Н.М.Белавина В.А.Скороходова
Русская литература второй половины 19 века Методические рекомендации
Введение.
Предлагаемые материалы призваны помочь преподавателям литературы, опираясь на стремление учащихся к самостоятельности, организовать процесс обучения так, чтобы они получили необходимые в наше время знания литературы.
Методика организации самостоятельной работы, ее виды и формы показаны на примере изучения программных произведений 19 века. При изучении данных произведений рекомендуются доклады, сообщения обзорного характера, сопоставительные таблицы.
Самостоятельная работа развивает мышление, формирует творческий подход к работе, умение выбрать способы работы, адекватные заданию. Также материалы пособия помогут студентам и обучающимся, пропустившим занятия по той или иной причине, восстановить знания по темам в полном объеме.
Тема: Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин (1826-1889).
(писатель-сатирик)
Основные события жизни:
Дата | События | Характер, мировоззрение | Творчество |
15.01.1826 | Родился в Тверской губернии, селе Спас-Угол в семье помещика. | Не любил вспоминать о детстве, ненависть к насилию и крепостничеству | «Господа Головлевы», «Пошехонская старина» - автобиогра-физм |
1836 | Дворянский институт в Москве | Любил читать, в том числе журналы | |
1838-1844 | Царскосельский лицей | | Первые литературные опыты |
1845-1847 | Государственная служба - чиновник в Военном ведомстве. Кружок Петрашевцев. | Увлекся социалистическими идеями - разочарование | Повести в «Отечественных записках» |
1848 21-22.04 | Арест за антигосударственные идеи в произведениях, ссылка в Вятку, служба в канцелярии вице-губернатора | Увидел жизнь в провинции, служил честно, неподкупно | Сюжеты брал из жизни |
1855, 56 | Освобождение из ссылки, возвращение в Петербург, служба в Министерстве внутренних дел | | «Губернские очерки» |
1858-1861 | Губернатор в Рязани, Твери | Борьба со взяточниками | |
1862-1864 | Творческое сотрудничество с «Современником» | | |
1864-1868 | Председатель казенной палаты в Пензе, Туле, Рязани | | Сатирические очерки и рассказы |
1868-1869 | Член редколлегии «Отечественных записок», увольнение со службы | Разочарование в возможности что-то изменить и служить честно | |
1875-80-е гг. | Лечение за границей, путешествие по Европе | | Очерки «за рубежом» |
80- гг. | Редактор «Отечественных запиок», запрет произведений и журнала | | Сказки, «Пошехонская старина» |
28.04. 1889 | Умер в Петербурге | | |
Задание: Отзыв о личности писателя.
«
История одного города» (1870 год).
Сатирическое произведение, в котором в форме гротеска были показаны все проблемы современной писателю России (1731-1825). В центре повествования город Глупов, его жители головотяпы и его градоначальники.
Автор хотел показать в форме сатирического преувеличения (гротеска) те глубокие противоречия жизни чиновничьей России, которые губят страну. Салтыкова-Щедрина часто упрекали в ненависти к родине, в злобности, но он говорил так: «Истинная любовь к человеку, народу - это не слепое сюсюканье, а указание на достоинства и недостатки», стремление избавить Родину от пороков - была его высокая цель. Поэтому его герои - глуповцы и головотяпы - покорны, пассивны, смиренны, политически не развиты. Это сатирический, собирательный образ людских пороков, темных, невежественных людей.
Тема: Произвол власти и положения народа.
Жанр - (пародия на летопись), цикл сатирических очерков об истории города (всей России), где каждая глава посвящена истории правления отдельного градоначальника (императора и его приближенных губернаторов, правителей в реальной России). Персонажи с одной стороны фантастические, карикатурные, а с другой легко узнаваемы современниками писателя - типичные:
- Градоначальник с фаршированной головой (пустоголовый);
- Градоначальник Органчик, у которого вместо головы опять же механизм, способный выговаривать отдельные фразы, типа «Не потерплю!»;
- Градоначальник очень высокого роста, гордившийся своим происхождением от колокольни Ивана Великого (Грозного) в Москве;
- Градоначальник Угрюм-Бурчеев, разрушавший полностью старый город, чтобы заложить новый по четким прямым линиям, ввел казарменный режим (современники узнали Аракчеева - военного министра Александра 1, который был очень жесток и хотел превратить Россию в казарму + общий смысл - власть военных, вооруженных фанатиков недопустима;
- Князь Микаладзе, который «был очень хорош до женского пола, да так, что увеличил за время своего правления численность населения в городе более чем в два раза»;
- Градоначальник Перехват-Залихватский, который «въехал в город на белом коне, сжег гимназию и упразднил науки»;
Финал произведении я печален - на Глупов обрушивается «НЕЧТО», «ОНО», все вокруг затрясло, солнце померкло, ужас обуял жителей, градоначальник исчез и история города завершилась. ??? Может быть это была революция.
«Сказки» (32 сказки, написанные в 80-е гг. 19 века).
История создания и жанр: В 80-е гг. 19 века творчество писателя было практически запрещено цензурой, его произведения не печатали. В 1880 году писатель побывал за границей, посмотрел на европейскую демократию и жизнь в целом. Он принял решение не бросать творчество, а в скрытой, завуалированной форме иносказания продолжать клеймить людские и государственные пороки.
«Сказки для детей изрядного возраста» цензура пропустила, не заметив в них угрозы. Кроме того, героями сказок были животные, крестьяне, низшие чиновники (городовой, квартальный, надзиратель), но за этими образами внимательный читатель видел правителей и Россию. Автор использовал «эзопов язык» - иносказание, имеющее скрытый смысл.
Сказки Салтыкова-Щедрина - это сатирические, политические произведения, небольшие по объему, но очень содержательные, имеющие общественный смысл. В сказках сочетаются фантастика и реальность, есть мораль, как в басне, сохраняются фольклорные элементы структуры (зачин, концовка, противопоставление добра и зла и т.п.).
Темы:
- недостатки и пороки самодержавия
- жизнь помещиков
- НЕДОСТАТКИ ЛИБЕРАЛИЗМА И ПОПУСТИТЕЛЬСТВА
- недостатки народа
«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» (на необитаемом острове, где в пригоршне уху варил и т.п., а потом сделал лодку и доставил их в Петербург);
«Дикий помещик», который мечтал избавиться от своих крестьян и вскоре один одичал;
«Премудрый пескарь», живший «глядя в оба» в норе, жил-дрожал и умер, никем не замеченный;
«Коняга» - труженик, готовый до изнеможения и смерти работать на своего хозяина, не требуя наград.
Вопросы и задания:
Анализ одной из сказок.
Анализ одной из глав «Истории одного города».
Докажите, что М.Е.Салтыков-Щедрин - писатель-сатирик.
Почему писатель обращается к жанру сказки? Чем сказки Салтыкова-Щедрина отличаются от народных?
Актуально ли сегодня творчество писателя? Доказать.
Как жизнь писателя отразилась на его творчестве?
Прокомментируйте задачу писателя: «Разбудить в человеке совесть». Выполнил ли он свою задачу?
Список литературы.
Русская литература XIX в. (ч. 1, 2 ). 10 кл. – М., 2005
Русская литература XIX в. Учебник-практикум (ч. 1, 2, 3). 11 кл./ Под ред. Ю.И. Лысого. – М., 2003.
Лебедев Ю.В. Русская литература XIX в. (ч. 1, 2). 10 кл. – М., 2003.
Маранцман В.Г. и д. Литературе. Программа (ч. 1, 2). 10 кл. – М., 2005.
Русская литература XIX в. (ч. 1, 2, 3). 10 кл. / Программа под ред. Обернихиной Г.А. – М., 2005.
Обернихина Г.А., Антонова А.Г., Вольнова И.Л. и др. Литература. Практикум: учеб. пособие. /Под ред. Г.А. Обернихиной. – М., 2007.
История русской литературы XIX в., 1800–1830 гг. / Под ред. В.Н. Аношкиной и С.М. Петрова. – М., 2000.
История русской литературы ХI–XIX вв. / Под ред. В.И. Коровина, Н.И. Якушина. – М., 2001.
История русской литературы ХIХ в. / Под ред. В.Н. Аношкина, Л.Д. Громова. – М., 2001.
Кожинов В. Пророк в своем Отечестве. – М., 2002.
Набоков В. Лекции по русской литературе. – М., 2001.
Русская литература XIX в. (ч. 1, 2, 3). 10 кл. / Под ред. Ионина Г.Н. – М., 2001.
Соколов А.Г. История русской литературы XIX–XX века. – М., 2000.