СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Берлинка-дорога на крови

Нажмите, чтобы узнать подробности

Строительство железной дороги научастке Острогожск-Евдоково

Просмотр содержимого документа
«Берлинка-дорога на крови»

«Берлинка» – дорога на крови

На территории Воронежской области линия фронта установилась по реке Дон. Важный стратегический пункт – узловую железнодорожную станцию Лиски, тогда она называлась Свобода, – сходу не удалось взять. Старожилы помнят, сколь ожесточенные шли здесь бои. Враг не жалел ни бомб, ни снарядов.

А поскольку «продвижение» фашистам не удалось, то так необходимая им железная дорога Харьков-Лиски-Ростов на участке Острогожск-Евдаково оставалась непроезжей из-за непокорённых Лисок. Этот «разрыв» оккупантам добавил забот. В Острогожске необходимые наступающим на Сталинград войскам грузы из вагонов перебрасывали в кузова автомашин. Полевыми дорогами везли их в Евдаково. Там снова загружали в вагоны и по «ростовской ветке» везли на юг.

Фашистам потребовалась дармовая рабочая сила – военнопленные и местные жители.

Станцию Лиски за Доном советские войска держали крепко. На крутом повороте у реки надежно перекрыли фашистам рельсовый путь. Берлинские спецы решили его спрямить: быстро проложить железную дорогу километров в 25-30 на захваченной территории. Проложить путь через долы и холмы от острогожского пригородного села Гнилого через Петренково, Пахолок, мимо Ярков, Михново с выходом на Евдаково-Каменку.

Уже в августе фашисты приступили к сооружению ветки Острогожск-Евдаково, которая позволила бы иметь надёжный дорожный простор. Можно было бы оперативно перебрасывать войска вдоль фронта на нужный участок. Он ведь растянулся на тысячи километров от Баренцева моря до Кавказских гор. Облегчилось бы и снабжение армий оружием, боеприпасами, провиантом в донских и волжских степях. Ведь в вызревавшей на глазах Сталинградской битве будет решаться судьба не только Великой Отечественной войны, но и Второй мировой.

Железную дорогу строили подневольные рабы – военнопленные и местное население. В людской муравейник превратилась почти тридцатикилометровая трасса. Дорога ставилась на костях человеческих, на крови.

Фашисты вербовали себе пособников. Из них сформировали отряд лживых партизан. Они входили в доверие и уничтожали забрасываемые из-за Дона наши диверсионные группы. Женщин отправляли на утехи завоевателям. Во дворе нынешнего Острогожского консервного завода располагался вроде как санаторий – тут отдыхали, восстанавливали силы вражеские фронтовики. В основном же пленных отсортировывали на земляные дорожные работы. Гнали их в Гнилое. В этом селе на подъезде к Острогожску строился железнодорожный поворот, оттуда начиналась «берлинка». Работы велись сразу по всей трассе.

Немцы обращались с населением как звери.

1 . При постройке железной дороги за опоздание на 15 минут колхозников сажали на мороз в холодный сарай на целую ночь прямо с работы, а вместе с колхозником и его бригадира. Дети с 14 лет также подлежали этому наказанию. Этот жестокий метод применялся как система, и редкий колхозник не испытал этого.

2 . Избиение мирного населения применялось в каждом случае, как обычный метод на работе.

3 . За время пребывания немцев в слободе они поели всех кур и овец. Весь колхозный скот забран немцами. Многие колхозники также лишились коров, и теперь на 3-4 двора приходится одна корова, а до оккупации бескоровных хозяйств не было.

4 . Немцы обложили население: на каждый двор 2 кг овощных семян, которых нет у колхозников, но за каждый кг семян обязали сдать 1 центнер хлеба или 1,5 центнера картошки. Кроме того, отдельно обложили по 3 центнера картофеля на каждый двор. Молока надо было сдать100 литровв месяц.

Только освобождение от немцев, благодаря приходу Красной Армии, не позволило выполнить полностью этот план ограбления населения.

Были десятки лагерей на оккупированной территории в тогдашнем Евдаковском районе. Вдоль строящейся «Берлинки» они располагались в райцентре Каменка (сразу два, по пять-шесть тысяч человек в каждом), в поселке Тимирязева (бывшая Голопузовка), а далее – в Острогожских селах Петренково, Ближняя Полубянка и других.

В них содержалось до четырнадцати тысяч человек. Размещались за колючей проволокой в скотных колхозных дворах и просто в овраге под навесом. Рабочий день восемнадцать часов. Полураздетые и в бумажном белье, те, на ком уже обносилось военное обмундирование. Питание: баланда, мясо павших лошадей. От непосильного труда, истощения и болезней люди умирали ежедневно.

Если кто отказывался работать, избивали до полусмерти. На дороге, по которой пленных гоняли на работу, местные жители клали картошку, свёклу. Когда голодные наклонялись за едой, их пристреливали на месте. В германской армии по отношению к русским существовало убеждение: «Русские – неполноценный народ, варвары, у которых нет никакой культуры. Немцы призваны установить новый порядок в России.

Кантемировка была у немцев станцией снабжения армейского масштаба. Сюда прибывало эшелонами пополнение: дальше, на передний край, солдат и грузы отправляли автомашинами. Станция входила в состав Миллеровского отделения. В Россоши тоже размещалась диспетчерская служба. О прибытии и отправлении поездов из Кантемировки докладывали одновременно в Миллерово и Россошь.

Немцы чувствовали, что находятся на железной дороге в грозовой атмосфере ненависти. Они понимали, что ни на кого не могут положиться, что их окружают люди, горящие жаждой мести. Гитлеровцы сознавали, что их попытка эксплуатировать железную дорогу при помощи попавших в их руки советских железнодорожников провалилась. Не помогали террор, аресты, расстрелы. Поэтому фашисты и вынуждены были, несмотря на острый недостаток работников транспорта, привезти в большом количестве персонал из Германии.

У железнодорожного полотна «Берлинки» по предварительным данным захоронено более 10 тысяч погибших. Строительство и эксплуатацию «дороги на крови» прервала Острогожско-Россошанская оперция, которую в январе 1943 года начали советсткие войска.

На въезде в посёлок городского типа Каменка недалеко от железнодорожного полотна торжественно открыли мемориальный комплекс «Дорога на крови» в память о погибших при строительстве железнодорожной ветки Евдаково-Острогожск юго-Восточной железной дороги. Мероприятие приурочено к 70-летию Острогожско-Россошанской операции.

Сам мемориал включает в себя стелу с арчатым сводом с бронзовым колоколом, в трёх нишах кирпичной стены установлены мемориальные доски. На центральной - помещена карта «Берлинки» с расположением концентрационных лагерей. Слева на фрагменте железнодорожного пути установлена вагонетка. Автор проекта - архитектор, Почётный гражданин пгт Каменка Владимир Климов.