СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Базовая платформа успеха для первоклассника.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Что необходимо знать первокласснику для успешного освоения программы.

Просмотр содержимого документа
«Базовая платформа успеха для первоклассника.»

Формирование пространственно – временных представлений

как один из компонентов успешного обучения.


Сегодня школа нас приветливо встречает

Распахнула двери, нас зовет к себе .

Первый раз в первый класс - это интересно .

Долго ждали, и вот этот час пришел.

Новый мир ведь для нас, что там - неизвестно,

Только верим, что все будет хорошо.


Добрый день, уважаемые родители. В начале своего выступления хочу поздравить вас с вступлением в новый период вашей жизни полный открытий, интересных событий, новых впечатлений (Слайд № 1,2). Совсем скоро вы поведёте ваших детей в первый класс. Вам предстоит заново пройти путь от начальной ступени образования до выпуска из школы. Всем нам хочется, чтобы нашим детям было легче и комфортней, чем нам на всех этапах жизни. Как же в домашних условиях построить платформу для школьных успехов и не только? Об этом сейчас и хочу с вами поговорить.

Все школьные задания даются на основе пространства и времени, поэтому формирование у ребенка пространственно - временных представлений – одно из важнейших условий успеха его развития. Что же представляют из себя эти пространственно – временные представления? В своей книге «Введение в нейропсихологию детского возраста» Анна Владимировна Семенович - кандидат психологических наук, доцент, профессор кафедры клинической психологии и психотерапии (Слайд № 3) так определяет это понятие: «Пространственные представления являют собой сложную матричную структуру психики, изучение которой предполагает обращение к разным видам человеческой деятельности». Её слова являются подтверждением того, что одним из компонентов усвоения учебного материала современными школьниками является сформированность пространственно-временных функций и представлений. В основе функций ориентировки в пространстве лежит тесная взаимосвязь двигательных, зрительных, кинестетических и осязательных ощущений.

В настоящее время установлено, что недостаточная сформированность пространственных функций обуславливает трудности детей при усвоении учебного материала по математике, русскому языку и при формировании навыков письма, при обучении чтению.

Практика логопедической помощи учащимся с нарушениями устной и письменной речи показывает, что часто эти нарушения возникают из-за следующих проблем:

  1. сложности в определении правых и левых частей предметов, объектов;

  2. трудности понимания схемы собственного тела и тела стоящего напротив человека;

  3. неспособность верно оценить пространственное расположение объектов;

  4. затруднения в понимании последовательности предметных и числовых рядов;

  5. трудности графического обозначения направлений (лево-право, верх-низ, по диагонали и пр.).

Эти недостатки пространственных представлений сочетаются с ошибками и неточностями восприятия времени.

Также нарушения письменной речи, т. е. чтения и письма, являются следствием недостатков психомоторного развития: общая неловкость, неточности в координации движений, дети оказываются неготовыми к овладению письмом. В школе у них формируется плохой почерк, они долго не могут ориентироваться в пространстве листа, путают строчки и клеточки.

Умение определить размер и расстояние на глаз, сравнить предметы по величине, высоте, расположению в пространстве необходимо для успешного овладения письмом. Каждая буква алфавита состоит из нескольких графических элементов. Особенностями русской графики является то, что все буквы состоят из ограниченного количества элементов. Поэтому в русском алфавите много букв, сходных по начертанию – их отличие заключается только в разнице между каким – либо одним элементом или в различном пространственном расположении одних и тех же элементов.(Слайд № 4)

Несформированность пространственных представлений проявляется в:

1) замене букв, состоящих из одних и тех же элементов и сходных по написанию (З – Е);

2) зеркальности чтения и письма, когда ребенок производит действия не слева направо, а наоборот.

Практическая работа с учениками общеобразовательной школы показывает, что развитие пространственных и временных представлений представляет собой актуальную проблему. И эффективность ее решения связана с умением сочетать общение с ребёнком с формированием у него познавательных процессов и пространственно – временных представлений и графо - моторных навыков в том числе. Значит необходима система такого общения, в котором с учетом возрастных особенностей происходило бы общение родителей с детьми и одновременно шло бы развитие ребенка. При работе над пространственными представлениями затрагивается следующий круг вопросов: определение схемы собственного тела; правое и левое направления в пространстве (Слайд № 5,6,7); пространственные взаимоотношения предметов (Слайд № 8,9); схема тела, стоящего напротив (Слайд № 10); последовательность предметного ряда (Слайд № 11); последовательность числового ряда (слайд № 12); графическое обозначение направлений.

И говоря об осуществлении этого важного процесса можно отметить следующие особенности:

-следует обратить внимание на то, что пространственные ошибки чаще бывают у детей с явно выраженным преобладанием правополушарных функций, которые являются левшами и на леворуких детей, которые пользуются не той рукой, которая у них от природы ведущая. Как же определить ведущую руку у ребёнка. Просто попросите его подать Вам что-нибудь, какой рукой будет подавать ребёнок, та рука и является ведущей.

-направленность деятельности осуществляется по принципу «сверху вниз» и «слева на право», целью которой является формирование того, что должно быть достигнуто ребенком в ближайшей перспективе. При освоении телесного пространства можно пользоваться внешней опорой, т.е. маркировкой левой руки (сердечко, значок, веревочка)(Слайд № 8)

Развитие пространственно – временных представлений влияет на установление причинно – следственных связей, и работу с ними надо начинать с анализа ситуаций и событий, с которыми человек может столкнуться в повседневной жизни, т.е. начинать надо с того, что легче и доступней.

Умение ориентироваться в пространстве неразрывно связано с умением младших школьников работать в тетради. Многие учащиеся во время уроков испытывают затруднения при ориентировке в пространстве тетрадного листа. Например, они не могут пропустить нужное количество строчек между классной и домашней работой. Не могут выполнить упражнение, расположив материал по столбикам.

Дополнительные затруднения, как следствие неавтоматизированных пространственно-временных представлений, возникают у детей при реализации моторного акта, что выглядит как нарушение каллиграфии: при написании отмечается непропорциональность величины букв, неравномерное соотнесение их элементов. Страдает плавность ритмичность моторного акта письма. Ребенок должен уметь видеть начало строки, определять маленькую и большую строки, уметь разделить данную фигуру на несколько частей, уметь повторить рисунки по образцу и т.д.

Деление широкой строки на две части – очень важный момент, т.к. он поможет правильно выбрать высоту заглавных букв, а также букв: б, в, и определить нижнюю часть таких букв как: д, з, р, у, ф. Нижняя часть букв ц и щ находится выше середины линии, которая делит большую строку пополам.

При работе в тетради в клетку и выполняя практические задания, дети знакомятся со сторонами, углами, центром клеточки – квадратика, серединами сторон (верхней, нижней, левой, правой); Становление познавательной деятельности и развитие специальных школьных навыков и умений тесно взаимосвязано с процессом и качеством формирования пространственных представлений и формами их словесного обозначения, т.е. квазипространственных отношений. Эти отношения включают в себя понимание и использование:

- предложных конструкций;

- конструкций родительного падежа (мамина дочка – дочкина мама);(Слайд № 9)

- слов с суффиксами (носильщик – это человек, который носит багаж);

- сравнительных отношений (указка длиннее карандаша);

- логических инверсий (Колю ударил Петя. Кто драчун?);

- пространственных конструкций (Земля освещается Солнцем или Солнце освещается Землёй. Что верно?);

- временных конструкций (Перед ужином я посмотрел мультфильм. Что я сделал в начале?);

- предложений с «переходящими» глаголами (Ваня одолжил деньги Пете. Маша одолжила деньги у Кати. Кто кому должен?)

Работа над пониманием сложных конструкций:

- весна приходит перед летом или лето перед весной… (Слайд № 10)

- перед каким временем суток бывает …;(Слайд № 11)

- завтра будет среда, а что было позавчера ….(Слайд № 12)

Во время занятий по уточнению и развитию временных представлений у младших школьников должны быть сформированы понятия об основных единицах времени, о периодах человеческого возраста. Для этого необходимо уточнять представления о сутках, неделе, месяцах, временах года. Также определяется временная последовательность каких – либо действий и событий. Формирование и расширение круга временных представлений предполагает расширение и активизацию словарного запаса, помогает школьникам более успешно осваивать учебный материал по теме «Времена глаголов».

Совершенствование навыков по определению временного и пространственного расположения предметов, объектов, возраста людей, времен года, времени суток постепенно создают основу для формирования звуко - слогового и морфемного анализа слова. Представления об очередности звуков и слогов в словах, последовательности слов в предложении, расположении слов с их переносами на строчках тетради становятся предпосылкой для преодоления нарушений письменной речи.

Формирование у ребенка пространственно - временных представлений – одно из важнейших условий успеха его развития. Ведь все школьные задания даются на основе пространства и времени, а значит и при проведении звукобуквенного анализа и синтеза, на этапе формирования лексико – грамматического строя и развития связной речи.

Развитие ритмической способности находится в тесной связи с формированием пространственно – временных представлений. Каждое движение, осуществляясь в системе пространственных координат, обеспечивается определенным уровнем развития зрительно – моторной координации и оптико – пространственных связей, т.е. совокупной деятельностью зрительного, двигательного и кожно – кинестетического анализаторов. Этому способствуют упражнения с пальчиками, когда надо отстукивать определенным пальцем определенное количество раз.

На основе этого задания можно выполнять отстукивание с произнесением слогов со звуком, который необходимо автоматизировать в слогах.

Совершенствуя навыки в определении последовательности в пространстве и времени, школьники на Также можно использовать обыкновенный мяч, упражнения с которым помогут развивать общую и мелкую моторику, ориентировку в пространстве, глазомер, ловкость движений, например рассказывать стихотворение и бить мячом о пол или о стену. Для развития координации движений можно рассказывать и запоминать стихи используя движения пальцев рук, т.е. рассказывать стихи руками. Такие книжки – игры развивают у ребенка свободу движений, чувство пространства, образное мышление, внимание, речь, одним словом обогащают внутренний мир ребенка.

Сказки, из которых дети получают первые представления о времени и пространстве, а сказочные картинки – это наглядное изображение предметов, их признаков, а также ситуаций, событий, эпизодов так же помогут в формировании пространственно-временных представлений. Вспоминая сказку, ребенок воспроизводит временную последовательность эпизодов в ней. Поможет в этой работе раскрашивание картинок – эпизодов. Поиск и соотнесение картинок на листе бумаги развивают зрительно – пространственные представления, глазомер.

Использование игровых моментов, в общении с родителями являться колоссальным подспорьем развития речи детей и способствует активизации их познавательной деятельности

Список литературы по формированию пространственно - временных представлений:


  1. Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Логопедическая помощь школьникам с нарушениями письменной речи: Формирование представлений о пространстве и времени: Методическое пособие /Научный редактор О.В.Защиринская. – СПб.: Издательство «Речь», 2006. – 180с.


  1. И.Н. Садовникова. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников: Учебное пособие - М.: Владос, 1999. – 256 с.


  1. Семаго Н.Я. Методика формирования пространственных представлений у детей дошкольного и младшего школьного возраста: практическое пособие /Н.Я. Семаго.- М.: Айрис – пресс, 2007. - 112 с. – (Библиотека психолога образования).


  1. Бурина Е.Д. Такие похожие разные буквы: Тренинг по дифференциации сходных по начертанию букв: Пособие для учащихся начальной школы, учителе, логопедов и родителей. – СПб.: КАРО, 2006.- 96 с.: ил. – (Серия «Популярная логопедия»).


  1. Яворская О.Н. Игры, задания, конспекты занятий для развития письменной речи у школьников (7-10лет): Практическое пособие для учащихся начальной школы, учителей, логопедов и родителей. – СПб.: КАРО, 2007. – 112 с. + 24 цветных наклейки.- (Серия «Мастер – класс логопеда»)


  1. Козырева Л.М. Развитие речи и внимания: Развивающие задания для логопедических занятий: Методическое пособие – Академия развития, 2007. – 126 с.


  1. Екжанова Е.А., Фроликова О.А. Эффективная коррекция для первоклассников в играх и упражнениях: Методика коррекционно – педагогической работы в начальных классах общеобразовательной школы: Научно – методическое пособие. –СПб.: КАРО, 2007 -272 с.


  1. И.В.Мальцева . Прописи для правшей и левшей.


  1. Акименко В.М. исправление звукопроизношения у детей: учебно – методическое пособие /В.М.Акименко. –Ростов н/Д: Феникс, 2008 -110 с.

  2. Воробьева Т.А., Крупенчук О.И. Мяч и речь: Игры с мячом для развития речи, мелкой ручной и общей моторики. –СПб.: КАРО, 2003. -96 с.