Пояснительная записка
Еще в дошкольном возрасте закладывается фундамент здоровья ребенка, происходит его интенсивный рост и развитие. Формируются навыки, привычки, осанка, предпочтения в еде, потребность в движении, вырабатываются черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни. Охрана собственного здоровья - это обязанность каждого.
Данный проект поможет детям с ОВЗ сформировать сознательное отношение к своему здоровью, сделать первые шаги к познанию самого себя, чтобы он научился жить в семье и обществе, нужно помочь ему в этом. Помочь детям узнавать и учиться понимать значимость для жизни человека здоровья, стало причиной создания этого проекта.
Необходимо помочь детям учиться понимать значимость для жизни человека здорового образа жизни.
Очень важным на сегодняшний день является формирование у детей необходимости сохранения своего здоровья, укрепления его приобщаясь к здоровому образу жизни, воспитание потребности в нем.
Забота о здоровье ребенка с ОВЗ – это огромный труд родителей, врачей и педагогов. От здоровья и жизнерадостности детей зависит их умственное развитие, духовная жизнь, уверенность и вера в свои силы. Здоровый образ жизни — это единственный стиль жизни, способный обеспечить восстановление, сохранение и улучшение здоровья.
Цель проекта:
сформировать у детей потребность в сохранении и укреплении здоровья, здоровом образе жизни, укрепление нравственных ориентиров и сохранение физического и духовно-психического здоровья школьников.
Задачи проекта:
изучить и проанализировать представления детей о здоровом образе жизни;
воспитывать осознанное отношение к своему здоровью, формирование мотивации и ответственности направленной на укрепление собственного здоровья.;
закрепить понятия: «полезно» и «вредно» для здоровья;
развивать у детей желание заниматься спортом;
формировать систему знаний о здоровье и здоровом образе жизни
развивать коммуникативные и социальные навыки;
используя современные технологии показать методы и приемы по ведению здорового образа жизни;
Ожидаемый результат:
- повышение мотивации здорового образа жизни, формирование потребности в здоровом образе жизни;
- снижение показателей уровня заболеваемости среди обучающихся
Гипотеза проекта:
Это очень актуальная проблема, поэтому, если школьники выработают потребность в ведении здорового образа жизни, подружатся со спортом, то это позволит сохранить здоровье на долгие годы.
Сроки реализации проекта: 6 месяцев.
Объект исследования: формирование у учащихся 9Б класса потребности в здоровом образе жизни
Предмет исследования: факторы, влияющие на ЗОЖ,
Методы исследования: словесные, практические, наглядные.
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Составляя данный проект учитывались возрастные и психические особенности детей. В школе у учащихся формируется определенная культура поведения и соответствующий стиль жизни.
Направления деятельности:
1) Исследование факторов влияния на здоровье, изучение данных факторов ценностного отношения к своему здоровью.
2) Формирование коммуникативных компетенций:
-навыки работы в группе,
- знать и применять правила личной гигиены, заботиться о собственном здоровье, личной безопасности
3) Повышение информационной осведомленности учащихся о социально значимых заболеваниях, таких как наркомания, табакокурение, ВИЧ-инфекции, алкоголизм;
4) Вовлечение детей и подростков в спортивную жизнь путем пропаганды здорового образа жизни;
Аспекты здоровья:
1.Физическое;
2.Психоэмоциональное;
3.Социальное;
Формирование ЗОЖ это задача прежде всего воспитательная. Образ жизни человека формируется в обществе, в котором он живет. От окружения зависит какой вырастет тот или иной человек. Стрессы, неправильное питание, гиподинамия, увлечение компьютерными играми, «вредные» привычки сопутствуют жизни современного человека.
Основные составляющие ЗОЖ:
1. благоприятное социальное окружение;
2. психоэмоциональная устойчивость;
3.духовно-нравственное благополучие;
4. подвижный образ жизни;
5. личная гигиена, закаливание;
6. соблюдение режима дня;
7. рациональное питание;
8.отказ от вредных привычек;
9.закаливание;
Здоровый образ жизни — это образ жизни, который направлен на профилактику заболеваний и укрепление организма человека с помощью простых составляющих — правильного питания, занятия спортом, отказа от вредных привычек .
Рассмотрим каким образом каждый элемент здорового образа жизни влияет на человека.
Чтобы больше понять зачем вести здоровый образ жизни, стоит понимать, как выглядит человек, который этого не делает.
1. Благоприятное социальное окружение.
Социальное окружение оказывает значительное влияние на здоровье, через поведенческие, психосоциальные и физиологические пути, любого человека окружает множество самых разных людей. Среди них есть те, с которыми общаться приходится в силу обстоятельств. И те, общения с которыми всегда мало. Есть люди, в которых чувствуется постоянная необходимость. Или потребность в регулярном, пусть и нечастом, контакте. Есть и такие, чьё общество вам нежелательно. Но по какой-то причине они все вместе являются частью социального окружения человека. «Скажи мне кто твой друг и я скажу, кто ты»? Ваше социальное окружение напрямую влияет на ваше здоровье и благополучие.
2. Психоэмоциональная устойчивость.
В большей мере для здоровья опасны не активные эмоции, а пассивные - отчаянье, тревога, боязливость, депрессия. У человека эти эмоции часто приобретают социальную окраску чувства вины, угрызения совести. Очень важно уметь справляться правильно со своими эмоциями, поэтому одной из составляющих здоровья считается позитивное мышление. Позитивное мышление - не врожденное свойство, оно достигается упорными тренировками. Ребенка важно учить радоваться даже малой своей победе, а еще больше чужой удаче. Стрессы и переутомления, плохое настроение и депрессии негативно сказываются на работоспособности и здоровье человека любого возраста.
3. Духовно-нравственное благополучие.
Духовно – нравственное здоровье является главной предпосылкой, позволяющей человеку справиться с социальными, психологическими и физическими трудностями. Основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в детстве.
4. Подвижный образ жизни.
Подвижный образ жизни подразумевает большую физическую активность в повседневной жизни: пробежки, плавание, подъем пешком по лестнице, а не на лифте. Подвижный образ жизни способствует быстрому обмену веществ, что в свою очередь значительно влияет на благосостояние организма.
5. Личная гигиена, закаливание.
Личная гигиена – это неотъемлемая часть общечеловеческой культуры. Именно соблюдение правил личной гигиены осознанно и отличает каждого из нас от животных. Уход за кожным покровом. необходимо делать не только для привлекательного внешнего вида, но и для здоровья.
Кожа является одним из крупнейших органов в человеческом теле и по количеству выполняемых функций стоит на одном из первых мест в организме. Она отвечает за терморегуляцию, через нее в организм попадает кислород, через кожу в кровь попадают питательные вещества, кожа – это важнейший из органов чувств. У здорового человека кожа чистая и гладкая. Появление на коже каких-либо прыщей, покраснений говорит о неблагополучии всего организма. Поэтому необходимо постоянно следить за состоянием своей кожи. Необходимо ежедневно принимать теплый душ . Носить чистым нательное белье. Не пытаться самостоятельно вскрывать нарывы или давить угри. Уход за кожей лица зависит от типа кожи и возраста. Проще ухаживать за нормальной кожей лица. Жирную кожу не следует мыть горячей водой. Это же касается и жирных волос. Горячая вода стимулирует выработку кожного сала.
Гигиена полости рта – это очень важный компонент личной гигиены. Если зубы не в порядке, то страдает весь организм. При наличии во рту очагов кариеса, инфекция легко распространяется и в носовые пазухи, и в миндалины, и в почки. Поэтому регулярно дважды в день необходимо чистить зубы.
6. Соблюдение режима дня;
Режим дня — это организация и рациональное распределение времени человека, своеобразный жизненный график. Правильный распорядок дня – организация личного времени человека для наиболее оптимального использования его трудового потенциала. Для чего нужен режим дня? Каковы его основные составляющие? Режим дня – основа нормальной жизнедеятельности организма. Именно правильное чередование труда и отдыха, различных видов деятельности позволяет организму полностью восстановить силы в физическом и психологическом плане. Правильный режим дня позволяет грамотно распределить временные ресурсы на отдых, труд, питание, саморазвитие, уход за собой.
Режим дня – основа нормальной жизнедеятельности организма. Именно правильное чередование труда и отдыха, различных видов деятельности позволяет организму полностью восстановить силы в физическом и психологическом плане. Правильный
7. Рациональное питание
Рациональное питание – это питание человека, которое учитывает его физиологические потребности и энергетической ценности, полезных питательных веществах (белки, жиры, углеводы, витамины, минералы, микроэлементы, другие полезные вещества) основываясь на данных о возрасте, заболеваниях, физической активности, занятости, окружающей среде. Правильное здоровое питание- это также профилактика заболеваний. Тому, кто ведёт здоровый образ жизни и правильно питается, не страшны ни погодные «катаклизмы», ни болезни, ни вирусы. Такие люди всегда бодрые, активные, более выносливые и жизнерадостные, дольше живут.
Показать детям, что их здоровье и хорошее настроение во многом зависят от правильного питания, лучше съесть полезные и вкусные овощи и фрукты, чем чипсы и шоколадки дать представление о витаминах и о продуктах, в которых они содержатся.
8.Отказ от вредных привычек
Полезные привычки лучше закрепляются, когда они осознаны, а что касается вредных привычек, то в основе их приобретения и избавления от них, лежит воля.
Отказ от вредных привычек имеет положительные последствия:
- нормализуется работа желудочно-кишечного трака;
- вес придет в норму;
- при отказе от алкоголя улучшится состав крови, так как печень сможет работать в полную силу и полноценно фильтровать кровь.
9.Закаливание
Закаливание — это умение грамотно использовать защитные механизмы организма. Закаливающие процедуры приводят в норму работу периферической и центральной нервной системы, повышают иммунитет, усиливают устойчивость к инфекциям. Наши предки хорошо об этом знали и использовали его как верное профилактическое средство. Закаливающие процедуры, помогают усилить сопротивляемость различным заболеваниям, увеличить работоспособность, улучшить общее самочувствие
Механизм реализации проекта
1. Физкультурные мероприятия, проводимые в школе
- Это уроки физкультуры, утренняя гимнастика, подвижные игры,
перемены, проведение дней здоровья, эстафет, соревнований,
занятия в спортивных секциях, проведение спортивных праздников.
2. На уроках и в ходе внеклассной работы:
Физкультминутки, динамические паузы, гимнастика для глаз.
В ходе внеклассной и внеурочной деятельности:
Профилактика простудных заболеваний, нарушения осанки и нарушения зрения.
Провести анкетирование с целью выявления уровня сформированности культуры здорового образа жизни.
Анкетирование:
В исследовании был применен метод анкетирования для того, чтобы выяснить отношение детей к здоровому образу жизни.
Содержание составленной анкеты было обусловлено целью и задачами исследования.
В анкетирование принимали участие учащиеся 9Б класса .
Анкета для учащихся
1.Что такое здоровый образ жизни? (Вы можете выбрать несколько ответов)
а) здоровый сон;
б) отсутствие вредных привычек;
в) правильное питание;
г) просмотр телевизора допоздна;
д) личная гигиена;
2. Считаете ли вы свой образ жизни здоровым, почему?
а) да
б) нет
в) не знаю
2. Что мешает людям вести здоровый образ жизни?
а) недостаток знаний;
б) равнодушие к своему здоровью;
в) подражание людям с вредными привычками;
г) другие причины (указать) ______________
3. Какой по твоему вред наносит курение здоровью человека?
______________________
4. Пробовал ли ты курить?
а) да
б) нет
5. Наносится ли вред твоему здоровью, если курят рядом с тобой?
а) да
б) нет
7. Как вы относитесь к спиртному?
а) никогда не пробовал;
б) пью с друзьями ;
в) категорически против;
г) свой вариант ______________________
8. Как вы относитесь к наркотикам?;
а) никогда не пробовал и не буду;
б) думаю, что в жизни всё надо попробовать;
в) употреблять их это нормально в наше время;
г) свой вариант ______________________
9. Как вы считаете, почему молодёжь начинает курить, пить и употреблять наркотики?
а) от любопытства;
б) хотят показаться взрослыми;
в) подражают более старшим;
г) уходят от решения проблем;
д) способ расслабиться;
е) свой вариант __________________________
10) Что Вам больше всего нравится делать в свободное время? (Вы можете выбрать несколько ответов)
а) смотреть телевизор, видео;
б) заниматься спортом;
в) посещать кружки, секции;
г) помогать родителям;
д) гулять на улице с друзьями;
11) Как Вы думаете, для чего нужно вести здоровый образ жизни? (Вы можете выбрать несколько ответов)
а) чтобы быть современным и культурным человеком;
б) иметь хорошую фигуру, быть привлекательным;
в) уметь постоять за себя, быть физически сильным;
г) добиться успеха в жизни;
Результаты реализации проекта
В течение работы по укреплению здоровья, можно отметить положительные результаты:
- у детей снизилась заболеваемость, формируется культура ЗОЖ, вырабатываются самостоятельные убеждения относительно здоровья.
- Осознание ценности здоровья, как одной из главных ценностей человека позволит учащимся с ОВЗ более бережно относится к своему здоровью и здоровью окружающих;
-Успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве;
- Осуществлять активную оздоровительную деятельность, выполнять санитарно-гигиенические требования, соблюдать личную гигиену.
- Раскрыть творческие способности у обучающихся с ОВЗ;
- Наиболее полно реализовать личностный потенциал, приумножить
успехи в спорте.
Учащиеся должны знать:
- факторы, влияющие на здоровье человека;
- причины некоторых заболеваний;
- причины возникновения травм и правила оказания первой помощи;
- виды закаливания (пребывание на свежем воздухе, обливание, обтирание, солнечные ванны) и правила закаливания организма; влияние закаливания на физическое состояние и укрепление здоровья человека;
- о пользе физических упражнений для гармоничного развития человека;
- основные формы физических занятий и виды физических упражнений.
Каждый школьник, учащийся должен знать, что основными критериями здорового образа жизни являются: гигиеническая обоснованность поведения человека, физиологически оптимальный режим труда, достаточная двигательная активность, отказ от вредных привычек, рациональное питание, правильно организованный, направленный на восстановление сил отдых, полезные для личности, семьи, общества формы досуга, оптимальные межличностные отношения и т.д.
Вывод:
Таким образом, соблюдение здорового образа жизни положительно влияет на организм человек. Только здоровые люди могут создавать здоровое общество и государство. Учитывая индивидуальные особенности ребенка с ОВЗ, подбираются подходы к каждому ребенку, через нестандартные формы, методы обучения и воспитания.
Главным результатом этой работы стало то, что дети серьезно задумались о правильном питании и здоровом образе жизни. Больше времени будут проводить на свежем воздухе, а не у экранов телевизора или компьютера.
Здоровье детей – это общая проблема медиков, педагогов и родителей.
Беречь здоровье детей наша первоочередная задача. Здоровье станет для ребенка ценностью если: у него будет сформирован интерес к данной проблеме
«Забота о человеческом здоровье, тем более здоровье ребенка - это, прежде всего, забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества».
В.А. Сухомлинский
Литература:
1. Конституция РФ;
2. Декларация прав ребенка;
3. закон РФ ''Об образовании";
4. Санитарные нормы и правила, утвержденные совместным
постановлением Министерства образования РФ и Госсанэпиднадзора;
5. Приказ 1418от 15.05.2001 г. Министерства образования РФ "Об утверждении примерного положения о центре содействия укреплению, здоровья обучающихся, воспитанников образовательного учреждения".
6. В.В. Колбанова, И.И. Соковни-Семеновой, Б.Н. Чумакова
«Основные компоненты ЗОЖ в условиях учебного процесса», М., 2003г.
7 Г.П.Попова. «Внеклассные мероприятия в коррекционных классах», М.,2000г.
8. Л.А.Обухова «Новые 135 уроков здоровья, или Школа докторов природы» Ротов на/Д:Феникс, 2009г.
9. Е.Д.Худенко «Организация и планирование воспитательной работы в специальной школе-интернате, детском доме», М.,2006г.
10.Квач Н.В. Здоровьесберегающая педагогика. – М., «ВЛАДОС», 2001г.
11. Здоровье наших детей.// Начальная школа, № 8,9 – 2004 г.