БАЖОВСКИХ СКАЗОВ ЧУДНЫЕ МЕСТА
-Здравствуйте, дорогие друзья! Приветствуем вас на Четверговских чтениях!
- А почему Четверговских?
-Да потому, что в начале двадцатого века литераторы Екатеринбурга собирались в доме Павла Петровича Бажова и читали там отрывки из своих лучших произведений… Вот представь… Входим мы в небольшой дом и
вместо могучего плечистого бородача встречает нас ... небольшой сутуловатый старичок. Из мягкой рамки шелковистых седин смотрит открытое русское лицо. Бажов глядит на собеседника чуть исподлобья, из-за приспущенные бровей, но взгляд у него доброжелательный, ласковый. Когда он улыбается незаметной под усами улыбкой, к глазам сбегаются живые и веселые морщинки, и от них, как это ни странно, лицо как-то вдруг свежеет и будто бы даже молодеет.
- А тема наших чтений?
- Путешествие со сказами П.П. Бажова…
- Ну, это не интересно, мы все и всё знаем о его творчестве. С детских лет читаем сказы. В них нет ничего интересного.
- Не скажи… Читая сказы, мы подчас не задумываемся над тем, что их события происходили на нашей уральской земле, что их герои жили где-то здесь, рядом с нами, и если присмотреться повнимательнее, то мы найдём их следы, прикоснёмся к тому, что под рукой Бажова стало сказом, искусством…
- Действительно, быль и небыль, добро и зло, прекрасное и низменное – всё это лукаво и не без умысла перемешано автором и живёт рядом, пульсирует, делая нас самих обитателями огромной сказовой страны.
- Герои сказов… Они разные…
- То порывистые в своих движениях…
- То вдруг замершие над былинкой или сияющим кристалликом…
- То погрустневшие…
- То торжествующие…
- То самоуверенные…
- То вдруг растерянные и ранимые…
- То немножко поглупевшие от своей влюблённости…
- То мудрые-мудрые, словно век прожили. Они очень разные, но такие притягательные…
- А знаете чем?
- Кому-то близка романтическая одухотворённость Данилушки, кому-то – таинственная музыкальность Устиньи Соловишны…
- Да, в бажовских сказах, если приглядеться, виднеется мечта, что новое поколение откроет его шкатулку, обретет наследство, обогатит его новыми ценностями и передаст своим детям.
- А ключи от той шкатулки – они у каждого человека и поколения свои. И в тоже время вечные. Поищем их вместе.
- Друзья! Приглашаем вас в путешествие по нашему краю со сказами Бажова… Итак, в путь!
Е. Хоринская
Домик писателя
Недалёко от Исети -
Старый дом и сад густой.
Там шумит весенний ветер
Беспокойною листвой.
Облаков пушистых гребни
Проплывают стороной.
В этом доме жил волшебник -
Мудрый сказочник седой...
След Копытца серебрится,
Вьётся змейкою в ночи,
Огневушкою кружится
Пламя жаркое в печи,
Ящерки мелькнули разом,
Встал Данила над цветком...
И шкатулкой, полной сказов,
Кажется бажовский дом.
А из сада гомон птичий,
Ветви тянутся к лучам.
Есть ещё такой обычай
У ребят у свердловчан:
Каждою весною новой
Тихо входят на крыльцо –
Попросить в саду Бажова
Маленькое деревцо.
И посадят возле школы
Всем лихим ветрам назло,
Чтобы крепким и весёлым
Это дерево росло.
И шумит листвой рябинка,
Зеленеет каждый год...
...К дому этому тропинка
Никогда не зарастёт...
(Звучит музыка ДиДюЛи «Полёт на воздушном шаре)
- Если ехать из Екатеринбурга в Полевской, от поселка Северского влево уходит дорога в село Косой Брод. Оно живописно раскинулось по берегам реки Чусовой, в пяти километрах от города Полевского. Названо так в старину по одному из урочищ.
- В 1723 году по распоряжению главного начальника Уральских и Сибирских горных заводов Виллима де Геннина здесь было построено укрепление, именованное Кособродской крепостью, и поселена рота драгун. Новая крепость служила тому, чтобы «рудным вощикам, которые руду из вышеозначенных мест для плавки на медь возили в Уктусский и Екатеринбургский заводы, не могли чинить препятствия и оные вощики в ночные времена могли спать и коней кормить в безопасности, под охранением».
- Двумя годами позже вблизи был открыт железный рудник, а оборонительное поселение на Чусовой стало разрастаться.
- В 1770 году через Косой Брод проезжал известный путешественник П. С. Паллас. Он свидетельствовал, что крепость здесь уже разрушена за ненадобностью, а в разросшемся селе вовсю идет ломка мрамора и «железняка» для Полевского завода.
- Но не железо, не мрамор, прославили Косой Брод... а золото! В начале XIX века в притоках и логах Чусовой старатели наткнулись на богатые россыпи. Именно как золотоискательское село представлен Косой Брод в сказе П.П. Бажова «Жабреев ходок». Его золотоносные окрестности описаны также в сказах «Про Великого Полоза» и «Змеиный след».
- Сказывают, что недалеко от Рябиновки Полоза повстречать можно…
(Звучит гитара)
Вот сидят ребятёшки так-то, дожидаются, а ночь уж совсем, и тихо в лесу стало. Слышно, как вода в Рябиновке шумит. Прошло довольно дивно времечка, а никого нет, у ребят испуг и отбежал. Навалили они в костер хвои, еще веселее стало. Вдруг слышат — в лесу разговаривают. Ну, думают, какие-то идут. Откуда в экое время? Опять страшно стало.
И вот подходят к огню двое. Один-то Семеныч, а другой с ним незнакомый какой-то и одет не по-нашенски. Кафтан это на ем, штаны — все желтое, из золотой, слышь-ко, поповской парчи, а поверх кафтана широкий пояс с узорами и кистями, тоже из парчи, только с зеленью. Шапка желтая, а справа и слева красные зазорины, и сапожки тоже красные. Лицо желтое, в окладистой бороде, а борода вся в тугие кольца завилась. Так и видно, не разогнешь их. Только глаза зеленые и светят, как у кошки. А смотрят по-хорошему, ласково. Мужик такого же росту, как Семеныч, и не толстый, а, видать, грузный. На котором месте стал, под ногами у него земля вдавилась. Ребятам все это занятно, они и бояться забыли, смотрят на того человека, а он и говорит Семенычу шуткой так:
— Это вольны-то старатели? Что найдут, все заберут? Никому не
оставят?
Потом прихмурился и говорит Семенычу, как советует с им:
— А не испортим мы с тобой этих ребятишек?
Семеныч стал сказывать, что ребята не балованные, хорошие, а тот опять свое:
— Все люди на одну колодку.Пока в нужде да в бедности, ровно бы и ничего, а как за мое охвостье поймаются, так откуда только на их всякой погани налипнет.
Постоял, помолчал и говорит:
— Ну, ладно, попытаем. Малолетки, может, лучше окажутся. А так
ребятки ладненьки, жалко будет, ежели испортим. Меньшенький-то вон
тонкогубик. Как бы жадный не оказался. Ты уж понастуй сам, Семе-
ныч. Отец-то у них не жилец. Знаю я его. На ладан дышит, а тоже
старается сам кусок заработать. Самостоятельный мужик. А вот дай
ему богатство — тоже испортится.
Разговаривает так-то с Семенычем, будто ребят тут и нет. Потом посмотрел на них и говорит:
— Теперь, ребятушки, смотрите хорошенько. Замечайте, куда след пойдет. По этому следу сверху и копайте. Глубоко не лезьте, ни к чему это.
И вот видят ребята — человека того уж нет. Которое место до пояса — все это голова стала, а от пояса шея. Голова точь-в-точь такая, как была, только большая, глаза ровно по гусиному яйцу стали, а шея змеиная. И вот из-под земли стало выкатываться тулово преогромного змея. Голова поднялась выше леса. Потом тулово выгнулось прямо на костер, вытянулось по земле, и поползло это чудо к Рябиновке, а из земли все кольца выходят да выходят. Ровно им и конца нет. И то диво, костер-то потух, а на полянке светло стало. Только свет не такой, как от солнышка, а какой-то другой, и холодом потянуло. Дошел змей до Рябиновки и полез в воду, а вода сразу и замерзла по ту и по другую сторону. Змей перешел на другой берег, дотянулся до старой березы, которая тут стояла, и кричит:
— Заметили? Тут вот и копайте! Хватит вам по сиротскому делу.
Чур, не жадничайте!
Сказал так-то и ровно растаял. Вода в Рябиновке опять зашумела, и костерок оттаял и загорелся, только трава будто все еще озябла, как иней ее прихватил.
Семеныч и объясняет ребятам:
— Это есть Великий Полоз. Все золото в его власти. Где он прой
дет — туда оно и подбежит. А ходить он может и по земле, и под
землей, как ему надо, и места может окружить, сколько хочет.
(Звучит музыка ДиДюЛи «Полёт на воздушном шаре)
- Главным природным «золотохранилищем» в окрестностях Косого Брода считалась речка Рябиновка. На Рябиновке «Левонтьевские ребята» видели Великого Полоза — мифическое существо из старательских сказов и преданий. Где прополз Полоз — там золотая жила осталась...
- Чтобы побывать на Рябиновке, в которую щедро окунался Великий Полоз, нужно выйти на южную окраину села. А потом по высокой насыпной дороге двинуться на юго-запад, к пруду. Увидели пруд, плотину? Значит, направление правильное. Теперь по грунтовой дороге, пересекая склоны горы Караульной, выходим к железной дороге. На третьем километре — Большая Рябиновка.
- Она протекает под железнодорожной насыпью в широкой железной трубе. К Чусовой Большая Рябиновка бежит по кромке поля в полосе кустарника. А ее исток находится в четырех километрах к юго-западу отсюда, на так называемом Шешеговом покосе (это недалеко от поселка Станционный-Полевской).
- У истока Большой Рябиновки и находился в прошлом старый золотоносный прииск, навеявший Бажову мотивы сказов «Про Великого Полоза» и «Змеиный след». Судя по этим сказам, где-то здесь караульщикам, которые у шалашика сидели, и показался Великий Полоз.
- К югу от истока Большой Рябиновки широким увалом лежат плоские горы. С юга они ограничены ручейком, который местные жители называют Малой Рябиновкой (на старых же картах он значится как Пучеглазка). Весь путь от Рябиновки до Косого Брода составляет 10 км.
- Осмотреть панораму села можно с вершины горы Школьной. Там жителями в год 250-летия со дня основания села установлен памятник.
- Но путешествие лучше начать со знакомства с историческими фактами. В школьном музее можно осмотреть макет Кособродской крепости, слепок одного из крупнейших в коллекции Алмазного фонда золотого самородка, найденного неподалеку от села, ковш и лоток для промывки россыпного золота. Там хранятся множество фотографий и объемный сборник документов по истории села, собранный местным уроженцем, ученым-физиком Николаем Федоровичем Зюзевым.
- Как и во многих уральских селах, расположение улиц Косого Брода зависит от реки, на которой он строился: его дома как бы отступили от бурных волн извилистой здесь Чусовой, шагнув на склоны невысоких гор. На соседней горе Крутой сохранились следы бывшей тут железной ломки, так называемой Магнитной ямы. Спустившись с Крутой горы, можно осмотреть Чусовской мост. «После Чусовского моста дорога расходилась: вправо — хорошо накатанная, даже избитая — в Северский завод, прямо - в гору, такой же ширины, но какая-то зарастающая, похожая на зимник, шла дорога на старый завод», - писал П. Бажов в очерке «У старого рудника».
- За мостом - еще один интересный исторический объект: полузаваленный ствол бывшей шахты «Золотая рыбка», превратившийся сейчас в озерко круглой формы.
- Где-то здесь же, неподалеку от Косого Брода, но уже от другой его околицы, северной, таятся «каменные губы», тот самый сказовый Жабреев ходок, который неждано открылся Дениске-Сироте.
- Почувствовать атмосферу сказа за околицей Косого Брода можно и сегодня, побывав в Студеном логу, где когда-то был найден знаменитый самородок весом 13 кг 776 г. Склоны ложка большей частью покрыты сосновым лесом и можжевеловым подлеском. Левым своим скатом он «опирается» на склоны двух гор — Крутой и Школьной. Узкий в верхней части, ложок расширяется внизу, при выходе на высоковольтную линию.
П.П. Бажову
И. Киреёнок
На дворе пурга в окно стучится,
В комнате уютно и темно.
Мне сегодня что-то вдруг не спится.
Ночь уж на дворе стоит давно.
Начинает мама тихо сказы
О Хозяйке, что живет в горе.
Вижу я Данилушку — и сразу
Ящерки мелькнули на заре.
Вижу я, как девочка Татьяна
На шкатулку новую глядит,
Как горы Хозяйка Северьяна
Заковала в древний малахит...
И от этих сказов стало снова
На душе так чисто и светло...
В дальний домик дедушки Бажова
На Урал меня перенесло!
(Звучит музыка ДиДюЛи «Мой город тайн»)
- Среди множества чудес природы есть одно самое удивительное и ни с чем не сравнимое — это камень, издавна называемый на Руси самоцветом. Нигде нет другого такого места, где бы из недр земли выходило столь удивительное многообразие камней и самоцветов, как на древнем Урале.
- Полевской район издавна интересовал многих исследователей. Его богатства привлекали известных географов, геологов и путешественников. В Полевском открыты сотни полезных ископаемых и минералов: от железных руд до разнообразных видов поделочных камней и самоцветов, имеющих большую редкость в природе.
- В сказе «Далевое глядельце» Павел Петрович писал: «Сказывали наши старики, что в здешних горах глядельце есть. Там все пласты сходятся. А далевым оно потому зовется, что каждый пласт, будь то железная руда али золото, уголь али медь, дикарь-камень али дорогой самоцвет, насквозь видно на многие версты. Глядельце это не снаружи, а в самой горе. Добраться до него человеку нельзя, а видеть можно». Но «глядельце открывается тому, кто себе выгоды не ждет, а хочет посмотреть красоту горы и народу сказать, что где полезное лежит».
- А поскольку наше путешествие необычное — путешествие в сказы, — то мы и будем знакомиться не только с россыпями драгоценных камней, но и с самоцветными россыпями слова — уральскими сказами, написанными человеком, который придал самоцветам устного народного творчества, сказам уральских гор, ювелирную огранку и подарил их всему миру.
- Перед въездом в Полевской на 14-м километре будет первый бажовский объект — поселок Красная горка и Красногорский железный рудник. По сказам, здесь полевской рудокоп повстречал Малахитницу. О том, как и где это было, Бажов рассказал нам в своем сказе «Медной горы Хозяйка».
- «Пошли раз двое наших заводских траву смотреть. А покосы у них дальние были. За Северушкой где-то... В лесу-то хорошо. Пташки поют-радуются, от земли воспарение, дух легкий. Их, слышь-ко, и разморило. Дошли до Красногорского рудника. Там тогда железну руду добывали. Легли, значит, наши-то на травку под рябиной да сразу уснули. Только вдруг молодой, — ровно его кто под бок толкнул, — проснулся. Глядит, а перед ним на грудке руды у большого камня женщина какая-то сидит...
- Мать ты моя, да ведь это сама Хозяйка!»
- Еще на карте 1735 года в числе шести действующих железных рудников отмечен и Красногорский — в пяти верстах от Северского завода. Перевозка руды лошадьми с дальних рудников была невыгодна. Тогда рудознатцы и отыскали месторождение бурого железняка в истоках речки Красногорки. Этот рудник, по сказам, стал вторым дорогим местом во владениях Хозяйки Медной горы. Позднее в долине Красногорки было открыто золото. Потянулись старатели и к этим местам, вырос поселок.
- В одном из публичных выступлений П. Бажов говорил, что, когда он писал сказ «Медной горы Хозяйка», Красногорку все знали как «забытый рудничок», каких на Урале было множество. И в научной литературе об этом руднике он ничего не нашел. Его тогда поразило, почему «изумительное и богатейшее по разнообразию минералов, о котором знал весь мир», месторождение Гумешевское сравнивается в фольклоре с Красногорским.
- Тогда он принял на «веру» то, что рассказывали старики. И только значительно позже, после написания сказа, автор узнал, что на Красногорке открыли золото и что показания горняков имели под собой реальную почву.
- Сказ «Медной горы Хозяйка» Бажов считал наиболее близким к рабочему фольклору. И хотя по горняцким преданиям Хозяйка — уроженка Гумешек, владения ее простираются и до этих мест. Где-то здесь у рудничных отвалов и увидел Степан волшебное превращение Малахитницы в зеленую ящерку. А в подземном волшебном саду под Красногоркой вручила она ему малахитовую шкатулку с дорогим убором.
- Поиски потайных малахитовых закопушек, золота, редко встречающегося медного изумруда привлекали сюда и любителей легкого фарта.
- Так «нюхалка Сочень, который возле песков кышкался», был здесь напуган бурой безглазой кошкой. Хозяйка не отдала сокровища хитнику.
Александр Куницын
Хозяйка
Глухой заповедной порою
Привычно уляжемся спать.
А где-то под Медной горою
Не спится Хозяйке опять.
Не радуют камни и руды,
И в тягость волшебная власть,
Вздохнуть бы ей полною грудью,
Любимому в руки упасть!
Из каменных гор она выйдет,
К сосенке прижмётся щекой,
Да только её не увидеть
В слезах, невеселой такой.
Похожа на вдовую бабу
И клады готова отдать
За то, чтобы на ночь, хотя бы,
Обычною бабою стать.
Приметит она горнового,
Идущего в ночь на завод,
И, может, почудится снова,
Что мастер Данила идёт.
(Звучит музыка ДиДюЛи «Сказки старого леса»)
- Продолжим путь по старому Северскому тракту и уже за Красногоркой подём в красивейшие места. Почти исчезли на нашем пути горы. Им на смену пришли просторные луга, поляны-сенокосы, плоские ложки с текущими в них ручьями. Ходовая, или, по-местному, тележная, дорога служила здесь лишь для вывоза сена и дров. Она звала нас к не
ведомым местам — на реку Ельничную, Верхний и Глубочинский пруды.
- Если приключения героя сказа «Медной горы Хозяйка» Степана связаны с северными окрестностями Полевского, то Данилы из «Каменного цветка» — с южными.
- По сказу детство Данилки-Недокормыша проходило на берегу Верхнего
(Казенного) пруда. Сначала в казачках «при господском доме», затем целое лето с коровьим стадом ходил в подпасках. «Пасли около Ельничной» в самом волчьем месте, заросшем темным ельником. Там он и «под бой попал» за утерю коров.
- Вся эта пестроцветная картина заливных лугов, поросших чемерицей, дурманом да багульником, — и сейчас заповедное в ландшафтном отношении место. Расположено оно в междуречье речки Черной и Светлого Канала, в промежутке Верхнего и Глубочинского прудов, не более чем в трех километрах от старой части города Полевского.
Д. Ханин
РОДИНА
Что же такое Родина?
Голубой небосвод?
Куст недоспелой смородины?
Колодец у наших ворот?
А может, берёзка белая?
А может, вот этот луг,
Где мы с тобою бегали,
Эхо дразня вокруг?
А может, пути, что пройдены, -
Истории колесо?
Что же такое Родина?
Родина, это - все!
Берёзка у дома, сиреневый куст,
Скамейка зелёного цвета.
Тихий и маленький Северский пруд -
Всё под короной рассвета!
Здесь я родилась и жизнь тут веду,
И не разверуюсь я:
В горе спасает, отводит беду
Эта родная земля.
(Звучит музыка ДиДюЛи «Сказки старого леса»)
- Южная часть Полевского. Её главная достопримечательность - Думная гора.
- Из переулка с тремя домиками узенькая тропинка приведет к некрутой безлесой горе. Вершина ее увенчана скалистым гребешком, отгородившим крутой спуск к реке Полевой, протекающей под западным склоном. Где-то у гребешка и находилась караулка легендарного дедушки Слышко с «невысоким помостом да звонким колоколом». Это лучшее место для фотографирования панорамы и видов Полевского.
- «У караулки на Думной горе хорошо... Радует глаз круглая, будто переполненная, чаша Полевского пруда и уходящая вдаль широкая река — Северский пруд... В той стороне, где теперь высятся многочисленные корпуса криолитового завода и соцгородка, было видно лишь серое, чуть всхолмленное поле старого Гумешевского рудника... Зато там, за Гумешевским рудником и заводским поселком, насколько глаз мог охватить, однообразная, но красивая лесная картина — темно-синие волны густого хвойного бора. Седловатая волна выше других — Азов-гора».
- От южного, более пологого склона мраморные ступени ведут вниз, к подножию горы, где сохранилось красное здание на три окна — бывшая школа, по соседству с которой находился флигель, там некоторое время в начале девяностых годов прошлого века жила семья Бажовых. Флигель был снесен в конце тридцатых годов. В здании бывшей школы теперь находится цех покраски и склады мебельного комбината.
- Теперь цель нашего путешествия — побывать у легендарной Медной горы, на знаменитых Гумешках.
- В сказах Бажова Гумешки — подземная кладовая. Самое дорогое место во владениях Хозяйки Медной горы. Здесь впервые на Урале был открыт камень, «в котором вся радость земли собрана», — ярко-зеленый шелковистый малахит. И здесь в воображении горщиков родился образ Малахитницы. Медная гора, разочаровавшая Бажова при первой встрече, находится почти в центре города.
- «Когда же через несколько дней увидел Гумешки вблизи, то чуть не расплакался от обиды. Никакой горы тут вовсе не оказалось. Было поле самого унылого вида. На нем даже трава росла только редкими кустиками. На поле какие-то полуобвалившиеся загородки из жердей да остатки тяговых барабанов над обвалившимися шахтами».
- Южная часть карьера, перед железной дорогой, огорожена колючей проволокой, так как опасна для экскурсий. Северная, за железной дорогой, представляет собой провал, образовавшийся в результате оседания почвы над старыми шахтами. Длина карьера-провала около 500 метров, ширина до 150 и глубина до 15 метров. В южной части карьера сохранились остатки старой шахтной крепи, по краям — отвалы глинистых и скальных пород, отбросы рудной массы... В доступном для осмотра месте можно отыскать малахит в виде примазки на железной руде или жилок внутри руды. Реже — более удачливым — может попасть небольшая почка малахита.
Елена Трутнева
Уральские камни
Под землей в горах укрыт
Странный камень, малахит.
Он и медная руда
Подружились навсегда.
Им бы сделаться колонной
Золотой или зелёной,
Им стоять бы на вокзале
Или где-нибудь в саду!
Поскорей бы камень взяли,
Разыскали бы руду!
Изумрудам и топазам
Тоже хочется на свет!
Ночь глядит звериным глазом,
Бурелом запутал след.
Трудно, камни, вас найти,
Много стражи на пути!
Но рабочие с лопатой
Откопали клад богатый.
Камни в пленках – и грязны,
Нам такие не нужны:
В мутной, темной глубине
Ничего не видно мне!
Мастер ловкими руками
Чистит, точит, режет камень,
В каждой грани, как свечу,
Зажигает по лучу.
Я беру топаз из груды,
Разбираю изумруды…
И в одном я вижу море,
А в другом пожар лесной.
Вижу розовые зори,
Голубую ночь весной.
В каждом камне, как в окне,
Светлый луч мигает мне.
(Звучит музыка ДиДюЛи «Вечный странник»)
- Азов-гора... Люди издавна жили на ее склонах. Зверя добывали, птицу-рыбу ловили, тем и питались. Пчелы дикой множина была. Меду — сколько добудешь.
- Самые ранние свидетельства о человеке на Азов-горе — бронзовые предметы, найденные здесь в сороковом году XX столетия, — относятся к раннему железному веку. Потом пришли сюда люди иной культуры, об этом рассказывает само название горы. Оно происходит, вероятно, от тюркского азау — зуб, так как здешние скалы-останцы напоминают гигантские клыки.
- Присутствие на Азов-горе следов древней культуры как раз и позволило П.П. Бажову творить бывальщину о старых людях. В очерке «У старого рудника» Бажов, объясняя рождение сказа, пишет:
- «Пещера в горе Азов подходила для всех вариантов сказа. Одни говорили, что в этой пеще ре жили «вольные люди». Другие населяли ее таинственными «старыми людьми». Но и те, и другие одинаково утверждали, что попасть в эту пещеру очень трудно. Ход в нее так запрятан, что редкий найдет, а если и найдет — тоже не попадет, так как пещера охраняется таинственными силами и разными страшилищами. Самым страшным хранителем кладов была «девка Азовка»... Чтобы получить доступ к оставленным в пещере богатствам, надо было знать «заклятое слово», «потаенный знак», «тайное имя»...
- Азов-гора объединяет сказку и быль, но она же и четко их разделяет. Была ли та заманчивая пещера в горе, о которой ведется речь в сказе «Дорогое имячко»? Сама же гора и отвечает: нет, никаких пещер! То есть отвечает, понятно, не гора, а структура ее пород.
- Геологи давно доказали, что в диоритах — породах, которыми сложены скалы Азов-горы, — естественных полостей быть не может. Если только искусственную кто вырубит! Так что пещера со штабелями золотых слитков — фантазия, которую в своей душевной простоте развивал и обыгрывал народ, мечтая о лучшей жизни.
- Кстати, мечты, идеалы, фантазии народные век от века тоже менялись. Наступал срок, и мрачную зрелищную картинку подземного хранилища, осиянного тяжелыми золотыми бликами, сменял другой образ мечты. Легкий, невесомый, более стремящийся к тому бесплотному, что каждый из нас носит внутри себя, — жажду света!
- Мы говорим про легенду о горной свече... Будто бы каждую ночь, ровно в двенадцать, возгорается она на склоне Азов-горы и своим тихим сиянием умиротворяет растревоженные, опечаленные или, хуже того, поддавшиеся унынию души. Вроде бы какая малость — свечной огонек. А вот затеплится в ночи — и сделает то, что целым горам золота неподвластно. Покажет разуверившемуся человеку, что, сколько бы тьмы ни было вокруг, даже крохотного, слабенького огонька достаточно, чтобы побороть кажущуюся непобедимость мрака.
- Легенда о горной свече дожила до наших дней. И многие туристы, не спящие под звездным небом Азов-горы, ждут, ждут этого огонька, неведомо кем и с какой целью зажигаемого. А если и не дождутся — не печаль! Ведь время, проведенное в ожидании света и в размышлениях о свете, — самое, может быть, ценное время нашей жизни.
Е. Хоринская
Всегда с нами
Под зимним солнцем серебрится
Полей заснеженный простор,
И плавок видятся зарницы,
И очертанья дальних гор...
И словно виден росный берег,
И лебедей высокий взлет...
Так долго не хотелось верить,
Что в дом хозяин не войдет.
...Буран свистел у окон где-то.
Крепчал мороз еще сильней.
Зимой, бывало, до рассвета
Горел огонь в его окне...
Всегда тропа вилась у входа,
Не зараставшая травой.
Он в светлой памяти народа
Останется всегда живой.
И будут были жить веками
В чудесном малахите строк,
И не поблекнет, не завянет
Волшебный Каменный цветок.
(Звучит музыка ДиДюЛи «Вечный странник»)
- Село Полдневое… Оно упоминается в сказе П.П. Бажова «Золотоцветень горы»:
- «Раз летом забрался я по Полдневской дороге к Чусовой. Река там мелкая, с перекатами, а мне это и надо было, потому на таких перекатах хариус ловится...»
- Просторное село Полдневая широко раскинулось вдоль извилистой Чусовой. Железнодорожная станция, леспромхоз, многоэтажные дома и широкие улицы — ничто уже здесь не напоминает старательскую деревеньку из прошлого. Но еще и сейчас можно услышать рассказы стариков о хризолитах. Как тайком от казны возили песок и промывали на потайных речках, а затем сбывали камни за хорошие деньги. Много рассказов о хризолитчиках записал здесь Павел Петрович.
- Не менее насыщен фольклор поселка Кладовка. Жители Кладовки утверждают, что ее название связано с земными кладами: хризолитами и золотом. Правда, в 15 километрах, в верховьях Западной Чусовой, на карте прошлого века отмечено сразу четыре речки под названием Кладовка. По речкам пошло название или нет — неизвестно, но и поныне открываются геологами в этих местах все новые земные сокровища.
- В Кладовке удобно остановиться на небольшом Поскакушинском пруду. Плотина пруда насыпная.
- Речка Поскакушка собирается из трех истоков: левого, заболоченного, где находился Семеновский золотой прииск, правого, пропущенного теперь в отводную канаву, где действовал старый Поскакушинский прииск, и главного истока, на котором устроен пруд. С прииском Поскакушинским, где «золото редькой было посажено», связан один из «полдневских» сказов П. Бажова — «Огневушка-Поскакушка».
К. Некрасова
Уральские камнерезы
Есть камни, скалы, горы.
Они таят в себе узоры
Из ярко-красочных веществ.
И, камень распилив,
Ладони мастер-камнерез
Снимает с камня, открывая срез.
Волнующее море перед нами
Наполнено зелеными волнами,
Челнок на вздыбленных валах,
И косо чайки в небесах.
Так мастер глазом угадал
Средь глыбы яшмы
Каменный рисунок.
Я зависти полна нетленной
К талантам русских мастеров.
(Звучит музыка ДиДюЛи «Золотое свечение»)
- Чтобы осмотреть Поскакушинский прииск бажовского сказа, достаточно пройти от плотники по просеке и подняться на высокий отвал карьера. Отсюда на севере видна как на ладони заболоченная долина Поскакушки с Заимочным логом, Ивановскими пашнями и — вот он, заросший мелколесьем заброшенный прииск! На востоке — цепь Сысертского кряжа, у подножья которого в зелени кустарника извивается Полдневая Чусовая.
- На западе — Уфалейский хребет. А на юге, уже в пределах Челябинской области, — огромный никелевый карьер.
- Вернувшись в Кладовку по насыпной Уфалейской дороге, отправляемся на речку Хризолитку. За высоковольтной линией, идущей с севера на юг, встретится речка Шароглазка.
- В «Уральских былях», в главе «Приисковые», П. Бажов писал, что нашли здесь «богатимое золото под первым пластом».
- Шумливая и бурливая речка берет начало почти у самой границы Челябинской области и устремляет свой бег на север, впадая в Бобровку.
- «Полдневская сторона» славится демантоидами. Именно с этим месторождением было связано много невероятных легенд и сказов.
- Открытие его вызвало лихорадку во всем Сысертском горном округе. Несмотря на то, что месторождение принадлежало казне, сюда хлынул поток крестьян-старателей, стремящихся увидеть на дне своего лотка хоть искорку нового алмазоподобного дорогого камня. По данным академика А. Е. Ферсмана, демантоид в коренном месторождении встречался «в трещинах среди серо-зеленого змеевика в виде крупных (до шести сантиметров) желваков, окутанных пленками асбеста»…
Марк Луцкой
Волшебник
Сказочник с седою бородою
Был героем тех далёких снов.
Как дружили в детстве мы с тобою,
Наш уральский Андерсен-Бажов!
Заставляя сердце шибче биться,
Я вдыхал особенный Урал.
Бил козёл серебряным копытцем,
Самоцветьем душу устилал.
Озарил своей живинкой дело
И дарил очередной рассказ.
Зеркало Таюткино глядело
Синими глазищами на нас.
И над тихой речкой Северушкой
Вновь висит тумана молоко.
Легкой Огневушкой-Поскакушкой
Ускакало детство далеко.
Но хранится доброе наследство
В скромной книжке, сердцу дорогой.
… Вдаль умчалось розовое детство,
Сказочник с седою бородой.
(Звучит музыка ДиДюЛи «Золотое свечение»)
- Вот и подошло к концу наше путешествие по Полевской стороне. Мы возвращаемся.
- Гасим костры, сворачиваем палатку, укладываем рюкзаки…
- Вспоминаем лужайки и речные бережки, деревенские улицы и городские площади…
- А ключи? Сегодняшние ключи от «Малахитовой шкатулки»? Помните – с такого разговора и началось наше путешествие. Эти-то ключи найти удалось?
-Конечно же! Ключи найдены, «шкатулка» открыта! Мы возвращаемся!
- Возвращаемся к истокам, к опыту своих предков, ко всему, что щедро хранит «Малахитовая шкатулка».
- Возвращаемся навсегда. Ведь там есть то, что поможет нам жить лучше, стать сильнее и добрее, чище и духовнее…
- Там все родное и живое, прекрасное и недостижимое, зовущее приоткрыть тайну, чтобы измениться навсегда…
По перелескам детства бродит память,
Дорогу находя по светлякам
К местам, где ноги знают каждый камень,
И звёзды припадают к родникам.
Где дни проходят – травы не сгибая,
А звон косы - провис на тишине,
Где ключевая речка Полевая
По камушкам стремится в душу мне.