Рабочая программа внеурочной деятельности научно-познавательного направления
«Знатоки природы»
Пояснительная записка.
Программа «Знатоки природы» разработана для учащихся младшего школьного возраста 7 - 8 лет (1класс) с целью расширения курса «Окружающий мир» и «Мир вокруг нас» для того. Чтобы ввести ребенка в мир природы, сформировать реалистические знания о её объектах и явлениях, воспитать способность видеть красоту родной природы, бережное и заботливое отношение к ней, решить важные задачи экологического образования и воспитания детей младшего школьного возраста. Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, с предусмотренным федеральным компонентом государственного стандарта в области окружающего мира.
Общая характеристика внеурочного курса.
Начальная школа – важнейший этап интенсивного накопления знаний об окружающем мире, развития многогранных отношений младшего школьника к природному и социальному окружению, способствующий становлению личности, формированию экологической культуры.
Программа имеет особое значение в формировании у учащихся целостного взгляда на окружающую нас социальную и природную среду, места человека в ней, его биологическую и социальную сущность.
Основная цель занятий:
-формирование социального опыта школьника;
- осознание элементарного взаимодействия в системе «человек – природа – общество»;
- воспитание правильного отношения к среде обитания и правил поведения в ней.
Программа позволяет установить более тесные связи между познанием природы и социальной жизни, обеспечить реальную преемственность и перспективность изучения окружающего мира, создать условия для более плавного и целесообразного формирования нравственно-этических установок.
Основная задача – научить детей использовать имеющиеся знания о флоре и фауне в повседневной жизни; обучить умению работать индивидуально и в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения; развить природные задатки и способности детей; воспитывать чувство бережного отношения к природе и здоровью человека.
Формы и методы работы
Формы воспитательной работы:
познавательная беседа;
этическая беседа;
профилактическая беседа;
игры: ролевые, ситуационные;
упражнения;
тренинги;
экскурсии;
тестирование, что осуществляется в режиме коллективных (массовых), групповых, микро групповых и индивидуальных занятиях.
Методы воспитания:
методы формирования сознания личности (рассказ, беседа, диспут, метод примера);
методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения личности (приучение, метод создания воспитывающих ситуаций, педагогическое требование, инструктаж, иллюстрации и демонстрации);
методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности (соревнование, познавательная игра, эмоциональное воздействие, поощрение и др.);
методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании.
Наряду с традиционными, в программе используются современные технологии и методики: технология развивающего воспитания и обучения, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии, компьютерные технологии, исследовательские и проектные технологии.
Способы отслеживания и контроля результатов обучения.
Отслеживание результативности образовательного процесса осуществляются в постоянном педагогическом наблюдении, мониторинге, через итоги разноплановых контрольных форм работы:
самостоятельная разработка учащимися текстов бесед, сообщений, обзоров для выступлений перед аудиторией, выполнения реферативных работ, их защита в группе;
контрольно – познавательные игры;
открытые занятия в игровой форме;
отчеты по экскурсиям, практическим работам, защиту проектов.
Описание места учебного предмета в учебном плане.
Программа «Знатоки природы» вводится в 1 классе. Занятия проводятся один раз в неделю по 40 минут.
33 часа (1 час в неделю)
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Ценностными ориентирами содержания курса в начальной школе являются:
—развитие у учащихся эстетического восприятия окружающего мира;
—формирование представлений о природе как универсальной ценности;
—изучение народных традиций, отражающих отношение местного населения к природе; развитие умений, связанных с изучением окружающей среды;
—развитие устойчивого познавательного интереса к окружающему мир природы;
—развитие представлений о различных методах познания природы (искусство как метод познания, научные методы);
—формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного исследования;
—вовлечение учащихся в деятельность по изучению и сохранению ближайшего природного окружения.
Основной акцент в содержании факультатива сделан на развитии у младших школьников наблюдательности, умения устанавливать причинно-следственные связи. В содержание курса включены сведения о таких методах познания природы, как наблюдение, измерение, моделирование; даются сведения о приборах и инструментах, которые человек использует в своей практической деятельности.
Содержание программы строится на основе деятельностного подхода. Вовлечение учащихся в разнообразную деятельность является условием приобретения прочных знаний, преобразования их в убеждения и умения, формирования ответственности как черты личности. Программа предусматривает проведение экскурсий и практических занятий в ближайшем природном и социоприродном окружении (пришкольный участок, микрорайон школы, ближайший парк, водоём и т. п.).
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета
Программа «Знатоки природы» ориентирована на формирование и развитие у учащихся личностных, метапредметных (регулятивных, познавательных, коммуникативных) универсальных учебных действий.
Личностные результаты:
- готовность и способность к саморазвитию;
- внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе;
- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки;
- установка на здоровый образ жизни;
- экологическая культура; ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
- осознание ответственности человека за общее благополучие; осознание своей этнической принадлежности; устойчивое следование в поведении социальным нормам;
- этические чувства: доброжелательность, эмоционально – нравственная отзывчивость.
Коммуникативные УУД:
- обращаться за помощью, формулировать свои затруднения;
- задавать и отвечать на вопросы, необходимые для организации собственной деятельности;
- договариваться о распределении функций в совместной деятельности;
- формулировать собственное мнение и позицию;
-адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
- определять общую цель и пути её достижения;
- проявлять активность во взаимодействии коммуникативных и познавательных задач;
- аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
- координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.
Регулятивные УУД:
- формулировать и удерживать познавательную задачу;
- составлять план и последовательность действий;
- адекватно воспринимать замечания и предложения других людей по исправлению допущенных ошибок;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок;
- сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
- осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и способу действия.
Познавательные УУД:
- поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах;
- сбор, обработка и передача информации различными способами;
- классификация по заданным критериям;
- установление аналогий и причинно – следственных связей;
- осуществлять рефлексию способов и условий действий;
- самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера;
- построение рассуждений, обобщений и интерпретации информации;
- презентовать полученную информацию с помощью ИКТ;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;
- называть и определять объекты окружающей действительности в соответствии с содержанием;
- создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
- моделировать, т.е. выделять и обобщённо фиксировать существенные признаки объектов с целью решения конкретных задач.
Планируемые результаты:
Обучающиеся получат возможность научиться:
- осознавать ценность природы родного края и необходимость нести ответственность за её сохранение;
- выбирать оптимальные формы поведения на основе полученных знаний;
- собирать материал и составлять презентации с помощью ИКТ
Ожидаемые результаты освоения программы.
К концу 1 года обучения учащиеся должны знать:
-основные признаки времен года;
-животные дикие и домашние; насекомые, рыбы, птицы, звери;
-свойства воды и её значение в быту;
-правила поведения в природе;
-значение природы для человека.
Обучающиеся должны уметь:
-называть наиболее распространённые объекты растительного и животного мира;
-владеть основными экологическими терминами;
-осуществлять уход за комнатными растениями;
-пользоваться справочной литературой, энциклопедией;
-применять знания в практической деятельности;
-уметь наблюдать за природными объектами.
Содержание учебного предмета
Программа «Знатоки» состоит из 5 разделов: «Введение», «Я и мир вокруг меня», «Времена года», «Мы – защитники природы», «Подведение итогов».
1 раздел «Введение» реализует цель: познакомить с задачами кружка на целый год. Познакомить с правилами безопасного поведения во время проведения экскурсий и практических работ. Воспитывать бережное отношение к природе и окружающей среде.
2 раздел «Я и мир вокруг меня» реализует цель: формирование представления о стране, в которой родился и живёшь, как об Отечестве, а о культуре и природе этой страны — как о её национальном достоянии. Познакомить с культурой и уникальной природой России.
Практические работы:
Экскурсия по карте
Фотоколлаж.
3раздел «Времена года» реализует цель: познакомить детей с временами года. Познакомить с явлениями природы в разные времена года. Воспитывать бережное отношение к природе.
Практические работы:
Экскурсия в природу. Наблюдение за осенней природой. Рисунки
Изготовление поделок из природного материала «Лесное диво»
Викторина «Знаете ли вы птиц?». Сбор материала о перелётных птицах
Оформление альбома о перелётных птицах, Экскурсия в природу. Наблюдение за зимней природой. Рисунки
Опыты с водой. Схематическая запись опыта
Сбор материала о зимующих птицах. Оформление альбома. Изготовление и развешивание кормушек, подкормка птиц
Изготовление горшков для цветов из пластиковых бутылок
Экскурсия в природу. Наблюдение. Выполнение рисунков на тему « Весна»
Выращивание растений из семени.
раздел «Мы – защитники природы» реализует цель: познакомить детей с животными и растениями занесенными в Красную книгу. Привлечение детей к экологическим проблемам. Формирование ответственности за сохранение природы и её обитателям.
Практические работы:
Выставка детских рисунков на экологическую тему: «Давайте сохраним планету!».
Изготовление знаков к правилам поведения в природе.
5 раздел «Подведение итогов» реализует цель: обобщить знания и умения, полученные за год. Познакомить с домашними животными. Познакомить с правилами поведения с домашними животными. Воспитывать любовь и уважение к животным.
Календарное планирование
Введение. (1ч.)
Теоретическая часть. Знакомство с содержанием работы кружка.
Я и мир вокруг меня. (2ч.)
Наша Родина – Россия. (1ч.)
Теоретическая часть. Родина. Россия. Города России.
Практическая работа. Экскурсия по карте.
Моя малая родина. (1ч.)
Практическая работа. Фотоколлаж.
Времена года. (24ч)
Осень в природе. Признаки осени.(1ч)
Практическая работа. Экскурсия в природу. Наблюдение за осенней природой. Рисунки.
Изменение окраски листьев деревьев и кустарников, значение листопада.(2ч.)
Теоретическая часть. Изменение окраски листьев деревьев и кустарников, значение листопада. Подготовка к зиме многолетних травянистых растений.
Практическая работа. Изготовление поделок из природного материала «Лесное диво»
Птицы осенью.(2ч.)
Теоретическая часть. Знакомство с жизнью птиц осенью. Подготовка к зиме.
Практическая работа. Викторина «Знаете ли вы птиц?». Сбор материала о перелётных птицах.
Перелетные птицы. Их охрана.(2ч.)
Теоретическая часть. Перелетные птицы. Места миграции. Охрана перелетных птиц.
Практическая работа. Оформление альбома о перелётных птицах.
Конкурсная программа «Золотая волшебница осень»(1ч.)
Практическая работа. Сценарий конкурсной программы.
Зима в природе. Признаки зимы.(1ч)
Практическая работа. Экскурсия в природу. Наблюдение за зимней природой. Рисунки.
Вода. Три состояния воды.(2ч.)
Теоретическая часть. Свойства воды. Состояния воды, ее распространение в природе. «Защитные свойства снега» (роль снега на растения зимой).
Практическая работа. Опыты с водой. Схематическая запись опыта.
Зимующие птицы.(3ч.)
Теоретическая часть. Виды зимующих птиц. Особенности питания в зимнее время года.
Практическая работа. Сбор материала о зимующих птицах. Оформление альбома.
Изготовление и развешивание кормушек, подкормка птиц.
Содержания комнатных растений зимой.(3ч.)
Теоретическая часть. Жизнь комнатных растений в зимний период. Период частичного или полного покоя? Какой уход требуется в это время.
Практическая работа. Изготовление горшков для цветов из пластиковых бутылок.
Утренник «Зимушка – зима».(1ч.)
Практическая работа. Сценарий праздника.
Природа весной. Признаки весны. (1ч.)
Теоретическая часть. Приметы весны. Весна в лесу.
Практическая работа. Экскурсия в природу. Наблюдение. Выполнение рисунков на тему « Весна».
Что вырастет из семечка? (2ч.)
Теоретическая часть. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя).
Практическая работа. Выращивание растений из семени.
Птицы весной. (1ч.)
Теоретическая часть. Связь сроков появления птиц с изменениями температуры воздуха, скрытием рек, появлением насекомых и другими сезонными изменениями в природе.
Водоемы. (1ч.)
Теоретическая часть. Водоемы, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд); использование человеком. Весеннее половодье.
Праздник весны. Утренник.(1ч.)
Практическая работа. Сценарий праздника.
Мы – защитники природы. (5ч.)
Охрана природы. (2ч.)
Теоретическая часть. Понятие об экологии как о науке, которая исследует, как связаны растения и животные друг с другом, как они приспособились к окружающей природе и как сами влияют на природу. Экологическая обстановка сегодня. Законы об охране природы. Просмотр видеофильма.
Практическая работа. Выставка детских рисунков на экологическую тему: «Давайте сохраним планету!».
Растения и животные «Красной книги России».(2ч.)
Теоретическая часть. «Почему она красная?" Знакомство с растениями «Красной книги России». Знакомство с животными «Красной книги России».
Практическая работа. Изготовление знаков к правилам поведения в природе.
Игра – путешествие «По лесным тропинкам» (1ч.)
Практическая работа. Сценарий мероприятия.
Подведение итогов. (1ч.)
Анализ работы кружка за учебный год. Выставка проектных работ.
Материально-техническое обеспечение
1. Научно- популярные, художественные книги для чтения ( в соответствии с основным содержанием обучения)3. Детская справочная литература ( справочники, атласы – определители, Энциклопедии) об окружающем мире ( природе, труде людей, явлениях)
2. Печатные пособия.
3. Таблицы природоведческого и обществоведческого содержания в соответствии с программой обучения.
4. Плакаты по основным темам естествознания.
5. Географические карты
6. Иллюстративные материалы
Интернет – ресурсы
1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа: http//school-collection/edu.ru
2. КМ –школа ( образовательная среда комплексной информатизации школы). – Режим доступа: : http//www.km- school.ru
Материально – техническое обеспечение программы
1. Технические средства обучения
- Классная магнитная доска
- Ноутбук учителя
- Многофункциональное оборудование
- Мультимедийный проектор
- Интерактивная доска
2. Учебно – практическое оборудование
- простейшие школьные инструменты: ручки цветные и простые, карандаши цветные и простой, линейка, ластик
-материалы: тетради, бумага писчая
- Ученические столы двухместные с комплектом стульев
- Стол учительский с тумбой
- Шкафы для хранения учебников, оборудования, дидактических материалов, пособий и др.
Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Афанасьева В.И. Экология не знает границ. // Юный натуралист. 1990, №1.
Большакова М.Д. Модели для ознакомления младших школьников с комнатными растениями. // НШ. 1996, №3.
Виноградова Н.Ф. Экологическое воспитание младших школьников: Проблемы и перспективы. // НШ. 1997, №4.
Воробьева А.Н. Экологическое образование младших школьников. // НШ, 1998, №6.
Герасимов В.П. Животный мир нашей Родины. М.: Просвещение, 1985.
Дерябко О.Д. Субъективное отношение к природе детей начальной школы. // НШ. 1998, №6.
Жестгрва Н.С. Состояние экологического воспитания учащихся. // НШ. 1989, № 10.
Захлебный А.Н. Школа и проблемы охраны природы. М.: Педагогика, 1981.
Ишутинова Л.М. Грибы – это грибы. // НШ. 2000, №6.
Ладвинская А.А. Энциклопедия комнатного цветоводства. М.: ООО «ТД «Издательство Мир книги», 2006.
Плешаков А.А. Планета загадок. М.: Просвещение 1996.
Рыжова Н.А. Экологический проект: Мое дерево. // НШ. 1997, №4.
Симонова Л.П. Этические беседы по экологии с младшими школьниками. // НШ. 1999, № 5.
Симонова Л.П. «Зеленый дом». // НШ. 1998, № 6.
Сосновский И.П. Редкие и исчезающие животные. М.: Металлургия, 1987.
Титова К.Д. Комнатные растения. Определитель. М.: АСТ «Астрель», 2002.
Тихонова А.Е. Учебная природная тропа для младших школьников. // НШ. 1991, № 9.
Филатова Л.М. По страницам Красной книги. // НШ. 1991.
Хессайон Д.Г. Энциклопедия «Все о комнатных растениях». М.: «Кладезь-Букс», 2002.
Хефлинг Г. Все «чудеса» в одной книге. М.: Прогресс, 1983.
Хефлинг Г. Энциклопедия комнатного цветоводства. М.: Колос, 1994.
Чижевский А.Е. Экология у нас дома. // НШ. 1998, № 6.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности научно-познавательного направления «Знатоки природы»»
Рабочая программа внеурочной деятельности научно-познавательного направления
«Знатоки природы»
Пояснительная записка.
Программа «Знатоки природы» разработана для учащихся младшего школьного возраста 7 - 8 лет (1класс) с целью расширения курса «Окружающий мир» и «Мир вокруг нас» для того. Чтобы ввести ребенка в мир природы, сформировать реалистические знания о её объектах и явлениях, воспитать способность видеть красоту родной природы, бережное и заботливое отношение к ней, решить важные задачи экологического образования и воспитания детей младшего школьного возраста. Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, с предусмотренным федеральным компонентом государственного стандарта в области окружающего мира.
Общая характеристика внеурочного курса.
Начальная школа – важнейший этап интенсивного накопления знаний об окружающем мире, развития многогранных отношений младшего школьника к природному и социальному окружению, способствующий становлению личности, формированию экологической культуры.
Программа имеет особое значение в формировании у учащихся целостного взгляда на окружающую нас социальную и природную среду, места человека в ней, его биологическую и социальную сущность.
Основная цель занятий:
-формирование социального опыта школьника;
- осознание элементарного взаимодействия в системе «человек – природа – общество»;
- воспитание правильного отношения к среде обитания и правил поведения в ней.
Программа позволяет установить более тесные связи между познанием природы и социальной жизни, обеспечить реальную преемственность и перспективность изучения окружающего мира, создать условия для более плавного и целесообразного формирования нравственно-этических установок.
Основная задача – научить детей использовать имеющиеся знания о флоре и фауне в повседневной жизни; обучить умению работать индивидуально и в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения; развить природные задатки и способности детей; воспитывать чувство бережного отношения к природе и здоровью человека.
Формы и методы работы
Формы воспитательной работы:
познавательная беседа;
этическая беседа;
профилактическая беседа;
игры: ролевые, ситуационные;
упражнения;
тренинги;
экскурсии;
тестирование, что осуществляется в режиме коллективных (массовых), групповых, микро групповых и индивидуальных занятиях.
Методы воспитания:
методы формирования сознания личности (рассказ, беседа, диспут, метод примера);
методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения личности (приучение, метод создания воспитывающих ситуаций, педагогическое требование, инструктаж, иллюстрации и демонстрации);
методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности (соревнование, познавательная игра, эмоциональное воздействие, поощрение и др.);
методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании.
Наряду с традиционными, в программе используются современные технологии и методики: технология развивающего воспитания и обучения, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии, компьютерные технологии, исследовательские и проектные технологии.
Способы отслеживания и контроля результатов обучения.
Отслеживание результативности образовательного процесса осуществляются в постоянном педагогическом наблюдении, мониторинге, через итоги разноплановых контрольных форм работы:
самостоятельная разработка учащимися текстов бесед, сообщений, обзоров для выступлений перед аудиторией, выполнения реферативных работ, их защита в группе;
контрольно – познавательные игры;
открытые занятия в игровой форме;
отчеты по экскурсиям, практическим работам, защиту проектов.
Описание места учебного предмета в учебном плане.
Программа «Знатоки природы» вводится в 1 классе. Занятия проводятся один раз в неделю по 40 минут.
33 часа (1 час в неделю)
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Ценностными ориентирами содержания курса в начальной школе являются:
—развитие у учащихся эстетического восприятия окружающего мира;
—формирование представлений о природе как универсальной ценности;
—изучение народных традиций, отражающих отношение местного населения к природе; развитие умений, связанных с изучением окружающей среды;
—развитие устойчивого познавательного интереса к окружающему мир природы;
—развитие представлений о различных методах познания природы (искусство как метод познания, научные методы);
—формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного исследования;
—вовлечение учащихся в деятельность по изучению и сохранению ближайшего природного окружения.
Основной акцент в содержании факультатива сделан на развитии у младших школьников наблюдательности, умения устанавливать причинно-следственные связи. В содержание курса включены сведения о таких методах познания природы, как наблюдение, измерение, моделирование; даются сведения о приборах и инструментах, которые человек использует в своей практической деятельности.
Содержание программы строится на основе деятельностного подхода. Вовлечение учащихся в разнообразную деятельность является условием приобретения прочных знаний, преобразования их в убеждения и умения, формирования ответственности как черты личности. Программа предусматривает проведение экскурсий и практических занятий в ближайшем природном и социоприродном окружении (пришкольный участок, микрорайон школы, ближайший парк, водоём и т. п.).
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета
Программа «Знатоки природы» ориентирована на формирование и развитие у учащихся личностных, метапредметных (регулятивных, познавательных, коммуникативных) универсальных учебных действий.
Личностные результаты:
- готовность и способность к саморазвитию;
- внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе;
- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки;
- установка на здоровый образ жизни;
- экологическая культура; ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
- осознание ответственности человека за общее благополучие; осознание своей этнической принадлежности; устойчивое следование в поведении социальным нормам;
- этические чувства: доброжелательность, эмоционально – нравственная отзывчивость.
Коммуникативные УУД:
- обращаться за помощью, формулировать свои затруднения;
- задавать и отвечать на вопросы, необходимые для организации собственной деятельности;
- договариваться о распределении функций в совместной деятельности;
- формулировать собственное мнение и позицию;
-адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
- определять общую цель и пути её достижения;
- проявлять активность во взаимодействии коммуникативных и познавательных задач;
- аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
- координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.
Регулятивные УУД:
- формулировать и удерживать познавательную задачу;
- составлять план и последовательность действий;
- адекватно воспринимать замечания и предложения других людей по исправлению допущенных ошибок;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок;
- сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
- осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и способу действия.
Познавательные УУД:
- поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах;
- сбор, обработка и передача информации различными способами;
- классификация по заданным критериям;
- установление аналогий и причинно – следственных связей;
- осуществлять рефлексию способов и условий действий;
- самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера;
- построение рассуждений, обобщений и интерпретации информации;
- презентовать полученную информацию с помощью ИКТ;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;
- называть и определять объекты окружающей действительности в соответствии с содержанием;
- создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
- моделировать, т.е. выделять и обобщённо фиксировать существенные признаки объектов с целью решения конкретных задач.
Планируемые результаты:
Обучающиеся получат возможность научиться:
- осознавать ценность природы родного края и необходимость нести ответственность за её сохранение;
- выбирать оптимальные формы поведения на основе полученных знаний;
- собирать материал и составлять презентации с помощью ИКТ
Ожидаемые результаты освоения программы.
К концу 1 года обучения учащиеся должны знать:
-основные признаки времен года;
-животные дикие и домашние; насекомые, рыбы, птицы, звери;
-свойства воды и её значение в быту;
-правила поведения в природе;
-значение природы для человека.
Обучающиеся должны уметь:
-называть наиболее распространённые объекты растительного и животного мира;
-владеть основными экологическими терминами;
-осуществлять уход за комнатными растениями;
-пользоваться справочной литературой, энциклопедией;
-применять знания в практической деятельности;
-уметь наблюдать за природными объектами.
Содержание учебного предмета
Программа «Знатоки» состоит из 5 разделов: «Введение», «Я и мир вокруг меня», «Времена года», «Мы – защитники природы», «Подведение итогов».
1 раздел «Введение» реализует цель: познакомить с задачами кружка на целый год. Познакомить с правилами безопасного поведения во время проведения экскурсий и практических работ. Воспитывать бережное отношение к природе и окружающей среде.
2 раздел «Я и мир вокруг меня» реализует цель: формирование представления о стране, в которой родился и живёшь, как об Отечестве, а о культуре и природе этой страны — как о её национальном достоянии. Познакомить с культурой и уникальной природой России.
Практические работы:
Экскурсия по карте
Фотоколлаж.
3раздел «Времена года» реализует цель: познакомить детей с временами года. Познакомить с явлениями природы в разные времена года. Воспитывать бережное отношение к природе.
Практические работы:
Экскурсия в природу. Наблюдение за осенней природой. Рисунки
Изготовление поделок из природного материала «Лесное диво»
Викторина «Знаете ли вы птиц?». Сбор материала о перелётных птицах
Оформление альбома о перелётных птицах, Экскурсия в природу. Наблюдение за зимней природой. Рисунки
Опыты с водой. Схематическая запись опыта
Сбор материала о зимующих птицах. Оформление альбома. Изготовление и развешивание кормушек, подкормка птиц
Изготовление горшков для цветов из пластиковых бутылок
Экскурсия в природу. Наблюдение. Выполнение рисунков на тему « Весна»
Выращивание растений из семени.
раздел «Мы – защитники природы» реализует цель: познакомить детей с животными и растениями занесенными в Красную книгу. Привлечение детей к экологическим проблемам. Формирование ответственности за сохранение природы и её обитателям.
Практические работы:
Выставка детских рисунков на экологическую тему: «Давайте сохраним планету!».
Изготовление знаков к правилам поведения в природе.
5 раздел «Подведение итогов» реализует цель: обобщить знания и умения, полученные за год. Познакомить с домашними животными. Познакомить с правилами поведения с домашними животными. Воспитывать любовь и уважение к животным.
Календарное планирование
Введение. (1ч.)
Теоретическая часть. Знакомство с содержанием работы кружка.
Я и мир вокруг меня. (2ч.)
Наша Родина – Россия. (1ч.)
Теоретическая часть. Родина. Россия. Города России.
Практическая работа. Экскурсия по карте.
Моя малая родина. (1ч.)
Практическая работа. Фотоколлаж.
Времена года. (24ч)
Осень в природе. Признаки осени.(1ч)
Практическая работа. Экскурсия в природу. Наблюдение за осенней природой. Рисунки.
Изменение окраски листьев деревьев и кустарников, значение листопада.(2ч.)
Теоретическая часть. Изменение окраски листьев деревьев и кустарников, значение листопада. Подготовка к зиме многолетних травянистых растений.
Практическая работа. Изготовление поделок из природного материала «Лесное диво»
Птицы осенью.(2ч.)
Теоретическая часть. Знакомство с жизнью птиц осенью. Подготовка к зиме.
Практическая работа. Викторина «Знаете ли вы птиц?». Сбор материала о перелётных птицах.
Перелетные птицы. Их охрана.(2ч.)
Теоретическая часть. Перелетные птицы. Места миграции. Охрана перелетных птиц.
Практическая работа. Оформление альбома о перелётных птицах.
Конкурсная программа «Золотая волшебница осень»(1ч.)
Практическая работа. Сценарий конкурсной программы.
Зима в природе. Признаки зимы.(1ч)
Практическая работа. Экскурсия в природу. Наблюдение за зимней природой. Рисунки.
Вода. Три состояния воды.(2ч.)
Теоретическая часть. Свойства воды. Состояния воды, ее распространение в природе. «Защитные свойства снега» (роль снега на растения зимой).
Практическая работа. Опыты с водой. Схематическая запись опыта.
Зимующие птицы.(3ч.)
Теоретическая часть. Виды зимующих птиц. Особенности питания в зимнее время года.
Практическая работа. Сбор материала о зимующих птицах. Оформление альбома.
Изготовление и развешивание кормушек, подкормка птиц.
Содержания комнатных растений зимой.(3ч.)
Теоретическая часть. Жизнь комнатных растений в зимний период. Период частичного или полного покоя? Какой уход требуется в это время.
Практическая работа. Изготовление горшков для цветов из пластиковых бутылок.
Утренник «Зимушка – зима».(1ч.)
Практическая работа. Сценарий праздника.
Природа весной. Признаки весны. (1ч.)
Теоретическая часть. Приметы весны. Весна в лесу.
Практическая работа. Экскурсия в природу. Наблюдение. Выполнение рисунков на тему « Весна».
Что вырастет из семечка? (2ч.)
Теоретическая часть. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя).
Практическая работа. Выращивание растений из семени.
Птицы весной. (1ч.)
Теоретическая часть. Связь сроков появления птиц с изменениями температуры воздуха, скрытием рек, появлением насекомых и другими сезонными изменениями в природе.
Водоемы. (1ч.)
Теоретическая часть. Водоемы, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд); использование человеком. Весеннее половодье.
Праздник весны. Утренник.(1ч.)
Практическая работа. Сценарий праздника.
Мы – защитники природы. (5ч.)
Охрана природы. (2ч.)
Теоретическая часть. Понятие об экологии как о науке, которая исследует, как связаны растения и животные друг с другом, как они приспособились к окружающей природе и как сами влияют на природу. Экологическая обстановка сегодня. Законы об охране природы. Просмотр видеофильма.
Практическая работа. Выставка детских рисунков на экологическую тему: «Давайте сохраним планету!».
Растения и животные «Красной книги России».(2ч.)
Теоретическая часть. «Почему она красная?" Знакомство с растениями «Красной книги России». Знакомство с животными «Красной книги России».
Практическая работа. Изготовление знаков к правилам поведения в природе.
Игра – путешествие «По лесным тропинкам» (1ч.)
Практическая работа. Сценарий мероприятия.
Подведение итогов. (1ч.)
Анализ работы кружка за учебный год. Выставка проектных работ.
Материально-техническое обеспечение
1. Научно- популярные, художественные книги для чтения ( в соответствии с основным содержанием обучения)3. Детская справочная литература ( справочники, атласы – определители, Энциклопедии) об окружающем мире ( природе, труде людей, явлениях)
2. Печатные пособия.
3. Таблицы природоведческого и обществоведческого содержания в соответствии с программой обучения.
4. Плакаты по основным темам естествознания.
5. Географические карты
6. Иллюстративные материалы
Интернет – ресурсы
1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа: http//school-collection/edu.ru
2. КМ –школа ( образовательная среда комплексной информатизации школы). – Режим доступа: : http//www.km- school.ru
Материально – техническое обеспечение программы
1. Технические средства обучения
- Классная магнитная доска
- Ноутбук учителя
- Многофункциональное оборудование
- Мультимедийный проектор
- Интерактивная доска
2. Учебно – практическое оборудование
- простейшие школьные инструменты: ручки цветные и простые, карандаши цветные и простой, линейка, ластик
-материалы: тетради, бумага писчая
- Ученические столы двухместные с комплектом стульев
- Стол учительский с тумбой
- Шкафы для хранения учебников, оборудования, дидактических материалов, пособий и др.
Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Афанасьева В.И. Экология не знает границ. // Юный натуралист. 1990, №1.
Большакова М.Д. Модели для ознакомления младших школьников с комнатными растениями. // НШ. 1996, №3.
Виноградова Н.Ф. Экологическое воспитание младших школьников: Проблемы и перспективы. // НШ. 1997, №4.
Воробьева А.Н. Экологическое образование младших школьников. // НШ, 1998, №6.
Герасимов В.П. Животный мир нашей Родины. М.: Просвещение, 1985.
Дерябко О.Д. Субъективное отношение к природе детей начальной школы. // НШ. 1998, №6.
Жестгрва Н.С. Состояние экологического воспитания учащихся. // НШ. 1989, № 10.
Захлебный А.Н. Школа и проблемы охраны природы. М.: Педагогика, 1981.
Ишутинова Л.М. Грибы – это грибы. // НШ. 2000, №6.
Ладвинская А.А. Энциклопедия комнатного цветоводства. М.: ООО «ТД «Издательство Мир книги», 2006.
Плешаков А.А. Планета загадок. М.: Просвещение 1996.
Рыжова Н.А. Экологический проект: Мое дерево. // НШ. 1997, №4.
Симонова Л.П. Этические беседы по экологии с младшими школьниками. // НШ. 1999, № 5.
Симонова Л.П. «Зеленый дом». // НШ. 1998, № 6.
Сосновский И.П. Редкие и исчезающие животные. М.: Металлургия, 1987.
Титова К.Д. Комнатные растения. Определитель. М.: АСТ «Астрель», 2002.
Тихонова А.Е. Учебная природная тропа для младших школьников. // НШ. 1991, № 9.
Филатова Л.М. По страницам Красной книги. // НШ. 1991.
Хессайон Д.Г. Энциклопедия «Все о комнатных растениях». М.: «Кладезь-Букс», 2002.
Хефлинг Г. Все «чудеса» в одной книге. М.: Прогресс, 1983.
Хефлинг Г. Энциклопедия комнатного цветоводства. М.: Колос, 1994.
Чижевский А.Е. Экология у нас дома. // НШ. 1998, № 6.