ведущий
Как прекрасна наша природа! Она всегда привлекала к себе внимание поэтов и художников. Осень привлекает нас ярким цветом листвы и ароматом грибов.
Зима дарит нам свежесть морозного дня и красоту заснеженных деревьев.
Весна встречает нас щебетом птиц, первыми цветами и цветением садов.
Лето щедро дарит нам солнечные дни и богатый урожай в садах и огородах.
Ведущий 2. Все мы – люди, звери, птицы, растения, микроорганизмы – живем на планете Земля. Это наш общий дом. Всем нам надо дышать, есть, пить, где- то жить, растить детишек. За многие тысячи и даже миллионы лет все виды животных и растений приспособились друг к другу и окружающей их природе. И в природе установилось равновесие. Как на весах, когда на обеих чашах одинаковые гирьки. Равновесие это сохраняется до тех пор, пока не нарушаются экологические законы. Например, такой: всегда растений должно быть больше, чем животных, которые ими питаются. А растительноядных животных должно быть больше, чем хищников. Тогда и еды всем хватает, и сохраняются на Земле все виды растений и животных. Если же в этой цепочке разрушить одно какое-нибудь звено, например, уничтожить растения, рассыплется вся цепочка. Равновесие нарушится. И даже может произойти экологическая катастрофа.
Ведущий 1. Люди долго не подозревали об этом. И безрассудно вырубали леса, осушали болота, распахивали степи. Они совершенно не думали, что при этом грубо нарушали законы природы. Недавно мы это поняли. И для того, чтобы все- таки сохранить природу, а заодно и самим уцелеть (ведь человек сам часть природы), люди стали очень серьезно изучать законы живой природы. Так возникла экология. Кстати, это слово составлено из двух греческих слов: ойкос – дом и логос – наука. Значит, можно сказать, что экология – это наука о нашем общем доме и о законах, по которым мы должны в нем жить. Экология – это наука о том, как животные и растения, вообще все живые организмы уживаются друг с другом, как они приспособились друг к другу и окружающей природе.
Проблемный вопрос: Как вы думаете, человек сможет прожить без природы?
Почему?
- Природа заботится о нас. Она дает нам все: пищу, одежду, воздух и воду. И мы с вами должны бережно относиться к природе.
- Сегодня мы попробуем ответить на вопрос: « Что может сделать каждый из нас, чтобы наша планета, наша природа сохранились на долгие годы?»
- Ребята, а вы любите ходить в гости?
Итак, мы отправляемся в гости к природе. А зачем?
Может быть, чтобы услышать пение птиц?
Чтобы полюбоваться красотой деревьев?
Чтобы насладиться свежим душистым воздухом?
Набрать в лукошко лесных ягод, грибов, орехов.
Да, мало ли зачем мы пришли в гости к природе! Но не забывайте,
вы - в гостях! Вы - в чужом доме, в котором много своих жильцов и правил. Выполняй их!
-Чтобы сохранить природу, мы должны соблюдать простые правила, о которых вам расскажут ребята.
Растения и цветы ни в коем случае нельзя срывать и тем более брать в рот незнакомые растения.
Собирай только известные тебе грибы
. Костёр обязательно нужно залить водой или засыпать песком,почвой.
Не оставляй после себя мусор!
. Правильно собирай лекарственные растения, оставляя корни в земле.
Не разрушай муравейники, муравьи- санитары леса.
Не лови бабочек – они украшение природы!
Не губите деревья! Деревья для планеты – как лёгкие для человека.
Но бывает и такое, что кое-кто не желает выполнять эти правила,
человек очень несправедлив порой к матушке- природе, часто обижает её. И тогда можно видеть, как природа просит о помощи.
(2 класс)
Я березка белая, я в лесу жила,
Горем поделиться к вам сюда пришла.
Про мою обиду, про мою беду.
С самого начала речь я поведу:
Я шумела весело летом и весной,
Птицы голосистые пели надо мной,
Приходили люди в жаркий летний день,
Под моими ветками находили тень.
Радовались, глядя на мою листву,
Радовались люди, что и я живу.
Но житью хорошему вдруг пришел конец:
В лес пришел однажды мальчишка — сорванец.
Он изрезал ножиком всю мою кору,
Было очень больно мне, думала умру.
Он не успокоился, он поджег меня!
Корчились листочки, сохли от огня…
Вы ему напомните, сорванцу тому,
Про березку стройную в пламени, в дыму…
Ведь березка каждая тоже хочет жить,
С ветерком шептаться, с ручейком дружить.
Ведь березку каждую следует беречь.
Ну, зачем березку резать или жечь?
- Как сберечь березку? (ответы детей)
Ведущий: Лес – это источник энергии, это кислород, ягоды, орехи, грибы. Без леса нет жизни на Земле. Без интереса к жизни леса, к его красоте не будет успешным ни его охрана, ни воспроизводство его богатства. Любоваться красотой леса, не вредить ему и не давать этого делать другим – этого сейчас мало. Надо не только его хорошо знать, охранять, но и выращивать новые леса, сажать деревья!
- Мы поиграем с вами в игру «Если я приду в лесок». Я буду говорить вам свои действия, а вы отвечать, если я буду поступать хорошо, говорим "да", если плохо, то все вместе говорим "нет"!
Если я приду в лесок
И сорву ромашку? (нет)
Если съем я пирожок
И выброшу бумажку? (нет)
Если хлебушка кусок
На пеньке оставлю? (да)
Если ветку подвяжу,
Колышек подставлю? (да)
Если разведу костер,
А тушить не буду? (нет)
Если сильно насорю
И убрать забуду. (нет)
Если мусор уберу,
Банку закапаю? (да)
Я люблю свою природу,
Я ей помогаю! (да)
4 класс
Чтоб радость завтрашнего дня
Сумел ты ощутить.
Должна быть чистою Земля
И небо чистым быть.
А Землю эту, не щадя.
Терзал за веком век,
И брал все только для себя
«Разумный» человек.
Сейчас же кинулись спасать
«Природную среду»,
Но почему ж так поздно мы
Почуяли беду?
Сквозь фабрик и заводов дым
Нам трудно разглядеть
Все те страданья, что Земле
Приходится терпеть.
Надолго ль хватит нам воды,
Коль растворен в ней яд?
Надолго ль хватит тех лесов.
Где топоры стучат?
Спасти поля, леса, луга
И чистую гладь рек – всю Землю
Можешь только ты,
Разумный человек!
Песня 2 класс
конкурс – домашнее задание «Эта удивительная природа».
За несколько недель до начала конкурса команды путем жеребьевки получают темы заданий. Необходимо подобрать интересный материал, проиллюстрировать его в виде агитационных плакатов, рисунков и подготовить научное выступление одного из членов команды. В выступлении избранного от команды должны быть использованы подготовленные иллюстративные материалы. Темы:
– о муравьях,
– об одуванчиках,
– о ягодах
конкурс «Юные следопыты».
Учитель на доске вывешивает таблички с изображением следов животных. Командам раздаются карточки, в которые дети должны вписать названия животных, чьи следы изображены.
I. Конкурс «Живая и неживая природа».
Каждая команда получает набор одинаковых предметов и картинок, которые разложены на двух столах. Ребятам необходимо разделить предметы живой и неживой природы. Оценивается правильность ответа и быстрота.
Предметы и картинки: песок, цветок, вода, камень, грибы, заяц, глина, птица, дерево, солнце и т.д.
Ответы:
Живая природа: цветок, грибы, заяц, птица, дерево.
Неживая природа: песок, вода, камень, глина, солнце.
Игра «Пчелы и цветы»
В комнате разбросано на один цветок меньше, чем участников. Задача участников кружится вокруг цветов, пока звучит музыка, а когда она окончится занять один из цветков. Участник, не занявший цветок, выбывает, итак до победы одного из участников.
- Ребята только что мы видели импровизированный луг, на котором росли цветы и летали пчелы. Вот чтобы таких импровизированных лугов не было вместо живой природы, человеку, то есть каждому из нас нужно прекратить необдуманное уничтожение природы, так как в природе все взаимосвязано.
Игра «Сбор шишек»
Кто быстрей соберет шишки с завязанными глазами?
- Ребята, в этом конкурсе вы проявили свое трудолюбие, убирая мусор. – А теперь честно поднимите руки те, кто бросает мусор не в мусорный бак, а прямо на землю ? Советую, вам исправиться, ведь приятнее ходить по чистым улицам, чем по мусорникам.
Давайте вместе Землю украшать,
Сажать сады, цветы сажать повсюду.
Давайте вместе Землю уважать
И относиться с нежностью, как к чуду!
Мы забываем, что она у нас одна –
Неповторимая, ранимая, живая.
Прекрасная: хоть лето, хоть зима…
Она у нас одна, одна такая!
Давайте будем беречь планету!
Во всей Вселенной красивей нету,
Во всей Вселенной она одна,
Что будет делать без нас она!
Мы рубим лес, устраиваем свалки.
Но кто же под защиту все возьмет?
Пусты ручьи, в лесу одни лишь палки.
Подумайте, а что нас дальше ждет?
Пора бы человечеству понять,
Богатство у Природы отбирая,
Что Землю нужно тоже охранять:
Она, как мы, такая же живая!
Берегите землю. Берегите
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повилики,
На тропинках солнечные блики.
На камнях играющего краба,
Над пустыней тень от баобаба,
Ястреба, парящего над полем,
Ясный месяц над речным покоем,
Ласточку, мелькающую в жите.
Берегите землю! Берегите!