль;  Он баснями себя прославил,  И слава эта наша быль.  И не забудут этой были  Пока по-русски говорят:  Её давно мы затвердили,  Её и внуки затвердят.

Стихотворение К.П.Вяземского

Кто не слыхал его живого слова?

Кто в жизни с ним не встретился своей?

Бессмертные творения Крылова

Мы с каждым годом любим всё сильней.

Со школьной парты с ними мы сживались,

В те дни «Букварь» постигшие едва,

И в памяти навеки оставались

Крылатые крыловские слова!

Забавой он людей исправил.

Сметая с них пороков пыль;

Он баснями себя прославил,

И слава эта наша быль.

И не забудут этой были

Пока по-русски говорят:

Её давно мы затвердили,

Её и внуки затвердят.

Памятник И.А.Крылову в Санкт - Петербурге

Памятник И.А.Крылову в Санкт - Петербурге

Викторина:

Викторина:

Ответьте на вопросы и выполните задания:  В какой басне звучат слова:  «Уж сколько раз твердили миру, что лесть гнусна, вредна да только всё не впрок. И в сердце льстец всегда отыщет уголок» ?

Ответьте на вопросы и выполните задания:

В какой басне звучат слова:

«Уж сколько раз твердили миру, что лесть гнусна, вредна да только всё не впрок. И в сердце льстец всегда отыщет уголок» ?

Ответьте на вопросы и выполните задания:  У кого к зиме под кустом «Был готов и  стол, и дом»?

Ответьте на вопросы и выполните задания:

У кого к зиме под кустом «Был готов и стол, и дом»?

Ответьте на вопросы и выполните задания:  Перечислите героев басни, которые вздумали играть квартет.

Ответьте на вопросы и выполните задания:

Перечислите героев басни, которые вздумали играть квартет.

Ответьте на вопросы и выполните задания:  За кем по улицам «толпа зевак  ходила»?

Ответьте на вопросы и выполните задания:

За кем по улицам «толпа зевак

ходила»?

Ответьте на вопросы и выполните задания:  Кто попал ночью на псарню, думая попасть в овчарню?

Ответьте на вопросы и выполните задания:

Кто попал ночью на псарню, думая попасть в овчарню?

Ответьте на вопросы и выполните задания:  Персонажи какой басни Крылова восхваляли друг друга «не боясь греха»?

Ответьте на вопросы и выполните задания:

Персонажи какой басни Крылова восхваляли друг друга «не боясь греха»?

Ответьте на вопросы и выполните задания: Послушайте фрагмент одной из басен и угадайте название:  Кричит: «Как смеешь ты, наглец, нечистым рылом  Здесь чистое мутить питьё моё с песком и илом?  За дерзость такову  Я голову с тебя сорву!».

Ответьте на вопросы и выполните задания:

  • Послушайте фрагмент одной из басен и угадайте название:

Кричит: «Как смеешь ты, наглец, нечистым рылом

Здесь чистое мутить питьё моё с песком и илом?

За дерзость такову

Я голову с тебя сорву!».

Закончите фразу:  «Ай, Моська!  Знать, она сильна ……»

Закончите фразу:

«Ай, Моська!

Знать, она сильна ……»

Закончите фразу: «Ворона каркнула во всё воронье горло…»

Закончите фразу:

«Ворона каркнула во всё воронье горло…»

Закончите фразу: «А вы, друзья, как ни садитесь …..»

Закончите фразу:

«А вы, друзья, как ни садитесь …..»

Закончите фразу:  «Когда в товарищах согласья нет…»

Закончите фразу:

«Когда в товарищах согласья нет…»

Закончите фразу: «За что же, не боясь греха,  Кукушка хвалит Петуха…»

Закончите фразу:

«За что же, не боясь греха,

Кукушка хвалит Петуха…»

Закончите фразу: «Ты всё пела. Это дело…»

Закончите фразу:

«Ты всё пела. Это дело…»

      Решите кроссворд   По горизонтали :   1. Кто говорил так: «До того ль, голубчик было  в мягких муравах у нас: песни, резвость всякий час.  Так что голову вскружило».    По вертикали   1. Кого по улицам водили, как будто на показ?  2.Один из героев, который везти с поклажей воз взялся.  3.Кто «без драки» хотел попасть в большие забияки?  4.Кто смеется «вперед чужой беде»?  5. Героиня, которая увидела свой образ в зеркале.  6.Она осталась без обеда благодаря своей глупости. 3 1 2 6 5 4

Решите кроссворд По горизонтали : 1. Кто говорил так: «До того ль, голубчик было в мягких муравах у нас: песни, резвость всякий час. Так что голову вскружило». По вертикали 1. Кого по улицам водили, как будто на показ? 2.Один из героев, который везти с поклажей воз взялся. 3.Кто «без драки» хотел попасть в большие забияки? 4.Кто смеется «вперед чужой беде»? 5. Героиня, которая увидела свой образ в зеркале. 6.Она осталась без обеда благодаря своей глупости.

3

1

2

6

5

4