Эффективные методы обучения на уроках русского языка в рамках обновления содержания образования.
Современный мир требует, чтобы подрастающая молодежь, наше будущее, была компетентной, самомотивированной, критически мыслящей, в совершенстве владеющей русским, казахским и английским языками. Большую часть своей жизни дети и подростки проводят в образовательных учреждениях. Стержневой фигурой в совершенствовании деятельности школ в обеспечении успешности обучения учеников сегодня является учитель (Strong, Ward & Grant, 2011). Именно на учителя возложена миссия обучить учеников тому, как учиться.
При разработке урока я старалась внедрить идеи семи модулей обучения. Старалась, чтобы урок проходил в увлекательной форме, вызвал интерес учеников, удивил новизной. Кроме этого я следила за тем, чтобы на уроке был охвачен и понят весь запланированный объем материала по данной теме.
С1 7.1.1.1-понимать сообщение продолжительностью 3-5 минут, извлекая необходимую информацию и/или определяя последовательность событий
С3 7.1.3.1-понимать содержание небольших прозаических и поэтических произведений/фрагментов, определяя сюжетную линию или настроение рассказа
Г1 7.2.1.1-владеть словарным запасом,включающим эмоционально-окрашенную лексику, термины.
Г2 7.2.2.1-пересказывать содержание, используя различные приемы сжатия текста
По счету это был второй урок, тема «Кавказский пленник» Льва Николаевича Толстого. Цели, которые необходимо достичь на данном уроке:
П2 7.4.2.1- излагать сжато содержание текста на основе прослушанного, прочитанного и/или аудиовизуального материала. Планируя данный урок в 7 классе, я поставила себе цель: продолжить работу по формированию микроклимата класса, работу в группах, применить ИКТ для улучшения процесса преподавания и обучения, использовать открытые и закрытые вопросы низкого порядка и вопросы высокого порядка, элементы критического мышления, формативное оценивание. При разработке данного урока учитывала возрастные особенности детей, реальные возможности класса: средняя работоспособность, устойчивая эмоционально-волевая сфера, наличие детей с низкой мотивацией и низким уровнем успеваемости, средний уровень развития аналитико-синтетического мышления; наличие детей, успешных в обучении, лидерские задатки. Урок был направлен на организацию активного преподавания и обучения. Для того, чтобы четко представлять себе, как будет проходить занятие, я разработала план, который очень мне помог понять, каких результатов я ожидаю, что буду делать я, что будут делать ученики. Я определила место проведения занятия, учла при этом создание комфортных условий для учащихся, заранее подготовила все ресурсы занятия. В классе есть условия для выхода в интернет. Это мне было необходимо для демонстрации презентации по теме занятия, которую подготовила ученица Фисенко Ксения по творческому заданию на дом, а также для показа видиофильма о творчестве Толстого.
Урок я начала с психологического настроя и игры-разминки «Комплименты»
первый игрок начинает с комплимента своему соседу.Комплимент должен начинаться на первую букву имени того человека,которому он адресован . Например, «Ксюша,ты добрая», «Костя, ты активный», «Саша , ты настоящий друг» и т.д.
Деление на группы невозможно из – за количества учащихся в классе.Несмотря на это совмесиная игра в начале урока позволила создать коллаборативную среду, основанную на взаимопомощи и сотрудничества. В кабинете ученики работали в паре.
Начало урока . Для уточнения темы урока и определения цели урока учащимся был показан портрет Толстого, видеосюжет, после просмотра, которого они должны обсудить и озвучить, чем мы будем заниматься на данном уроке. Мне понравилось, что ребята активно участвовали в беседе, хотя затруднялись в грамотном формулировании своего ответа. Думаю, если мы будем делать это систематически, то они научатся правильно выражать свои мысли.
Обучение и преподавание строилось с учетом возрастных особенностей учащихся.
Всем уч-ся раздала карточки «ЗХУ» и карточки самооценивания.
Наиболее эффективными методами оценивания учебной деятельности на уроке, на мой взгляд, является взаимооценка и самооценка. Ребята с большим удовольствием оценивали себя и друг друга, было заметно, что данный вид работы им понравился. Кроме оценивания по критериям, проводилось формативное оценивание, например, по стратегии « Аплодисменты»,
« Большой палец». Очень важным звеном в обучении является речь. Совместная беседа учеников приносит большую пользу. Она позволяет ученикам выражать свое понимание темы, помогает также нам учителям понять, на какой стадии находятся наши ученики в процессе обучения.
Еще один метод который я использовала на уроке это органайзер «Двойной пузырь».
После ребята принялись выполнять задания по закреплению темы. Здесь я использовала стратегию «Веер». (листочки в виде веера, на них вопросы) Каждый ученик должен написать свой ответ в правильном порядке. Выбирают вопросы по кругу, по часовой стрелке.
Таким заданием я вызвала интерес к изучаемой теме и проверила активность ребят.
Всего заданий было 4. После каждого задания учащимся был предложен ключ и критерии оценивания. Учащиеся сами могли себя оценивать и после проверки вносили свои полученные отметки в оценочный лист.
Рефлексия была организована с помощью ЗХУ. В конце урока ученики сдавали заполненые карточки «ЗХУ». Этот метод позволяет учителю в дальнейшем планировании урока.
Домашнее задание было разноуровневым.
1 . составить синквейн или акростих к словам Жилин и Костылин.
2. Выразительно прочитать
3. Написать РАФТ (роль, аудитория, форма, тема) про Кавказа
По итогам проведенной работы могу сделать вывод:
Цель урока была достигнута, во время урока класс работал активно, все учащиеся были задействованы в работе, появилось стремление к сотрудничеству,
стала развиваться адекватная самооценка,
На уроках ребята все еще мало говорят, не всегда могут выразить свои мысли. Я думаю, что в учениках надо развивать способность к саморефлексии, то есть они должны научиться обдумывать то, как они мыслят и что они знают. Для этого я буду практиковать рефлексивный дневник среди учащихся. Думаю, что над этим нужно поработать, научить ребят подводить итог своей работы, то есть, научить рефлексировать свою деятельность.
Я уверена, что урок оставил положительные эмоции, крепкие знания в душе моих учеников, что радует меня. Считаю формы работы, выбранные мной актуальными, эффективными, результативными.
Хотелось бы отметить, что при такой форме работы на уроке в значительной степени возрастает индивидуальная помощь каждому нуждающемуся в ней ученику, как со стороны учителя, так и своих товарищей. Думаю, что успешное преподавание и компетентный учитель, работающий по-новому, изменит всю систему нашего образования в лучшую сторону.
Графические (синоним – визуальные) органайзеры представляют собой инструментарий письменной коммуникации, использующий графическую нотацию для репрезентации знаний, концепций, идей, а также взаимосвязей и отношений между ними [2; 4; 7]. Как дидактическое средство, выполняющее иллюстративную, коммуникативную и когнитивную функции, графические органайзеры применяются не только в качестве носителя информации, но и для поддержки деятельности обучающихся при планировании образовательных проектов, решении проблем, принятии решений, проведении исследований.
Основные типы визуальных органайзеров:
1. Последовательные органайзеры (sequential organizers) используются для представления информации, которая может быть выстроена в последовательность или соотнесена с временной шкалой:
· шкалы времени отражают события в хронологическом порядке;
· блоковые диаграммы (в том числе блок-схемы) описывают порядок выполнения отдельных этапов алгоритма или процесса;
· цикличные диаграммы показывают отдельную итерацию цикла – упорядоченную серию событий, повторяющихся в том же самом порядке.
2. Графические органайзеры сравнения и сопоставления (compare/contrastorganizers) применяются для идентификации сходств и различий между двумя или более категориями объектов:
· диаграммы Венна показывают все возможные логические взаимосвязи между конечным набором множеств;
· T-диаграммы отражают две стороны вопроса, например аргументы «за» и «против», плюсы и минусы, факты и мнения;
· квадранты демонстрируют взаимосвязь между двумя множествами концептов.
3. Иерархические органайзеры (hierarchical organizers) позволяют упорядочить сущности (объекты, элементы, значения, понятия) по уровням на основе их рангов и / или свойств. К иерархическим визуальным органайзерам относятся:
· треугольные (пирамидальные) диаграммы, в которых высота уровня (слоя) представляет его статус в иерархии, а ширина – количество принадлежащих этому уровню элементов;
· деревья, используемые для представления структур и классификаций по нескольким основаниям.
4. Концептуальные органайзеры (conceptual organizers) раскрывают смысл концепта или множества концептов, ключевые идеи в изучаемой теме, позволяя визуализировать поддерживающие их основания (факты, характеристики, описания):
· ментальные карты (интеллект-карты) сфокусированы на одной центральной идее, которая детализируется посредством радиальной иерархии и древовидных структур, состоящих из категорий, связанных с этой идеей;
· концепт-карты используются для представления в явном виде наиболее релевантных взаимосвязей между множеством концептов с использованием разнообразных паттернов;
· семантические сети – графическая нотация (и формальный язык), для разработки модели знаний предметной области, отражающей семантические (смысловые) взаимосвязи между концептами.
5. Графические органайзеры данных (data representation organizers) – графики, гистограммы, круговые диаграммы, сетки, таблицы – предназначены для визуального представления количественных данных в схематической форме.
Для построения визуальных органайзеров может быть использован широкий спектр компьютерных инструментальных средств, которые позволяют создавать когнитивные графические образы, обладающие следующими уникальными свойствами: наглядность, коммуникативность, когнитивность, информационная открытость, метафоричность, многомерность.
Основные задачи, решаемые в образовательном процессе посредством создания и использования визуальных органайзеров (дидактические функции органайзеров как средства обучения):
· актуализация априорных знаний обучающихся, построение взаимосвязей с новой информацией;
· поддержка процессов приобретения знаний и образования смыслов обучающимися (классификации, генерализации, агрегирования информации, выявления различных типов ассоциаций и др.);
· развитие навыков критического мышления и активизация когнитивных процессов высокого порядка – анализ, оценивание, создание (согласно таксономии Б. Блума [1]);
· документирование результатов образовательной деятельности, оценивание достижений обучающихся (входной, промежуточный, выходной контроль).
Стратегия графических органайзеров реализована нами в выполненном совместно с проф. Л.И. Кундозеровой проекте разработки учебного курса «Психология и педагогика» (http://www.intuit.ru/studies/courses/3465/707/info), раскрывающего вопросы, составляющие основу научных, методологических и практических компетенций в области современного психолого-педагогического знания. Когнитивная графика, использованная в учебном курсе для повышения информационной плотности материала, позволяет получить системные представления в данной предметной области.
Широкие возможности графических органайзеров (генерирование, визуализация, структурирование идей в процессе изучения и организации информации, разрешения проблем, принятия решений [5; 6]) определяют перспективные области их применения в качестве одного из базовых дидактических средств, эффективно сочетающихся с технологиями проблемного, проектного и исследовательского обучения