Беседа как метод обучения
Беседа -диалогический метод обучения, при котором, учитель путем постановки тщательно продуманной системы вопросов, подводит учеников к пониманию нового материала или проверяет усвоение ими уже изученного.
Виды беседы:
- вводные или вступительные (организующие) - применяются в начале урока или другого учебного занятия.
- сообщения новых знаний – применяются в форме вопросов и ответов преимущественно при анализе прочитанных текстов, запоминании ответов.
- закрепляющие - применяются для закрепления, обобщения и систематизации знаний.
- контрольно-коррекционные - применяются с целью определения уровня усвоенности знаний, их коррекции, уточнения, дополнения, конкретизации.
Беседа эффективна для:
- подготовки учащихся к работе на уроке;
- ознакомления их с новым материалом;
- систематизации и закрепления знаний;
- текущего контроля и диагностики усвоения знаний.
Основные структурные компоненты беседы:
Вступительная (напоминания и изложение основной информации, которая касается методики и содержания проведения беседы);
Основная (ознакомление с новыми проблемами, их связь с предыдущими знаниями, соответствующее их обсуждение и анализ, совместное обоснование);
Заключительная (итог результатов обсуждения, анализ и оценка ответов учащихся).
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ БЕСЕДЫ
1. ПОДГОТОВКА К БЕСЕДЕ:
а) определить цель беседы (истинные цели беседы не должны быть известны собеседнику);
б) определить целевые вопросы;
в) определить вопросы, поддерживающие беседу.
2. ВСТУПЛЕНИЕ В КОНТАКТ ВОЗМОЖЕН:
а) с вопросов, поддерживающих беседу, интересных собеседнику, и заинтересоваться этим;
б) с вопросов, имеющих эмоциональный характер;
в) не начинать с вопросов, вызывающих у собеседника негативные переживания.
3. СОЗДАНИЕ АТМОСФЕРЫ ДОВЕРИЯ:
а) собеседник должен быть уверен, что беседа приносит ему пользу;
б) при тесном контакте возникает потребность поделиться сокровенными мыслями и чувствами, довериться;
в) контакту способствуют собственное «раскрытие», доверительный рассказ о себе.
4. ОБСТАНОВКА ДЛЯ БЕСЕДЫ:
а) благоприятствующая;
б) не благоприятствующая.
5. ВЛАДЕНИЕ СОБОЙ.
а) поддерживайте обстановку взаимного доверия;
б) не обнаруживайте признаков властности;
в) не упрекайте.
6. ВО ВРЕМЯ БЕСЕДЫ СЛЕДИТЕ:
а) за особенностями речевого поведения собеседника;
б) за эмоциональными реакциями;
в) за срабатыванием механизма так называемой психологической защиты.
7. ПРАВИЛЬНОЕ ВЕДЕНИЕ БЕСЕДЫ:
а) не ставьте вопросы «в лоб»;
б) вопросы не должны быть внушающими, носить форму утверждения;
в) лучше ставить вопросы в определительной форме, краткие, понятные собеседнику.