Тема урока: СЕКРЕТ БАСЕН ИВАНА АНДРЕЕВИЧА КРЫЛОВА Цели:
- познакомить с наследием Крылова, показать актуальность басен;
а) образовательные:
- учить осознанному выразительному чтению;
- находить главную мысль басни, мораль,
- сопоставить басни И.А.Крылова, найти сходство и различие, уметь разгадывать
смысловую нагрузку слова, выражения, предложения;
- умение создавать монологическое высказывание;
- мотивировать предстоящую деятельность;
б) развивающие:
- развивать логическое мышление, артистические способности, память, внимание, речь
- учить анализировать произведение, исследовать, делать вывод, выделять главное;
- развивать коммуникативные навыки, речевую культуру поведения, творческое воображение;
в) воспитательные:
- прививать нравственные ценности поведения, благородство помыслов и поступков,
уважение, терпимость друг к другу.
Методы: творческое чтение, эвристическая беседа, исследовательский метод.
Оборудование, наглядность:
1. Портреты Эзопа, Лафонтена, И.А. Крылова
2. Слайдовая презентация
Оформление Доски.
Ход урока:
Эпиграф
Кто не слыхал его живого слова?
Кто в жизни с ним не встретился своей?
Бессмертные творения Крылова
Мы с каждым годом любим все сильней.
М. Исаковский
1. Орг. момент.
Здравствуйте, ребята, уважаемые коллеги, гости! Ребята, посмотрите, сколько сегодня у нас гостей. Они пришли посмотреть, как мы умеем дружно, хорошо, сообща трудиться на уроке. Сегодня у нас с вами интегрированный урок.
2. Тему урока: СЕКРЕТ БАСЕН ИВАНА АНДРЕЕВИЧА КРЫЛОВА
Презентация. Слайд №.1,2. (Тема урока и эпиграф)
Предварительная подготовка - класс разделен на творческие группы. Каждая группа готовит свой мини - проект, с презентацией.
1 проект – «История создания басни»
2 проект – «Биография и творчество Крылова»
У. Кто является родоначальником басни? Кого еще знаете?
Что такое басня? Что лежит в основе басни? Кто является героями басен? Как называется прием? Дайте ему определение? Из каких частей состоит басня? Что такое мораль? Какой прием лежит в основе?
III. Презентация мини-проектов.
Первым кто стал использовать приём иносказание, а иносказание- это когда изображают животных, а имеют в виду людей - был Эзоп. Он жил в Древней Греции около 3000 лет назад, Эзоп был рабом и не мог открыто смеяться над людьми обладающие властью, он рассказывал истории, который якобы случались с животными. И хотя все понимали, что речь идет о людях, никто не мог обвинить Эзопа в том, что, он выслеживает неприглядные поступки определённого человека. До сих пор, иносказательную речь называют Эзоповым языком.Многие Басни Эзопа стали известны Российским читателям благодаря переводам Крылова. Он наделил их русскими чертами, вложил в их уста русскую народную речь.
Пожалуйста, 2 группа вам слово
Иван Андреевич Крылов, родился в Москве 2 февраля 1769 , в семье бедного дворянина, а после смерти отца, который оставил ему в наследство солдатский сундучок с книгами, жил со своей матерью в глубокой нищете. Умер 21 ноября 1844г. в Петербурге. Жизнь Крылова с детства сложилась так, что ему не пришлось учиться в школе. Но стремление к образованию у него было настолько сильным, что он самоучкой овладел языками, математикой и стал высокообразованным для своего времени человеком. Сначала прошлого века Крылов входит в литературу как создатель русской басни. Первая книга его с баснями была издана, когда ему было 40 лет. А всего он создал более 200 басен (приложение №1, слайд 4,5).
Многие ли знают басни Крылова? Почему интересны всем? В чем секрет? Какова же цель урока? (Искать особенность, почему?)
Давайте посмотрим видео-клип басни: "Свинья под дубом".
Но прежде хотелось бы обратить ваше внимание на чтение басни актером, обратите внимание на выразительность, на логические ударения, на смену голоса и настроения. Определите и скажите своими словами мораль басни - Почему животные в баснях говорят человеческим языком? (Потому что они похожи на людей по своим поступкам и характерам, в них говорится о человеческих недостатках и пороках. Такое изображение называется аллегорией.
Аллегория – слово греческое, в переводе оно означает – иносказание.
(приложение №1, слайд 13 Составление эйдос-конспекта.
Герой, образ.
|
Приемы.
|
Цвет. Вывод.
|
|
|
|
Свинья (невежда) неуч
Неблагодарная.
Дуб вековой (наука) мудрость
Желуди. (научн. открытия)
|
Аллегория.
Речь проста. (на бытовом уровне) необраз. Человека.
Инверсия. Аллегория.
Иносказание.
|
…Инверсия.
Обличает тех, кто не понимает пользы учения.
Просвещению много веков
Погубить его просто.
----------------------------------
|
В каждой стране есть свои баснописцы. В России лучшим считается И.А.Крылов.
Инсценирование басни «Стрекоза и муравей» на казахском языке. Слайд №4,5,6. Составление эйдос-конспекта.
Стрекоза
|
Аллегория.
|
----------------------------------
|
Инсценирование басни «Лисица и ворона» на английском языке.
Составление эйдос-конспекта.
Герой, образ.
|
Приемы.
|
Цвет. Вывод.
|
1.Лисица (плутовка)
Лесть
2.Ворона (вещунья)
|
Аллегория.
Речь (простая (суффиксы), сказочная). Звукопись.
Ирония. Теряет божий дар – иносказание (разум)
Противопоставлены .
|
… ……………………….
Иносказание
Много крылатых выражений.
Мы тоже так поступаем: то в роли лисы, то вороны.
|
- Посмотрев и послушав басни, что вы не сказали. Что же высмеивают басни? Лесть, ложь, глупость, безнравственность, невежество, лень, хвастовство. Закрепление:
- РАЗМИНКА ДЛЯ ГЛАЗ. Эвристическая беседа. Чему учат? Где мораль? ( Дружбе, трудолюбию, усердию, честности, доброте, отзывчивости, благородству, благодарности, добывать, знания.)
Какие жизненные примеры вы можете привести? Часто ли встречаются в жизни подобные случаи? Хочется ли быть похожими на героев? Почему?
Не обидно. Воздействуют – не хочется быть похожими на героев
10. В чем же секрет басен Крылова И.А.? ( Написаны простым языком. Поучительно. Интересно и доступно. Легко запоминаются. Мы с вами говорили, что форма басни была известна задолго до Крылова, и баснописцев было много. Но никто не создал басен, которые могли бы сравниться с крыловскими. Его басни не умирают и в наши дни.)
Это произошло потому, что Крылов тесно связал свои басни с жизнью народа. Он становился на защиту крестьян, обличал жестоких праздных дворян, хищников-чиновников. С уважением говорил Крылов о труде русских крестьян и верил в великое будущее народа.
ПОСЛОВИЦЫ
Не плюй в колодец, пригодиться воды напиться (“Свинья под дубом”.) Не руби сук, на котором сидишь.