Беседа «День авиации и космонавтики»
Подготовила воспитатель ГПД Сосна Е.А.
Беседа «День авиации и космонавтики»
Цель: : Расширить знания детей о космосе, о небесных телах и солнечной системе . Познакомить с известными космонавтами, учеными и первооткрывателями космоса. Воспитывать любознательность, познавательный интерес, гордость за свою страну.
Ход беседы:
Воспитатель ГПД: Ребята, отгадайте загадку: “Рассыпался горох на тысячу дорог”.
Что это? Дети: Это звёздное небо
Воспитатель ГПД:Каждый раз, выходя вечером на улицу , мы поднимаем голову вверх и любуемся звёздами . Сколько интересного и загадочного они хранят. Как хочется оторваться от земли и пуститься в путешествие к далёким планетам…Вы согласны со мной Дети: Да Воспитатель ГПД: Представьте себе, вот стоит человек под огромным куполом небосклона. Он такой маленький и беззащитный по отношению ко всей вселенной…
С самых древних времен человек мечтал подняться в небо и он осуществил свою мечту. Так появились воздушные шары, самолёты, вертолёты. Но ещё наши прапрадеды не могли себе представить, что можно полететь в космос. А теперь есть люди, которые летают туда на работу. Вы догадались о ком речь? Дети: О космонавтах Воспитатель ГПД:Верно, этих людей называют космонавтами. И для таких полётов существуют специальны космические корабли.
Учёный Константин Эдуардович Циолковский был первым, кто заговорил о полётах в космос. Он придумал космический корабль. Люди смеялись над ним и говорили, что летать в космос невозможно. А конструктор Сергей Павлович Королёв взял и построил такой корабль. В космическом корабле (ракете )нет окон. В первой ракете, которая называлась «Восток», едва помещался один человек. При запуске из хвоста ракеты вырывалось пламя, как из большой петарды, и огромная реактивная сила тянула её вверх. Первыми на ракете слетали в космос и обратно две собачки - Белка и Стрелка .Но они не смогли рассказать о своём путешествии, и в космос отправился человек.Кто знает его имя? Дети: Это был Юрий Гагарин Воспитатель ГПД:Да, 12 апреля 1961 года Юрий Алексеевич Гагарин осуществил полёт на ракете в открытый космос .
С тех пор каждый год 12 апреля отмечают день освоения космоса. Как называют этот день? Дети: Это День авиации и космонавтики Воспитатель ГПД: Правильно Как же происходит сам полёт ракеты? (Ответы детей) Воспитатель ГПД:Чтобы понять принцып полёта ракеты, я предлагаю вам провести небольшой опыт. Нужно надуть воздушный шарик и зажать отверстие пальцами. А потом разжать пальцы и наш шарик резко вырвется вверх. Это происходит потому, что воздух выходит из шара. А когда воздух закончится, то шарик упадёт. Наш шар летел как ракета – он двигался вперёд, пока в нём был воздух. Вот примерно по такому принципу и ракета летит в космос. Только вместо воздуха у неё горючее. При горении горючее превращается в газ и вырывается назад пламенем.
Ракету делают из нескольких частей, которые называются ступенями и в каждой ступени есть свой бак с горючим. В первой ступени закончилось топливо – она отпадает, и тут же включается двигатель второй ступени и несёт ракету ещё быстрее, и ёще выше. Так до космоса добирается только третья ступень – самая маленькая и легкая. Она и выводит на орбиту кабину с космонавтом.
После Юрия Гагарина в космос летали сотни космонавтов. А в 1965 году Алексей Леонов впервые вышел из ракеты в открытый космос. Одетый в скафандр, он несколько минут висел рядом с кораблём в пустом пространстве.
Космонавт Герман Степанович Титов провёл на орбите сутки.
Первой женщиной - космонавт была Валентина Терешкова.
Когда начались полёты в космос, пришлось подумать и о том, где жить космонавтам, чтобы не тратить слишком много времени на дорогу к месту работы. Сначала наши учёные построили космическую станцию МИР, а потом её заменили более современной Международной Космической Станцией (МКС). На ней подолгу живут и работают (занимаются исследованием космоса) космонавты из разных стран.
В космосе часто работают роботы. Только похожи они не на человечков, а на причудливые металлические машины, опутанные проводами и датчиками. Такие роботы помогают людям исследовать планеты. Например, роботы-машины побывали на Венере, проникнув через её ядовитые облака, и теперь у учёных есть карты этой планеты.
Роботы смогли взять с Луны горсть грунта и доставить ее на Землю для исследования. Вскоре на Луну были запущены роботы-луноходы, которые ездили по поверхности Луны и передавали данные на Землю. А сейчас вокруг нашей Земли летают сотни роботов-спутников.Они передают на землю информацию о погоде, следят за движением судов в океане. Все ребята любят смотреть телевизор и болтать по телефону. А ведь это именно спутники передают наши телефонные разговоры и передачи телевидения.
Как? Вы можете увидеть на крышах домов огромные тарелки – это антенны, которые принимаю сигналы со спутника и передают их в аппарат и в телевизор.
Благодаря космонавтам и учёным –исследователям, мы теперь знаем , что Земля –не единственная планета во Вселенной.Кто из вас, ребята, знает, сколько всего планет в нашей солнечной системе? Дети: Всего их 9 Воспитатель ГПД:Верно, в нашей солнечной системе девять планет, которые расположены в таком порядке: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон.
Итак, мы знаем, что в космосе есть планеты, звёзды, кометы. Кто может мне назвать самую большую звезду? Дети: Это Солнце Воспитатель ГПД: Верно,Солнце – это звезда, самая близкая к Земле.Солнце – это гигантский шар из раскалённых газов. Это центр Солнечной системы, частью которой является и Земля.Оно вращается вокруг своей оси. А вокруг Солнца движутся девять больших планет. Каждая планета движется по своему пути – орбите.
Дети, а как вы думаете, Луна-это звезда или планета? Дети: Луна –это не звезда и не планета, а большой каменный шар, в несколько раз меньше Земли. Воспитатель ГПД: Луна-это спутник Земли, самое близкое к Земле небесное тело. На Луне нет ни воды, ни воздуха, там нельзя жить.На поверхности Луны днём бывает – жара до 130 градусов, а ночью – мороз до 170 градусов. Луна движется вокруг Земли и обходит ее за месяц.
Учёные изобрели телескоп, через который каждый желающий может любоваться красотой звёздного неба . А что вы, ребята, знаете о звёздах? Дети:Звёзды, сияющие в ночном небе – это тела из раскалённого газа.
Воспитатель ГПД:Звёзды излучают яркий свет, потому что их температура достигает 10 млн. градусов.Цвет звёзд зависит от их величины и температуры. Самые большие и горячие излучают голубоватый свет, а маленькие бывают белыми, желтыми, оранжевыми или красноватыми.Яркость звёзд зависит от удаленности её от Земли, чем ближе к нам звезда, тем ярче она кажется.
Скоро вы вырастете, ребята, и, возможно, кто-то из вас станет известным учёным, исследователем или космонавтом. А пока я всем вам от души желаю мирного неба над головой, яркого солнца и пусть по жизни вам светит путеводная звезда!
Константин Эдуардович Циолковский
1853-1935 г.г.
Сергей Павлович Королёв
1907-1966 г.г.
Юрий Алексеевич Гагарин
1934-1968г.г.
Герман Степанович Титов
1935-2000г.г.
Валентина Владимировна Терешкова
1937 г.