СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Беседа "Хлеб – всему голова"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Беседа - путешествие по станциям "Хлеб - всему голова"проводилась в дистанционном  формате с детьми, имеющими нарушения слуха . Возраст детей -14-15 лет. 

Просмотр содержимого документа
«Беседа "Хлеб – всему голова"»

ГБОУ «Белгородская коррекционная общеобразовательная школа-интернат № 23»









Конспект открытого занятия

В 8 «а» классе

Вид деятельности: беседа

Тема занятия «Хлеб – всему голова»






Подготовила и провела

Воспитатель высшей категории

Полуэктова В.С.






Белгород, 2024


Беседа "Хлеб – всему голова"



Цель занятия:

  • Создание условий для формирования духовно-нравственного воспитания личности, развитие бережного отношения к хлебу, уважения к человеку труда, любви к родине; воспитание гордости за достижения тружеников сельского хозяйства.

  • Расширять знание детей о том, какой путь проходит зерно, чтобы стать хлебом, о ценности этого пищевого продукта.

  • Формировать уважительное отношение к труду хлеборобов, учить беречь хлеб. Познакомить детей с историческими фактами времён Великой Отечественной войны.

  • Обогащать словарный запас, развивать связную речь у детей; учить детей давать полные ответы на вопросы.



Ход занятия

1. Приветствие. Определение темы занятия.

- Добрый день, ребята! Я рада видеть вас на нашем внеклассном занятии.

Сегодня у нас состоится беседа. Тему беседы вы узнаете, когда отгадаете загадку. Вы готовы?

Вот он — высок, румян и свеж.

Его ты ежедневно ешь.

Дарницкий, стойленский и заварной,

Пшеничный любишь и ржаной.

- Что это? Это – ХЛЕБ

- Правильно, ребята, сегодня мы будем говорить о чуде земли, чуде труда человека – о хлебе. Он каждый день на нашем столе. Без него не обходится ни завтрак, ни обед, ни праздничный стол. Он каждый день на нашем столе. Без него не обходится ни завтрак, ни обед, ни праздничный стол. Хлеб для вас обычен, как воздух

Он сопровождает человека от рождения до глубокой старости - добрый наш друг, имя которого произносят с любовью и теплотой.

Его имя -….. правильно! Это - хлеб, хлебушек. Высоко ценили хлеб на Руси. В народе о хлебе говорили как о живом существе: хлеб-кормилец, хлеб-батюшка.

Тема нашей беседы: "Хлеб - всему голова". Это самая известная пословица о хлебе.

Что она обозначает? Мы ответим в конце занятия

Послушайте, что мы будем делать на занятии.

  • Беседовать

  • Отвечать на вопросы

  • Делать выводы

  • Отгадывать загадки

  • Играть

  • Вспомним пословицы о хлебе

  • Ответим на вопрос: почему говорят, что Хлеб – всему голова


Сегодня я приглашаю вас принять участие в путешествии по стране «Хлеба».

Путешествовать мы будем по станциям. Ребята, оказывается, хлеб появился очень давно, а как это было мы узнаем на станции ……

I Первая станция - «Историческая»Ведущий 1: 15 тыс. лет назад первобытные люди ели сырые зерна.

Затем научились растирать их между камней и получать крупу. Крупу смешивали с водой. Так появился первый хлеб, похожий на жидкую кашу


Люди научились добывать огонь и стали выпекать лепешки. Вот какими они были.  С тех пор началось на земле хлебопечение.

7 тысяч лет назад в Египте стали выпекать хлеб из кислого теста. Хлебопёк забыл про тесто. Он оставил его в теплой печи на ночь, тесто прокисло. Лепёшки из этого теста получились вкуснее, чем были раньше.

- Из чего пекли лепёшки древние люди? Из чего сейчас пекут хлеб?

Узнаете, когда отгадаете

загадки.

Белая белянка в поле гуляла.

Домой пришла, по рукам пошла (Мука)

Меня одну не едят,

А без меня мало едят. (Соль) В воде родилась, в огне крестилась, как на воду пала, так и пропала.

В морях и реках обитает,

Но часто по небу летает.

А как наскучит ей летать,

На землю падает опять.  (Вода)

В поле родился,
На заводе варился,
В чашке растворился. (Сахар)


Летом в огороде

При любой погоде

Солнышко сияло,

У плетня стояло,

Солнышко погасло

Получилось ….. (Подсолнечное масло)

Тесто быстро поднимают,
Кто печёт – тот это знает,
Сохранить сухими можно.
Догадались? Это - …… (Дрожжи)

В: Молодцы! Давайте повторим, какие же продукты нужны, чтобы испечь вкусный хлебушек.(мука, вода, дрожжи, сахар, соль, подсолнечное масло)

В: Скажите, где мы берём хлеб? (ответы). Правильно!

А вот какой путь проходит хлеб, до появления в магазине мы узнаем на следующей станции.

II. Мы прибываем на следующую станцию «От зерна до каравая».

1. Зимой слесари, токари, электрики, сварщики проверяют и ремонтируют тракторы, сеялки, комбайны.

2. Весной на поля выходят тракторы. Они пашут землю Кто управляет трактором? Трактористы.

3. Идёт трактор по полю и тянет за собой плуг. Потом вносят удобрение.

4.Затем землю боронят: разбивают плотные комки земли и выравнивают почву.

4. К трактору прикрепляю  сеялку. Сеялка ровными рядами укладывает зёрна в землю.

3. Солнце светит. Дождик идёт. На полях появляются всходы. Чтобы они росли крепкими, их не съели вредные насекомые, всходы обрабатывают

4. За вспашкой земли, за посевом семян, за ростом и развитием колосков следит агроном.

5. Всё лето зерно растет, образуя колоски, а там внутри зреет зерно . Пшеница выросла, но поле ещё не золотое. Ещё нельзя убирать урожай.

6. Вот хлебное поле стало золотым. Говорят: «Золотая нива!».

Пришла пора уборки урожая.

На поля выходят комбайны. Кто работает на комбайне? (комбайнер).

7.Начинается жатва - уборка урожая. С утра до глубокой ночи работают хлеборобы. Хлеборобы - это люди, которые выращивают и собирают зерновые культуры. Тракторист, шофёр, комбайнер, агроном – хлеборобы Нужно быстро собрать урожай, иначе колоски могут осыпаться и зёрна упадут на землю.

Пропадет урожай. Очень трудно быть хлеборобом.

Комбайн срезает колосья, обмолачивает – отделяет зёрна от колосьев, а из длинного его бункера зерно высыпается в самосвалы

Нужно быстро собрать урожай, иначе колоски могут осыпаться и зёрна упадут на землю.

Пропадет урожай. Очень трудно быть хлеборобом.

Шоферы везут зерно на элеватор.

Элеватор это зернохранилище с механическим оборудованием для приёма, очистки, сушки и отгрузки зерна.

Самые крупные зёрна оставляют на хранение, чтобы посеять на следующий год.Хранят зёрна в огромных башнях

С элеватора зерно везут на мукомольные заводы.

Специальные мукомольные машины перетирают зерно в муку.

А работают там? (мукомолы, мельники)

Муку везут на хлебозаводы, в пекарни в специальных машинах.

Здесь из муки, сахара, соли, воды, растительного масла и дрожжей замешивают тесто. Затем тесту придают нужную форму и отправляют его в печь. А на заводе из муки, что пекут ….? (хлеб, батоны, булки, печенье, булочки). Кто печёт хлеб? (пекарь)

На специальных машинах доставляют горячий хлеб в магазины, школы и детские сады.

Много людей утром, днём и ночью стараются, чтобы каждый из нас мог отведать вкус настоящего хлеба.

А вот и магазин, там мы покупаем наш хлебушек.

Каким бывает хлеб? (пшеничный, ржаной, кукурузный, зерновой, цельнозерновой)

Какой путь проходит хлеб? Сделаем вывод :

Какой путь проходит хлеб?

Это лёгкая работа? Как надо относиться к хлебу?

В: Трудно даётся человеку хлеб, поэтому и относиться к нему надо как, ребята? (Бережно)


Давайте вспомним профессии людей, которые растят и пекут нам хлеб (слесарь, токарь, электрик, сварщик, тракторист, комбайнер, шофер, мельник, агроном, грузчик, пекарь, продавец). 

  • Какие машины помогают людям?

Игра «Составьслово»

БЕХЛ            хлеб  

РОПИЖКО    пирожок    

АВТУШРАК  ватрушка     

ЛУЧИК    кулич

ОНТБА   батон

ЧАЛКА  калач

БУКБЛИ бублик

РАКАВАЙ каравай

Хлеб на нашем столе появляется благодаря нелёгкому труду людей 120 профессий. Нужно бережно и уважительно относиться к хлебу. 

Хлеб – наше богатство!



III.  Мы прибываем на станцию «Бережливых»

Ребята, вы знаете, сколько стоит хлеб? Это дорого? Да стоит он не так уж дорого.

Бережно относился во все века народ к хлебу! Ни крошки со стола на пол не сметал. И нам об этом наставление дал.

А теперь давайте послушаем стихотворение С. Михалкова «Булка» и узнаем, как надо относиться к самому дорогому продукту человеческого труда.

Три паренька по переулку,

Играя, будто бы в футбол

Туда – сюда гоняли булку

И забивали ею гол.

Шел мимо незнакомый дядя,

Остановился и взглянул.

И на ребят, почти не глядя,

К той булке руку протянул.

Потом, насупившись, сердито

Он долго пыль с нее сдувал

И вдруг спокойно и открыто

При всех ее поцеловал

Ты, кто такой? – спросили дети,

Забыв на время про футбол.

Я- пекарь – человек ответил

И с булкой медленно ушел.

И это слово пахло хлебом

И той особой теплотой,

Которой налиты под небом

Моря пшеницы золотой.

  • Можно так обращаться с хлебом?

  • А как поступите вы, если увидите хлеб на земле?

  • О чём забыли мальчики? О настоящей цене хлеба.

Слайд 42

А сейчас вспомним правила обращения с хлебом    

1. Береги хлеб, он дорого достаётся.

2. Не оставляй недоеденных кусков.

3. Бери хлеба столько, сколько съешь.

4. Никогда не выбросай хлеб, не играй с ним.

5. Подними брошенный кусок, отдай птицам, но не оставляй на полу, на земле, чтобы не затоптали в грязь человеческий труд.

6. Научись использовать чёрствый хлеб.

7. Всегда и везде уважительно относись к хлебу!

.

Эти правила нужно запомнить и всегда им следовать.


- Изменяется жизнь, а хлеб - батюшка, хлеб - кормилец остаётся самой большой ценностью

Сколько хлеба вы можете съесть? Сколько захочется. Но так было не всегда….

Мы добрались до станции «Хлеб военных лет» 

А вот как было во время войны.

1941 год. Идёт Великая Отечественная  война.

8 сентября Ленинград был взят в блокадное кольцо. Днём и ночью фашисты бомбят и обстреливают город. Запасы продуктов закончились, а в городе 2 миллиона человек. Чем кормить людей

Хлеб выдавали по карточкам. Рабочие получали в день 250 граммов, а остальные жители – 125 граммов – маленький  кусочек хлеба на весь день и больше ничего. За хлебом стояли огромные очереди. Люди умирали от голода прямо на улицах.

Хлеб выдавали по карточкам. Рабочие получали в день 250 граммов, а остальные жители – 125 граммов – маленький  кусочек хлеба на весь день и больше ничего.

Посмотрите на экран. Этот маленький кусочек блокадного хлеба хранится в музее Санкт-Петербурге. Его трудно назвать хлебом : мука из коры берёзы, сухая крапива или лебеда, хвоя, отруби, целлюлоза (похожа на размокшее мыло) и только 5 граммов ржаной муки.

Как вы думаете, каким на вкус был этот хлеб?

А люди были рады любому кусочку. Они понимали, что хлеб - это жизнь!

И эти крохи помогали им выжить. Есть хлеб – будет и жизнь.

Помните это и бережно относитесь к хлебу.


Каждый учащийся должен твердо усвоить: взял кусок хлеба в столовой - съешь его! Не хочешь есть - не бери!


IV. Мы с вами добрались до станции «Занимательная»

Здесь можно услышать много интересных сведений о хлебе:

  • Единственный в России МУЗЕЙ ХЛЕБА  открылся в 1988 году в Санкт-Петербурге. В музее есть всё, что связано с выпечкой хлеба.

  • С 2006 года на всех уголках планеты 16 октября отмечается  Всемирный день хлеба

  • Чтобы испечь 1 буханку хлеба нужно10.000 зёрен.

  • Каждый день в мире люди съедают около 9 миллионов буханок хлеба!

  • За всю жизнь человек съедает в общей сложности 15 тонн хлеба

  • В хлебе содержится более 200 полезных веществ для человека (белки, углеводы, минеральные вещества, витамины, клетчатка и др.)

  • Издавна на Руси гостей встречали хлебом солью в знак особого уважения.

Девушки, которые выносили хлеб, назывались каравайщицами.

Хлеб в старину называли “жито”, от слова жить.

  • Редкое свойство хлеба – он никогда не приедается, никогда не надоедает людям

  • Россия издавна славилась хлебом. Хлеб и сейчас богатство нашей страны.

    • Много стихов, песен, пословиц, поговорок и пословиц сложено о хлебе. А вы знаете пословицы и поговорки о хлебе? Тогда пора собирать наш «урожай пословиц».

«Урожай пословиц»

Без соли невкусно, без хлеба несытно.

Баз хлеба сыт не будешь.

Не велик кусок пирога, а стоит много труда.

Работай до поту — поешь хлеба в охоту.

Хлеб в закромах - счастье в домах!

Покуда есть хлеб и вода, всё не беда.

Если хлеба ни куска, так и в тереме тоска.

Игра «Собери пословицы»

  1. Худ обед а) богатырская еда

  2. Хлебушек ржаной б) будет и обед

  3. Будет хлеб в) не свалится с неба

  4. Хлеб да вода г) отец наш родной

  5. Каравай хлеба д) если хлеба нет

- Молодцы! Хорошо знаете пословицы.

В: Наше путешествие закончилось. О чём мы говорили?

Хлеб – всему голова! Почему так говорят?

Хлеб – главная еда для человека.

Без хлеба еда не так вкусна.

Есть хлеб – голод не страшен! Вы с этим согласны?

Долгий путь проходит маленькое зернышко, чтобы попасть к нам на стол пышным караваем. Хлеб вкусный и полезный, в нем наше здоровье и сила.

Пусть в каждом доме, всегда пахнет свежим ароматным хлебом. И до новых встреч!




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!