Бэкон считает целью всякого образования помочь ученику достичь понимания этого самого достоверного знания. Однако чтобы стать достойным учёным, необходимо сначала стать достойным человеком. Для Бэкона это никакая не абстракция, а вполне конкретный процесс, метафорически сравниваемым им с обстругиванием и обтесыванием неровной дощечки. Иными словами, в каждом человеке есть достоинства, которые необходимо развить в ходе предстоящего обучения, и недостатки, которые следует искоренить.
Просмотр содержимого документа
«Бэкон о воспитании»
По мнению Френсиса Бэкона, вопрос о воспитании имеет совершенно иную форму. Для начала, автор повествует о двух подходах к науке. Первая группа учёных утверждает, что мир уже по большей части изучен, другие, напротив, высказывают мнение, что само по себе изучение невозможно. Бэкон же избирает некий "срединный" путь в данном вопросе, провозглашая, что главное в исследовании и образовании - это знание, а главное в знании - его достоверность.
Соответственно с этим утверждением, Бэкон считает целью всякого образования помочь ученику достичь понимания этого самого достоверного знания. Однако чтобы стать достойным учёным, необходимо сначала стать достойным человеком. Для Бэкона это никакая не абстракция, а вполне конкретный процесс, метафорически сравниваемым им с обстругиванием и обтесыванием неровной дощечки. Иными словами, в каждом человеке есть достоинства, которые необходимо развить в ходе предстоящего обучения, и недостатки, которые следует искоренить. Бэкон предостерегает также от ложного знания, а также "идолов". Знание для Бэкона неразделимо связано с методом, а сам процесс образования, как и наука, неразрывно соединено с децствительностью. Знание получают непосредственно из переработки чувственного опыта, и главная цель обучения максимально структурировать этот процесс во имя избежания ложных идей, мнений и неверных знаний о предмете (недостоверных). От идей Бэкона происходит так называемая натуралистическая педагогика, целью которой, как уже было упомянуто, является получение достоверного знания, полученного при изучении действительности. И применяется оно, соответственно, к той же самой действительности, для улучшения качества жизни и качества ума обучаемого, что, в принципе, является безусловным благом во все времена.
Таким образом, в идеях Бэкона есть много полезных знаний, которые можно почерпнуть современному педагогу, переработав их под реалии нынешней жизни. Однако идея о неких достоинствах и недостатках является несколько субъективной, поскольку невозможно определить точно, какие качества помогают развитию человека и какие мешают. Потому личностно-ориентированный подход, зарождающийся в труде Монтеня, кажется нам несколько ближе и полезнее для современной педагогики.