Этап занятия | Содержание | Действия учителя | Действия ученика | Оборудование | Время |
1. Орг. Момент | Установка на внимание | | | | 1-2 |
2. Постановка Целей. | Сегодня мы вернёмся к изучению творчества И.А.Крылова. | | | | |
3. Слово об И.А.Крылове | 1. Рассказ – беседа о жизни И.А.Крылова 2. Анализ рисунков. | И.А.Крылов родился 13 февраля (послезавтра) 1769 г. В семье бедного армейского офицера. И это не помешало писателю получить хорошее образование, так как он отличался необыкновенной тягой к знаниям, стремлением к самообразованию. Жил И.А.Крылов в Твери и на Урале. В Петербурге служил в публичной национальной библиотеке. Своё творчество начал как драматург. - Ребята, что нам больше всего знакомо из творчества И.А.Крылова? - Как называют писателя, который пишет басни? - Кто главные герои басен? - Какие человеческие пороки высмеивает баснописец? -Каким должен быть человек, пишущий басни? Рассматривание рисунков, их название. (встреча с героями басен) -Почему у героев не получилось сыграть квартет? -Какова мораль басни? -Посмотрим, что вы умеете делать хорошо, А если не получится, то мы вместе поучимся. | Рассказ, живая беседа о баснописце. - Басни. - Баснописец Животные Невежество, невоспитанность, лень…. Трудолюбие, ум, доброта,... 1.Чтение басни «Стрекоза и Муравей» 2.Сценка «Квартет» -Герои не умеют играть. -Нужно делать то, что умеешь. | Уголок, посвящённый творчеству И.А.Крылова (игровой зал) Маски, «пеньки» (стулья), музыкальные инструменты. | 10 |
4.Переход в класс | Рассматривание «экспонатов музея Дедушки Крылова» | -Ребята, что в кабинете вам напоминает об Иване Андреевиче Крылове. -Какие басни вы «нашли»? | (дети перечисляют предметы, находящиеся в классе) | | 2 |
5. Викторина | | Какой персонаж произносит слова? «Голубушка, как хороша! Ну что за шейка, что за глазки, что за глазки!» «Всё про очки лишь мне лишь налгали; А проку на волос нет в них». «Погодите! Как музыке идти? Ведь вы не так сидите!» «Я удавилась бы с тоски, когда бы на неё хоть чуть была похожа» Чтение басни В какой басне такая мораль? «Уж сколько раз твердили миру, что лесть гнусна, вредна; но только всё не впрок, и в сердце льстец всегда отыщет уголок!» «К несчастью, то ж бывает у людей: как ни полезна вещь, - цены не зная ей, Невежда про неё свой толк к худу клонит; А ежели невежда познатней, То он её еще и гонит.» Чтение басни | Лисица в басне «Ворона и Лисица» Мартышка в басне «Мартышка и Очки» Мартышка в басне «Квартет» Мартышка в басне «Зеркало и Обезьяна» «Зеркало и Обезьяна» (Чижова Алина) «Ворона и Лисица» «Лебедь, Рак и Щука» «Мартышка и Очки» «Мартышка и Очки» (ученик) | Ноутбук, проектор, экран | 5 |
6. Вопрос - ответ | На группы выдаются отрывки из басен, необходимо соотнести эти части, вспомнить название басни. | 1. «Кумушка, мне странно это: Да работала ль ты в лето?» 2. «Соседка, перестань срамиться…Тебе ль со слоном возиться?» 3. «Соседка, слышала ль ты добрую молву? – Ведь кошка, говорят, попалась в когти льву?» 4. Ну, что ж, Хавронья, там ты видела такого? 1.«Не радуйся, мой свет,… И не надейся по – пустому!» 2. «До того ль, голубчик, было! 3. В мягких муравах у нас – Песни, резвость всякий час, Так что голову вскружило»! 3.«Вот то – то мне и духу придаёт, Что я, совсем без драки, Могу попасть в большие забияки!» 4. Я не приметила богатства никакого» Чтение басни | 1 – 2 2 – 3 3 – 1 4 – 4 «Мышь и Крыса» (Питерская Аня) | Карточки. (приложение 1) | 4 |
7. Сценка «Стрекоза и Муравей» | Инсценирование басни. Вовлечение в данный процесс всех учащихся. (физкульт-минутка) | Сейчас к нам придут герои одной из басен. Догадайтесь, кто это. После названия басни девочки превращаются в Стрекоз, танцуя возле парты, мальчики в Муравьёв, помогая главному герою работать. Как только музыка стихает дети садятся, главные герои продолжают своё выступление. - Что хочет нам показать баснописец в басне «Стрекоза и Муравей»? - А разве Муравей не мог помочь Стрекозе в её беде? | Стрекоза и Муравей начинают представление, как только дети догадались, музыка стихает, мы называем басню. - Стрекоза во время не позаботилась о тепле и еде зимой, Муравей трудился – ему нечего бояться. Мнения детей. Приходим к выводу, что Муравей мог поучить Стрекозу, но и помочь ей в горе. | Костюмы, музыка, снежинки. | 5 |
8. «Собери пазл» | Складывание картин к басням. | А теперь, вам предстоит снова отгадать басню, но предварительно собрав картинку. Чтение басни | Басни «Лебедь, Рак и Щука» «Ворона и Лисица» «Стрекоза и Муравей» «Мартышка и Очки» «Лебедь, Рак и Щука» (ученик) | пазлы | 4 |
9. Исправь опечатку | | Кукушка к старости слаба ушами стала Не оставь меня, кум хилый Дай ты мне собраться с силой А вы, друзья, как ни вертитесь, Всё в балерины не годитесь. | -Мартышка к старости слаба глазами стала. -Не оставь меня, кум милый, Дай ты мне собраться с силой. -А вы, друзья, как не садитесь, все в музыканты не годитесь | | 2 |
10. Прочти от лица персонажа | На экране строки из басен. | При вступительном экзамене в театральный ВУЗ проводят кастинг. Вы тоже попробуете пройти это испытание. -Задача – прочитать данные на экране строки от лица персонажа. | Желающие прочитать, выступают «Как смеешь ты, наглец, нечистым рылом Здесь чистое мутить питьё моё С песком и илом?» «Какие пёрышки! Какой носок! И, верно, ангельский быть должен голосок!» «Ты всё пела? Это дело! Так поди же, попляши!» | | 3 |
11.Правда или ложь | Исправление ошибок в тексте басни | На дуб Ворона взгромоздясь, Позавтракать было совсем уж собралась. Ай, Шавка, знать она сильна Что лает на слона! | На ель Ворона взгромоздясь, Позавтракать было совсем уж собралась. Ай, Моська, знать она сильна Что лает на слона! | | 1 |
12. Итог | Работа со словариком. Памятник | - Ребята, какие басни мы сегодня вспомнили? -Какую из названных басен мы ещё не услышали? Чтение басни Что обязательно есть в басне? Что такое мораль, басня? - Кто автор наших басен? - Что помогает нам помнить о баснописце? (его произведения) В нашем городе есть ещё и памятник И.А.Крылову. Кто помнит, где он находится? Чем он вам запомнился? Как вы думаете, современны ли басни И.А.Крылова. Спасибо вам за работу, за внимание и спасибо Дедушке Крылову. | Добрый, умный, сильный и т.д. «Слон и Моська» (А.В.) Мораль И.А.Крылов (ответы детей) Современны, актуальны, так как мы их понимаем. | Ноутбук, проектор, экран | 3 |