СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Батлейка и вертеп - тепло и свет Рождества

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье и вы познакомитесь с историей батлейки, её видами, изготовлением кукол и также чертежами для изготовления батлейки.

 Для этого перейдите по ссылке или воспользуйтесь кодом.

https://33brest.schools.by/pages/etnograficheskoe-napravlenie, или https://clck.ru/SBysn

 

 

Просмотр содержимого документа
«Батлейка и вертеп - тепло и свет Рождества»

БАТЛЕЙКА И ВЕРТЕП: ТЕПЛО И СВЕТ РОЖДЕСТВА



Зажигаются огоньки звезды, загораются свечи, играет юный батлеечник- скрипач, тихо звучат рождественские канты и – начинается долгожданное рождественское представление! В нём добро обязательно победит зло. И сейчас горит свет далёкой Рождественской звезды, он несёт рождение новой жизни, ощущение праздника, надежды, умиротворение, радость, тепло и добро. Берите этот свет и делитесь им с другими, как делают это батлеечники, сегодня и мы с вами делимся радостью и светом души.

Батлейка, также бетбатлейка, батлеемка, бетлейка, батляемка, остмейка, жлоб (белор. батлейка, батлеэмка, бетлейка, батляемка, вяртэп, остмэйка, жлоб) , вертеп (Россия, Украина), шопка (Польша) — народный театр кукол на религиозную (библейскую) и бытовую тематику.

Ярчайшая страница в истории народного театрального искусства – белорусская батлейка. Традицию устанавливать рождественские батлейки заложил святой Франциск Ассизский в XIII веке в Италии. Своё название она получила от слова «Битлеем» — формы произношения названия города Вифлеема, где родился Иисус Христос. Вначале батлейка носила религиозный характер. Долгое время разыгрывали только одну пьесу — «Царь Ирод». По легенде, Ирод, боясь потерять свою царскую власть, приказал убить всех новорожденных мальчиков. В Беларуси, кроме канонических сюжетов, бродячие артисты в начале XVI века представляли также сценки из жизни, на бытовую тему. Со временем представления менялись, добавлялись новые герои. Это искусство получило народное признание и сохранилось до сегодняшнего дня. Традиции батлейки в наше время поддерживают многие кукольные театры республики, практически во всех костелах на Рождество можно увидеть представление в жанре батлейки, также в некоторых в православных церквях при Воскресных школах (например, Свято-Николаевская церковь в Бресте).

В последние десятилетия идёт процесс возрождения батлеечного искусства в учреждениях образования: детских садах, школах, высших учебных заведениях. В Минске проводится Рождественский фестиваль батлеечных театров Свято-Елизаветинским монастырем. В этом году форум немного изменил формат и состоялся одновременно с фестивалем "Радость" на территории столичного Дворца искусства. Батлейщики могут выступить в областном фестивале фольклорного искусства «Родовод». В Бресте Центр дополнительного образования детей и молодёжи проводит открытый городской фестиваль театров «Батлейка» для учащихся школ и школ-садов. Идейный вдохновитель и организатор – Нина Николаевна Абрамчик, заведующий отделом ИЗО и ДПИ. Главная цель фестиваля — возродить традиции наших предков, способствовать формированию духовно-нравственных качеств личности.

Долгое время достоверно было неизвестно, существовал ли театр «Батлейка» в нашем городе. Благодаря книге известного краеведа Анатолия Гладышчука «Нямцэвiчы. Сапраўдныя гiсторыі» эта страница истории приоткрылась: батлейка существовала и в Бресте. В данной книге описано, как на Рождество из Бреста в Скоки приходили бедные ученики со звездой и батлейкой и показывали спектакль о рождении Иисуса Христа. Обычно это происходило так: один батлеечник играл на скрипке, второй открывал дверки, водил на шесте кукол и говорил разными голосами героев.

История создания нашей батлейки следующая. В 2007 г. учителем белорусского языка и литературы Денисюк Н.М. совместно с учащимися был создан первый батлеечный одноэтажный ящик для урока белорусской литературы.

Углубленное изучение батлейки было начато с создания проекта, с которым позже мы участвовали в фольклорном фестивале «Святло каляднай зоркi», фестивале декоративно-прикладного искусства в заочном конкурсе мастеров народных ремёсел в 2008/2009 учебном году с исследовательской работой и постановкой драмы «Цар Ірад» (Диплом 1 степени, педагоги – Денисюк Н.М., Пешко О.С.). В 2012-2014 гг. постановкой батлеечных театров занималась учитель белорусского языка и литературы, руководитель объединения по интересам “Рэй” Квашевич Л.И.

Объединение по интересам «Батлейка» создано в 2015 году педагогом Пешко Ольгой Сергеевной с целью пропаганды батлеечного искусства и белоруской народной культуры. Программа авторская, утверждённая на методическом совете школы в 2015 г., создана на основе программ А. Лозко и С. А. Малиновской, а также Типовой программы дополнительного образования детей и молодежи (художественный профиль).

Абрамчик Н.Н., методистом Центра дополнительного образования детей и молодежи г. Бреста, организован выездной семинар в г.п. Мир, имеющий давнюю историю и опыт создания и проведения батлеечных постановок. У истоков возрождения мирской батлейки стояли Г.П.Жаровина, А.А Выгонная, Э.И.Ляхнович, М.М.Шапіленка. Своим батлеечным опытом с нами поделился Петриман Константин Леонардович, дал чертежи мирской батлейки, ксерокопию книги «Беларускі народны тэатр “Батлейка” і яго ўзаемасувязі з рускім «вяртэпам” і польскай “шопкай” Г.Барышева и А.Санникова, 1963 года издания. Для участников семинара была поставлена пьеса «Салдат ды чорт» на белорусском языке. Вдохновившись новыми идеями, в 2018 году педагогами и родителями было решено создать новую двухъярусную батлейку, так как первая была одноэтажная.

Разработали проект «Белорусский народный театр батлейка».

Цель проекта: создание условий для развития чувства национального самосознания, ощущения личности школьника частью белорусской истории, народа с помощью белорусского батлеечного театра.

Задачи:

- развивать познавательный интерес обучающихся к духовному наследию народа;

- раскрывать творческие способности школьников;

- способствовать социализации и инкультурации личности учащегося, создать возможность каждому ученику реализовать себя через исполнение ролей, оформление спектаклей;

- создать условия для приобщения учащихся к народной культуре.

Участники проекта: педагоги, учащиеся и их родители.

Этапы работы над проектом:

  1. Поисково-исследовательская деятельность. Изучение истории белорусской батлейки, особенностей батлеечного искусства своего региона.

  2. Изготовление двухъярусного батлеечного ящика.

  3. Создание театрального коллектива.

  4. Изготовление кукол.

  5. Работа над репертуаром, сценариями.

  6. Показ батлеечных спектаклей.

За это время мной и детьми подготовлены и поставлены спектакли «Царь Ирод» по драме В. Тихомирова, «Грушевое дерево» (сербская народная сказка), «Вифлеемская гостиница», «Рождественская ночь», «Повесть о купце Артабане, Алёнушке и её брате Иванушке», «Рождественские истории», «Легенды Брестчины», «Казкі Берасцейкі» и другие. Репертуар мог иногда повторяться, так как дети растут, состав труппы меняется. Пьесы, как правило, со временем усложняются, становятся более философскими. Да и сами юные батлеечники растут как актёры. Для учащихся и родителей спектакли показываем в основном в рамках шестого школьного дня в актовом зале школы и в школьном этнографическом музее «Спадчына».

Перед постановкой и по ходу спектакля батлейщики исполняют рождественские канты, так как в историческом прошлом исполнение псальмов было обязательным. Музыкальное сопровождение также считаю обязательным, так оно оказывает огромное эмоциональное воздействие. Наша юная скрипачка радует зрителей с шести лет.

Батлеечником можно быть в любом возрасте, но не каждая роль будет под силу. Голос царя Ирода не может быть детским, можно в крайнем случае использовать фонограмму, но не желательно. Поэтому спектакли подбираем под театральный коллектив, возрастной состав, театральные умения детей.

Для каждого спектакля создаются новые куклы, т.к. у каждой куклы, как у человека, своя жизненная история, своя душа, свой юный создатель-дизайнер. В наших батлейках живёт более ста игровых кукол. На выступлениях часто используется приём вхождения в эпоху и образ игровой куклы, когда актёр и куклы одеты почти одинаково в одежду показываемого исторического периода и народа (например, в драме «Царь Ирод», спектакле «Вифлеемская гостиница»). В их изготовлении помогают заинтересованные родители или бабушки (например, коллекцию кукол для белорусских сказок нам сделала Масюк Г.З., мастер народных ремёсел). Батлеечные куклы интересны и юным актерам, и зрителям, так как они необычные, простые, в одежде исторического периода согласно сюжету. Также зрители, особенно юные, с нетерпением ждут развязки сюжета, а после спектакля просят прикоснуться к куклам: поправить голову царю Ироду, потрогать косу у куклы Смерти.

Мною проведены мастер-классы по изготовлению кукол для батлейки для учителей и педагогов дополнительного образования, семинар для заместителей директоров по воспитательной работе.

На сайте школы на страничке «Ресурсный центр по развитию туризма и краеведения» в разделе «Этнография» вы можете ознакомится со сценариями для батлейки, собранными из разных источников. Есть статьи и книги по истории народного театра батлейки разных авторов. В презентация к мастер-классу «Батлейка как средство приобщения учащихся к народной культуре» Пешко О.С. вы познакомитесь с историей батлейки, её видами, изготовлением кукол и также чертежами для изготовления батлейки.

Для этого перейдите по ссылке или воспользуйтесь кодом.

https://33brest.schools.by/pages/etnograficheskoe-napravlenie, или https://clck.ru/SBysn

Для формирования первоначальных театральных навыков я работаю по программе объединения по интересам театрального профиля. С какой постановки начать? Я начинаю с драмы «Царь Ирод» – это классика жанра. Да, она сложная, зато сразу вводит детей в мир батлейки. Дальше строим выступления по народным сказкам, литературным рассказам, собственным сценариям, христианским притчам.

Коллектив находится в состоянии творческого поиска, продолжает и сохраняет традиции батлейщиков, приобщаясь к народному творчеству, ищет новые формы взаимодействия зрителя и актёра. С целью популяризации батлеечного искусства и приобщения к народной культуре деятельность батлеечного театра отражена на страницах сайта школы и в группах социальной сети в ВК "Берестейцы" и "Батлейка".

Выступления юных батлеечников всегда пользуются неизменным успехов у зрителей. Мы ежегодно участвуем в городском фестивале батлеечных и кукольных театров, в проектах брестского музея «Спасённые художественные ценности», детской городской библиотеки им А.С.Пушкина г. Бреста. Спектакли показываем во время проведения недели истории, отечественной и мировой художественной культуры, белорусского языка и литературы, для учащихся четвёртых классов при изучении темы «Ад батлейкі – да тэатра» по предмету «Мая Радзіма – Беларусь», при проведении музейных занятий, для педагогов и учащихся других школ.

С целью накопления и расширения опыта участвуем в разного рода методических семинарах, форумах: в III Рождественском фестивале батлеечных театров в г. Минске, 2017 г., в выездном семинаре педагогов дополнительного образования г. Бреста в г.п. Мир (встреча с Петриманом К. Л.), фестивале «Свет рождественской звезды» в областном краеведческом музее, являемся участником сообществ «Батлейка» в социальных сетях, где можно поделиться информацией и вдохновиться новыми идеями от коллег.

В образовательном процессе с батлеечным искусством знакомлю на уроках по учебному предмету «Отечественная и мировая художественная культура» в шестом классе при изучении тем «Праздник в жизни людей», «Театр видимый и невидимый: средства художественной выразительности». В восьмом классе – на уроке при изучении темы: "Музыка и театр на землях Беларуси в период Речи Посполитой", на нём остановлюсь подробнее. Но основная работа идёт в шестой день.

Сейчас работаю с детьми над проектом «Тени оживают». Идеей создания теневого театра я вдохновилась, посетив Рождественский фестиваль батлеечных театров в Минске в Свято-Елизаветинском монастыре. Уже создали сам ящик, сделали силуэты персонажей, репетируем Драму “Цар Ірад” на белорусском языке, работаю с детьми над созданием своего сценария «Тени оживают на Рождество». Коллектив находится в состоянии творческого поиска, продолжает и сохраняет традиции батлейщиков, приобщает к народному творчеству детей и взрослых. На наших выступлениях всегда есть Рождественская звезда, которую нам подарили прихожане церкви иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость", расположенной в микрорайоне Дубровка. В рамках План сотрудничества ГУО «Средняя школа №33 г. Бреста» с Белорусской Православной Церковью проводим некоторые совместные мероприятия С Воскресной школой при храме в честь иконы Божией Матери "Всех Скорбящих Радость".

Пусть свет Рождественской звезды горит и дарит благодать, а наши батлеечные постановки несут в мир людей идеи добра, человеческой теплоты, отзывчивости, взаимопомощи, гуманности.

Автор: Пешко Ольга Сергеевна, учитель истории, отечественной и мировой художественной культуры, педагог дополнительного образования ГУО «Средняя школа №33 г. Бреста».

Батлейка и вертеп: тепло и свет Рождества.

2