СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Бережное отношение к животным –нравственная ценность людей. Охрана животного мира в России.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Бережное отношение к животным –нравственная ценность людей. Охрана животного мира в России.»

Технологическая карта урока

Тема: Бережное отношение к животным –нравственная ценность людей. Охрана животного мира в России.

Тип урока: открытие новых знаний.

Цель: формирование представления о Красной книги России и родного края, о негативном и позитивном влиянии деятельности человека на многообразие видов животных

Задачи:

  1. Обучающие: -познакомить с Красной книгой России ;

-формировать у детей представления о животных, занесенных в Красную книгу России и родного края;


2. Развивающие: -способствовать развитию интереса к изучаемой теме;

-развивать мышление, память и внимание учащихся;


3. Воспитательные:- воспитывать нравственную ценность и чувство личной ответственности за состояние животного мира;

-прививать детям культуры поведения с животными.


Формируемые УУД:

  1. Личностные: проявлять положительное отношение к учебной деятельности; формировать интерес, мотивацию к учению; проявлять эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру; осознавать, что изменения в окружающем мире могут зависеть от поступков человека;

  2. Познавательные: знать различных животных, занесенных в Красную книгу России и родного края; уметь перерабатывать полученную информацию; находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт; научить строить логические утверждения, устанавливать причинно-следственные связи.

  3. Коммуникативные: отвечать на вопросы учителя; участвовать в беседе, если это того требует; уметь грамотно излагать свои мысли; адекватно оценивать ответы одноклассников и их работы;

  4. Регулятивные: выполнять учебные действия в соответствии с заданием; организовывать свою деятельность; уметь определять цели и задачи урока с помощью учителя; организовывать рабочее место под руководством учителя.

Оборудование: учебник по окр.миру А.А.Плешаков 3 класс 1часть, стр106-110; рабочая тетрадь А.А.Плешаков 3 класс презентация; картинки помощников: Муравьишка и Мудрая Черепаха; картинки редких животных, занесенных в Красную книгу России и Дагестана; знаки экологических правил; карточки с рефлексией.


Ход урока:

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность уч-ся

Время

Орг.момент

Здравствуйте, ребята! Меня зовутМария Фазаиловна. И сегодня я буду у вас вести урок, надеюсь, он пройдет очень плодотворно, интересно, и надеюсь, вы мне в этом поможете. Присаживайтесь.


И девиз нашего сегодняшнего урока:

Ужасно интересно

Всё то, что неизвестно!

Мы тайны разгадаем

И мир большой познаем.

-Сегодня на уроке мы продолжим с вами изучать раздел: Эта удивительная природа. И нам в этом помогут Муравьишка и Мудрая Черепаха, с которыми вы уже знакомы (на доске висят картинки)


-дети приветствую учителя











-читают девиз урока вместе





2-3 мин

Актуализация знаний (повторение опорных знаний)











- Ребята, о чем вы говорили на предыдущем уроке?



-Правильно. И чтобы нам проверить, как хорошо вы усвоили данную тему, Мудрая Черепаха приготовила для вас небольшой тест по предыдущей теме.

-У вас на столах лежат листочки с эти тестом, вам нужно выбрать правильный вариант ответа. Для начала, подпишите листочек в правом верхнем углу. (Фамилию и имя)

Тест:

1.  Где   правильно  дана   последовательность   развития   рыбы?

а)  икра – мальки – взрослая   рыба;

б)  мальки – икра – взрослая   рыба;

в)  взрослая  рыба – мальки – икра.

2.  Где   правильно  дана   последовательность   развития   бабочки?

а)  яйцо – куколка – личинка – бабочка;

б)  куколка – личинка – яйцо – бабочка;

в)  яйцо – личинка – куколка – бабочка.

3.  Чем   питаются   гусеницы?

а)  листьями   растений;

б)  нектаром   цветов;

в)  другими   насекомыми.

4.  Восстанови   последовательность   развития   лягушки:   икра –  …  –  лягушка.

а)  малёк;

б)  головастик;

в)  яйцо.

5.  Восстанови   последовательность   развития   черепахи:  яйцо –  …  –  взрослая   черепаха.

а)  личинка;

б)  головастик;

в)  маленькая   черепашка.

6.  В   какое  время   года   у   большинства   птиц   появляется   потомство?

а)  весной;

б)  летом;

в)  осенью.

7.  Сколько   этапов   в   развитии   зверей?

а)  2   этапа;

б)  3   этапа;

в)  4   этапа.

8.  Какое   животное   не   откладывает   яиц?

а)  лягушка;

б)  соловей;

в)  крокодил.

9.  Какие   животные   рождают  детёнышей?

а)  птицы;

б)  звери;

в)  рыбы.

10.  Сколько   этапов   в   развитии   насекомых?

а)  3   этапа;

б)  4   этапа;

в)  5   этапов.

Проверка по сигнальным карточкам


-мы говорили о размножении и развитии животных






-решают тест самостоятельно.

Тест:

1.  Где   правильно  дана   последовательность   развития   рыбы?

а)  икра – мальки – взрослая   рыба;

б)  мальки – икра – взрослая   рыба;

в)  взрослая  рыба – мальки – икра.

2.  Где   правильно  дана   последовательность   развития   бабочки?

а)  яйцо – куколка – личинка – бабочка;

б)  куколка – личинка – яйцо – бабочка;

в)  яйцо – личинка – куколка – бабочка.

3.  Чем   питаются   гусеницы?

а)  листьями   растений;

б)  нектаром   цветов;

в)  другими   насекомыми.

4.  Восстанови   последовательность   развития   лягушки:   икра –  …  –  лягушка.

а)  малёк;

б)  головастик;

в)  яйцо.

5.  Восстанови   последовательность   развития   черепахи:  яйцо –  …  –  взрослая   черепаха.

а)  личинка;

б)  головастик;

в)  маленькая   черепашка.

6.  В   какое  время   года   у   большинства   птиц   появляется   потомство?

а)  весной;

б)  летом;

в)  осенью.

7.  Сколько   этапов   в   развитии   зверей?

а)  2   этапа;

б)  3   этапа;

в)  4   этапа.

8.  Какое   животное   не   откладывает   яиц?

а)  лягушка;

б)  соловей;

в)  крокодил.

9.  Какие   животные   рождают  детёнышей?

а)  птицы;

б)  звери;

в)  рыбы.

10.  Сколько   этапов   в   развитии   насекомых?

а)  3   этапа;

б)  4   этапа;

в)  5   этапов.


5-6мин

Формирование темы и цели урока.


-Ребята, сегодня мы с вами будем изучать очень интересную тему, которая тоже тесно связана с животными. Наш мир прекрасен и великолепен своими дарами природы. Ими бы только восхищаться, удивляться, если бы не одна большая проблема всей Земли. Может кто-нибудь может предположить, что это за проблема, которая связана с животными?



-Правильно, многим из животных угрожает опасность исчезновения с лица Земли, и только мы ответственны за то, чтобы это предотвратить. Может кто-нибудь догадался, какая тема сегодняшнего урока у нас с вами будет? Что мы сегодня узнаем, с чем познакомимся?

ОТКРЫТЬ ТЕМУ УРОКА!!!!!




-Молодцы! Вы все правильно сказали, сегодня мы с вами познакомимся с редкими животными Красной книги России узнаем, какие существуют мероприятия по охране животных и какие правила нужно соблюдать по отношению к животным или по-другому, узнаем «Правила друзей природы»

-слушают учителя








-это проблема исчезновения животных, все больше появляются браконьеров, которые убивают их.



-тема: «Охрана животных». Мы познакомимся с редкими животными Красной книги России, узнаем, какие существуют мероприятия по охране животных и какие правила нужно соблюдать по отношению к животным.



-когда мы станем взрослыми.

4 мин

Изучение нового материала (открытие нового знания)









































































































































-Хорошо мы правильно определили тему и цель нашего урока.


-Откройте, пожалуйста, учебник на стр.106. Давайте мы прочитаем что же там написано.

Ориентируясь на эту страницу и на свои знания, ответьте, пожалуйста, на вопросы, которые очень интересуют Муравьишку-вопросика.

Давайте поиграем в интересную игру ТОНКИЕ –ТОЛСТЫЕ вопросы… Тонкие вопросы , это простые вопросы.такие как: Кто? Когда? КАК? КАК НАЗЫВАЛИ? ЧТО ГОВОРИЛИ?

А толстые вопросы они требуют размышления,здесь нужно быть повнимательнее.

ОБЬЯСНИТЕ ПОЧЕМУ? ЧТО БЫЛО БЫ ЕСЛИ? В ЧЕМ СХОДСТВА И РАЗЛИЧИЯ?

Начнем с тонких вопросов.



-Какую роль играют животные в нашей жизни?

- Каких животных заносят в Красную книгу?







А теперь давайте перейдем к толстым вопросам. Они требуют размышления-будьте повнимательней






-Как вы думаете, почему многих животных становится меньше на Земле?

-Что было бы, если бы исчезло все живое на Земле?





-Правильно. С начала 17 века на Земле вымерло более 500 видов животных, в основном по вине человека. Поэтому люди решили собрать всю информацию в одной книге, а что это за книга? Для чего она нужна? Какую функция выполняет?


-Молодцы. В 1948 году в небольшом городке Фонтенбло на международной конференции был основан Международный союз охраны природы. Тогда была создана специальная комиссия службы спасения. Эта служба спасения составила мировой список животных и растений. И ученые решили назвать этот список Красной книгой.


- А как вы думаете, почему назвали книгу именно Красной, а не желтой, синей?

-Правильно. Красная книга - это сигнал опасности. Это не закон об охране природы, это лишь факты, собранные учеными о животных и растениях.

Составление первого варианта Красной книги потребовалось 14 лет. В нее уже записано 295 видов зверей, 312 видов птиц. Но записать животное или растение в красную книгу – еще не значит их сохранить. Это пока сигнал тревоги о том, чтобы не навредить всему живому. В Красной книге для удобства страницы – цветные:

Черный цвет – вымершие виды животных

-Это - морская корова, пингвин-дронт, странствующие голуби. (презентация)

-К сожалению, этих прекрасных по-своему животных, можно увидеть только на рисунках.


Красный цвет – исчезающие виды животных

Желтый цвет – количество быстро уменьшается

Белый цвет – всегда было мало

Серый цвет – мало изученные животные

Зеленый цвет – восстановленные виды животных



-У нас с вами в учебнике тоже описываются некоторые из редких животных, занесенных в Красную книгу России. Мудрая Черепаха предлагает нам узнать немного о них.

Отгадайте загадку:

Два мощных имеет клыка,

Два ласта и два плавника,

Но этого дядю не трожь,

Прилёг отдохнуть толстый ... (Морж)


-Правильно, давайте прочитаем информацию о нем на стр. 106.

Морж - самое крупное ластоногое животное северного полушария. Длина его тела достигает 4метров, а масса около двух тонны. Живут моржи только на мелководных участках морей. Питаются они моллюсками, червями, ракообразными, которых достают со дна. Когда-то моржи водились во всех арктических морях, их насчитывали сотни и даже тысячи зверей. Теперь эти звери уцелели в считанных местах. Но современные условия обитания не дают гарантии того, что эти животные сохранятся на долгие годы.


-Отгадайте загадку

До чего большая кошка!

Поиграть бы с ней немножко.

Но мне стало не до игр,

Как узнал, что это...


-Прочитайте информацию о нем на стр. 107

-Тигр - прекрасный охотник. Он быстро бегает, способен долго преследовать добычу. Обычно он нападает из засады. Любимая его добыча- олени, дикие свиньи, антилопы. Если охота неудачна, тигр ест лягушек, мышей, саранчу. Когда-то их было много, а теперь тигры стали редкими животными, потому что их уничтожали из-за красивого ценного меха. Оказался на грани вымирания амурский тигр- самый крупный подвид тигра в мире. Его длина более 3–х метров. Сильный, ловкий, красивый зверь. Живёт в лесах на востоке нашей страны. Сейчас тигры взяты под охрану во всём мире.


-Прочитайте стр. 107, информацию о жуке-красотеле.

- Жук-красотел  особенно известен. Он красивого темно-синего цвета с золотисто-зелеными, имеющими обычно красный отлив надкрыльями, длина 24—32 мм. Этот вид очень полезен, так как истребляет вредных гусениц и других лесных вредителей. Активный хищник охотится днем. Один жук может уничтожить за время своей жизни до 900 больших гусениц вредителей. В последние годы численность резко сократилась. Красотел относится к исчезающим видам и занесен в Красную Книгу России.


-Отгадайте загадку:

Ярко розовый наряд

Глазки солнышком горят

Так стройна, нежна ,прелестна

Длинноногая принцесса.

-Прочитайте информацию о нем на стр. 107.


Фламинго встречаются в Евразии, Африке и Южной Америке .Они населяют мелководные солёные озёра и морские отмели. Эта птица обладает самой длинной шеей и самыми длинными ногами. Оперение у фламинго рыхлое, ярко- розовое. Крылья - короткие и широкие. Изогнутый коленообразный клюв имеет своеобразный цедильный аппарат. С его помощью фламинго отцеживают из ила мелких рачков, моллюсков и водоросли, которыми питаются. Детёныши этих птиц рождаются с длинными толстыми ногами, прямым клювом и ходят 2 года в сером оперении, а затем одеваются в розовый наряд.


-Найдите и прочитайте информацию о Беркуте на стр. 107.

Беркут - очень крупная хищная птица. Это очень осторожная птица. Гнездо устраивает на крупных боковых ветвях в верхней части кроны старых сосен или осин на высоте 12-20метров. Гнёзда беркутов представляют массивные многолетние сооружения из сучьев. Кормится беркут крупными птицами (глухарями, журавлями) и млекопитающими (лисицами, енотовидными собаками), но основным его питанием становятся тетерева, утки, зайцы. Причины резкого уменьшения численности беркута

различны, но основная - преследование и беспокойство на гнездовьях.



-К сожалению, это только некоторые редкие животные, которые занесены в Красную книгу, поэтому человек должен делать все возможное, чтобы это предотвратить.


Физминутка «Наши руки»

Так проворны наши руки

Нет им времени для скуки.

Руки вверх, вперёд, назад.

С ними можно полетать.

Мы на пояс их поставим

И наклоны делать станем.

Ими можно помахать.

А, прижав, тихонько спать.

Руки вверх поднимем выше

И легко-легко подышим.


-Молодцы, мы немножко отдохнули, продолжаем работать дальше.

-Всем известно, что беречь нужно не только редких животных, но и тех, которых пока еще много. Это хорошо вам известные белки, бурундуки, синицы, галки, лягушки, жабы.

-Прочитайте текст в учебнике на стр. 108.

-Какие меры охраны за животными существуют?

-Каких животных уже удалось спасти с помощью заповедников и зоопарков?



Что такое заповедник?

-А какие заповедники Дагестана вы знаете?


-Все правильно, скажите, а как нужно вести себя на природе, в лесу?



-Правильно, а как вы думаете, можно ли разорять гнезда птиц, норки зверьков?



-Все верно, особенно опасно беспокоить животных в период их размножения-весной и в начале лета, если их спугнуть, то они не смогут отложить яйца, родить, тогда не будет детенышей, и они могут умереть.


-Посмотрите на доску, на ней расположены экологические значки, по этим значкам Мудрая Черепаха нам предлагает сформулировать правила поведения в природе.

ДАВАЙТЕ СОСЬТАВИМ ПРАВИЛА ДРУЗЕЙ ПРИРОДЫ.

вЗАИМОПРОВЕРКА . пОКАЗПАТЬ СИГНАЛЬНУЮ КАРТУ. вЕРНИТЕ СВОИ РАБОТЫ ОБРАТНО.

Вы молодцы! МЫ ПОЗНАКОМИЛИСЬ С ОСНОВНЫМИ ПРАВИЛАМИ ДРУЗЕЙ ПРИРОДЫ. нА САМОМ ДЕЛЕ ЭТИХ ПРАВИЛ ОЧЕНЬ МНОГО.

рЕБЯТА, ДАВАЙТЕ ПРЕДСТАВИМ ТАКУЮ СИТУАЦИЮ. вЫ ИДЕТЕ ПО ПАРКУ И ВИЖИТЕ ПТЕНЦА ВЫПАВШЕГО ИЗ ГНЕЗДА. кАК БЫ ВЫ ПОСТУПИЛИ В ТАКУОЙ СИТУАЦИИ?



-слушают учителя.



-открывают учебник













-животные играют очень большую роль в жизни человека, они дают нам не только продукты пропитания и сырье для одежды, но и потому что они практически все очень красивые и интересные, а также многие растения не смогли бы размножаться и расселяться без них








-из-за вырубки лесов, загрязнения воды многие животные лишаются своих домов, а из-за хозяйственной деятельности людей и неумеренной охоты, многие виды животных навсегда исчезли. а те, которые остались, занесены в Красную книгу.

- Она нас информирует - какие растения и животные в опасности




-слушают учителя
















-Красный цвет- это значит внимание, стоп, не убивайте животных, не губите растения









-внимательно слушают учителя







-отгадывают загадки:



-морж


-читает один ученик







-слушают учителя.







-тигр


-читает один ученик

-внимательно слушают учителя











-читает один ученик














-фламинго

-читает один ученик















-читает один ученик



-внимательно слушает учителя
























-повторяют за учит

-читают по цепочке.

-заповедники, зоопарки

-бобров и соболей









Аграханский , Самурский, Тляратинский



-в лесу нельзя шуметь, потому что можно побеспокоить животных



-нельзя, нужно беречь как животных, так и их дом, т.е. окружающую их среду







-ответы детей




























-ответы детей

15мин.











































































































































2 мин.






6мин.


































Первичное закрепление

-РебятА У ВАС НА СТОЛАХ ЛЕЖАТ ЛИСТОЧКИ С ДВУМЯ КРУГАМИ. эТО ВОЛШЕБНЫЕ КРУГИ эЙЛЕРА. вАМ НЕОБХОДИМО ИХ ЗАПОЛНИТЬ.

Домашняя работа








5 мин

Рефлексия

дАВАЙТЕ МЫ С ВАМИ ДОЛНИМ НАШУ пОЛЯНКУ НАСТРОЕНИЯ БАБОЧКАМИ.

У ВАС НА СТОЛАХ ЛЕЖАТ ДВЕ БАБОЧКИ ОДНА ВЕСЕЛАЯ,ЖДРУГАЯ ГРУСТНАЯ. еСЛИ ВАМ УРОК ПОНРАВИЛСЯ ПРИКЛЕЙТЕ ВЕСЕЛУЮ БАБОЧКУ, ЕСЛИ НЕ ПОНРАВИЛСЯ ТО ГРУСТНУЮ. сНАЧАЛА ПРИКЛЕИВАЮТ РЕБЯТА 1 РЯДА…



-дети выполняют указания учителя.








-дети поднимают листочки.

3 мин

Итоги урока

- Как я вижу, никто из вас не раскрасил бабочку красным цветом, это значит, что всеми был усвоен данный материал. И я этому очень рада.


-Сегодня мы поговорили об охране животных.

-Кто скажет, о чем вы сегодня узнали на уроке? С чем познакомились?



-Какой урок вы усвоили из сегодняшней темы?






-Берегите и охраняйте природу!

-Спасибо вам за сегодняшний урок, вы работали активно, отвечали на все мои вопросы и хорошо выполняли задания.


-Надеюсь, что и следующее наше занятие пройдет очень плодотворно.

-дети довольны проделанной работой.




-мы сегодня узнали интересную информацию о животных занесенных в Красную книгу России, поговорили о правилах поведения в природе.

-мы поняли, что нужно беречь любых животных(редких, не редких), чтобы не допустить сокращение их численности, также нужно соблюдать определенные правила в природе и охранять окружающую нас среду.









2мин







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!