Развёрнутый конспект открытого урока в
8 классе учительницы русского языка и литературы школы №49
Джаркурганкого района
Сурхандарьинской области
Мараимовой Махбубы Абдуваитовны
на тему:
Белое золото Узбекистана.
СПП с придаточными дополнительными.
Тема: Белое золото Узбекистана.СПП с придаточными дополнительными.
Цели: 1) обучающая: знакомство и усвоение придаточных
2)развивающая: развивать речь, логическое мышление
3) воспитывающая: прививать интерес к открытиям
Оборудование урока:
Методические приёмы: беседа, элементы диспута, развёрнутые ответы учащихся, рецензирование работ, самостоятельные творческие задания, работа учащихся в группах: 1) вдохновение.2) классики
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
Здравствуй , солнце золотое !
Здравствуй , небо голубое !
Здравствуйте , мои друзья !
Всех вас рада видеть я !
Приветствие учеников.
Здравствуй великий!
Здравствуй могучий!
Здравствуй любимый!
Русский язык!
Рапорт дежурного
Золотые правила урока
1 Говори по-русски!
2 Будь активен!
3 Не перебивай говорящего!
4 Уважай мнение одноклассников!
5 Если хочешь ответить, подними руку!
Речевая разминка
Как назван 2022год?
По предложению Президента Шавката Мирзиёева 2022 год назван Годом обеспечения интересов человека и развития махалли.
«Образование – это вопрос жизни или смерти, спасения или разрушения, счастья или катастрофы» Абдулла Авлони.
Девиз урока
На уроке не зевай!
Сразу всё запоминай!
Чтобы в русском языке
Равных не было тебе!
Разделить класс на 2 команды
капитаны должны представиться.
II. Повторение
Тема прошлого урока. Домашнее задание упр.77 (Ученики должны были написать ответы на вопросы, подготовиться к вопросно-ответной беседе по тексту)
Повторить слова прошлого урока с мячом (учитель бросает мяч ученику и называет слово на узбекском языке – ученик называет перевод слова на русском языку и кидает мяч обратно учителю).
Выращивать, вырубать деревья, заносить в красную книгу, колебания температуры, неприхотливый, окультуривание, пахнуть, помимо, ведущая позиция, дорогостоящий, заботливый натуральное волокно, нежный, поставщик, природные богатства
III. Введение нового материала.
1. Загадка
Придумал как-то человек
Растить под солнцем этот снег:
С тех пор вошёл он в каждый дом
И стал всем хорошо знаком…
Для многих государств и народов выращивание хлопка с древних времен имеет важнейшее значение. Это растение можно увидеть на гербах 11стран.ЭтоСент-Винсент и Гренадины, Танзания,Северная Македония,Ангола,Туркменистан,Узбекистан,Таджикистан,
Кыргызстан,Пакистан,Уганда и Индонезия.
2. «Игра «Кто больше?»
ученики на ватмане пишут названия того, что делают из хлопка.
1 команда 2 команда
нитки мёд
вата хлопковое масло
топливо порох
каучук глицерин
3. Словарная работа.
Распространённый-ommalashgan, keng tarqatilgan
Росток-kurtak Стричь-sochini olmoq
Ухаживать-boqmoq, parvarishlamoq
Хлопчатобумажный-paxtani qayta ishlaydigan, ip gazlama ishlab chiqaradigan
Прорастать/ прорасти –o’sib (unib)chiqmoq
Сердцевидный - yuraksimon
Работа над заучиванием слов.
Ученики цепочкой повторяют слова. (первый ученик называет первое слово, второй ученик-второе слово и т.д.)
Остальные ученики составляют предложения.
Учитель «словами ребёнка» объясняет разницу между ССП и СПП при помощи домиков.(ССП похожи на два самостоятельных домика. Крыша, основание дома –подлежащее и сказуемое, окна и дверь – это второстепенные члены предложения. СПП похожи на домик с лестницей. Лестницы бывают разные как придаточные предложения.И т.д.)
СПП с придаточными определительными
(to’ldiruvchiergashgapliqo’shmagaplaУченики приводят примеры с изъяснительными придаточными.
Задание 81Cпишите предложения, употребив в них что или чтобы. Задайте вопросы к придаточным предложениям.
1. Аброр рассказывал друзьям о своей поездке в Ташкент и не заметил, … пришёл учитель.
2. Малика вспомнила, … раньше она уже смотрела этот фильм.
3. Дедушка попросил, … Шохида и Барно зашли к нему сегодня вечером.
4. Все видели, … Рано хорошо танцует.
5. Азиз не знал, … Шохрух приехал из Ташкента.
6. Лола хотела, … я завтра принёс её книгу.
IV.Закрепление
1 Игра «Найди пару»
(правильно найти союзное слово к определяемому слову )
Рассказывал чтобы говорил чтобы
Хотел что требовать что
Радовать чтобы вспоминать чтобы
Нельзя что нужно что
2 Игра «пантомима»
На карточках слова: мыло, мёд, хлопковое масло, вата, нитки
Один ученик мимикой показывает, остальные ученики должны догадаться, что показывает их одноклассник.
3 Задание «Кто больше?» Ученикам раздаются маленькие листы и даётся задание за одну минуту написать по памяти слова 21-22 уроков
V. Домашнее задание:
Стр.49 задание 83 Напишите сочинение на тему «Хлопок в нашей жизни»
(10-12 предложений).
Если останется время, можно прочитать текст «Интересные факты о хлопке».