Е.А. Белякова, ГУО «Гомельский гос. проф. лицей строителей»
Вечные ценности в литературе
Время диктует новые формы обучения, обновляется содержание образования. Но есть нечто, что остаётся неизменным. Это нравственные и духовные ориентиры. Одной из важных задач современной системы образования является формирование позитивно ориентированной личности.
Проблемы личности и воспитания особенно актуальны в нынешних условиях, когда остро стоит вопрос о ценностях подлинных и мнимых. Ценностный подход к окружающей действительности наиболее соответствует потребностям формирующейся личности и в практике воспитания придаёт предмету познания и переживания (в данном случае — изучаемому литературному произведению) практическую, жизненную значимость, превращая его в средство воспитания. Именно воздействие на личные ценности подростка и составляет сущность воспитания. К ним могут быть отнесены добро, справедливость, долг, ответственность, честь, достоинство, смысл жизни, счастье, реализуемые в поведении и жизненной программе отдельного человека. Из всех предметов учебного цикла
на личные ценности учащегося прежде все воздействует литература.
Изучение художественной классики формирует нравственное сознание обучающихся целенаправленно вырабатывает долговременную стратегическую программу моральной мировоззренческой ориентации.
Работа преподавателя-словесника по формированию у учащихся системы нравственных ценностей может быть организована ч рез внедрение специальных форм и методов работы с текстом, способствующих духовному нравственному развитию подростков; подбор тематического текстового материала, транслирующего духовно-нравственные ценности разработку способов практической работы ним. Соединяя жизнь, изображённую в книге, с реальной жизнью ребят, нужно учить их разбираться в людях, делать нравственные открытия. Одним из главных условий духовно-нравственного развития обучающихся является учебный диалог: именно через диалог преподавателя и учащегося происходит культурное, нравственное и духовное взаимообогащение.
Тема. А. А. Ахматова. «Я — отраженье вашего лица»
Цели урока:
показать верность нравственным принципам как основу жизненного мужества поэта;
раскрыть глубину и яркость переживаний лирической героини, мотивы любви, душевных побед и крушений, верности родной земле;
содействовать развитию логического и творческого мышления, совершенствованию коммуникативных и познавательных способностей учащихся, навыков работы с художественным произведением;
формировать осознанное, вдумчивое отношение к жизни, активную жизненную позицию, воспитывать тактичность и уважение к чувствам, мыслям и переживаниям других людей.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Эпиграфы:
Я — голос ваш, жар вашего дыханья,
Я — отраженье вашего лица.
Напрасных крыл напрасны трепетанья, - Ведь всё равно я с вами до конца.
Пусть когда-нибудь имя моё Прочитают в учебнике дети... А. А. Ахматова
Ход урока
Организационный этап.
Метод «Дюжина вопросов».
Хорошее ли у вас настроение?
С удовольствием ли вы пришли на Э1 занятие?
Любите ли вы поэзию?
Знакомы ли вы с поэзией Анны Ахматовой?
Какой поэт вам очень нравится?
Чему учит человека поэзия?
Какие темы поэзии вам нравятся?
Назовите фамилии известных поэтов.
Подготовили ли вы стихотворения Анны Ахматовой?
Каковы особенности литературного направления акмеизм?
Необходимо ли современному человеку знать поэзию?
Изучение нового материала (анализ лирических произведений).
Метод «Мозаика».
Необходимо составить целостную биографию поэта.
Учащиеся работают в группах.
1-я группа — детство поэта;
2-я группа — учёба, начало творчества;
3-я группа — зрелое творчество, сборники стихотворений: «Вечер», «Чётки», «Белая стая», «Подорожник», «Anno Domini», «Тростник», «Седьмая книга»;
4-я группа — трагические страницы в биографии поэта;
5-я группа — последние годы жизни поэта: «Весной 1965 года я поехала на родину Шекспира, увидела британское небо и Атлантику, повидалась со старыми друзьями и познакомилась с новыми, ещё раз посетила Париж. Я не переставала писать стихи. Для меня в них — связь моя с временем, с новой жизнью моего народа. Когда я писала их, я жила теми ритмами, которые звучали в героической истории моей страны. Я счастлива, что жила в эти годы и видела события, которым не было равных» [1, с. 8].
Метод «Цветные фигуры».
Каждому ученику предлагается выбрать
и взять в руки одну из фигур, которая по форме и цвету соответствовала бы его индивидуальности, его сегодняшнему душевному, эмоциональному состоянию. Выбирает одну из фигур и учитель; затем через 1—2 минуты педагог предлагает каждому из учащихся объяснить свой выбор: что символизирует для него цвет и форма выбранной фигуры? Начинает обычно учитель, задавая своим рассказом определённый алгоритм объяснения. По окончании педагог подводит итог, подчёркивая индивидуальность каждого школьника.
Учащиеся готовили на выбор выразительное чтение или рассказывание наизусть следующих стихотворений А. А. Ахматовой: «Вечером», «Мне голос был...», «Рыбак», «Смятение», «Я не знаю, ты жив или умер», «Смуглый отрок бродил по аллеям», «Я пришла к поэту в гости...», «Муза», «Творчество». Каждый ученик поочерёдно читает подготовленное им стихотворение и объясняет свой выбор, демонстрируя фигуру, которая по форме и цвету соответствует выбранному произведению, а также индивидуальное восприятию стихотворения.
Варианты ответов учащихся.
Муза
Когда я ночью жду её прихода,
Жизнь, кажется, висит на волоске.
Что почести, что юность, что свобода
Пред милой гостьей с дудочкой в руке
И вот вошла. Откинув покрывало,
Внимательно взглянула на меня.
Ей говорю: «Ты ль Данту диктовала
Страницы Ада?» Отвечает: «Я».
Учащийся выбрал овалы коричневого и белого цвета: муза у А. А. Ахматовой «смуглая» и олицетворяет символ чистоты.
Рыбак
Руки голы выше локтя,
А глаза синей, чем лёд.
Едкий, душный запах дёгтя,
Как загар, тебе идёт.
И всегда, всегда распахнут
Ворот куртки голубой,
И рыбачки только ахнут,
Закрасневшись пред тобой...
Учащийся выбрал кружок голубого цвета символ моря, красоты жизни, любви.
Молитва
Дай мне горькие годы недуга,
Задыханья, бессонницу, жар,
Отыми и ребёнка, и друга,
И таинственный песенный дар —
Так молюсь за твоей литургией
После стольких томительных дней,
Чтобы туча над тёмной Россией
Стала облаком в славе лучей.
Учащийся выбрал две фигуры: чёрный кружок и золотой кружок — символ смерти и символ расцвета, победы соответственно.
Мне голос был. Он звал утешно,
Он говорил: «Иди сюда,
Оставь свой край глухой и грешный,
Оставь Россию навсегда.
Я кровь от рук твоих отмою,
Из сердца выну чёрный стыд,
Я новым именем покрою
Боль поражений и обид».
Но равнодушно и спокойно
Руками я замкнула слух,
Что этой речью недостойной
Не осквернился скорбный дух.
1917
Учащийся выбрал сердце красного цвета — символ любви к Родине.
III. Закрепление изученного материала.
— Какие духовные ценности утверждаются в поэзии Анны Ахматовой? (Доброта, любовь, долг, патриотизм, совесть.)
1. Метод «Работа с понятиями».
Для реализации данного метода преподаватель предлагает учащимся дать определение нравственного понятия (ценности), подобрать сходные понятия (ценности), противоположные понятия (ценности), выявить преимущества рассматриваемого качества (понятия, ценности). Учащимся помогут такие вопросы:
— Чем это качество (ответственность) особенно ценно?
— Необходимо ли это качество человеку? Почему?
— Что может случиться с вами, если вы не будете обладать этим качеством?
— Какие преимущества даёт человеку владение этим качеством?
Преподаватель предлагает обучающимся определить основные темы, ценностные понятия следующих стихотворений: «Не с теми я, кто бросил землю...», «Ты письмо моё, милый, не комкай...», «Творчество», «Смятение», «Вечером».
Учащиеся работают в группах.
1-я группа рассматривает нравственное понятие — любовь;
2-я группа — патриотизм;
3-я группа — вера;
4-я группа — сострадание,
5-я группа — толерантность.
2. Метод «Заверши фразу».
* Анна Ахматова предстаёт перед нами как человек...
* Мнение о поэте у меня сложилось следующее...
* Лирика Ахматовой периода её первых книг («Вечер», «Чётки», «Белая стая») — почти исключительно лирика...
IV. Подведение итогов урока.
Известная поэтесса Серебряного века Марина Цветаева писала об Ахматовой так:
Узкий, нерусский стан —
Над фолиантами.
Шаль из турецких стран
Пала, как мантия.
Вас передашь одной
Ломаной чёрной линией.
Холод — в веселье, зной —
В вашем унынии.
Вся Ваша жизнь — озноб,
И завершится — чем она?
Облачный — тёмен — лоб
Юного демона.
Каждого из земных
Вам заиграть — безделица!
И безоружный стих
В сердце нам целится.
В утренний сонный час,
— Кажется, четверть пятого, —
Я полюбила Вас,
Анна Ахматова.
Русский поэт, переводчик, общественный деятель Михаил Дудин сказал о ней следующее:
Летят года, как междометья,
Как паутина по стерне.
Сафо двадцатого столетья
Однажды говорила мне:
— Не скроешься. Поэты голы.
Всем, чем богаты и бедны,
Их мысли, души и глаголы
До основания видны.
И вывод следовал курсивом
Без разделенья запятой:
Поэт обязан быть красивым
Нестыдной правды наготой.
Что открывается поэтам —
Нельзя не согласиться с тем, —
Нас обнадёживает в этом
Идущий век стеклянных стен.
Где ничего не скроешь боле
И, словно ветошь, сбросив ложь,
Утраченную, поневоле
Святую правду обретёшь.
Поэзия Ахматовой — неотъемлемая часть русской и мировой культуры [2, с. 189].
V. Рефлексия.
VI. Домашнее задание.
Прочитать поэму «Реквием».
Список использованной литературы
Ахматова, А. А. Избранное: Стихотворения. Поэмы /А. А. Ахматова. — М. : ACT, 2002. — 64
Кашлев, С. С. Интерактивные методы обучения : учеб.-метод, пособие / С. С. Кашлев. — 2-е из; Минск : ТетраСистемс, 2013. — 224 с.
Павловский, А И. Анна Ахматова: жизнь и творчество : кн. для учителя / А. И. Павловский М. : Просвещение, 1991. — 192 с.