МУНИЦИПАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ «ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯЯ ШКОЛА № 1 ГОРОДА ЕНАКИЕВО»
Цикл уроков по литературному чтению
2 класс
Тема «О братьях наших меньших»
Подготовила
учитель начальных классов
Русецкая Л.В.
2018-2019 уч. год
Урок 2. В.Д. Берестов «Кошкин щенок»
Тема: В. Берестов «Кошкин щенок»
Цели: познакомить учащихся с веселым стихотворением В. Берестова «Кошкин щенок»;
Задачи: развивать воображение, связную речь, навыки выразительного чтения; прививать любовь к животным и интерес к чтению.
Целевые установки урока (планируемые результаты):
Предметные: знать отличительные особенности поэтического текста; уметь находить в тексте слова и выражения, создающие художественный образ героев; правильно интонировать, читать по ролям; уметь находить в тексте строки, которые являются ответами на вопросы, составлять рассказ по рисунку.
Метапредметные:
регулятивные: определять учебные задачи при работе с произведением, удерживать их в памяти; оценивать результаты своего труда и труда одноклассников; устанавливать очерёдность работы в паре, освоить одно из правил работы в группе (распределение ролей при инсценировании);
познавательные: осознавать переносное значение художественной детали текста;
коммуникативные: воссоздавать образы по вопросам учителя, работать в паре, строить взаимоотношения в соответствии с правилами работы в группе.
Личностные: выражать собственные чувства при чтении текстов и в ходе размышлений, анализа; самоопределяться в выборе заданий; проявлять фантазию и творческие способности, реализовывать свой творческий потенциал в процессе инсценировки и создания собственных текстов.
Оборудование к уроку: учебник «Литературное чтение. 2 класс», часть 1, предметные картинки с домашними животными и их детеныши, оценочные листы
Ход урока.
Организационный момент.
- Какое у вас настроение? Покажите мимикой?
- Улыбка самому себе не нужна. Она предназначена другим людям, чтобы им с вами было хорошо и комфортно. Улыбнитесь друг другу, улыбнитесь мне. Вот в таком хорошем настроении мы и начнём наш урок. Но сначала подготовимся к работе.
II. Артикуляционная разминка.
* Дыхательная разминка.
(ватный шарик на ниточке возьмите перед собой наберите воздух, подуйте. Перемещайте воздухом вперёд, вправо, влево.)
* Дикционная гимнастика.
Забейте гол языком, передвигая его справа налево.
Слижите варенье с верхней губы, затем с нижней.
Речевая разминка.
Прочитайте четверостишие (медленно, быстро, весело, грустно, удивлённо)
Заболела наша кошка.
У неё чихает ножка.
Со стола возьми ириску.
Угости больную киску.
III. Проверка домашнего задания :
1. Чтение стихотворения И. Пивоваровой «Жила-была собака».
Работа в парах .
-Подумайте, где надо изменить тон чтения, прочитайте стихотворение в паре .
Чтение стихотворения (2 пары).
Самооценка чтения. Оценка одноклассников и учителя.
IV.Подготовка учащихся к восприятию нового материала.
-Какой раздел мы изучаем? (О братьях наших меньших) слайд
(Формулирование темы урока.)
-Вспомните стихотворение Шибаева «Кто кем становится?» (с. 127).
-Составьте пары: «Взрослые животные -детёныши» (слайд)
-Кем стал щенок, когда вырос? (Собакой)
-Кем в детстве была кошка? (котёнком)
-Откройте учебник на стр.131 и прочитайте, кто автор стихотворения, которое мы будем читать.
-Прочитайте тему нашего урока (В. Берестов « Кошкин щенок» , запись на доске была закрыта.)
Формулирование учебной задачи.
-Что необычного в названии ? Интересно узнать , почему Берестов так назвал произведение? Что для этого необходимо сделать? Определим задачи урока.
(Познакомиться с произведением , определить его героев, поразмышлять над содержанием, понять главную мысль)
Знакомство с биографией Берестова (Слайд)



-Откройте учебники на с. 130, рассмотрите рисунки. Можно ли по этим рисункам догадаться, о чём произведение и почему такое необычное название?
-Как вы думаете, каким будет его содержание?
-Проверим ваши предположения.
(Рисунок на с. 131 не иллюстрирует стихотворение. Он нужен для выполнения творческого задания : составления рассказа).
V. Работа над новым материалом.
ВКЛЮЧИТЬ ПРОЕКТОР
1. Слушание стихотворения «Кошкин щенок»
2. Словарная работа: (СЛАЙД) уточнение значения слов приёмный, скромный, чистоплотное, верзила.
Вопросы после слушания:
-Верны ли оказались наши предположения о названии?
-Вы прослушали прозаическое произведение или стихи? Обоснуйте своё мнение.
Физминутка. «Не упади». (исходное положение: стоя прямо, пятки вместе, носки врозь, руки в стороны. Поднять одну ногу и сделать хлопок под коленом, затем поднять другу -хлопок).
Раз, два- прямо стой!
Три, четыре-руки шире.
Пять, шесть- потихоньку присесть.
Встать –ногу правую поднять.
Три, четыре – хлопнуть.
Ногу левую поднять,
VI.Продолжение работы по теме урока.
Чтение стихотворения и выполнение заданий:
1.Чтение стихотворения вслух .
2.Выборочное чтение. РАБОТА В ГРУППАХ
1 гр.: Каким был щенок?
2 гр.: Как кошка ухаживала за ним?
3 гр.: Какой была кошка – мать?
4 гр.: Каким стал сынок?
-С какими трудностями встретилась кошка-мать?
-Какой выход она нашла?
-Как по-другому можно назвать стихотворение? (Придумайте свое название)
-Какой характер у щенка?
3.Творческое задание. Составление по рисунку рассказа про цыпленка. Придумать конец рассказа.
-Кто расскажет свою историю?
4. Проверка самостоятельной работы и самооценка (за каждый правильный ответ 1 балл).
5.Выразительное чтение стихотворения .
РАБОТА В ПАРЕ
-Подумайте , какими словами можно охарактеризовать кошку – мать и сына – щенка? Соедините линиями характер с героем.
-Знаете ли вы истории из жизни, когда животные воспитывали не своих детёнышей? Расскажите.
VII. Подведение итогов урока, рефлексия.
-Ребята, наш урок подошёл к концу.
-Выберите и продолжите любое предложение:
«Сегодня на уроке я узнал(а)…»
«Меня удивило…»
«На этом уроке я бы похвалил себя за…»
«После урока мне захотелось…»
-Вспомните задачи, которые мы формулировали на урок.
Подумайте, чему мы научились, что получилось хорошо. А над чем ещё хотелось бы поработать?
(СЛАЙД) Поднимите смайлики ЖЕЛТЫЙ, если все получилось. КРАСНЫЙ, если над чем-то ещё нужно поработать
VIII. Домашнее задание. (СЛАЙД) Выразительно читать стихотворение «Кошкин щенок».
-Знаете ли вы истории , когда животные воспитывали не своих детенышей? Нужно вспомнить или придумать такую историю и рассказать ее на следующем уроке.
Стр 130 – 131 читать выразительно, р.т. с. 42 № 2; сильной группе – р.т. с. 42 № 2, 3 – посмотрите на задание, есть ли вопросы