БЭГ игра (биолого – эколого – географическая игра)
Рекомендации по проведению игры
1. На каждой станции должно висеть название станции, напечатанное на цветных листах формата А4, чтобы команды легко их находили.
2. Наглядные пособия к станциям необходимо вырезать и наклеить на картон, чтобы они дольше работали.
3. В игре участвует 5 команд, а станции на маршрутном листе пишутся в разной последовательности, чтобы команды по очереди прибегали на станции.
Ход игры: команды состоят из 5-10 человек. На старте командам раздают маршрутный лист, где написаны названия станций и их местоположение. Посетив все станции команды, сдают маршрутный лист на финише и ждут результатов.
Маршрутный лист. Название станции .... Месторасположение .... Баллы .... Роспись судьи.
Оборудование: Маршрутные листы.
Ход игры:
1 СТАНЦИЯ «БОТАНИЧЕСКАЯ»
Задание 1.
Блиц опрос
Наука о растениях. (Ботаника)
Из какого дерева делают спички? (Осина)
Лазающее и вьющееся растение. (Лиана)
Пигмент растительных клеток, который принимает участие в фотосинтезе. (Хлорофилл)
Процесс образования органического вещества из неорганических веществ, при участии солнечной энергии. (Фотосинтез)
В каком лесу грибы бывают выше леса? (В полярном)
Название какого растения связано со звоном? Ответ: колокольчик
Как называется процесс, при котором микроспоры семенного растения переносятся на другое совместимое с ним растение того же вида? (Опыление)
9. Как называется мужской репродуктивный орган цветковых растений? (Тычинка либо пыльник)
10. Это лучшее средство при простуде. Чай с вареньем из ягод этого кустарника помогает побыстрее выздороветь и набраться сил. (Малина)
Задание 2. Узнай меня по описанию
Это растение занесено в Красную книгу. Имеет целебные лекарственные свойства; имеет красивую окраску корневища. (Родиола розовая или золотой корень.)
2. Свойства этой ягоды – предупреждать эпилептические судороги, оказывать защищающие действия при повреждениях центральной нервной системы желудка. В свое время экипаж Витуса Беринга высоко оценил плоды этого растения, когда команда устроилась на вынужденную зимовку, то путешественники заготавливали эту ягоду бочками. Научное название – водяника.
Как называется это растение на чукотском языке? (шикша)
3. Свежие ягоды этого растения способствуют очищению крови и обогащению ее при анемии. Хорошо известны антибактериальные свойства этой ягоды. Ягодный сироп употребляют при лихорадочных состояниях, гипо-, авитоминозе. Это низкий кустарничек. Плоды – многокостянки. В недозрелом виде ярко-красные, в зрелом ярко-оранжевые. (Морошка)
Задание 3. Игра - «Угадай-ка»
Надо назвать анаграммы, назвать зашифрованное слово или слова.
1.Под моей листвою пышной Можно скрыться в летний зной, Если «К» сочтете лишним, Смысл получится иной. Стану белым и пушистым, Полотенце, простыня могут выйти из меня (Клен-лен) | 2.Я пышно красуюсь на клумбе в саду, Захочешь, поставь меня в вазу, Но с буквою «К» в огород я пойду, Капусте достанется сразу (Роза- коза) |
3.Чтобы отгадать – имей терпенье, С «Л» часть лица, а с «Б» растение (Лоб- боб) | 4.Междометие, предлог Меж них фамилия поэта, А целое – известный плод Что зреет на исходе лета ( Я-Блок-о) |
5.Первое- нота, второе тоже А в целом на горох похожа (Фа-соль) | 6.Три простеньких слова- Нота, круг, союз. Дают нам вместе овощ, Приятный всем на вкус (Ре-диск-а) |
Река в Италии течет, За ней две ноты, еще буква, А в целом – вышел вкусный плод, Но только не арбуз, не тыква, а… (по-ми-до-р) | Первый слог-песня весенней капели, Второй – губы. Все – растение, про которое сложена загадка: «Был ребенок, не знал пеленок, Стар стал, пеленаться стал» (кап-уста) |
Первый слог – орган растения для питания, Второй – соединительная буква, Третий – найдешь в танцах, Целое – явление в жизни растения. (лист-о-па-д) | Личное местоимение – первый слог. Пение лягушки – слог второй. Все- растение, у которого плод – ягода. (ты-ква) |
4 задание Творческое задание «Отгадай меня и изобрази»
Слово учителя:
Вам предлагается загадка, отгадав ее, выполнить рисунок либо аппликацию:
Горел в траве росистой фонарик золотистый.
Потом померк, потух и превратился в пух.
Одуванчик
2 станция Географическая
1 задание. «Загадочная»
Разгадываем загадки.
У меня в ладонях страны,
Реки, горы, океаны.
Догадались, в чём тут фокус?
Я держу руками …
(Глобус.)
Глобус делит ровная
Линия условная.
Выше – север, ниже – юг.
Назови границу, друг.
(Экватор.)
Я ходил по разным странам,
Плыл по рекам, океанам,
По пустыне шёл отважно –
На одном листе бумажном.
(Географическая карта.)
Суши маленький кусочек, –
Но бывает иногда
Он большим, и даже очень,
А вокруг всегда вода.
(Остров.)
Он плывёт, блестя на солнце
Этот остров ледяной,
Он большой, и не качнётся
Даже сильною волной.
(Айсберг.)
Если вглубь материка
Он забрёл из океана,
Значит, будут облака,
А порой и ураганы.
К нам с дождём приходит он,
Влажный ветреный …
(Циклон.)
Я широка, я глубока,
Я отражаю облака,
Держу я путь издалека –
Текучая …
(Река.)
Речка тихо нам журчала,
Чтоб нашли её начало –
Тихий, слабый ручеёк
Под названием…
(Исток.)
Ну, конечно, чудо это! –
Вот уже который век
Даже самым жарким летом
На её вершине снег!
(Гора.)
У той немаленькой горы
Характер тихий до поры.
Но может так случиться –
Взорвётся, задымится!
(Вулкан.)
Задание 2 «Почтовая»
Участникам выдаются карточки с основными понятиями тем географии 6 класса, их нужно распределить по конвертам согласно темам: «ПЛАН и КАРТА», «ГИДРОСФЕРА», «ЛИТОСФЕРА», «АТМОСФЕРА».
Ориентирование, север, юг, запад, восток, масштаб, глобус.
Жерло, кратер, лава, магма, горы, равнина, землетрясение, горный хребет, горная долина, плоскогорье, низменность, материк.
Пролив, залив, море, озеро, река, цунами, прибой, прилив, отлив, волны, грунтовые воды, исток, устье, русло, ледник, айсберг.
Погода, климат, облака, ветер.
Задание 3 «Картографическая»
На данной станции можно выдать контурные карты с цифрами, а можно спрашивать номенклатуру по физической карте.
Река Волга, Кавказские горы, озеро Байкал, Восточно-европейская равнина, река Анадырь, Уральские горы, Берингово море, Чукотское море, Чукотское нагорье.
3 Станция экологическая
В настоящее время вся территория нашей планеты подвержена различным антропогенным влияниям. Серьезный характер приобрели последствия разрушения биоценозов и загрязнения среды. Вся биосфера находится под все более усиливающимся давлением деятельности человека. Актуальной задачей становятся природоохранные мероприятия. На протяжении тысячелетий человек постоянно увеличивал свои технические возможности, усиливал вмешательство в природу, забывая о необходимости поддержания в ней биологического равновесия. Экологическая проблема современного мира не только остра, но и многогранна. Она появляется практически во всех отраслях материального производства, имеет отношение ко всем регионам планеты.
Задание 1 - Чтобы спасти животных и растений, необходимо ответить на вопросы. (за каждый правильный ответ – (1 балл)
Коллекция специально собранных и засушенных растений. (Гербарий)
Самая большая ягода, плод лианы. (Арбуз)
Лекарственное растение, имеющее грозное для животных название. (Зверобой)
Ценное лекарственное растение, название которого говорит о том, как много у него листьев. (Тысячелистник)
Что без боли и печали вызывает слезы? (Лук)
Родина помидора. (Америка)
Из чего состоит горб у верблюда? (Из жира)
Родилась в воде, а живет на земле? (Лягушка)
Кто спит головой вниз? (Летучая мышь)
Самое крупное животное на суше. (Слон)
Задание 2 .
1) Народные приметы: С давних пор, наблюдая за явлениями в животном и растительном мире, люди научились предсказывать погодные явления, а уж количество народных пословиц и поговорок с упоминанием животных и растений огромно. Начало и конец народной приметы потеряли друг друга. Им нужно помочь найти друг друга.
Цветы сильно пахнут | перед дождем |
Ласточки летают низко | к дождю |
Если утром пчелы не летают | днем будет дождь |
Если зимой туманный круг около солнца | к метели |
Кошка жмется к печке | к морозу |
Птицы купаются в пыли | к дождю |
Июнь жаркий | холодный декабрь |
Пузыри на лужах | будет долго дождь идти |
Много рябины | дождливая осень |
Черви выползают наружу | к ненастью |
задание 3 Сортировка мусора
Современные люди потребляют намного больше, чем предыдущие поколения. Объемы потребления ежегодно стремятся вверх, а с ними увеличиваются и объемы отходов. Проблема мусора на сегодняшний день уже не просто трудность, а глобальная экологическая задача, которая требует немедленного решения. В некоторых странах уже довольно давно пришло осознание всей опасности загрязнения отходами, а где — то ситуация держится на прежнем уровне. Экологическая проблема отходов получила сильный толчок благодаря техническому прогрессу. Несомненно, он дал человечеству неисчислимо много, но и ситуация с отходами в мире ухудшилась. Разработаны новые виды материалов (например, пластик), которые разлагаются сотни лет или не разлагаются вообще. В итоге они гниют на свалках, выделяя целый букет токсинов.
Разложение мусора происходит долгие годы.
Задание: Посмотреть на фото "помойки" и обратить внимание, сколько лет необходимо для полного разложения отходов. (Приложение 2)
Предложить способ как можно эти все проблемы решить. Если ответ будет получен верный, то участники должны отсортировать самостоятельно мусор по контейнерам на время - 1 мин. (Потребуется: мусор - бытовой)
Дополнительные вопросы:
О чем идёт речь?
1. В небольших количествах это очень полезно в качестве удобрения.
2. Когда этого слишком много, это становится настоящим бедствием.
3. Это необходимо компостировать.
4. При попадании в водоемы это разрушается, рыбы и другие водные животные начинают задыхаться.
5. Его производит обыкновенная корова.
(Навоз.)
1. У нас это получают из древесины.
2. Это легко горит.
3. Это изобрели китайцы.
4. Из этого получается много мусора.
5. На этом обычно рисуют или пишут.
(Бумага.)
4 станция «Зоологическая»
1 задание БЛИЦ – опрос
1. Какое животное обитает только в Китае? (Панда)
2. Муж овцы — это...(баран)
3. Чем питаются колибри? (нектаром и мелкими насекомыми)
4. Какая бабочка вредит людям тем, что портит одежду? (моль)
5. Как называются молодые рога марала, изюбря и пятнистого оленя? (панты)
6. Символом чего считается сова? (сова)
7. Как называются самые крупные рыбы на планете? (акула)
8. Как называется орган дыхания рыб? (жабры)
9. Как называется птица с мешком под клювом? (Пеликан)
10. Какое животное воды биться, но любит мыться (кошка)
2 задание «Узнай по описанию»
1. Этот зверь обитает среди плывущих льдов, но тесно связан с островами и участками побережья. Остров Врангеля является родильным домом этого животного. Это самый крупный хищник планете. Он быстро бегает до 30 км/ч. легко переплывает, прекрасно плавает и ныряет. Под водой может быть до 2 минут. Назовите это животное на русском языке и чукотском. ( Белый медведь) – 1 балл
2. Это небольшое массивно сложенное животное, довольно стойко переносит сильнейшие морозы и метели. Почти все его тело закутано в мех (от ушей до короткого хвоста и ) В 1975 году его завезли на остров Врангеля в количестве 20 штук, сейчас стоит вопрос об расселении этих животных по Крайнему Северу, так как на Острове им уже тесно и возникла конкуренция между особями. Средний вес этих животных – 400 кг. Назовите это животное на русском языке и чукотском. (Овцебык) 1 балл
3. Назовите жителя Крайнего Севера, который имеет своеобразное строение волосяного покрова. К зиме его «шуба» состоит из тонкого пухового волоса вперемежку с более грубыми остевыми волосами веретенообразной формы. Внутри волос полость, заполненная воздухом. Имеется подпушь. Такой шерстью покрыто все тело животного, вплоть до межкопытных щелей. Это животное прекрасный бегун, настоящий вездеход. Он находит корм там, где другие животные не доберутся. (Северный олень)
4 задание - творческое задание
Сочинить стихотворение о животном
5 станция «Музыкальная» (угадай мелодию по описанию)
6 станция «Спортивная»
1 СТАНЦИЯ «БОТАНИЧЕСКАЯ»
Задание 1.
Блиц опрос (за каждый правильный ответ – 1 балл)
Наука о растениях.
Из какого дерева делают спички?
Лазающее и вьющееся растение.
Пигмент растительных клеток, который принимает участие в фотосинтезе.
Процесс образования органического вещества из неорганических веществ, при участии солнечной энергии.
В каком лесу грибы бывают выше леса?
Название какого растения связано со звоном?
Как называется процесс, при котором микроспоры семенного растения переносятся на другое совместимое с ним растение того же вида?
Как называется мужской репродуктивный орган цветковых растений? Это лучшее средство при простуде. Чай с вареньем из ягод этого кустарника помогает побыстрее выздороветь и набраться сил.
------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Задание 2. Узнай меня по описанию
Это растение занесено в Красную книгу. Имеет целебные лекарственные свойства; имеет красивую окраску корневища.
Свойства этой ягоды – предупреждать эпилептические судороги, оказывать защищающие действия при повреждениях центральной нервной системы желудка. В свое время экипаж Витуса Беринга высоко оценил плоды этого растения, когда команда устроилась на вынужденную зимовку, то путешественники заготавливали эту ягоду бочками. Научное название – водяника.Как называется это растение на чукотском языке?
Свежие ягоды этого растения способствуют очищению крови и обогащению ее при анемии. Хорошо известны антибактериальные свойства этой ягоды. Ягодный сироп употребляют при лихорадочных состояниях, гипо-, авитоминозе. Это низкий кустарничек. Плоды – многокостянки. В недозрелом виде ярко-красные, в зрелом ярко-оранжевые.
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Задание 3. Игра - «Угадай-ка»
Надо назвать анаграммы, назвать зашифрованное слово или слова.
1.Под моей листвою пышной Можно скрыться в летний зной, Если «К» сочтете лишним, Смысл получится иной. Стану белым и пушистым, Полотенце, простыня могут выйти из меня | 2.Я пышно красуюсь на клумбе в саду, Захочешь, поставь меня в вазу, Но с буквою «К» в огород я пойду, Капусте достанется сразу |
3.Чтобы отгадать – имей терпенье, С «Л» часть лица, а с «Б» растение | 4.Междометие, предлог Меж них фамилия поэта, А целое – известный плод Что зреет на исходе лета |
5.Первое- нота, второе тоже А в целом на горох похожа | 6.Три простеньких слова- Нота, круг, союз. Дают нам вместе овощ, Приятный всем на вкус |
Река в Италии течет, За ней две ноты, еще буква, А в целом – вышел вкусный плод, Но только не арбуз, не тыква, а… | Первый слог-песня весенней капели, Второй – губы. Все – растение, про которое сложена загадка: «Был ребенок, не знал пеленок, Стар стал, пеленаться стал» |
Первый слог – орган растения для питания, Второй – соединительная буква, Третий – найдешь в танцах, Целое – явление в жизни растения. | Личное местоимение – первый слог. Пение лягушки – слог второй. Все- растение, у которого плод – ягода. |
-----------------------------------------------------------------------------
4 задание Творческое задание «Отгадай меня и изобрази»
Слово учителя:
Вам предлагается загадка, отгадав ее, выполнить рисунок либо аппликацию:
Горел в траве росистой фонарик золотистый.
Потом померк, потух и превратился в пух.
2 станция Географическая
1 задание. «Загадочная»
Разгадываем загадки.
У меня в ладонях страны, Реки, горы, океаны. Догадались, в чём тут фокус? Я держу руками … | Если вглубь материка Он забрёл из океана, Значит, будут облака, А порой и ураганы. К нам с дождём приходит он, Влажный ветреный … |
Глобус делит ровная Линия условная. Выше – север, ниже – юг. Назови границу, друг. | Я широка, я глубока, Я отражаю облака, Держу я путь издалека – Текучая … |
Я ходил по разным странам, Плыл по рекам, океанам, По пустыне шёл отважно – На одном листе бумажном. | Речка тихо нам журчала, Чтоб нашли её начало – Тихий, слабый ручеёк Под названием… |
Суши маленький кусочек, – Но бывает иногда Он большим, и даже очень, А вокруг всегда вода. | 10. Ну, конечно, чудо это! – Вот уже который век Даже самым жарким летом На её вершине снег! |
Он плывёт, блестя на солнце Этот остров ледяной, Он большой, и не качнётся Даже сильною волной. | У той немаленькой горы Характер тихий до поры. Но может так случиться – Взорвётся, задымится! |
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Задание 2 «Почтовая»
Участникам выдаются карточки с основными понятиями тем географии 6 класса, их нужно распределить по конвертам согласно темам: «ПЛАН и КАРТА», «ГИДРОСФЕРА», «ЛИТОСФЕРА», «АТМОСФЕРА».
ориентирование | север | юг | запад | восток | масштаб | глобус |
жерло | кратер | лава, | магма | горы | равнина | землетрясение |
горная долина | плоскогорье | низменность | материк | горный хребет | | |
Пролив | залив | море | озеро | река | цунами | прибой | прилив |
отлив | волны | грунтовые воды | исток | устье | русло | ледник | айсберг |
Погода | климат | облака | ветер |
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Задание 3 «Картографическая»
На данной станции можно выдать контурные карты с цифрами, а можно спрашивать номенклатуру по физической карте.
Река Волга, Кавказские горы, озеро Байкал, Восточно-европейская равнина, река Анадырь, Уральские горы, Берингово море, Чукотское море, Чукотское нагорье.
3 Станция экологическая
В настоящее время вся территория нашей планеты подвержена различным антропогенным влияниям. Серьезный характер приобрели последствия разрушения биоценозов и загрязнения среды. Вся биосфера находится под все более усиливающимся давлением деятельности человека. Актуальной задачей становятся природоохранные мероприятия. На протяжении тысячелетий человек постоянно увеличивал свои технические возможности, усиливал вмешательство в природу, забывая о необходимости поддержания в ней биологического равновесия. Экологическая проблема современного мира не только остра, но и многогранна. Она появляется практически во всех отраслях материального производства, имеет отношение ко всем регионам планеты.
Задание 1 - Чтобы спасти животных и растений, необходимо ответить на вопросы. (за каждый правильный ответ – (1 балл)
Коллекция специально собранных и засушенных растений. (Гербарий)
Самая большая ягода, плод лианы. (Арбуз)
Лекарственное растение, имеющее грозное для животных название. (Зверобой)
Ценное лекарственное растение, название которого говорит о том, как много у него листьев. (Тысячелистник)
Что без боли и печали вызывает слезы? (Лук)
Родина помидора. (Америка)
Из чего состоит горб у верблюда? (Из жира)
Родилась в воде, а живет на земле? (Лягушка)
Кто спит головой вниз? (Летучая мышь)
Самое крупное животное на суше. (Слон)
Задание 2 .
1) Народные приметы: С давних пор, наблюдая за явлениями в животном и растительном мире, люди научились предсказывать погодные явления, а уж количество народных пословиц и поговорок с упоминанием животных и растений огромно. Начало и конец народной приметы потеряли друг друга. Им нужно помочь найти друг друга.
Цветы сильно пахнут | перед дождем |
Ласточки летают низко | к дождю |
Если утром пчелы не летают | днем будет дождь |
Если зимой туманный круг около солнца | к метели |
Кошка жмется к печке | к морозу |
Птицы купаются в пыли | к дождю |
Июнь жаркий | холодный декабрь |
Пузыри на лужах | будет долго дождь идти |
Много рябины | дождливая осень |
Черви выползают наружу | к ненастью |
задание 3 Сортировка мусора
Современные люди потребляют намного больше, чем предыдущие поколения. Объемы потребления ежегодно стремятся вверх, а с ними увеличиваются и объемы отходов. Проблема мусора на сегодняшний день уже не просто трудность, а глобальная экологическая задача, которая требует немедленного решения. В некоторых странах уже довольно давно пришло осознание всей опасности загрязнения отходами, а где — то ситуация держится на прежнем уровне. Экологическая проблема отходов получила сильный толчок благодаря техническому прогрессу. Несомненно, он дал человечеству неисчислимо много, но и ситуация с отходами в мире ухудшилась. Разработаны новые виды материалов (например, пластик), которые разлагаются сотни лет или не разлагаются вообще. В итоге они гниют на свалках, выделяя целый букет токсинов.
Разложение мусора происходит долгие годы.
Задание: Посмотреть на фото "помойки" и обратить внимание, сколько лет необходимо для полного разложения отходов. (Приложение 2)
Предложить способ как можно эти все проблемы решить. Если ответ будет получен верный, то участники должны отсортировать самостоятельно мусор по контейнерам на время - 1 мин. (Потребуется: мусор - бытовой)
Дополнительные вопросы:
О чем идёт речь?
1. В небольших количествах это очень полезно в качестве удобрения.
2. Когда этого слишком много, это становится настоящим бедствием.
3. Это необходимо компостировать.
4. При попадании в водоемы это разрушается, рыбы и другие водные животные начинают задыхаться.
5. Его производит обыкновенная корова.
(Навоз.)
1. У нас это получают из древесины.
2. Это легко горит.
3. Это изобрели китайцы.
4. Из этого получается много мусора.
5. На этом обычно рисуют или пишут.
(Бумага.)
4 станция «Зоологическая»
1 задание БЛИЦ – опрос
1. Какое животное обитает только в Китае? (Панда)
2. Муж овцы — это...(баран)
3. Чем питаются колибри? (нектаром и мелкими насекомыми)
4. Какая бабочка вредит людям тем, что портит одежду? (моль)
5. Как называются молодые рога марала, изюбря и пятнистого оленя? (панты)
6. Символом чего считается сова? (сова)
7. Как называются самые крупные рыбы на планете? (акула)
8. Как называется орган дыхания рыб? (жабры)
9. Как называется птица с мешком под клювом? (Пеликан)
10. Какое животное воды биться, но любит мыться (кошка)
2 задание «Узнай по описанию»
1. Этот зверь обитает среди плывущих льдов, но тесно связан с островами и участками побережья. Остров Врангеля является родильным домом этого животного. Это самый крупный хищник планете. Он быстро бегает до 30 км/ч. легко переплывает, прекрасно плавает и ныряет. Под водой может быть до 2 минут. Назовите это животное на русском языке и чукотском. ( Белый медведь) – 1 балл
2. Это небольшое массивно сложенное животное, довольно стойко переносит сильнейшие морозы и метели. Почти все его тело закутано в мех (от ушей до короткого хвоста и ) В 1975 году его завезли на остров Врангеля в количестве 20 штук, сейчас стоит вопрос об расселении этих животных по Крайнему Северу, так как на Острове им уже тесно и возникла конкуренция между особями. Средний вес этих животных – 400 кг. Назовите это животное на русском языке и чукотском. (Овцебык) 1 балл
3. Назовите жителя Крайнего Севера, который имеет своеобразное строение волосяного покрова. К зиме его «шуба» состоит из тонкого пухового волоса вперемежку с более грубыми остевыми волосами веретенообразной формы. Внутри волос полость, заполненная воздухом. Имеется подпушь. Такой шерстью покрыто все тело животного, вплоть до межкопытных щелей. Это животное прекрасный бегун, настоящий вездеход. Он находит корм там, где другие животные не доберутся. (Северный олень)
3 задание - творческое задание
Сочинить стихотворение о животном