Тема урока: И. А. Крылов «Лебедь, Рак и Щука».
1. самоопределение к деятельности; включенность в учебную деятельность;
2. умение проводить самооценку; ориентирование на понимание причин успеха в учёбе;
3. умение оценивать результат своей работы.
1. умение ориентироваться в своей системе знаний; умение высказываться в устной форме;
2. прогнозирование дальнейшего использования полученных на уроке знаний.
1. умение оформлять свои мысли в устной форме;
2. формирование собственного мнения и позиции в высказываниях;
3. умение работать с информацией.
1. сохранение учебной задачи, осуществление контроля, выполнение учебного действия;
2. осуществление самоконтроля.
3. осуществление познавательной и личностной рефлексии.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
Мотивационный этап | Организует ситуацию самооценки обучающимися готовности к предстоящей деятельности (на уроке). Управляет ситуацией самооценки. | Выполняют оценку/самооценку готовности по критериям: правильность выбора учебных принадлежностей, правильность и аккуратность расположения предметов на парте, самостоятельность подготовки, настрой на урок. | Л1 |
Актуализация и фиксирование натуральных затруднений в пробном действии с выявлением места и причины затруднения | В Санкт-Петербурге в Летнем саду стоит памятник: сидит человек с грустным и умным лицом, смотрит в даль, а вокруг него – лисы, обезьяны, ослы, львы и другие животные. - Догадались кто этот человек? Что мы сегодня на уроке будем изучать? - Да, это И.А.Крылов и герои его басен. Сейчас более подробно нас познакомят с И. А. Крыловым ученики нашего класса. | И. А. Крылов Басню Формулируют тему урока, цели. Ученик 1. Родился 2 февраля 1769 года в семье армейского офицера. Семья была бедной и Ваня Крылов не смог получить в детстве хорошего образования. В свободное время мальчик читал книги из отцовского сундучка, восполняя тем самым недостаток образования. Ученик 2. Свою литературную деятельность Иван Андреевич начал как драматург. Писать басни он начал в 37 лет. Ученик 3. Иван Андреевич Крылов прожил долгую жизнь, он умер на 76 году и написал более 200 басен. Популярность басен Крылова была огромна уже при жизни поэта. | Л1 К2 |
Построение проекта выхода из затруднения | Дети, прочитайте, что написано на доске, только справа – налево (слова записаны наоборот ЬДЕБЕЛ, КАР, АКУЩ). Что вы знаете об этих животных? А кто знает, в каком произведении встретились все эти животные? Правильно. На уроке мы познакомимся с басней Крылова «Лебедь, Рак и Щука» Что такое басня? На что похожа басня? Кто является действующими лицами? В басне всегда есть поучение, совет – мораль. В морали осуждаются глупые поступки. Дети, давайте сделаем вывод, так что же такое басня? | Читают - лебедь, рак, щука Лебедь умеет летать Рак живёт на суше Щука в водоёмах Крылов «Лебедь, Рак и Щука» С помощью учителя делают вывод: Басня – краткое нравоучительное стихотворение, рассказ, в котором действуют звери, птицы, деревья, вещи, обычно они умеют говорить. | К3 |
Реализация проекта выхода из затруднения | Учитель читает басню. Что заставило вас улыбнуться? Что узнали из басни? Какое событие описывает Крылов? Прочитайте басню ещё раз и подчеркните слова, значение которых вам незнакомо. Обсудите в парах. Лад – действовать совместно, не расходясь. Мука – сильное физическое или нравственное страдание. Поклажа – уложенные для перевозки вещи, груз, багаж. Воз – повозка или сани с кладью. Ныне – теперь, в настоящее время. | Дети слушают. Герои не смогли сдвинуть воз. Крылов описывает общее дело Лебедя, Рака и Щуки. Дети самостоятельно читают басню, подчеркивают слова. Обсуждают значение в парах. Значение слов устанавливается по словарю Ожегова. | П1 К1 Р1 |
Первичное закрепление с проговариванием | Ответь словами басни. Что однажды задумали сделать Лебедь, Щука и Рак? Как они старались выполнить работу? Получилась ли их затея? Найдите слова, которые помогают увидеть образ каждого героя. Есть ли в басне слова, которые подсказывают, что воз можно было бы свезти? | Однажды Лебедь, Рак да Щука везти с поклажей воз взялись. Из кожи лезут вон А возу всё нет ход “Лебедь рвется в облака” – он стремительный, упрямый, быстрый; “Рак пятится назад” – он неповоротливый, нерасторопный, идет назад; “Щука тянет в воду” – настойчиво выполняет свое дело. Товарищи, поклажа легка | П1 К1 Р1 |
Самостоятельная работа с проверкой по эталону. | Давайте прочитаем басню выразительно. С каким настроением вы будете читать басню? Как автор относится к своим героям? | Двое детей читают басню. Сожаление, что друзья должны были договориться, как вместе свезти воз. Он сожалеет, что в товарищах нет согласья | П1 К1 Р2 |
Включение в систему знаний и повторений | Повторим. Что такое басня? Для чего и зачем нужно изучать басни? Так какие же пороки любил И.А.Крылов? Давайте найдем мораль – поучение, т.е. главную мысль басни. | Басня – краткое нравоучительное стихотворение, рассказ, в котором действуют звери, птицы, деревья, вещи, обычно они умеют говорить. Чтобы избавляться от своих пороков. Глупость, лень и т.д. Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет. | Р2 К2 |
Рефлексия | Чем же мы занимались на уроке? Чему научились? Какая работа была интересна для вас? Хлопните в ладоши, если оцениваете свою работу на пять. | Изучали басню Крылова «Лебедь, Рак и Щука» Высказывания детей. | Л3 П2 Р3 |
Домашнее задание | Откройте дневники Подготовить выразительное чтение басни. Нарисовать иллюстрацию к басне. Подобрать 3 пословицы, соответствующие морали басне. | Записывают домашнее задание | П2 |