ОТКРЫТОЕ МЕРОПРИЯТИЕ
«БЕРЕГИ ПЛАНЕТУ – ВЕДЬ ДРУГОЙ НА СВЕТЕ НЕТ!»
УЧИТЕЛЬ
Величава, богата, могущественна природа нашей Родины. Но и зелёный лес-великан, и речка за околицей, и муравейник в парке нуждаются в нашем внимании, в нашей защите.
Прекрасная, прекрасная
Родная земля.
Прекраснее мне не найти
Никогда!
Зелёные долы, леса и поля,
И синяя в море вода.
1-Й ЧТЕЦ
Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
2-Й ЧТЕЦ
Нор звериных,
Птичьего гнезда
Разорять не будем
Никогда!
Пусть птенцам
И маленьким зверятам
Хорошо живётся
С нами рядом!
УЧИТЕЛЬ
Все ли знают, как называются эти растения (показывает фотографии кувшинки, ландыша, колокольчика, подснежника и др.).
Этих цветов на земле очень мало. Их надо беречь! Мять, топтать, рвать для букетов их нельзя! Все они занесены в Красную книгу.
3-Й ЧТЕЦ
Есть одна планета-сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелётных.
Лишь на ней одной увидишь –
Ландыши в траве зелёной,
И стрекозы только тут –
В реку смотрят удивлённо.
Береги свою планету
Ведь другой на свете нету!
УЧИТЕЛЬ
Рассказ В.А. Сухомлинского
«Почему плачет синица?»
В доме на краю села были муж и жена. Было у них двое детей – мальчик Миша и девочка Оля. Мише было десять лет, а Оле – девять. Около дома рос высокий ветвистый тополь.
-Сделаем на тополе качели, - сказал Миша.
-Ой, как хорошо будет качаться! – обрадовалась Оля.
Полез Миша на тополь, привязал к веткам верёвку. Встали на качели Миша и Оля и давай качаться. Качаются дети, а около них синичка летает и поёт, поёт.
.Миша говорит:
-Синичке тоже весело оттого, что мы качаемся.
Глянула Оля на ствол дерева и увидела дупло, а в дупле гнёздышко, а в гнёздышке птички маленькие.
-Синичка не радуется, а плачет – сказала Оля.
-А почему же она плачет? – удивился Миша.
-Подумай, почему, - ответила Оля.
Миша спрыгнул с качелей, посмотрел на синичкино гнездышко и думает: почему же она плачет?
-Как бы вы объяснили Мише, почему плачет синица?
-А как люди могут помочь птицам?
-Когда особенно птицы нуждаются в нашей помощи?
4-Й ЧТЕЦ
Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Сколько гибнет их – не счесть
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
УЧИТЕЛЬ
Послушайте рассказ Г. Скребицкого.
Помню, однажды весной бродил я по лесу. Неожиданно где-то вдали послышался стук топора. «Странно, - подумал я. – Ведь в этих местах рубка леса строго воспрещена.» Я поспешил на стук. Но он вскоре прекратился. Я вышел к опушке – там уже никого не было. Остановившись и оглядевшись кругом, я заметил возле самой дороги старую развесистую берёзу. На её стволе ещё издали ярко блестели свежие следы топора.
Подойдя к дереву, я осмотрел глубокую зарубку. Её заливал прозрачный берёзовый сок. Обильной струёй он стекал вниз по стволу.
Я поглядел вверх на густые ветви, сплошь усыпанные лиловыми почками. «Многие из них уже не распустятся, - подумал я, - та влага, которая напитала бы их, теперь течёт на землю. Дерево постепенно засохнет и погибнет. А ведь для того, чтобы его вырастить, нужно не менее сорока – пятидесяти лет. И такое зло, даже, верно, и не подумав об этом, сделал кто-то, желая глотнуть два-три глотка сладковатого, почти безвкусного сока.
- Как бы вы озаглавили рассказ?
- Он вам понравился?
- Какой вред приносит деревьям сбор сока?
- Как можно собрать сок, не навредив жизни деревьев?
5-Й ЧТЕЦ
Все – все,
На свете,
На свете нужны!
И мошки
Не меньше нужны, чем слоны.
Нельзя обойтись
Без чудищ нелепых
И даже без хищников
Злых и свирепых.
Нужны все на свете!
Нужны все подряд –
Кто делает мёд,
И кто делает яд.
Плохие дела
У кошки без мышки,
У мышки без кошки
Не лучше делишки.
Да! Если мы с кем-то не очень дружны
Мы всё-таки очень друг другу нужны.
УЧИТЕЛЬ
Очень страшная история.
Жил на свете один лесной ручеёк. Ручеёк был небольшой, но весёлый. Он радостно журчал на перекатах. У ручейка было много друзей. большинство из них животные: он любил бегать наперегонки с зайчатами, поил своей свежей водой синичек, скворцов, зябликов. Ещё он очень любил горы. Сколько раз он помогал им переносить снеговую воду, стекавшую весной по их склонам.
Кроме огромного запаса жизнерадостности у ручейка было ещё одно хорошее качество.6 он любил людей, хотя его мать Земля не раз предупреждала, что они коварны.
В одно прекрасное утро, когда ручеёк играл и плескался со своими подругами – рыбками, поблёскивающими чешуёй на утреннем солнце, он глянул вверх и увидел, что на ветке граба, который рос рядом, сидит сойка. Она собрала вокруг себя стаю птиц и о чём-то увлечённо рассказывала.
-Что случилось? – спросил ручеёк, остановившись.
Сойка спустилась вниз и , сев на камень, начала стрекотать ручейку о том, что внизу, в долине, людской аул остался без воды – высох источник, обеспечивающий жителей водой.
Призадумался ручей, притихли его бурные воды. Мы знаем, о чём он думал :ведь не мог же он допустить, чтоб где-то рядом люди испытывали жажду. И ручей решился. Простившись со своими друзьями, он со всего духу побежал вниз, к людям.
В этот день в ауле был праздник – люди радовались воде. Ручеёк был горд, хотя изредка в глубине закрадывалось сомнение; он вспоминал слова матушки Земли: «Помни сынок, люди коварны и склонны к предательству».
Прошло несколько дней, самых скучных в жизни ручейка. Сначала его развлекали деревенские собаки, дравшиеся в облаках пыли, семейка свиней, купавшихся в грязи на улице, затем всё это ему наскучило. Ручей много наблюдал за людьми, и его всё больше удивляло их невежество по отношению к природе, особенно к земле. Он не понимал, как можно захламлять аул кучами мусора и отходов. Скоро ручеёк стал задыхаться, он превратился в грязную канаву, в которую со всех сторон текла вонючая жидкость. Ручей из прозрачного превратился в белёсый, мутный поток. И он заплакал, отчего его вода стала солёной…Теперь-то он понял, почему ручьи уходят из этих мест.
Ночью наш ручеёк вынужден был уйти из аула. По пути, чтобы очиститься, он делал множество извилин, всячески изгибался. Ведь на свете нет ни одного ручья, ни одной реки, которая текла бы прямо. Впереди его ждала беззаботная жизнь и верные друзья…
Хоть сказка ложь, но в ней намек – человечеству урок.
-Понравилась ли вам сказка? Почему ручеёк ушёл от людей? Почему же реки и ручьи не текут всегда прямо?
6-Й ЧТЕЦ
Берегите землю. Берегите себя,
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повилики,
На тропинках солнечные блики.
На камнях играющего краба,
Над пустыней тень от баобаба,
Ястреба, парящего над полем,
Ясный месяц над речным покоем.
Ласточку мелькающую в жите,
Берегите землю! Берегите!
УЧИТЕЛЬ
Воскресение в лесу.
(Экологический рассказ.)
За неделю только и было разговоров в классе, что о будущей поездке в лес. В последний момент заболела учительница Анна Васильевна. Но мы решили всё же поехать в лес сами. Дорогу мы уже знали, запаслись продуктами, взяли компас, не забыли и про транзистор.
Весёлой музыкой мы оповестили лес – мы прибыли! Дни стояли жаркие, сухи, но в лесу жара не так ощущалась. Знакомая дорога привела нас к берёзовой роще. По дороге нам часто попадались грибы – белые, подберёзовики, сыроежки. Вот это урожай! Кто срезал упругие ножки грибов, кто выкручивал их, а кто и вырывал. Все грибы, которые мы не знали, мы сбивали палками.
Привал. Быстро наломали веток и разожгли костёр. Заварили в котелке чай, закусили и пошли дальше. Перед уходом из рощи Петрик повыбрасывал банки и полиэтиленовые мешки, сказав: «Микробы всё равно их разрушат!» Горящие угли костра подмигивали нам на прощание. В кустах мы нашли гнездо какой-то птицы. Подержали тёплые голубоватые яички и положили их обратно. Солнце всё выше поднималось над горизонтом. Становилось всё жарче. На лесной опушке мы нашли маленького ёжика. Решив, что мать его бросила, взяли его с собой – в школе пригодится. Мы уже порядочно устали. В лесу довольно много муравейников. Петрик решил нам показать, как добывают муравьиную кислоту. Он настругал палочек и начал ими протыкать весь муравейник. Через несколько минут мы уже с удовольствием обсасывали муравьиные палочки.
Постепенно начали набегать тучи, стало темней, засверкали молнии, загремел гром. Пошёл довольно сильный дождь. Но нам было уже не страшно – мы успели добежать до одиноко стоящего дерева и спрятаться под ним.
Оживлённые мы шли на станцию, перепрыгивая лужи. И вдруг поперёк дороги проползла змея. «Это гадюка!» - закричал Петрик и ударил её палкой. Мы подошли к неподвижной змее и увидели у неё на затылке два жёлтых пятнышка. «Это не гадюка, - тихо сказала Маша, - это уж». «Всё равно – гадина!» - ответил Петрик.
С охапками луговых и лесных цветов мы пошли к станции. Через час поезд уже подходил к окраинам города. Весело прошёл день!
-Какие ошибки допустили ребята?
Ошибки, совершённые школьниками:
В лесу громкая музыка распугает птиц и зверей.
Вырывать грибы, а также сбивать даже несъедобные не следует: разрушается грибница, исчезает лекарство для животных, нарушается сообщество «грибы – деревья».
Для костра собирается сушняк, а не ломаются ветки. В жаркую погоду в лесу разводить костры запрещается.
Полиэтилен плохо разрушается микроорганизмами (полностью разрушается 220 лет), металлические банки разрушаются 100 лет.
Костёр после прогорания следует забросать землёй или заливать водой до полного прекращения горения.
Трогать яйца птиц не следует – птица может не сесть на яйца.
Брать зверят и птенцов из леса в город не надо: если они не погибнут в городе, то погибнут, когда вы захотите их снова отвезти в лес.
Не следует что-либо проталкивать в муравейник – нарушаются взаимоотношения в этом сложном сообществе.
Прятаться во время грозы под одиноким деревом опасно – в него может попасть молния.
Никоим образом не надо бить змей, даже гадюк.
Луговые и полевые цветы рвать не следует – жизнь сорванных цветов недолговечна. Кроме того, в букеты могут попасть редкие и охраняемые растения.
Просьба.
Раненая птица в руки не давалась,
Раненая птица птицей оставалась.
Этот сон давнишний до сих пор мне снится –
На траве кровавой вздрагивала птица.
Птицы, рыбы и звери
В души людям смотрят.
Вы их жалейте, люди!
Не убивайте зря!
Ведь небо без птиц - не небо!
А море без рыб - не море!
А земля без зверей – не земля!
Люди-исполины, люди-великаны,
Есть у вас винтовки, сети и капканы.
Есть у вас бесстрашье, сила есть навечно,
И должно быть сердце. Сердце человечье!
Люди-человеки, страны и народы.
Мы теперь навечно должники природы.
Надо с этим делом как то расплатиться.
Пусть расправит крылья раненая птица.
Песня «Не дразните собак».
Бакурова. Н.В
6